Тема 11. Факторный анализ, интерпретация факторов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Факторный анализ, интерпретация факторов.



1.Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий.

2. Однофакторный дисперсионный анализ с одинаковым числом наблюдений в ячейках.

3. Однофакторный дисперсионный анализ на нервном числе наблюдений.

4. Двухфакторный дисперсионный анализ с одинаковым числом наблюдений в ячейках.

5. Двухфакторный дисперсионный анализ на нервном числе наблюдений.U критерий Манна-Уитни

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Бигаева, Л.А. Теория вероятностей: учеб. пособ. для студ. физико-матем. фак-та / Л.А. Бигаева, И.И. Латыпов; Мин. образ. и науки РФ, ГОУ ВПО БирГСПА. – Бирск: БирГСПА, 2011. – 120 с.

2. Боровков, А.А. Математическая статистика: учебник / А.А. Боровков. – 4-е изд., стер. – СПб.: Лань, 2010. – 703с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература). – (Классическая учебная литература по математике).

3. Ермолаев-Томин, О.Ю.Математические методы в психологии: учеб. для бакалавров: для студ. вузов, обуч. по напр. "Психология"/ О.Ю.Ермолаев-Томин. – М.: Юрайт, 2014. – 511 с. (Рекомендовано УМО).

4. Романов, В.П., Соколова, Н.А. Вероятностно-статистический метод психолого-педагогических исследований. – М.: Ладомир, 2012. – 144 с.

5. Трушкова, С.В. Математические методы психологии. Непараметрическая статистика. Номинальная шкала. Порядковая шкала. Часть 1. – М., 2011.

 

Дополнительная литература

1. Алон, Н. Вероятностный метод: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. и направ. «Приклад. математика и информатика» и по направ. «Информац. Технологии» / Н. Алон, Д. Спенсер; Пер. со 2-го англ. изд. под ред. А.А. Сапоженко. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 320 с.

2. Баврин, И.И. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. для вузов, обуч. по напр. «Естественнонауч. образ» и спец. «Математика», «Физика», «Химия», «Биология» и «География» / И.И. Баврин. – М.: Высшая школа, 2005. – 160с.

3. Беляева, О.А. Математические основы психологии: Лабораторный практикум / О.А. Беляева; Мин. образ. РФ; БирГПИ. – Бирск: БирГПИ, 2001, 2004. – 171с.

4. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Уч. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. 050706 (031000) - Пед. и психол.; 050711 (031300) - Соц. пед.; 050701 (033400) - Пед. / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2008. – 320с. – (Высшее профессиональное образование).

5. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. 050501 - Проф. Обучение (по отраслям) / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. – М.: Академия, 2009. – 336с. – (Высшее профессиональное образование).

6. Бычков, А.Г. Сборник задач по теории вероятностей, математической статистике и методам оптимизации: учеб. пособ. для студ. учеб. завед. сред. проф. образ. / А.Г. Бычков. – М.: Форум, 2008. – 222с.: ил. – (Профессиональное образование).

7. Вадзинский, Р.Н. Статистические вычисления в среде Excel / Р.Н. Вадзинский. – СПб: Питер, 2008. – 602с.: ил. – (Библиотека пользователя).

8. Вентцель, Е.С. Теория вероятностей: Учебник для студ. тех. вузов / Е.С. Вентцель. – 10-е изд., стериотип. – М.: Высшая школа, 2006. – 575с.:ил.

9. Вуколов, Э.А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STATISTICA и EXCEL: учеб. пособ. по спец. «Менеджмент организации» / Э.А. Вуколов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2010. – 463с.: ил. – (Высшее образование).

10. Высшая математика: Спец. разделы: Теория функций комплекс. переменной. Операц. исчисление. Ряды Фурье. Преобразование Фурье. Уравнение матем. физики. Теория вероятностей. Матем. статистика / В.И. Афанасьева, О.В. Зимина, А.И. Кириллов и др.; Под ред. А.И. Кириллова. – М.: Физматлит, 2006. – 397с. – (Решебник).

