Раздел IV. Государство, право и общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Государство, право и общество



Тема 19. Государство, право и проблемы общественного развития

Государство, право и личность, их единство и взаимосвязь.

Правовой статус личности, основные права, свободы и обязанности граждан. Значение международно-правовых норм.

Государство, право и экономика. Приоритетность экономических отношений, проблемы взаимного воздействия государства и экономики. Значение правового регулирования экономики.

Государство, право и гражданское общество. Роль права в формировании гражданского общества. Соотношение государства и общества в различных политических системах.

Правовое государство: понятие, признаки, развитие идеи.

Социальное государство: сущность и признаки. Экономические предпосылки социального государства.

Проблемы формирования правового и социального государства в Российской Федерации.

Государство, право и решение глобальных проблем современности (обеспечение мира, охрана природы и др.).

Российское государство и право сегодня: общая характеристика, пути и перспективы развития. Политическая и правовая реформы.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ КУРСА

ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Для очной формы обучения

 

№ п/п Наименование тем Всего Лекции Семин.
Раздел I. Введение в теорию государства и права
  Общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины      
  Происхождение государства и права      
Раздел II. Теория государства
  Понятие, сущность, признаки и типология государства.      
  Государство в политической системе общества      
  Формы государства      
  Функции и механизм государства      
Раздел III. Теория права
  Понятие, сущность, признаки и типология права      
  Нормы права      
  Источники (формы) права      
  Правотворчество      
  Система права и система законодательства. Основные правовые системы современности      
  Правовые отношения      
  Реализация норм права      
  Толкование норм права      
  Механизмы действия права      
  Правосознание и правовая культура      
  Правомерное поведение, законность, правопорядок      
  Правонарушение и юридическая ответственность      
Раздел IV. Государство, право и общество
  Государство, право и проблемы общественного развития      
Всего:      

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

(КО ВСЕМ ТЕМА КУРСА)

 

Перед изучением каждой темы необходимо ознакомиться с соответствующими разделами Учебной программы и Методических рекомендаций, выделить вопросы, подлежащие освоению. Желательно до лекции ознакомиться с соответствующими главами (параграфами) учебников по теории государства и права (права и государства). При этом целесообразно выделить неясные вопросы, с которыми можно обратиться к лектору, преподавателю. Это позволит лучше усвоить лекционный материал.

Лекции необходимо конспектировать, обращая особое внимание на те их разделы и фрагменты, которые дополняют учебники или по-иному, более современно освещают изучаемый материал.

При подготовке к семинару следует использовать конспекты лекций, рекомендованную литературу и нормативно-правовые акты.

Семинар проводится в следующих формах, дополняющих друг друга:

- развернутая беседа. (Здесь предполагается подготовка всех студентов по всем вопросам и их активное участие в обсуждении каждого из них. Отдельным студентам могут поручаться тематические выступления по конкретной проблеме, не исключены и дополнительные вопросы.);

- устные доклады с последующим их обсуждением и оппонированием;

- обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателя.

В планах семинарских занятий выделены курсивом дополнительные вопросы, которые и рекомендуется рассматривать в форме докладов с их последующим обсуждением. Доклады, подготовленные в письменной форме с соблюдением установленных требований, могут засчитываться в качестве курсовых работ.

Семинарское занятие, по указанию преподавателя, может быть проведено в форме рецензирования книг, статей и их дискуссионного обсуждения.

Подготовка доклада или реферата может поручаться двум-трем студентам. При этом, помимо основного докладчика, могут быть назначены содокладчики и оппоненты. Студенту-докладчику может быть предоставлено не вступительное слово, а заключительное по вопросу, обсуждаемому в форме развернутой беседы-дискуссии.

Доклады делаются устно. Разрешается в ходе докладов и выступлений обращаться к конспекту или использовать систему мультимедиа (презентации), но нужно избегать сплошного чтения: владение навыками грамотной, профессиональной устной речи - важная задача подготовки высококвалифицированного юриста.

При изучении отдельных тем студенты будут пользоваться системой КонсультантПлюс, в качестве промежуточного контроля или в дополнение к зачетным испытаниям студентам могут предлагаться тесты, которые они выполняют в присутствии преподавателя.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

При подготовке к семинару необходимо:

1. Изучить рекомендованную литературу и нормативные материалы;

2. Выделенным докладчикам подготовиться к докладам (10 – 15 мин.), а остальным студентам - к участию в обсуждении докладов (до 7 мин.).

