Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые основные теоретические конструкции

Поиск

Бихевиористская психология основана на прикладном бихевиоральном анализе, т. е. методе исследования клиента и его окружения. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия с целью их изменения. По нашему мнению, бихевиоральный анализ дает полезный набор конструкций, ко­торый поможет вам лучше понять клиента, независимо от того, какой теоретической ориентации вы придерживаетесь. Успеш­ный прикладной анализ основан на четырех “китах”: 1) отноше­ние между психологом и клиентом, 2) определение проблемы через операционализацию поведения, 3) понимание всего контекста проблемы через функциональный анализ, 4) установление соци­ально важных целей для клиента. В конце этой главы у вас будет возможность использовать на практике понятие операционализации в упражнении по тренировке поведения. Прочитав главу, вы сможете отметить сходство между упорядочением активности в прикладном анализе и тремя стадиями принятия решений из второй главы. Структура сходна, но различно содержание — упор делается не на принятии решений, а на поведении.

 

Отношения

В прошлом считалось, что приверженцы бихевиористской теории — люди холодные расчетливые, трезво мыслящие. Одна­ко исследования 1975 г. (Слоан) изменили это мнение. Слоан с коллегами тестировал терапевтов различных теоретических на­правлений и обнаружил, что бихевиористы демонстрируют более высокий уровень эмпатии, внутренней гармоничности и спо­собности к контакту, а их уровень теплоты и уважения клиен­та — примерно на одном уровне. Как и любому другому психологу, терапевту-бихевиористу нужен раппорт и взаимопонима­ние. Если он собирается помогать клиенту — он должен быть внутренне сильной личностью.

Кроме установления раппорта, бихевиористы преуспели в подробном и тщательном построении структуры интервью. У них очень специфическая методология и цели. Они охотно де­лятся с клиентом планами в надежде, что клиент вместе с ними примет участие в психотерапевтическом процессе.

 

Операционализация поведения

Среди всех видов терапии именно прикладной бихевиоральный анализ в наиболее организованной форме занимается сбо­ром информации о клиенте. Бихевиористская психология осно­вывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов.

В главе II утверждалось, что одна из ваших первых задач — получить общее представление о проблеме клиента. Прикладной бихевиоральный анализ кроме этого требует знания того, как он себя ведет. Для него характерны постоянные усилия понять жизнь клиента как цепь отдельных поступков. В этом его серь­езное отличие от теории и методов фрейдизма, которые меньше уделяют внимания поверхностному поведению и ищут объясне­ния в вещах, лежащих под видимыми поступками. Бихевиорист­ская психология, прагматическая и реалистическая, работает с “тем, что есть”, что можно увидеть в реальном мире, и что мож­но изменить благодаря научному планированию.

Предположим, что ваш клиент в депрессии, жалуется на тоску. По психодинамической теории вы можете искать корни такой тоски, а согласно когнитивной или гуманистической терапии вам надо изменить представления клиента о мире. В от­личии от них, бихевиористская терапия, особенно прикладной бихевиоральный анализ ставит задачу определить, что конкретно пациент “делает” и когда он (она) чувствует себя подавленным:

Психолог: Вы говорите, что ощущаете депрессию. Можете ли вы рассказать поконкретнее, что вы при этом делаете?

Клиент: Ну, я много плачу. Иногда нет никакого желания вылезать из постели. Все время чувствую тоску.

Психолог: А что чувствует ваше тело?

Клиент: Скованность и разбитость — как будто внутри бьют ма­ленькие молоточки. Мне бывает так плохо, что я не могу спать.

Эти два вопроса прояснили для психолога поведение, свя­занное с депрессией. Слезы, нежелание покидать постель, чув­ство скованности, отсутствие сна — все это “операции”, которые можно увидеть, измерить, сосчитать. Чувство тоски, однако, это нечто неясное и требуется операционализация предложения “Я чувствую тоску”, что могут дать следующие более конкретные изыскания.

Психолог: Только что вы сказали, что все время чувствуете тоску. Могли бы вы развить это положение?.

Клиент: Я часто плачу и едва могу передвигаться. Моя жена говорит, что я только жалуюсь.

Психолог: Итак, тоска для вас — это слезы и затрудненные движе­ния... много жалоб... вы также чувствуете скованность и молоточки внутри вас... Так, кажется, вы говорили?

В приведенном отрывке психолог связывает расплывчатое чувство тоски с более конкретными действиями — операциями, о которых говорил клиент.