11. Гмурман, В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учебное пособие для студентов вузов. – 5-е изд. стереотип. – М.: Высшая школа, 1999, 2000, 2006, 2007. – 400с.

12. Гуртовая, Н.Г. Применение методов математической статистики при проведении педагогического эксперимента: Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2004. (Гриф.)

13. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 031000 - Педагогика и психология и 031300 - Социал. педагогика / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М.: Логос, 2006. – 127с.

14. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., Питер, 2007.

15. Дюженкова, Л.И. Практикум по высшей математике: учеб. пособ. для студ. нематем. спец. классич. ун-тов и вузов, обуч. по пед., технич. и экономич. спец.: в 2-х ч. / Л.И. Дюженкова, О.Ю. Дюженкова, Г.А. Михалин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. – (Математика). Ч.2. – 2011. – 468с.:ил.

16. Ермолаев, О.Ю.Математическая статистика для психологов. – М.: МПСИ: Флинта, 2003. – 336 с.

17. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. 031000 - Педагогика и психология / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2006, 2008. – 207с. – (Высшее образование).

18. Ивашев-Мусатов, О.С. Математический анализ? Это очень просто! / О.С. Ивашев-Мусатов. – М.: Чистые пруды, 2006. – 31с.: ил. – (Б-чка «Первого сентября»). – (Математика; Вып.1(7).

19. Кравченко, А.И. Общая психология: учеб. пособ. / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2009. – 430с.: ил.

20. Курачев, Д.Г. Контрольно-тестовые задания по курсу «Методология и методы психологических исследований»: (Метод. указания) / Д.Г. Курачева, Л.Г. Курачева; Федер. агентство по образ., ГОУ ВПО, БирГСПА. – Бирск: БирГСПА, 2009. – 76с.

21. Лунгу, К.Н. Высшая математика. Руководство к решению задач: Уч. пособ. для студ. вузов, обуч. по напр. подг. и спец. в области техники и технологии / К.Н. Лунгу, Е.В. Макаров. – М.:ФИЗМАТЛИТ. Ч.2. – 2007. – 382с.: ил.

22. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.

23. Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб.: Питер, 2005. – 416 с.

24. Немов, Р.С. Психология: В 3-х кн.: Учебник для студ. пед. вузов / Р.С. Немов. - 3-е изд. – М.: Владос. Кн. 3: Психодиагностика: Введение науч. психолог. исследов. с элементами матем. статист. – 2004. – 631с.

25. Никандров, В.В. Экспериментальная психология – Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: Речь, 2007. – 512 с.

26. Основы научных исследований: учеб. пособ. по спец. «Менеджмент организации» / Б.И. Герасимов и др. – М.: ФОРУМ, 2009. – 269с. – (Высшее образование).

27. Партыка, Т.Л. Математические методы: учеб. для студ. вузов и учрежд. ср. проф. образ. / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2009. – 463с.: ил. – (Профессиональное образование).

28. Романко, В.К. Статистический анализ данных в психологии. – М., 2006. (Гриф.)

29. Романов, В.П., Соколова, Н.А. Вероятностно-статистическая модель учащегося // Современные проблемы науки и образования. – 2009, № 6 (Часть 3.). – С. 122-129.

30. Романов, В.П., Соколова, Н.А. Вероятностно-статистическое шкалирование в педагогике // Современные проблемы науки и образования. – 2010, № 2. – С. 57 – 63.

31. Рубцова, Н.Е. Статистические методы в психологии: Учебное пособие. – М., 2005. (Гриф.)

32. Сборник задач по теории вероятностей, математической статистике и теории случайных функций: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Свешникова. – 3-е изд., перераб. – СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2007. – 445с.: ил. – (Лучшие классические учебники. Математика).

33. Сидоренко, Е.Б. Методы математической обработки в психологии. – СПб., Речь, 2004. – 249 с.