Студенты могут получить у преподавателя дополнительные методические советы о подготовке к очередному семинару (по узловым и дискуссионным вопросам, о степени разработанности той или иной проблемы, о новой литературе и т.д.).

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит план выступления по каждому вопросу темы, а докладчики – план доклада.

Выступление студентов на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагается теория рассматриваемого вопроса, дается анализ соответствующих принципов, законов, понятий и категорий; выдвинутые теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, иллюстрациями, взятыми из политико-правовой жизни, из практики государственно-правового строительства, достижений современной юридической науки, иных отраслей знания.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ

ТЕМ КУРСА

 

Ниже представлены основные вопросы, выносимые на семинары и практические занятия по отдельным темам учебного курса и методические рекомендации по их изучению. Эти вопросы могут быть темами как устных докладов студентов, так и письменных рефератов, подготавливаемых ими по указанию преподавателя.

Темы, набранные курсивом, являются дополнительными и по заданию преподавателя также могут быть темами докладов на семинарских занятиях.

 

Тема 1. Общая характеристика теории государства и права как науки и

учебной дисциплины

ПЛАН:

1. Предмет теории государства и права

2. Методы теории государства и права

3. Значение теории государства и права для науки и практики.

4 (доп.). Развитие предмета и методологии теории государства и права в современных условиях.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Теория государства и права, являясь одной из общественных наук, занимает важное место в системе обществоведения.

Изучая такие важнейшие элементы общества, как государство и право, эта наука дает общие знания об указанных явлениях. Студенты должны четко представлять себе предмет теории государства и права как базовой политико-правовой науки, усвоить выработанные ею концепции, закономерности, понятия, определения (дефиниции).

Предмет теории государства и права - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Важно видеть связь изучаемой теории с такими науками, как философия, политическая экономия, социология, социальная психология, теория управления. Надо уметь отличать ее предмет от предмета, как этих наук, так и юридических наук (истории государства и права, истории правовых учений, конституционного права, административного права и др.), которые также изучают государство и право.

Необходимо понимать такие черты теории государства и права как фундаментальность, общий, методологический, политико-правовой характер.

Объединение государства и права в предмете данной науке обусловлено тем, что она исследует право, прежде всего, в государственном выражении, а государство - в правовом оформлении с учетом их социальной, экономической и политической обусловленности и назначения.

 

2. Давая характеристику методов, которыми пользуется теория государства и права, нужно исходить из того, что методологической основой этой науки, как и всех наук, образующих обществоведение, служат общие, частные и специальные методы.

В качестве одного из основных методов научного познания в теории государства и права выступает материалистическая диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления,

На основе этого метода стало возможным выявить основные причины и условия возникновения государства и права, раскрыть их сущность как явлений социальных, показать их назначение на различных ступенях реальной истории и в различных обществах, охарактеризовать формы, которые они приобретают в ходе исторического развития.

Студенты должны хорошо осознать, что основу современного подхода к изучению общественной жизни составляет не вульгарно социологический, в частности узко классовый, а комплексный и системный подходы.

Классовый подход достаточно хорошо объясняет историческую изменчивость конкретных государственно-правовых явлений и процессов, но его никак нельзя полагать единственным и все объясняющим. Не учитываются, в частности, при таком подходе роль государства как способа интеграции любого классового общества, социальное назначение государства и права.

Сейчас Российское государство и право находятся в поиске путей своего обновления, и теория государства и права должна этому содействовать. Здесь одинаково ненаучны, как категорическое отрицание классового подхода как якобы устаревшего, так и безоглядное увлечение абстракциями вневременных социальных ценностей.

Политическое, идеологическое и теоретическое многообразие (плюрализм) должны способствовать выработке действительно эффективного, обращенного к человеку механизма функционирования государства и права. Осознать это - значит, преуспеть не только в изучении теории, но и в практическом воплощении ее в жизнь.

На основе философского диалектико-материалистического метода теория государства и права использует системно-структурный, функциональный, исторический, логические и другие общенаучные методы.

Большое значение имеют специфические, частнонаучные методы, такие как формально-логический, сравнительно-правовой и технико-юридический. Все эти методы формируют культуру мышления и способствуют эффективной работе юриста-профессионала.

Все большее распространение в современных условиях получают специальные методы познания, основанные на использовании возможностей других наук: конкретно-социалогические, психологические, статистические, кибернетические и другие. Использование точных методов значительно расширяет возможности познания государства и права.

