Виды республики и их признаки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды республики и их признаки



  Виды республик
Президентская Смешанная Парламентская
Определение      
Порядок избрания президента      
Порядок образование правительства      
Ответственность правительства      
Право роспуска парламента у президента      
Объем полномочий президента      
Представители      

 

Нетипичные формы республик:__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма государственного устройства

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

заполните таблицу:

  Форма государственного устройства
Унитарное государство Федерация Конфедерация Империя Союз
Определение            
Территория            
Статус административно-территориальных единиц          
Государственный аппарат          
Гражданство          
Правовая система            
Судебная система            
Налоговая система            
Представители          

 

Политический режим

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполните таблицу

  Демократический Антидемократический
    Тоталитарный Авторитарный Военный
Определение      
Признаки            
Представители        
Российская история            

 

 

Тема 6. Функции и механизм государства.

ПЛАН:

1. Понятие функций государства и различные подходы к их

классификации.

2. Правовые и неправовые формы осуществления функций государства.

3. Государственный механизм и государственный аппарат (понятие, соотношение, структура)

4. Государственные органы и их виды, государственная служба.

5. (доп.). Современные проблемы совершенствования механизма Российского государства.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Функции каждого государства выражают его предметно-политическую сущность. Они определяются теми целями и задачами, которые ставит перед собой правящий политический режим на том или ином историческом этапе развития, хотя подразделение их, в частности, на внутренние и внешние, как и приоритет внутренних, неизменны у всех государств.

Необходимо разобраться в понятии и классификации функций, уяснить содержание внутренних и внешних функций, показать их взаимосвязь, взаимодействие и тенденции развития. Надо разобраться с разделением внутренних функций на классовые и общесоциальные, уяснить связь такого деления с двойственной сущностью государства.

Следует показать причины появления другого подхода к классификации государственных функций, дать характеристику содержательно-целевых функций.

Важно уяснить, как в настоящее время трансформируется характер и содержание функций Российского государства.

 

2. Следует обратить внимание на формы осуществления функций государства, выделив особо правовые формы такого осуществления. К правовым формам относят правотворческую, правоприменительную и охранную формы. К неправовым относят экономические, политические идеологические и организационные методы.

 

3. Механизм государства - это система взаимосвязанных общими принципами и целями государственных органов, с помощью которых реализуются задачи и функции государства.

Надо различать механизм и аппарат государства, представлять их структуру и соотношение.

Важно знать разные подходы к соотношения этих понятий.

 

4. Следует знать признаки и уметь классифицировать государственные органы, в том числе с учетом принципа разделения властей, а также разделения функций и труда по управлению делами общества и государства.

Особая роль в механизме государства принадлежит вооруженным отрядам людей, "материальным придаткам" государства и его правоохранительным органам. Следует уяснить их роль и место в механизме государства.

Аппарат государства состоит из государственных служащих (чиновничества). Необходимо знать основные юридические характеристики института государственной службы и статуса государственных служащих, ориентироваться в проблеме предупреждения и преодоления коррупции и бюрократизма, все более нетерпимых под углом зрения интересов реформирующегося Российского государства.

***

Большое значение, применительно ко всем указанным вопросам, имеет проблема международного общения государств, формирования их региональных и межрегиональных сообществ, организаций. Здесь особую роль играет международное право, которое регулирует международные связи всей мировой системы государств.

Общепризнанными (в качестве объективно, жизненно необходимых) принципами взаимоотношений между государствами являются добрососедство, равноправие, взаимная выгода и невмешательство во внутренние дела друг друга до тех пор пока какое-либо государство не нарушает международные нормы, в том числе относящиеся к правам человека. Практика реализации международных функций современного Российского государства демонстрирует именно такой подход, сказывается она и на реализации его внутренних функций.

Тема 7. Понятие, сущность, признаки и типология права.

ПЛАН:

1. Общая характеристика западных теорий права.

2. Современные подходы к пониманию права.

3. Узкое и широкое правопонимание, их значение для теории и практики.

4. Сущность, принципы, функции и социальная ценность права.

5. Типология права.