34. Суходольский, Г.В. Математические методы в психологии / Г.В. Суходольский. – 3-е изд., испр. – Харьков: Гуманитарный центр, 2008. – 282с.

35. Теория вероятностей и математическая статистика. Математические модели: учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по напр. «Биология» / В.Д. Мятлев и др. – М.: Академия, 2009. – 315с.: ил. – (Университетский учебник. Высшая математика и ее приложения к биологии).

36. Ткачева, М.В. Элементы статистики и вероятность: Учеб. пособ. для 7-9 классов общеобраз. учрежд. / М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 113с.: ил.

37. Тюрин, Ю.Н. Анализ данных на компьютере: учеб. пособ. по напр. «Математика», «Математика. Прикладная математика» / Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров. – 4-е изд., перераб. – М.: Форум, 2010. – 367с.: ил. – (Высшее образование).

38. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе; отв. ред. И.В. Имедадзе; пер. с груз. Е.Ш. Чомахидзе. – М.; СПб.: Смысл: Питер, 2004. – 412с. – (Живая классика).

39. Фаддеев, М.А. Элементарная обработка результатов эксперимента: учеб. пособ./М.А. Фаддеев. – СПб.: Лань, 2008. – 117с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

40. Хрущёва, И.В. Основы математической статистики и теории случайных процессов: учеб. пособ. / И.В. Хрущёва, В.И. Щербаков, Д.С. Леванова. – СПб.: Лань, 2009. – 331с.:ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

41. Шапкин, А.С. Задачи по высшей математике, теории вероятностей, математической статистике, математическому программированию с решениями: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 061800 «Матем. методы в экономике» и др. эконом. спец. / А.С. Шапкин. – М.: Дашков и К, 2007. – 431с.: ил.

Электронные учебники

1. Каширский Д.В.Математические методы в психологии /Электронное учебное пособие для студентов психологических и психолого-педагогических специальностей вузов. – Барнаул, 2007.

2. Теория вероятностей [Электронный ресурс]. – "б.м.": НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – В коробке. – (Электронная библиотека). Систем. требования: Windows 95/98/ME/NT4. 0/2000/XP; Internet Explorer 4.0 или выше.

Интернет-ресурсы

1. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований // http://logopediya.com/books-pedagogika2/22.php

2. Голавская, Н.И., Резникова, Ю.Г. Учебное пособие Основы методологии педагогического исследования http://www.bsu.ru/content/page/1415/hec/golavskaya/index. html

3. Крысанова, О.А. Методология психолого-педагогических исследований Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. // http:// publisher.samsu.ru/archive/2006/ files/20060332.pdf

4. Немов, Р. Психология. Психодиагностика. кн. 3 // http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov3/05.php

5. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Краткий курс // http://www.iworld.ru/attachment.php?Barcode =978594723731 &at=exc&n=0

6. Романов, В.П., Соколова, Н.А. Сравнительный анализ классического и вероятностно-статистических методов психолого-педагогических исследований // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10 – С. 42-46 URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op =show _article&article_id=4118.

7. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «педагогика» / Л.А. Шипилина. – 3-е изд., стереотипное. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 204 с. Режим доступа: http: // www.knigafund.ru / books/ 76570.

8. http://www.biblioclub.ru

9. http://www.elibrary.ru.

10. http://www.ebiblioteka.ru.

11. http://www.koob.ru/age_psychology.

12. http://www.syntone.ru/library/books/content/3760.html.

13. http://www.alleng.ru/d/psy/psy014.htm.

14. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=18290.

15. http://pro-psixology.ru/glava2/25-nasledstvennost-sreda-psixika-obshhee-i.html.
Приложение 1

Варианты контрольных работ

для студентов заочного отделения

Вариант 1.

