Предмет и методологические принципы институциональной экономики. Направления институционального анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методологические принципы институциональной экономики. Направления институционального анализа



Институциональная экономика или институционализм - направление экономической мысли, сформировавшееся в 20-30-е годы XX в. для исследования совокупности социально-экономических факторов (институтов) в динамике, а также для изучения социального контроля общества над экономикой. Институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. Объект исследования – формальные и неформальные институты.

Существует множество определений понятия «институт», из которых наиболее часто употребляется следующее. Институты - это система формальных и неформальных правил, определяющих взаимоотношения людей в обществе. Формальные институты - конституция, законы, указы, соглашения и т.п. Неформальные институты - обычаи, традиции, условности, привычки и т.п.

В институциональной экономике сформировалось несколько основных направлений: традиционный институционализм, новая институциональная экономическая теория (НИЭТ), эволюционный институционализм, новая французская институциональная экономическая теория (НФИЭТ).

Традиционный институционализм возник на рубеже 19-20 вв., сформировался к 1920 1930 гг., играл заметную роль в 1930-х, 1960-х, и 1970-х гг., модернизируется в настоящее время. Традиционный институционализм развивался в два этапа:

1) старый (ранний) традиционный институционализм;

2) послевоенный традиционный институционализм.

Основные представители старого институционализма американские экономисты – Т. Веблен ( «Теория праздного класса» - 1899, «Теории коммерческого предприятия» - 1904); Д. Коммонс ( «Правовые основы капитализма» - 1924, «Институциональная экономика» - 1934); У. Митчелл (Деловые циклы» - 1913).

Старые институционалисты исследовали три группы проблем:

1) взаимоотношения труда и капитала;

2) взаимоотношения корпораций с мелкими и средними предприятиями;

3) противоречия частных и общественных интересов.

Методологические особенности старых институционалистов:

· исходный пункт анализа – не индивиды, а институты, т.е. характеристики индивидов выводятся из характеристик институтов;

· междисциплинарный подход – рассмотрение экономических) процессов с привлечением данных социологии, психологии, политологии, права;

· эволюционный прнцип в анализе экономических явлений, изучеиие их в развитии;

· принцип историзма, выражающийся в стремлении выявить движущие силы и факторы развития, основные тенденции общественной эволюции;

· акцентирование внимания на действия коллективов (прежде всего, профсоюзов и государства) по защите интересов индивидов;

· использование, в основном, индуктивного метода ислледований, состоящего в стремлении идти от частных случаев к обобщениям;

· применение эмпирического метода исследований, конкретного анализа с использованием обширного статистического и фактического материала.

Послевоенный традиционный институционализм сформировался в 1950-70-е гг. Основные представители: Д. Гэлбрейт (США, «Общество изобилия» - 1958, «Новое индустриальное общество» - 1967, «Экономические теории и цели общества» - 1973); Г. Мюрдаль (Швеция, «Азиатская драма: исследование бедности народов» - 1968); А. Льюис (Великобритания, «Теория экономического роста» - 1959).

Послевоенные институционалисты исследовали следующие проблемы:

1. противоречия западного общества, глубокое несоответствие уровня развития технологии созданным социальным институтам, стремление реализовать идею социального контроля над производством посредством планирования;

2. проблемы экономической власти (формы, масштабы, способы реализации, власть на микро- и на макроуровне, связь экономической и политической власти), проблемы воздействия государства на развитие экономики, разработка практических мер по решению социальных проблем развитых стран;

3. проблемы развивающихся стран, попытка разработать рекомендации для преодоления отсталости, унаследованной развивающимися странами от колониализма.

Отличия послевоенного институционализма от старого состоят в следующем:

· изменение природы крупных корпораций. Теоретическая реабилитация большого бизнеса, поскольку с ним связывали научно-технический прогресс;

· идеи о происходящей трансформации капитализма, связанные с учением о демократизации собственности на капитал;

· характеристика социально-экономической системы капитализма как качественно нового этапа – «народный капитализм», «общество всеобщего благосостояния»;

· кардинальные изменения роли государства, основная цель – обеспечение «благоденствия для всех членов общества». На этой основе получили развитие различные теории «социального контроля».

Новая институциональная экономическая теория (НИЭТ) сформировалась в 1960-е-90-е гг.

Основные представители: Р. Коуз ( Великобритания, США, «Природа фирмы» - 1937, «Проблема социальных издержек» - 1960, «Фирма, рынок и право» - 1993); Д. Норт (США, «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» - 1990); К. Менар (Канада, «Экономика организаций» - 1996).

Методологические особенности НИЭТ:

· последовательно используется принцип методологического индивидуализма, состоящий в том, что институты вторичны по отношению к индивидам. В центре внимания – отношения, складывающиеся внутри экономических организаций, тогда как в неоклассической теории организации рассматривались как «черный ящик»;

· экономические агенты действуют в мире положительных трансакционных издержек (издержек, возникающих в связи с заключением контрактов), недостаточно определенных прав собственности, в мире институциональных реальностей, полном риска и неопределенности;

· применяются две поведенческие предпосылки – ограниченная рациональность и оппортунистическое поведение. Первая отражает факт ограниченности человеческого интеллекта. Знания и информация, которыми располагает человек, всегда неполны, он не может полностью переработать информацию и интерпретировать применительно ко всем ситуациям выбора;

· используется сравнительно-институциональный подход, т.е. оценки действующих институтов исходят из сопоставлений не с идеальными моделями, а с альтернативами, осуществимыми на практике.

