Практическое занятие по теме 8. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие по теме 8.



Домашнее задание

1. Изучить литературу, рекомендованную по данной теме.

2. Подобрать нормативно-правовые акты по 2 - 4 отраслям права.

3. Выбрать нормы права различных видов, подлежащие анализу.

Занятия в аудитории

Каждый студент анализирует вид и структуру норм права, остальные – оценивают правильность ответов.

Преподаватель дает заключение по каждому ответу,

Пример: ч.2 ст. 655 ГК РФ

«При прекращении договора аренды здания или сооружения (гипотеза) арендованное здание или сооружение ДОЛЖНО быть возвращено арендодателю с соблюдением правил, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи (диспозиция)»

Норма: По назначению - регулятивная,

По форме предписания – императивная,

По содержанию предписания – обязывающая,

По соотношению – отсылочная (отсылает к другой норме этого же нормативного акта).

Тема 9. Источники (формы) права

ПЛАН:

1. Понятие источника (формы) права, их виды.

2. Правовой обычай и правовой прецедент, их значение в современных условиях.

3. Нормативный договор – понятие, виды и значение для современного мира.

4. Нормативный правовой акт: понятие, виды, значение как источников права.

5. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

6. (доп.). Источники права современной России.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Следует разобраться с понятием источников (форм) права в широком и узком смысле слова, с их разделением на внешние и внутренние.

Надо знать те источники права, которые существуют (и существовали) в различных странах, такие как правовой обычай, юридический прецедент; нормативный правовой акт; нормативный договор, священные книги доктрина, правосознание. Необходимо разобраться с юридической (в том числе судебной) практикой, ее ролью в формировании норм права.

Надо уяснить понятия этих источников, их практическое значении в разных странах и в различные исторические периоды.

2. Говоря о правовом обычае и юридическом прецеденте (и его видах), необходимо выделить их понятие, роль в историческом развитии права и значение в современных условиях, применительно к правовым системам различных государств.

Интересен и важен вопрос о роли этих источников в российском праве. В каких отраслях права используются правовые обычаи? Имеют ли у нас место какие-либо элементы прецедентного права и какую вообще роль играет судебная практика?

3. Большое значение в качестве источников права в России приобретают нормативные договоры, т.е. двусторонние или многосторонние соглашения субъектов права, содержащие обязательные для них правовые нормы. Надо разобраться с видами нормативных договоров, определиться с местом международных договоров среди других источников права.

4. Нормативный правовой акт является наиболее распространенным источником отечественного права. Надо уяснить его понятие, признаки и уметь отличить его от индивидуального правового акта. Необходимо знать виды нормативных актов и их иерархию (соотношение по их юридической силе). Важно знать отличительные признаки закона и его соотношение с подзаконными нормативными актами, а также виды законов и подзаконных актов.

Особое место в системе права принадлежит Конституции государства - ее Основному Закону, которому должны соответствовать все без исключения нормативные и индивидуальные акты. Студентам следует хорошо ориентироваться в положениях действующей Конституции РФ.

Применительно к каждому виду нормативных актов следует привести соответствующие примеры.

5. Действие нормативно-правовых актов рассматривается применительно к следующим аспектам: во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Надо знать, каков порядок вступления в юридическую силу (и утраты такой силы) законов и подзаконных нормативных актов. Важен для практики вопрос об обратной силе закона. По общему правилу "закон обратной силы не имеет". Важно знать исключения из этого правила.

Применительно к действию нормативных актов в пространстве необходимо представлять себе чем определяется территория, на которой такой акт действует, и что входит в территорию государства. Также надо знать в каких случаях нормативный акт будет действовать вне зависимости от территории государства.

Надо знать также общее правило действия нормативного акта по кругу лиц и исключения из этого правила.

 

Тема 10. Правотворчество

ПЛАН:

1. Понятие и виды правотворчества. Соотношение правотворчества и правообразования.