Методическую основу теории государства и права составляют общенаучные принципы, такие как объективность, истинность, историзм, системность, динамизм, социальная справедливость. Студентам следует знать, как эти принципы объясняются и применяются на практике.

3. Значение теории государства и права следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, можно выделит ее теоретическую роль которая заключается, прежде всего, в том, что данная наука представляет собой методологию отраслевых юридических наук, определяя общие закономерности функционирования и развития государства и права и вырабатывая основные государственно-правовые понятия и категории. Во-вторых, она также обеспечивает связь и взаимодействие между наиболее фундаментальными науками об обществе и юридическими науками.

Значение для практики определяется разработкой научных рекомендаций в различных сферах государственно-правового строительства, тем, что она закладывает основы правовой и профессиональной культуры юриста. Как уже отмечалось, без знания теории государства и права нельзя успешно осваивать другие юридические науки.

Следует подобрать примеры, иллюстрирующие значение теории государства и права для науки и практики и продумать вопрос о роли этой учебной дисциплины для изучения студентами отраслевых юридических наук.

 

Тема 2. Происхождение государства и права

ПЛАН:

1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.

2. Первобытное общество: экономика, структура, власть.

3. Возникновение государства (восточный путь).

4. Возникновение государства (западный путь).

5. Происхождение права.

6 (доп.). Общие закономерности возникновения государства и права.

РЕКОМНЕДАЦИИ:

Изучение темы следует начать с освоения основных положений различных теорий происхождения государства и права: теологической, патриархальной, договорной, органической, психологической, теории насилия. Надо обратить внимание на время возникновения каждой из теорий, ее представителей, основные положения. Следует иметь в виду, что каждая из указанных теорий имеет недостатки (главный из них - то, что не учитываются материальные условия, без которых государство и право возникнуть не могут), и достоинства (каждая внесла определенный вклад в развитие науки, раскрыла какие-то механизмы указанных процессов).

Важнейшее значение имеет историко-материалистическая теория происхождения государства и права, которая рассматривает возникновение государства и права как закономерный результат развития первобытного общества и выделяет особую роль экономики в этом процессе.

 

2. При изучении вопроса об экономике, структуре, власти и социальном регулировании в первобытном обществе следует обратить особое внимание на основные характеристики его экономики (низкая производительность труда, общественная собственность, уравнительное распределение и др.), структуры (родоплеменная организация), осуществление в нем власти (первобытная демократия) и те социальные нормы, которыми регулировались общественные отношения.

Надо усвоить закономерности развития экономики и связанные с ними процессы изменения общественных структур, характера власти (управления) и социальных норм.

Внимание следует обратить на причины и процессы, повлекшие рост производительности труда (совершенствование орудий труда, способов и приемов трудовой деятельности, в том числе на три крупных общественных разделения труда). Важно понимать как это повлияло на процессы укрупнения общественных структур, на изменение характера власти и социального регулирования, что, в конечном итоге и повлекло возникновение государства и права.

3. Исследования (этнографов, археологов, историков, юристов) проблем возникновения государства и права в странах Древнего Востока (Египет, Китай, Индия и др.) существенно дополнили представления о восточном пути возникновения государства.

Этим странам было присуще поливное земледелие, которое обусловило сохранение общин и соответственно общественных форм собственности на землю, что повлияло не только на процесс возникновения государства и права, но и оказало значительное воздействие на характер государства и права, организацию политической власти в ходе дальнейшей истории, вплоть до современности.

Студент должен представлять себе характер процессов, связанных с трансформацией аппарата управления первобытного общества в государственный аппарат, роль общественных форм собственности в формировании государства и права.

Накопление нового фактического материала, дальнейшее развитие науки и методологического арсенала, а также сложности в изучении этих процессов в силу их большого своеобразия по сравнению с уже изученными моделями Европейского региона - все это стимулировало внимание ученых к процессам образования государства и права, породило различные точки зрения, которые желательно знать.

 

4. Изучение этого вопроса целесообразно начать с работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", в которой на основе обширного историко-этнографического материала и трудов многих исследователей рассмотрен "западный" путь возникновения государства и права.

Но надо уяснить и то, что наряду с главной причиной возникновения государства и права (появление частной собственности раскол общества на антагонистические классы), действовали самые разнообразные факторы и условия (территориальные, климатические и демографические), так или иначе влиявшие на процесс образования государства и права, их первоначальные тип и форму. Ф. Энгельс отметил особенности возникновения государства в Древней Греции, Древнем Риме и у древних германцев.