В рамках НИЭТ существуют различные современные направления: экономическая теория прав собственности; экономическая теория трансакционных издержек; экономическая теория контрактов; теория экономических организаций; экономика права; экономическая теория общественного выбора; новая экономическая история.

Центральным понятием в теории прав собственности являются сами «права собственности», которые понимаются как санкционированные поведенческие отношения между людьми, возникающие в связи с существованием благ и касающиеся их использования. С точки зрения общества права собственности выступают как правила игры, которые упорядочивают отношения между отдельными агентами. С точки зрения индивида права собственности выступают как «пучки правомочий» на принятие решений по поводу того или иного ресурса.

Чтобы реализовать свои разнообразные цели, индивид осуществляет контроль над принадлежащим исключительно ему пучком прав собственности: правом владения, т.е. исключительного физического контроля над вещью; правом пользования, т.е. личного использования вещи; правом управления, т.е. решения, как и кем вещь может быть использована; правом на доход; правом на капитальную стоимость вещи, предполагающим право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи; правом на безопасность, т.е. иммунитетом от экспроприации; правом на переход вещи по наследству или по завещанию; правом на бессрочность; запрет вредного использования, т.е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом; правом на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность отобрания вещи в уплату долга.

Объектом изучения теории трансакционных издержек служит многосторонний договор как форма организации. Задачей теории трансакционных издержек является объяснение проблем эффективности тех или иных экономических операций в определённых институциональных рамках, то есть способность различных организационных форм в результативном планировании и осуществлении экономических целей. В основе данной теории находится предположение, что любое действие в экономическом контексте в первую очередь связано с затратами. Трансакционные издержки обеспечивают переход прав собственности из одних рук в другие и охрану этих прав.

Теория прав собственности и теория трансакционных издержек легли в основу теории контрактов. Любой акт обмена рассматривается в новой институциональной экономической теории как обмен пучками прав собственности. Рамки по передаче прав собственности определяет контракт. Теория контрактов рассматривает обмен правами собственности по каналу, что и является контрактом, который фиксирует, какие именно правомочия и на каких условиях подлежат передаче.

В рамках теории экономических организаций фирма рассматривается сквозь призму трансакционого подхода, как сеть контрактов, система обработки и передачи информации, структура по обеспечению экономической власти и контроля над объектами собственности и т.д.

Экономика права исходит из того, что агенты ведут себя как рациональные максимизаторы при принятии не только рыночных, но и внерыночных решений (таких, н-р, как нарушать или не нарушать закон, возбуждать или не возбуждать судебный иск). Правовая система, подобно рынку, рассматривается как механизм, регулирующий распределение ограниченных ресурсов. В экономике права подробно анализируется, как реагируют экономические субъекты на различные правовые установления и как меняются сами правовые нормы под воздействием экономических факторов.

Теория общественного выбора анализирует политический механизм принятия макроэкономических решений, иначе говоря, объектом анализа здесь выступают «политические рынки».

Новая экономическая история пытается истолковывать исторический процесс с точки зрения эволюции институтов, теории прав собственности и трансакционных издержек.

Отношение НИЭТ к государственному вмешательству в экономику скептическое – в силу того, что трансакционные издержки в государственном секторе очень высоки.

Эволюционный институционализм развивался в 1970-90-е гг. Основные представители: Д. Гамильтон (США, «Эволюционная экономическая теория» - 1970), Й. Шумпетер (Австрия, «Теория экономического развития» - 1982), Р. Нельсон (США, «Эволюционная теория экономических изменений» - 1982).

Методологические особенности эволюционного институционализма:

· акцент на исследовании экономических изменений;

· отрицание постулата неоклассической теории – равновесия, как нетипичного и очень кратковременного состояния;

· проведение биологических аналогий;

· учет роли исторического времени. Подчеркиваются динамические феномены, являющиеся следствием необратимости исторического времени и приводящие к неоптимальным для экономики результатам. Подобные феномены являются проявлением зависимости от прошлого пути развития;

· в поведении фирм играет роль рутина – стандартизированные правила принятия решений и осуществления деятельности, применяемые в течение определенного периода без корректировки.

Эволюционный институционализм характеризуется благосклонным отношением к государственному вмешательству в экономику, поскольку экономические изменения не имеют внутренней тенденции обеспечивать оптимальные результаты.

Новая французская институциональная экономическая теория (НФИЭТ) как самое молодое направление институционального анализа сформировалось во Франции в середине 1980-х гг. В наиболее развернутом виде программа НФИЭТ приведена в трудах представителей экономики соглашений – Л. Тевено, О. Фавро, А. Орлеан, Р. Буайе.

Специфика методологии НФИЭТ состоит в том, что рыночная экономика исследуется не как отдельно взятый объект, а как подсистема общества. Общество рассматривается с точки зрения анализа различных «институциональных подсистем» («миров»), каждая из которых характеризуется особыми способами координации между людьми - «соглашениями» и особыми требованиями к действиям людей – «нормами поведения». Норма – это предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и направленное на поддержание порядка в системе взаимодействий. Соглашения – наиболее общие рамки взаимодействия между индивидами.

В подходе представителей НФИЭТ выделяются следующие институциональные подсистемы: рыночная, индустриальная, традиционная, гражданская, общественного мнения, творческой деятельности, экологическая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 1601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.011 с.)