6. (доп.). Право и закон: соотношение при различных типах правопонимания и значение для юридической науки и практики.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Следует разобраться с причинами множественности теорий права в западной науке, уметь охарактеризовать основные теории (естественного права, юридический позитивизм, социологическую, нормативистскую, психологическую). При этом рекомендуется выделить применительно к каждой теории: время ее возникновения, основных представителей, ее содержание, позитивные и негативные стороны. Интерес представляет влияние указанных теорий на современное состояние правопонимания.

2. Право – явление сложное и многогранное, поэтому его можно анализировать с различных позиций, выделяя в качестве основных те или иные его признаки. Следует знать основные подходы к правопониманию, существующие в нашей современной науке: нормативный, социологический, философский, психологический, аксиологический, генетический, либертарный, а также объединяющий их интегративный (комплексный) подход. На основе этих подходов можно выделить основные типы современного правопонимания (нормативный, социологический, философский и интегративный).

 

3. В нашей стране дискуссии о понятии права привели к двум основным видам правопонимания - "узкому" и "широкому". Рекомендуется проанализировать методологический, теоретический, социальный, а главное - практический аспекты этих видов правопонимания.

Важно помнить, что данная проблема имеет огромное практическое значение. Речь идет о понятии права в качестве всеобщего масштаба и равной меры (нормы) свободы индивида как важнейшего регулятора общественных отношений, инструмента достижения согласия в обществе. То или иное понятие (и понимание) права является ключевым для всей системы правовых понятий, категорий и, конечно, для юридической практики.

Студент должен выработать свое отношение к различным типам правопонимания и уметь мотивировать свою точку зрения.

 

4. Надо разобраться с признаками права, определить сущность права, исходя из различных подходов к этому явлению. Для более глубокого понимания сущности и ценностной характеристики современного права большое значение имеет вопрос о его принципах. Следует знать принципы права, их классификацию по различным основаниям, уметь раскрыть их современное понимание. Особенно внимательно нужно отнестись к вопросам правовой реформы в России, которая прямо связана с реализацией принципов современного права.

Следует обратить внимание на понятие функций права и их содержательную характеристику, на связь функций права с видами (формами) воздействия права на поведение людей и со сферами (предметом) данного воздействия, усвоить соотношение функций права с функциями государства. На этой основе можно говорить о политических, социальных и юридических функциях права.

Вопрос о социальной ценности права можно рассмотреть на основе реализации его функций, выделяя его роль с позиций государства, общества и личности.

5. Типология права в рамках формационного подхода соответствует типологии государства, к которой и следует обратиться (см. тему 3).

В рамках цивилизационного подхода типы права обычно не выделяются. При этом, относительная самостоятельность и специфичность права как особого социального феномена позволяет осуществить иные варианты его классификации, которые будут рассмотрены в теме 11.

 

Тема 8. Нормы права.

ПЛАН:

1. Социальное регулирование и социальные нормы.

2. Понятие и признаки правовой нормы.

3. Структура нормы права.

4. Классификация правовых норм.

5. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

6 (доп.). Проблемы эффективности, истинности и легитимности правовых норм. Пути и средства достижения этих качеств.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Для более глубокого понимания сущности и особенностей права, его роли в жизни общества необходимо рассматривать право в общей системе социальной регуляции, выяснить взаимосвязи права с другими элементами этой системы - обычаями, традициями, моралью и др.

Нужно знать понятие социальной нормы и ее признаки. Видами социальных норм являются нормы политические, религиозные, нормы морали (нравственности), религиозные, корпоративные и др.

Особенно значим вопрос о соотношении норм права и морали, а также о соотношении политических и юридических норм. В частности, следует различать политическую норму и политическую оценку социальных норм, в том числе и юридических. Отдельного внимания заслуживает вопрос о соотношении юридических норм с религиозными нормами различных конфессий и религиозных объединений, в том числе в России.

Принято особо выделять нормы (правила) общежития и требования (обязанности) выполнения каждым своего гражданского долга. Эти правила и требования юрист должен себе хорошо представлять.

2. В данной теме прежде всего необходимо уяснить понятие нормы права и ее признаки.