Несомненно, определенная специфика была свойственна и процессу становления государства и права у других народов, например, у славян. Положение раннерусского государства между Европой и Азией, его относительно быстрый переход от общинного строя к феодализму представляют большой интерес. По этому вопросу имеется обширная научная и художественная литература.

5. Значительный интерес представляют пути возникновения права и его древние источники (формы). К ним относятся Законы Хаммурапи в Вавилоне, законы Ману в Индии, законы XII Таблиц в Риме и др. Столь же интересны источники права Древней и средневековой Руси.

Особое внимание следует обратить на процесс превращения социальных норм первобытного общества в нормы права и на ту роль, которую играет в этих процессах государство.

В целом же более подробно история возникновения и формирования государства и права в разных странах будет изучаться в соответствующих курсах истории.

 

Тема 3. Понятие, сущность, признаки и типология государства

 

ПЛАН:

1. Понятие власти. Социальная и политическая власть.

2. Понятие и признаки государства

3. Сущность государства

4. Цивилизационный и формационный подходы к типологии государства.

5. Типы государства (восточный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, переходный).

6. Закономерности и пути смены типов государства.

7. (доп.). Современное западное государство.

 

РЕКОМНЕДАЦИИ:

1. Необходимо разобраться в понятии власти над людьми вообще, социальной власти и власти политической, в том числе государственной. Важно определить их общие признаки (способность подчинять своей воле волю и поведение других людей) и особенности власти социальной (власть в обществе), власти политической (власть части общества над обществом в целом), определить особенности государственной власти как разновидности власти политической.

 

2. Обращаясь к признакам государства, надо выделить те из них, которые отличают его от первобытного общества (наличие особого, отделенного от общества аппарата управления и принуждения, деление населения по территории, взимание налогов и сборов). Надо обратить внимание и на признаки, отличающие государство от других организаций - политических, религиозных и иных объединений (внешний и внутренний суверенитет, распространение власти на всю территорию и все население, издание общеобязательных правил поведения и др.).

Все это позволяет определить государство как особую организацию политической власти классового общества, выражающего интересы определенного класса (блока классов, социальной группы), располагающую специальным аппаратом управления и принуждения, объединяющую все общество и осуществляющую руководство им.

3. Сущность каждого государства следует рассматривать с позиций ответа на следующие вопросы:

- кому принадлежит государственная (политическая) власть;

- в чьих интересах эта власть осуществляется;

- какими способами и методами она проводится в жизнь.

Следует иметь в виду, на протяжении многих лет вопрос о сущности государства решался в нашей науке односторонне, с узко классовых позиций. Эту сущность видели лишь в насильственной стороне государства, рассматривая ее как диктатуру, т.е. ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом упускалось из виду, что общество едино, что рабовладельцы, например, не могут существовать без рабов. И, следовательно, государство всегда (хотя бы и вынужденно) выражает также и интересы всего общества, является способом его объединения.

Таким образом, сущность государства двойственна: оно с одной стороны является орудием в руках господствующего класса (социальной группы), а с другой - является представителем всего общества, объединяет его.

Существуют и другие точки зрения по этому вопросу, которые тоже желательно знать.

 

4. При рассмотрении вопросов, связанных с историческими типами государства и права, следует иметь в виду существование нескольких подходов к типологии.

Формационный подход основан на отнесении государства и права к определенной общественно-экономической формации.

Исторический тип государства здесь понимается как совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации. С помощью этих признаков (они же - критерии классификации) выделяются типы государств, которые характеризуются принадлежностью власти определенному социальному классу.

История знает четыре основных типа государства, выделенных на основе такого подхода: восточный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный. (Спорным является вопрос о социалистическом типе государства). Выделяется и особый - "переходный" тип государства и права.

Помимо формационного существует цивилизованный подход к типологии государства, который основан на отнесении государства к определенной цивилизации. Единство в выделении видов цивилизаций и соответственно типов государства и права пока не достигнуто. Один из возможных вариантов заключается в выделении более двадцати цивилизаций, прошедших три этапа: локальные цивилизации (Древнеегипетская, Шумерская, Эгейская и др.), особенные (Индийская, Китайская, Западноевропейская, Восточноевропейская, Исламская и др.) и современная. Для последней характерно совместное существование и традиционных, и современных социально-политических структур.