2. Правотворческий процесс, его основные стадии.

3. Принципы правотворчества.

4. Юридическая техника и язык закона.

5 Основные требования к содержанию нормативных правовых актов.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Под правотворчеством понимается основанная на законе деятельность компетентных органов по созданию нормативных правовых актов.

Выделяют четыре вида правотворчества (правотворчество государственных органов, референдум, делегированное и санкционированное правотворчество). Студентам необходимо знать их особенности, уметь их различать. Следует подобрать примеры этих видов правотворчества.

Правотворчество должно быть ориентировано на высокое качество нормативных актов. К показателям этого качества относится прежде всего их содержание, т.е. то, что предписывается таким актом в соответствии с объективными условиями жизни общества, а также тем, насколько это предписание способствует социальному прогрессу, достижению тех экономических и других целей, которые стоят перед обществом, государством, органами власти.

К важным показателям качества нормативно-правового акта относятся также его законность, согласованность норм права с другими социальными нормами, структура, внутренняя непротиворечивость и язык, которым он изложен.

Термин "правообразование" обычно употребляется в двух смыслах:

а) образование (происхождение) права в целом и

б) возникновение отдельных правовых норм.

Студент должен видеть разницу и связь понятия «правобразование» и «правотворчество».

 

2. Правотворчество - система действий, процесс, который состоит из определенных стадий:

1) установление необходимости в правовом регулировании;

2) подготовка проекта нормативного акта;

3) его обсуждение, согласование, редактирование, доработка;

4) принятие нормативного правового акта;

5) его опубликование.

Более сложную структуру имеет законодательный процесс, который в нашей стране включает:

1) законодательную инициативу со стороны строго определенных Конституцией субъектов права;

2) подготовку концепции и проекта закона;

3) обсуждение законопроекта в комиссиях, комитетах, палатах, на сессиях законодательного органа (Государственной Думы);

4) принятие закона в определенном порядке, обычно в трех чтениях;

5) одобрение закона Советом Федерации;

6) подписание закона Президентом Российской Федерации;

7) опубликование закона.

Студент должен уметь анализировать процесс правотворчества с точки зрения его стадий применительно и к законотворчеству в Российской Федерации, и к созданию других нормативных актов.

Для более подробного изучения темы «Правотворчество» студентам предлагается ознакомится с Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации, где они самостоятельно ищут нормативное регулирования всего правотворческого процесса.

Процесс правотворчества предполагает использование необходимых исследовательских методов и совершение определенных рабочих операций. Следует иметь в виду, что этот процесс весьма плодотворно может быть усовершенствован посредством использования теории и практики принятия решений, в том числе с использованием компьютерной техники и других средств изучаемых теорией управления.

3. Законодательная (и вообще всякая правотворческая) деятельность состоит прежде всего в осознании, что и как в общественных отношениях должно быть урегулировано правом. Особенно важно выявить реальные общественные потребности, что обусловливает детерминацию воли законодателя в соотносимости с процессом правообразования. Нельзя, однако, не учитывать субъективных - индивидуальных и групповых - качеств лиц, причастных к подготовке и принятию нормативно-правовых актов, прежде всего их интересов, уровня морали, общей и юридической подготовки, деловой квалификации.

Оптимальность правового регулирования обеспечивается соответствием правотворческого процесса определенным принципам.

К принципам правотворчества можно отнести: научность, демократизм, компетентность, плановость, материально-техническую обеспеченность. В целом же вопрос о принципах правотворчества - один из наиболее спорных, поскольку решение его прямо зависит от конкретной обстановки в обществе и государстве.

При рассмотрении вопросов, связанных с реализацией принципов правотворчества, внимания заслуживают такие вопросы: выявление общественного мнения и позиции специалистов-правоприме-нителей, правовой эксперимент, научная экспертиза проектов, юридическая техника, конкретизация и толкование правовых норм.