Задача 1. Для данных, представленных ниже, найти моду, медиану, среднее арифметическое значение, среднее квадратическое отклонение, размах. Определить, является ли распределение предложенных данных нормальным. Распределить данные на уровни. Вычисление производить на несгруппированных данных. Далее сгруппировать данные в удобное для вас количество групп и представить их графически в виде гистограммы, полигона распределения частот, сглаженной и процентильной кривой.

14, 16, 13, 11, 15, 15, 18, 9, 7, 12, 14, 15, 10, 14, 17, 15, 12, 9

Задача 2. При измерении пространственных порогов тактильной чувствительности получены следующие величины порогов тактильной чувствительности.

«Мужчины» 39, 36, 31, 35, 29, 34, 38

«Женщины» 32, 30, 28, 30, 33, 37, 28, 27

Отличаются ли между собой пороги женщин и мужчин.

Задача 3. В исследовании было установлено, что испытуемые по-разному относятся к наказаниям, которые совершают по отношению к их детям разные люди. Можно ли говорить о тенденции в изменении оценок наказаний разными людьми? Указать название сдвига. Представить данные в виде гистограммы.

 

Оценки степени согласия с утверждением о допустимости телесных наказаний

№ исп Я сам наказываю Бабушка наказывает Учительница наказавает
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Задача 4. Различаются ли учащиеся 1 и 2 класса по уровню овладения внутренним планом действия (ВПД)

 

Количество детей, находящихся на данном уровне развития ВПД

Класс Уровни
I II III IV V
           
           

Задача 5. Девочкам и мальчикам 13 лет предлагался опросник «Я-концепция» Пирс-Хариса. На вопрос «Когда я вырасту, я стану важным лицом» ответили из 12 девочек «да» - 11, а из 10 мальчиков – 6. Остальные ответили «нет». Можно ли о половых различиях при ответе на данный вопрос? Можно ли утверждать, что девочки в этом возрасте на данный вопрос отвечают чаще «да», чем «нет», а у мальчиков такой тенденции не выявлено.

Задача 6. Проранжируйте качества личности так, чтобы наиболее значимому для вас качеству приписывался 1-й ранг, менее значимому 2-й и т.д. Это будет первый столбик, теперь проранжируйте эти качества по значимости на работе. Коррелируют ли эти данные между собой.

 

1. Аккуратность 2. Активность
3. Знания 4. Искренность
5. Общительность 6. Отзывчивость
7. Решительность 8. Самокритичность
9. Сдержанность 10.Целеустремленность

Вариант 2.

Задача 1. Для данных, представленных ниже, найти моду, медиану, среднее арифметическое значение, среднее квадратическое отклонение, размах. Определить, является ли распределение предложенных данных нормальным. Распределить данные на уровни. Вычисление производить на несгруппированных данных. Далее сгруппировать данные в удобное для вас количество групп и представить их графически в виде гистограммы, полигона распределения частот, сглаженной и процентильной кривой.

8, 13, 11, 14, 12, 13, 16, 9, 13, 11, 12, 17, 13, 14, 15, 15, 9.

Задача 2. В 6 и 8 классах проводился тест Векслера. В таблице приведены результаты времени кодирования 1 строки (в сек.) Различаются ли учащиеся 6 и 8 классов по времени кодирования одной строки? Представить данные в виде полигона распределения частот.

 

Время выполнения задания на кодирование (в сек.)

8 класс 6 класс
           
           
           
           
           

Задача 3. С детьми 4-5 лет проводилось исследование на произвольное запоминание при зрительном, слуховом, двигательном восприятии. В сторону какого вида памяти происходит значимый сдвиг?

 

Количество воспроизведенных слов детьми

№ исп. Слуховая Зрительная Двигательная
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Задача 4. С детьми 6-7 лет с нормальным речевым развитием (21 ребенок) и неврозоподобной формой заикания (19 детей) проводилось исследование речевых темпо-ритмических характеристик. Показатели среднего арифметического значения и стандартного отклонения слогов в секунду при говорении простой и сложной фразы, а также пересказа небольшого рассказа представлены в таблице. Сравните по средним эти группы детей.