Нормы права - результат отражения социальной действительности. Они возникают как продукт осознания потребности законодательного регулирования общественных отношений. Правовая норма обладает определенной сущностью, имеет свое содержание и свою форму, занимает самостоятельное место в правовой системе. В правовой норме следует выделять логическое, социально-юридическое и волевое содержание.

Сущность правовой нормы как наиболее глубинное, основное ее свойство совпадает с сущностью права в целом, но выражена не столь очевидно, поскольку ее сущностные проявления ограничены определенным видом общественных отношений. Непосредственное содержание нормы права выражается в заключенной в ней информации.

Признаками нормы права являются: всеобщность; общеобязательность; связь с государством (она исходит от государства или им санкционируется и обеспечивается в случае необходимости государственным принуждением); способность регулировать общественные отношения благодаря заключенной в них правовой информации, формальная определенность; особая структура; многократность действия.

Следует разобраться, какие из этих признаков являются родовыми (т.е. свойственны всем социальным нормам), а какие – видовыми (т.е. характерны только для правовых норм).

Социальное назначение правовых норм, а следовательно и их ценность определяются их регулирующей ролью: они должны закреплять необходимые и желательные для общества и государства отношения, придавать им стабильность и способствовать их развитию. Следует сопоставить их роль с функциями права, рассмотренными в предыдущей теме.

3. Под структурой правовой нормы понимается внутреннее строение нормы - ее составные части (структурные элементы), их взаиморасположение и взаимосвязь.

Различают два основных вида структуры норм права. В законах и других нормативных актах нормы права в большинстве случаев излагаются в виде двучленных норм: регулятивных, состоящих из гипотезы и диспозиции и охранительных, включающих гипотезу и санкцию.

Для практической работы юристов обычно возникает необходимость построения трехчленных (логических) норм, которые конструируются по модели условного предположения: "если...(гипотеза), то...(диспозиция), иначе...(санкция)".

Важно научиться выделять структурные элементы правовой нормы в статьях нормативных актов и логическим путем создавать на их основе трехчленные нормы.

По составу (строению) структурные элементы нормы права могут быть простыми, сложными и альтернативными.

В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о которых говорится в нормах права, и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиций.

Все указанные положения нужно уметь подтвердить примерами из законов и других нормативно-правовых актов.

4. Для правовой теории и практики применения правовых норм важное значение имеет их классификация, особенно их отраслевая принадлежность.

Классификация правовых норм по пределам их действия связана с юридической силой нормативно-правовых актов, в которых содержатся элементы норм, и с компетенцией государственных органов, издающих эти акты.

Представляет интерес выделение норм материального и процессуального права, частного и публичного права, а также международного и внутригосударственного (национального) права.

Большое значение имеет деление норм по их роли в регулировании общественных отношений. Первоначально они делятся по их назначению на нормы-правила поведения и специализированные.

Далее по функциям нормы-правила поведения делятся на регулятивные и охранительные, а специализированные - на основополагающие и обслуживающие.

Дальнейшее деление осуществляется по форме предписания – выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Регулятивные нормы делят по содержанию предписания на управомочивающие, обязывающие, запрещающие, рекомендательные и компетенционные, а к охранительные – на штрафные (карательные), правовосстановительные, поощрительные и обеспечительные.

Классификацию норм следует уметь объяснить на примерах, взятых из нормативно-правовых актов.

5. Формой выражения норм права являются статьи нормативно-правовых актов, а также части, параграфы, пункты этих статей, - такова традиция отечественного правотворчества.

Существуют разные способы выражения правовых норм: прямой, ссылочный (отсылочный), бланкетный, как и особенности изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.

Если говорить о соотношении нормы права и статьи нормативного правового акта, то здесь возможны следующие варианты:

· норма права и статья закона совпадают, т.е. в одной статье нормативного акта целиком изложена норма права в составе всех ее элементов (для двучленных норм это наиболее распространенный вариант, а для трехчленных - это достаточно редкое исключение);

· части одной нормы расположены в нескольких статьях одного нормативного акта;

· части одной нормы расположены в статьях различных нормативных актов (последние два варианта характерны для трехчленных норм).

Студент должен подобрать соответствующие примеры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.145.114 (0.06 с.)