В плане правотворческой конкретизации в условиях России следует рассмотреть проблему соотносимости федерального правотворчества и правотворчества субъектов федерации, компетенции Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, решения которых нередко выступают фактически как источники права.

4. Для того, чтобы законы и другие нормативные акты успешно функционировали, они (как и все правовые нормы, в них содержащиеся) должны быть ясными, четкими, понятными. (Здесь уместно вспомнить такой признак нормы права, как формальная определенность). Все это обеспечивается средствами и приемами юридической техники.

Студент должен освоить понятие юридической техники, образующие ее средства и приемы.

 

Особое внимание необходимо уделить:

- юридической терминологии;

- особенностям юридических конструкций и построений;

- технико-юридическим приемам.

Необходимо четко представлять себе указанные средства и приемы, подобрать соответствующие примеры.

5. Теория государства и права должна вырабатывать общие требования (рекомендации), относящиеся к любому нормативному акту, независимо от его конкретной отраслевой принадлежности.

Главными требованиями являются следующие:

- соответствие нормативного акта (и его отдельных норм) реальным условиям жизни общества, существующим общественным отношениям;

- законность нормативного акта, т.е. его соответствие вышестоящим актам по содержанию, форме и процедуре принятия и опубликования;

- соответствие нормативного акта требованиям общественной морали;

- обеспечение четкости, ясности, доступности формулировок, соблюдение других правил юридической техники;

- включение акта в систему законодательства (его учет при проведении систематизации законодательства).

 

Тема 11. Система права и система законодательства. Основные правовые системы современности.

ПЛАН:

1. Понятие системы права и правовой системы, их структура и соотношение.

2. Система законодательства и ее соотношение с системой права.

3. Понятие и виды систематизации законодательства.

4. Основные семьи правовых систем (межнациональные системы права)

5 (доп.). Тенденции развития основных семей правовых систем в современных условиях.

6 (доп.). Общая характеристика правовой системы современной России.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Необходимо вспомнить понятие системы, для чего следует обратиться к материалам по теме 4.

Система права есть совокупность различного уровня структурных элементов (частей) права - его отраслей, институтов, норм. В целом же, систему права можно определить как обладающую относительно устойчивым внутренним единством и автономностью совокупность юридических норм, дифференцированных по институтам и отраслям права.

Требуется четкое знание вопроса о критериях деления права на отрасли, а конкретно - усвоение основного критерия этого деления - предмета правового регулирования и дополнительного критерия - метода правового регулирования. Желательно знать и другие критерии: цели регулирования, отраслевые принципы и субъектный состав, которые вместе с предметом и методом регулирования образуют правовой режим отрасли.

Надо уметь сформулировать определения понятий института права и отрасли права, охарактеризовать отрасли права как Российской Федерации, так и некоторых других государств. Следует также подобрать примеры правовых институтов, в том числе и межотраслевых.

Правовая система - понятие гораздо более широкое. Это - единство всех компонентов правовой действительности. В правовую систему входят следующие компоненты:

- правовые нормы (т.е. система права);

- правосознание;

- правоотношения;

- правовая деятельность (как правомерная, так и противоправная);

- правовые учреждения и институты.

Правовая система конкретного государства называется национальной правовой системой. Студент должен суметь охарактеризовать элементы правовой системы современной России.

2. Система законодательства (в широком плане) - это взятая в единстве совокупность всех нормативно-правовых актов. Она выступает и как результат, следствие систематизации нормативных актов, и как органическое свойство законодательства.

В основе системы законодательства лежит нормативно-правовой акт, издаваемый чаще всего полномочным органом государства. К нормативному акту применимо понятие внешней формы права. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облечен (закона, или подзаконного акта). Система нормативных актов представляет собой иерархию по признаку их внешней формы (источника). В основе этой системы лежит иерархически важнейший акт - Конституция государства. Система законодательства постоянно развивается. Именно сейчас Российское государство переживает период бурного обновления и развития законодательства.