Цель операционализации поведения — это перевести неяс­ные слова в объективные, наблюдаемые действия. Практически все психологи-бихевиористы стремятся к такой конкретике в интер­вью, считая, что проще работать с конкретным поведением, чем с нечеткими понятиями, вроде депрессии или тоски. Ключом к операционализации поведения может служить простой вопрос: “Могу ли я видеть, чувствовать, и осязать понятия, которые употребляет мой клиент?” Клиент может говорить о желании большей теплоты во взаимоотношениях, но терапевт-бихевиорист не может видеть, чувствовать, слышать или прикоснуться к “теплоте”, но он имеет возможность операционализировать все это в терминах интонации, прикосновений и некоторых вер­бальных предложений. (Хотелось бы, чтобы моя жена чаще при­касалась ко мне и побольше говорила мне ласковых слов”.)

 

Функциональный анализ

Поведение индивида напрямую связано со стимулами его окружения. Вторая задача психолога-бихевиориста — понять, как клиент ведет себя в “естественном окружении”. Анализ в рамках бихевиористского направления идет по трехчленной формуле: 1) предыстория, 2) результирующий поступок, 3) по­следствия данного поведения. Вот, например, как психолог интересуется тем, что предшествовало поступку, какой поступок имел место и каков его результат.

Психолог: Итак, насколько я понял, вы в депрессии, вы испытываете чувство усталости и скованности. Можете ли вы привести кон­кретный пример ситуации, где вы чувствовали себя подобным обра­зом? Я хочу знать, что именно происходит перед тем, как вами ов­ладели эти чувства и что получается в результате. Для начала рас­скажите мне о последнем схожем случае.

Клиент: Это произошло вчера... (вздыхает). Я вернулся домой с рабо­ты и чувствовал себя хорошо. Когда я зашел, Бонни не было дома и я сел почитать.

Психолог: (прерывая) Какова ваша реакция на то, что жены не было дома?

Клиент: Я слегка разочарован, но немного. Я просто присел.

Психолог: Продолжайте.

Клиент: Через полчаса пришла жена и прошла мимо... Я поздоровался, но она была сердита на меня с прошлого вечера, когда у нас был спор. Смешно, но я чувствую облегчение после того, как мы поспорили...

Психолог: Что случилось дальше?

Клиент. Я попытался с ней заговорить, но она не отвечала. Примерно через 10 минут мне стало очень грустно и тоскливо. Я пошел в свою комнату и прилег до ужина. Перед ужином жена зашла ко мне и сказал, что она очень сожалеет, но депрессия не уменьшилась.

Психолог: Давайте попробуем выстроить последовательность собы­тий. Вы вернулись домой в хорошем настроении, но вашей жены не было дома, а затем она не реагировала на ваши слова, так как была сердита. Вы пытались добиться от нее ответа, но безуспешно (предшествующее событие), затем вы почувствовали тоску, пошли в комнату и легли (результирующее действие), она еще некоторое вре­мя продолжала все игнорировать, затем она пришла к вам, а вы иг­норировали ее (последствия). Картина похожа на то, о чем вы мне раньше рассказывали: 1) вы что-то пытались сделать, 2) она не реагирует, 3) вы обескуражены, появляется чувство депрессии — иногда даже слезы и 4) она приходит к вам извиняться, но вы ее от­вергаете.

Устанавливая функциональные причинно-следственные свя­зи, психолог приходит к пониманию последовательности собы­тий, лежащих в основе внешнего поведения клиента. Исходя из этой функциональной картины, возможно разработать бихевиоральную программу изменения картины событий. Вообще гово­ря, только те люди, которые обращают на нас внимание, способны поощрять наше поведение. Но одного внимания явно недостаточно, чтобы помочь человеку в нем разобраться.

Картина внимания особенно важна для понимания челове­ческих отношений. В приведенном случае можно отметить, что жена обращает внимание на мужа только тогда, когда он в де­прессии. Если бы она уделяла ему внимание, когда он к ней обращался, то картина его депрессии выглядела бы не так без­надежно. Стоит отметить, что со своей стороны муж тоже не обращает внимания на жену, когда та заходит в спальню. Он игнорирует ее и тем самым усугубляет картину взаимного отсут­ствия поощрений. Каждый человек способен разорвать сложив­шийся замкнутый круг предшествующих условий, поступков и последствий. Цель любого функционального анализа — разо­браться в системе поощрений для личности или пары людей. Особенно важны здесь внимание и одобрение. Однако деньги, еда, материальные и иные ценности— это не все предметы функционального анализа. Важны и другие социальные возна­граждения, такие, как улыбка, привязанность, признание. Нель­зя забывать о наказаниях. Игнорирование человека является одним из болезненных наказаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.007 с.)