 

Показатели среднего количества слогов в сек

Пробы Дети с нормальной речью Дети с неврозоподобной формой заикания
Х s Х s
Фраза простая 4,16 0,38 2,86 0,46
Фраза сложная 2,77 0,38 2,61 0,39
Пересказ 3,00 0,29 1,77 0,26

Задача 5. У студентов исследовалась деятельность по самостоятельному формированию новых целей. В группе было 20 испытуемых. В серии, когда испытуемые не знали цели эксперимента, было сформулировано в общей сложности 130 целей. Из них 94 цели, сходные с задачей-образцом, и 20 - творческие задачи. Можно ли утверждать, что репродуктивные цели формулируются достоверно чаще, чем творческие?

Задача 6. Студентам предлагалось на время пройти словесный и графический лабиринт. В таблице приведено время прохождения 1 лабиринтов в тесте (в сек.). Взаимосвязаны ли эти показатели?

 

Время прохождение лабиринтов (в сек.)

№ исп. Графический лабиринт Словесный лабиринт
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Вариант 3.

Задача 1. Для данных, представленных ниже, найти моду, медиану, среднее арифметическое значение, среднее квадратическое отклонение, размах. Определить, является ли распределение предложенных данных нормальным. Распределить данные на уровни. Вычисление производить на несгруппированных данных. Далее сгруппировать данные в удобное для вас количество групп и представить их графически в виде гистограммы, полигона распределения частот, сглаженной и процентильной кривой.

28, 41, 33, 42, 29, 34, 40, 35, 33, 37, 34, 35, 34, 37, 39, 27, 34

Задача 2. Детям 4-5 и 5-6 лет предлагалось выполнить конструкцию из строительного материала по замыслу. Количество используемых деталей в конструкции детьми и время выполнения задания представлены в таблице. Влияет ли возраст на количество используемых деталей в конструкции и время выполнения задания. Построить гистограмму для количества деталей.

 

Количество используемых детьми деталей

4-5 лет 5-6 лет
№исп. Кол.дет. Время №исп. Кол.дет. Время
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Задача 3. У детей старшего дошкольного возраста (16 человек) исследовался уровень сформированности нравственных представлений на основании беседы по картине «Бабушка несет тяжелую сумку, рядом идет мальчик». Результаты представлены в таблице. Можно ли утверждать, что уровень реального нравственного поведения ниже, чем вербального?

 

Уровень сформированности нравственных представлений

Имя Ф. Вербальное Реальное
Ильшат А. Н Н
Альбина Б. С С
Линар В. С Н
Алмаз В. В С
Ильмира Г. В В
Руслан Г. В С
Лариса Г. В С
Айсылу Г. В В
Динар И. С С
Лиана В. В С
Вероника П. В С
Юлия С. В С
Гульшат С. В В
Равиль С. С Н
Динар Х. Н Н
Янис Ш. С Н

Задача 4. У учащихся 1 класса исследовалась мотивация достижения в учебной деятельности в зависимости от ориентации учителя на относительную норму. Результаты исследования представлены в таблице. Влияет ли ориентация учителя на мотивацию достижения учеников?

 

Количество детей с разной тенденцией в мотивации достижения

Ориентация учителя на…относительную норму Тенденция мотивации достижения учеников
Надежда на успех Боязнь неудачи
Индивидуальную    
Социальную    

Задача 5. В средней и в старшей группе детям предлагалась задача на классификацию с неявным критерием. Выявлялся тип решения задачи (всего 5 типов, причем пятый – самый высокий). Различаются ли данные группы по решению данной задачи, если по 4 и 5 типу задачу в средней группе из 25 детей выполнили 5, а в старшей группе из 24 детей – 13?