Изучая вопрос о соотношении системы права и системы законодательства, следует прежде всего иметь в виду, что в системе права системообразующим элементом является правовая норма, в системе законодательства – нормативный правовой акт. Система права складывается исторически, ее деление на отрасли и институты объективно обусловлено распределением норм права по предмету и методу регулирования.

Напротив, выделение отраслей в системе законодательства обусловлено волей законодателя, хотя, конечно, и эту волю ограничивают объективно сложившиеся закономерности самого правотворчества и объективные же потребности в формировании новых отраслей и подотраслей права (законодательства).

Соотношение системы права и системы законодательства следует проследить путем анализа соответствия отраслей права и отраслей законодательства. Внимания заслуживают законодательные комплексы (экологическое, предпринимательское законодательство и др.)

3. Вопрос о системе права и системе законодательства - это в значительной мере вопрос о классификации и систематизации правового материала в целях обеспечения его доступности и удобства использования субъектами правореализации.

Систематизация есть процесс сведения правового материала в системное единство для удобства пользования им.

Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Обеспечение согласованности правовых норм, устранение противоречащих друг другу и дублирующих нормативно-правовых актов достигается с помощью систематизации законодательства.

Следует хорошо представлять себе основные формы систематизации законодательства – учет, инкорпорацию, кодификацию и консолидацию, их сходные признаки и различия.

4. Принято выделять правовые системы, существующие как целостные и, вместе с тем, дифференцированные образования, относительно обособленные и самостоятельные в определенных государствах и в международном масштабе.

Для характеристики правовых систем прошлого и настоящего решающее значение имеют содержание и сущность собственно права, действующего в данном государстве (группе государств). Следует обратить внимание на то, что правовые системы - это не только целостные совокупности объективированных (зафиксированных в источниках права норм), но и вся действующая (фактическая) структура права в единстве его конкретных и абстрактных форм, включая правоотношения и правосознание (им будут посвящены специальные темы курса), а также правоприменительная практика.

Немалое значение для правовой системы имеют удельный вес присущего ей частного и публичного права, материального и процессуального права, светского и религиозного права, разновидности судебного процесса и арбитража, место юриспруденции и, конечно, уровень правовой культуры общества и его правящих кругов, характер господствующей идеологии и преобладающего мировоззрения.

Современная государственно-правовая теория и практика позволяют говорить о следующих правовых семьях, или видах правовых систем:

· германско-романской или системе континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и другие государства);

· англо-саксонской или системе общего права (Англия, США, Канада, Австралия и другие государства);

· системе религиозно-традиционного права (многие государства Азии и Африки).

Различия между семьями правовых систем следует рассматривать по следующим основным признакам:

· основные источники права;

· понимание сути правовой нормы;

· характер правоохранительной деятельности.

Надо уметь анализировать по этим признакам правовые системы различных государства (в том числе России) и определять их принадлежность к той или иной семье правовых систем.

 

Тема 12. Правовые отношения.

ПЛАН:

1. Понятие и структура правоотношения

2. Субъекты правоотношения и их виды. Правосубъектность.

3. Юридическое содержание правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности: понятие, виды, соотношение.

4. Объекты правоотношения: понятие, виды.

5. Юридические факты.

6. Виды правоотношений.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Проблема правовых отношений (правоотношений) - одна из наиболее сложных теоретически и значимых практически проблем, связанная с необходимостью уяснить сущность этого явления как социального отношения особого типа, выяснить признаки, которые отличают правоотношения от других видов общественных отношений.

Нужно уяснить роль правоотношений в жизни общества, знать основные признаки правовых отношений и уметь различать на этой основе правоотношения и иные общественные отношения, а также отношения, возникающие до норм права, но имеющие правовой характер, и общественные отношения, урегулированные нормами права, и применительно к последним - раскрыть соотношение норм права и правоотношений.

