Субъекты предупреждения преступности и преступлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты предупреждения преступности и преступлений



 

Субъектами предупреждения преступности (преступлений) являются органы, учреждения, предприятия, а также должностные лица (служащие) и отдельные граждане, на которых законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распространению преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступлений, а равно удержание от перехода на преступный путь и обеспечению ресоциализации лиц, склонных к совершению преступлений.

Субъектами общего предупреждения преступности являются практически все институты гражданского общества, государство в целом.

Задачи специального предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственных и негосударственных, специализированных и неспециализированных, различающихся по другим признакам.

К неспециализированным государственным субъектам относится, прежде всего, Президент РФ, его Администрация, органы законодательной и исполнительной власти, Совет Безопасности РФ, создаваемые при нем межведомственные комиссии. Они формируют законодательную и иную нормативно-правовую основу специального предупреждения, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектов в этой деятельности, осуществляют ее финансовое, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное обеспечение, планирование, контроль и иные функции властного (государственно-правового) управления в данной области, а также непосредственно проводят на различных уровнях целенаправленные мероприятия по предупреждению преступности.

Следует особо отметить роль и значение для достижения целей специального предупреждения преступности деятельности многочисленных органов государственного контроля: Государственной налоговой службы, Антимонопольного комитета, Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, органов санэпидемнадзора, лесной и рыбной охраны и др.

В соответствии со своими полномочиями по наблюдению за исполнением законов в различных сферах (торговля, финансы, налоги, природопользование и т.д.) они используют разнообразные средства и методы выявления правонарушений и реагирования на них, в частности, применяют такие юридические средства воздействия, как приостановление действия хозяйствующих субъектов, отзыв лицензий, административные штрафы и т.д.

Эти меры препятствуют перерастанию непреступных правонарушений в преступные, способствуют устранению, ограничению действия широкого спектра криминогенных факторов.

Наряду с органами власти значительный вклад в дело специально-криминологического предупреждения преступности вносит местное самоуправление. Это достигается путем использования его полномочий по управлению муниципальной собственностью, утверждению и исполнению местного бюджета, решению иных вопросов местного значения, но, прежде всего – по осуществлению общественного порядка.

Определенную роль в специально-криминологическом предупреждении играют частные, коммерческие структуры производственного и иного назначения (особенно в плане обеспечения собственной безопасности). Функции финансового контроля, имеющего значение для предупреждения экономических преступлений, в настоящее время осуществляются как государственными органами, так и коммерческими структурами, органами их управления (коммерческими банками, аудиторскими фирмами).

К числу неспециализированных субъектов специального предупреждения относятся также различные общественные формирования: политические партии, движения, фонды. Определенные задачи в этой сфере решают также уличные, домовые комитеты, родительские советы школ, попечительские, благотворительные организации, не только государственные, но и действующие на общественных началах частные медико-психологические, социальные центры и т.д.

Для перечисленных субъектов (как государственных, так и общественных) при всех различиях в содержании, направленности деятельности, если рассматривать их с криминологических позиций, характерно одно: функция предупреждения преступлений не является для них единственной, профилирующей.

Основным признаком следующей разновидности субъектов специально-криминологического предупреждения преступности является их принадлежность к системе правоохранительных органов государства либо к судебной власти. Это органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы, юстиции и некоторые другие, а также суды (общей юрисдикции и арбитражные).

Правоохранительные органы призваны осуществлять контроль и надзор за исполнением законов, реагировать в установленном законом порядке на их нарушения, привлекать к юридической ответственности виновных лиц. При этом предупреждение преступлений и других правонарушений, по прямым указаниям закона, относится к одной из основных функций.

Профилактика, осуществляемая правоохранительными органами, вли­яет на специальное предупреждение преступности.

Деятельность суда выполняет профилактические функции по ряду направлений, к которым относятся такие, как принцип гласности, т.е. проведение судебных заседаний в присутствии публики (за исключени­ем закрытых процессов). По любому делу, которое рассматривается в суде, может быть вынесено частное определение в адрес руководителей предприятий и учреждений, которые обязаны выполнить требования суда по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. По каждому частному определению должны быть приня­ты соответствующие меры, направленные на устранение недостатков.

Деятельность прокуратуры направлена также на предупреждение пре­ступности и надзор за исполнением государственными органами и обще­ственными организациями требований закона, регламентирующих эту деятельность по профилактике преступлений и иных правонарушений. Профилактика деятельности прокуратуры заключается и в участии про­курора в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел. Особую предупредительную роль играют выступления прокурора в выездных за­седаниях суда.

Предупредительная деятельность по профилактике преступлений, осуществляется органами внутренних дел при расследовании уго­ловных дел, установлении лиц, совершивших преступления. В процессе профилактики органы внутренних дел проводят беседы админист­ративно-правового характера, контролируют хранение и использова­ние огнестрельного оружия, проводят ревизии хозяйственной деятельности предприятий и учреждений и т.п. Однако наряду с глас­ными методами осуществления профилактических мер, органы мили­ции осуществляют профилактику преступлений путем проведения опе­ративно-розыскных мер.

Деятельность ГИБДД направлена на ликвидацию, ослабление и ней­трализацию криминогенных факторов среди участников движения. ГИБДД контролирует исправность автомобильного транспорта и со­стояние дорог, поддерживает безопасный режим движения, применяет меры административного воздействия на участников дорожного движе­ния, создающих аварийные ситуации – именно в этой деятельности ГИБДД осуществляется профилактическая работа.

8. Криминологическое прогнозирование и планирование мер предупреждения преступности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.007 с.)