Задача 6. Взаимосвязаны ли показатели зрительно-опосредованной памяти и наглядно-образного мышления детей 6-7 лет. Результаты представлены в таблице

 

Показатели зрительно-опосредованной памяти и наглядно-образного мышления

№ исп. Память Мышление
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Вариант 4.

Задача 1. Для данных, представленных ниже, найти моду, медиану, среднее арифметическое значение, среднее квадратическое отклонение, размах. Определить, является ли распределение предложенных данных нормальным. Распределить данные на уровни. Вычисление производить на несгруппированных данных. Далее сгруппировать данные в удобное для вас количество групп и представить их графически в виде гистограммы, полигона распределения частот, сглаженной и процентильной кривой.

21, 24, 22, 26, 22, 23, 31, 29, 25, 26, 25, 29, 26, 22, 24, 27, 25

Задача 2. С детьми 5-6 лет, воспитывающихся в полных и неполных семьях, проводилось исследование воображения по методике «Дорисовывание фигур». Результаты исследования коэффициента оригинальности (Кор) и вариативности представлены в таблице. Влияет ли то, в какой семье воспитывается ребенок на их воображение?

 

№ исп. Полные семьи № исп Неполные семьи
Кор Вариативность Кор Вариативность
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Задача 3. У детей 4-5 лет исследовалось умение составлять план-рисунок по знакомой и незнакомой сказке. В каждом случае было выявлено 4 уровня умения составлять план (1 самый высший). Результаты исследования даны в таблице. Можно ли говорить о том, что на эффективность выполнения данного задания влияет степень знакомства с материалом?

 

Уровни выполнения задания

№исп. Знак. Незн. №исп. Знак. Незн. №исп. Знак. Незн.
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Задача 4. В группе детей 6-летнего возраста выявлялись трудности в общении. Результаты представлены в таблице. Можно ли утверждать, что распределение детей по категориям трудностей в общении является равномерным. Данные представить в виде гистограммы.

Трудности в общении Количество детей
Не испытывают  
В семейном общении  
С друзьями  
И в семье, и с друзьями  

Задача 5. У учащихся пятых и седьмых классов исследовалась аналитико-синтетическая деятельность при выполнения заданий по русскому языку. Оказалось, что учащиеся пользуются разными видами анализа и синтеза. Результаты представлены в таблице. Определите, какими видами анализа и синтеза чаще пользуются в 5 классе и какими - в 7 классе.

Количество учащихся, обнаруживших различные виды анализа и синтеза

Виды анализа и синтеза 5 класс (n=28) 7 класс (n=26)
Воспроизводящий    
Анализ пробный, синтез-смещение    
Анализ частичный, синтез односторонний    
Системный    

Задача 6. Учащимся 2 класса предлагалось сосчитать от 1 до 50 на время, а также рассказать о себе как можно больше, при этом экспериментатор подсчитывал время чистого говорения за 1 минуту. Результаты даны в таблице. Взаимосвязаны ли эти показатели в данном возрасте?

 

Показатели времени чистого говорения и счета (в сек.)

№ исп. Чистое говор. Счет № исп. Чистое говор. Счет
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Вариант 5.

Задача 1. Для данных, представленных ниже, найти моду, медиану, среднее арифметическое значение, среднее квадратическое отклонение, размах. Определить, является ли распределение предложенных данных нормальным. Распределить данные на уровни. Вычисление производить на несгруппированных данных. Далее сгруппировать данные в удобное для вас количество групп и представить их графически в виде гистограммы, полигона распределения частот, сглаженной и процентильной кривой.

32, 31, 34, 29, 25, 33, 34, 35, 39, 36, 28, 41, 27, 29, 35, 36, 34.

Задача 2. Различаются ли дети старшей и подготовительной группы по уровню развития произвольной слуховой и зрительной памяти? Результаты представлены в таблице.