С точки зрения социальных предпосылок, возникновение правоотношений может происходить:

· путем придания юридической формы уже сложившимся общественным отношениям, которые фактически представляют собой связь сторон, обладающих взаимными правами и обязанностями;

· посредством закрепления на основе познания тенденций общественного развития еще не сложившихся отношений, способствуя тем самым их становлению и утверждению.

Во многих случаях правоотношения могут возникнуть только на основе принятия новой правовой нормы, что характерно, например, для процессуальных правоотношений. В данном случае юридизация какой-либо процедуры осуществляется в целях более эффективного отправления правосудия.

К элементам структуры правоотношения относятся: субъекты правоотношения, содержание правоотношения и объект правоотношения.

Студент должен разобраться в понятиях этих элементов правоотношения, уметь привести примеры, понимать роль правоотношений в социальной жизни.

2. Участниками правоотношений выступают различные субъекты:

а) индивидуальные (физические лица) и

б) коллективные (государственно-территориальные образования и организации).

Надо уметь классифицировать субъектов правоотношения, знать их признаки.

Следует усвоить важнейшее в правовой теории и практике понятие правосубъектности и ее структурных элементов (правоспособности, дееспособности и деликтоспособности), знать чем определяется правосубъектность индивидуальных и коллективных субъектов.

3. Содержание правоотношений составляют те фактические общественные отношения, которые оказываются урегулированы нормами права.

Под социальным содержанием правоотношения понимается содержание фактического общественного отношения, т.е. социально значимую деятельность, поведение участников отношения, осуществляемые в рамках их субъективных прав и юридических обязанностей, которые и образуют юридическое содержание этого правоотношения.

Субъективное право - это установленная законом мера (вид, объем) возможного поведениясубъекта правоотношения. Различают три вида субъективного права (три правомочия):

· право действия, т.е. право на собственные активные действия, не требующие согласования с кем бы то ни было;

· право требования, т.е. право требовать от обязанной стороны исполнения лежащей на ней юридической обязанности;

· право на защиту (правопритязание) т.е. право на защиту своих правомочий государством в случае нарушения другой стороной своих прав.

Юридическая обязанность - это установленная законом мера (вид, объем) должного поведения обязанного субъекта правоотношения. которому оно должно следовать под страхом государственного принуждения. Юридические обязанности также бывают трех видов:

· активная обязанность, т.е. обязанность совершить определенные действия в интересах управомоченной стороны;

· пассивная обязанность, т.е. обязанность воздержаться от запрещенных действий;

· обязанность нести юридическую ответственность, т.е. претерпеть нежелательные последствия совершенного правонарушения.

Необходимо уяснить эти понятия, уметь привести соответствующие примеры, четко усвоить характер связи прав и обязанностей участников определенного правоотношения.

4. Объект правоотношения - это то, по поводу чего существуют взаимные права и обязанности участников правоотношения (блага, ценности, документы, действия и др.). Надо знать виды объектов, уметь их выделить и привести соответствующие примеры.

5. Правоотношения возникают, изменяются или прекращаются с появление юридических фактов (факта), т.е. конкретных жизненных обстоятельств, с наступлением которых норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Нужно знать классификацию юридических фактов и понятие фактического состава, иллюстрировать теоретические положения примерами из жизни и законодательства.

6. Виды правоотношений можно выделять по различным основаниям, в том числе: по сферам человеческой деятельности, по отраслям права, по числу и по видам их участников (субъектов), по характеру юридической обязанности и др.

Большое значение имеет классификация по степени индивидуализации субъектов. При этом выделяются правоотношения:

· общие, в которых ни один из участников не индивидуализирован (по типу – каждый со всеми остальными);

· конкретные (в них известен хотя бы один из участников).

Конкретные правоотношения делятся на абсолютные (в них индивидуализирована только одна сторона) и относительные, в которых известны все участники.

Студенты должны подобрать примеры разных видов правоотношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.072 с.)