В последнее время предложен новый "либертарно-юридический" подход к типологии государства и права, основанный на выделении этапов развития человеческой свободы. В этом случае выделяются этнический, сословный, индивидуалистический и гуманитарно-правовой типы государства и права.

Надо разобраться в достоинствах и недостатках указанных подходов и выработать свою точку зрения по этому вопросу. Представляет в частности интерес идея использования достоинств каждого из подходов.

 

5. Конкретные типы государства и права обычно рассматриваются в рамках формационного подхода.

Надо знать основные, наиболее характерные черты государства восточного, рабовладельческого, феодального и буржуазного типов.

Представляют интерес современные тенденции в эволюции буржуазного государства, обусловленные научно-технической революцией и конвергенционными процессами.

Необходимо рассмотреть вопрос и о социалистическом типе государства. Здесь следует различать декларируемые, теоретические (т.е. идеальные) цели и конструкции социалистического государства и общества и их практическое осуществление.

Значительный интерес представляет современное западное государство. Следует учитывать те изменения, которые произошли в западном обществе за последние полвека (изменения основных форм собственности, классового состава общества, характера влияния на власть "среднего" класса и др.). В свете этого надо рассмотреть дискуссионный вопрос о том, что представляет собой такое государство - один из этапов развития буржуазного государства, новый тип государства или переходный его тип.

 

6. Одна из важнейших черт современной национально-государственной картины Мира - распад колониальной системы. Следует ориентироваться в причинах, приведших к крушению колониализма, а также выбору молодыми государствами путей развития.

Изучая проблему классификации развивающихся государств, нужно познакомиться с теоретическими обоснованиями разнообразия государств, возникших в результате национально-освободи-тельных революций, дать общую характеристику отдельных групп таких государств, имея при этом в виду опасности экономического неоколониализма. Следует иметь в виду, что для таких государств на начальном этапе их развития характерен переходный тип государственности.

Важно уяснить причины такого положения и дальнейшие пути развития этих государств.

Известны следующие главные пути смены типов государства: революция, эволюция, конвергенция. Если попытаться обозначить основные характеристики каждого из названных явлений одним словом, можно сказать, что первое - это стремительность, второе - постепенность, третье - смешанность, имея в виду сочетание в некоем новом качестве признаков различных типов государства. Так, многие западные государства, используя концепцию конвергенции, восприняли социальные идеи, реализовавшиеся в СССР.

Надо продумать отличительные признаки развития типов государства и подобрать соответствующие примеры.

 

Самостоятельное задание.

Заполнить предлагаемую таблицу, проанализировав развитие государства от перовобытнообщинного строя, типы государств по формационному подходу.

    Экономика   Структура общества Власть   Нормативное регулирование
Структура аппарата гос. власти   Принадлежность власти Чьи интересы выражает власть
Первобытное общество            
«Восточное» государство            
«Западное» государство            
Рабовладельческий тип государства            
Феодальный тип государства            
Капиталистический тип государства            
Социалистический тип государства            
Переходный тип государства            
Современное западное государство            

 

Тема 4. Государство в политической системе общества

ПЛАН:

1. Понятие политической системы общества и ее структура, место в ней государства. Широкое и узкое понимание политической системы.

2. Отношение государства с другими элементами политической системы.

3. Виды политических систем и место в них государства.

4 (доп.). Политическая система современной России.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Применительно к этой теме нельзя не освоить хотя бы общее понятие о системности и системах. В самом общем виде система - это неразрывная связь, целостность двух и более элементов любой природы, образующих определенный объект. Причем данная целостность не может быть сведена к сумме свойств составляющих ее элементов. Каждый из этих элементов, в свою очередь может рассматриваться как система.

Все основные характеристики системных образований отчетливо проявляются и в государстве, и в праве. Это положение студент должен проиллюстрировать на примере государства.

Необходимо уяснить понятие политической системы общества, ее существенные признаки и структуру, имея в виду два подхода к этому понятию ("узкий" и "широкий"). Важно понимать причины возникновения и этапы развития политической системы, выделив общее и особенное в становлении и развитии политических систем в различных обществах.

При рассмотрении понятия политической системы в "узком" смысле надо уяснить критерии, в соответствии с которыми решается вопрос о принадлежности той или иной организации к политической системе, и на этой основе определить структуру этой системы.

Говоря о "широком" понимании политической системы, следует охарактеризовать структуры других ее компонентов (кроме организаций) - политического сознания, политических норм, политической деятельности и политических общественных отношений.