 

Количество воспроизведенных слов детьми

Слуховая память Зрительная память
Старшая Подготовительная Старшая Подготовительная
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Задача 3. Учащимся 4 класса предлагалось выполнить на время комбинирование блоков по образцу (методика Кооса). Время выполнения (в сек.) 6, 7 и 8 образцов представлены в таблице. Можно ли утверждать, что на выполнение одного из этих образцов затрачивается значительно больше времени, чем на другие.

№ исп.       № исп.      
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Задача 4. Воспитателям детского сада предлагалась анкета, направленная на выявление дружеских проявлений детей. Были оценены 50 детей 5-6 лет. Результаты представлены в таблице. Можно ли утверждать, что типы характеров взаимоотношений между детьми представлены неравномерно.

 

Типы взаимоотношений между детьми и количество детей относящихся к ним

Характер взаимоотношений Количество детей
Отношения, носящие характер дружеский  
Тенденция к дружеским взаимоотношениям, характеризующаяся неустойчивостью  
Часто повторяющиеся недоброжелательные отношения  
Резкое расхождение между моральными суждениями о дружбе и фактическим поведением  

Задача 5. Учащимся 2 класса предлагалось обобщить изображения на картинках. Были предложены изображения животных и растений. Обследовано 35 детей. Оказалось, что при выполнении данного задания испытуемые пользуются разными уровнями обобщения. Данные представлены в таблице. Выявляются ли различия при обобщении животных и растений? Какой уровень обобщения представлен достоверно чаще? Данные представить в виде гистограммы.

 

Уровни обобщений Количество обобщений
Животных Растений
Чувственное    
Образно-понятийное    
Понятийно-образное    

Задача 6. Выборке петербуржцев (77 человек) предлагалось ответить на вопрос: «Какой уровень развития каждого из перечисленных ниже качеств необходим для депутата Городского собрания Санкт-Петербурга?» (Сидоренко Е.В., 1996). Оценка производилась по 10-бальной шкале. Параллельно с этим обследовалась выборка из депутатов Городского собрания с помощью Оксфордской системы экспресс- видеодиагностики по тому же набору личностных качеств. Результаты представлены в таблице. Определите, насколько индивидуальный профиль депутата К-го коррелирует с эталонным профилем.

Наименование качества Усредненные эталонные оценки избир. Индивидуальные показатели депутата
1.Общий уровень культуры 8,64  
2.Обучаемость 7,89  
3.Логика 8,39  
4.Способность к творчеству нового 6,97  
5.Самокритичность 8,28  
6. Ответственность 9,56  
7.Самостоятельность 8,12  
8. Энергия, активность 8,41  
9.Целеустремленность 8,00  
10.Выдержка, самообладание 8,71  
11. Стойкость 7,74  
12.Личностная зрелость 8,10  
13. Порядочность 9,02  
14.Гуманизм 7,89  
15. Умение общаться с людьми 8,74  
16.Терпимость к чужому мнению 7,84  
17. Гибкость поведения 7,67  
18. Способность производить впечатление 7,23  

Вариант 6.

Задача 1. Для данных, представленных ниже, найти моду, медиану, среднее арифметическое значение, среднее квадратическое отклонение, размах. Определить, является ли распределение предложенных данных нормальным. Распределить данные на уровни. Вычисление производить на несгруппированных данных. Далее сгруппировать данные в удобное для вас количество групп и представить их графически в виде гистограммы, полигона распределения частот, сглаженной и процентильной кривой.

16, 11, 12, 19, 15, 16, 18, 21, 16, 18, 20, 10, 23, 20, 16, 15, 17.

Задача 2. У учащихся 3 класса определялся уровень невербального мышления. Далее у учащихся с высоким и низким уровнем невербального мышления определялось время решения на складывание фигур из частей (тест Векслера). Было предложено 4 фигуры. Результаты представлены в таблице. Можно ли утверждать, что учащиеся с высоким уровнем невербального мышления затрачивают меньше времени на складывание фигур? Представьте данные в виде полигона распределения частот.

 

Общее время выполнения задания (в сек.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.08 с.)