Центральное, основное место в политической системе общества занимает государство, как единственная организация, обладающая политической властью, взаимосвязанная и взаимодействующая с другими элементами политической системы - партиями, массовыми общественными организациями, различными объединениями, церковью, средствами массовой информации, негосударственными и смешанными коммерческими структурами и др.

2. Важно уяснить в каких формах государство влияет на другие организации (правовое регулирование, государственная регистрация, контроль и т.п.). Политические и иные организации, в свою очередь, оказывают воздействие на осуществление политической власти (влияние на определение политической линии, участие в формировании государственных органов, в выполнении функций государства и др.). Надо разобраться для каких организаций специфичны те или иные формы воздействия на государственную власть

Особого внимания заслуживает вопрос об отношениях государства и политических партий (объединений) с органами местного самоуправления, средствами массовой информации и коммерческими организациями.

3. Необходимо охарактеризовать и обобщенно сопоставить различные политические системы современности, включая их нормативную, в том числе правовую основу.

Принято выделять следующие виды политических систем: демократические, либеральные, авторитарные, тоталитарные, а также теократические и переходные.

Следует остановиться на характеристике политических систем современных государств, применительно к указанным их разновидностям, обратив особое внимание на специфику современного российского государства. Необходимо выделить основные, наиболее характерные особенности российской политической системы, ее современное состояние.

Реформа политической системы российского общества - важнейшее средство перехода к демократическому, социальному, правовому государству и гражданскому обществу. Студентам необходимо знать основное содержание этой реформы, ее главные направления, а также реально происходящие в нашей стране процессы, связанные с развитием политической системы.

 

 

Тема 5. Формы государства.

ПЛАН:

1. Понятие и виды формы государства.

2. Форма правления.

3. Форма государственного устройства.

4. Политический (государственный) режим.

5. Форма современного Российского государства.

6. Влияние права на формы государства.

7 (доп.). Соотношение формы государства с его сущностью и содержанием. Современные тенденции развития формы государства.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Необходимо разобраться с понятием формы государства, которая включает три элемента: форму правления, форму государственного устройства и государственный (политический) режим.

Нужно знать виды форм правления, государственного устройства и государственного режима, уметь дать характеристику каждому из них, приведя соответствующие примеры. Для России актуальна сейчас проблема выбора и развития государственных форм, поэтому важно понимать особенности этих форм и тенденции их развития.

Следует иметь в виду, что многие государства занимают в системе классификации форм "промежуточные" положения, сочетая признаки основных, выделенных в классификации форм правления, государственного устройства и государственного режима.

2. Студент должен знать понятие и виды форм правления, основные признаки, отличающие монархию от республики, а также различия отдельных видов этих форм правления (абсолютной, дуалистической и парламентской монархии, парламентской, президентской, суперпрезидентской республик, а также уметь выделять "промежуточные" формы). Надо разобраться с особенностями форм правления на различных этапах человеческой истории, а также определиться с формой правления современной России и тенденциями ее развития.

3. Следует усвоить понятие формы государственного (государственно-территориального) устройства, особенности и признаки таких форм, как унитарное государство, федерация и конфедерация. Большую историческую роль сыграла такая форма государственного устройства, как империя.

Внимания заслуживают принципы и формы государственных объединений - двусторонние и многосторонние союзы государств, в том числе Евросоюза, СНГ, Союза России и Белоруссии. Важны вопросы о сходстве и отличиях этих образований от конфедерации и федерации, а также о перспективах их дальнейшего развития.

4. Надо усвоить понятие государственного (политического) режима, знать виды режимов, их основные признаки. В этой связи надо усвоить понятие, признаки и формы демократии, особенности их проявления в современном обществе. Представляет интерес вопрос о том, как изменялся государственный режим в России на протяжении ХХ века.

5. При рассмотрении вопроса о форме современного Российского государства, следует обратить особое внимание на ее особенности по сравнению с наиболее распространенными государственными формами.

Так, применительно к форме правления - это особое место Президента в системе органов государственной власти, наличие у него полномочий как законодательного, так и исполнительного характера, а также решающее влияние на формирование власти судебной и надзорной.

Особенности формы государственного устройства России заключаются в порядке формирования Федерации и ее асимметричности, а государственного (политического) режима - в сочетании элементов демократии и авторитаризма.

Надо усвоить характер реформ, осуществляемых в настоящее время, связанных с совершенствованием формы нашего государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.13 с.)