Дивидендная политика корпораций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дивидендная политика корпораций



Понятие дивидендной политики непосредственно связано с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако принципы и методы распределения прибыли применимы и к предприятиям других организационно-правовых форм долевой собственности. В этом случае надо говорить не о дивиденде, а о прибыли на вклад. Под дивидендной политикой понимается механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия.

Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование (реинвестирование), что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточно прибыли на инвестированный капитал и начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, снизится его рыночная стоимость, и нынешние собственники могут утратить контроль над акционерным капиталом.

Совокупный доход акционеров за определенный период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций, поэтому, определяя оптимальный размер дивидендных выплат, руководство может повлиять на стоимость предприятия в целом.

Основными этапами формирования дивидендной политики являются:

· оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;

· выбор типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;

· разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

· определение уровня дивидендов на одну акцию;

· оценка эффективности проводимой дивидендной политики.

Факторами, определяющими практическое проведение дивидендной политики, являются:

· правовое регулирование дивидендных выплат;

· обеспечение достаточного размера средств для расширения производства;

· поддержание достаточного уровня ликвидности;

· сопоставление стоимости собственного и привлеченного капитала;

· соблюдение интересов акционеров;

· информационное значение дивидендных выплат.

Законодательно устанавливаемые ограничения в отношении дивидендной политики носят не рекомендательный, а обязательный характер (н-р, запрет на выплату дивидендов до налогообложения прибыли или неплатежеспособным предприятием). В России основным законодательным актом, регулирующим дивидендную политику предприятий, является Закон «Об акционерных обществах», который определяет источники, возможную периодичность, порядок и процедуру выплаты дивидендов. Регулярность конкретных дивидендных выплат устанавливается уставом организации.

Инвестиционные возможности предприятия можно назвать одним из главных критериев выбора дивидендной политики. Большинство предприятий постоянно сталкиваются с проблемами поиска финансовых источников для наращивания производственных мощностей, обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат.

К факторам, обуславливающим инвестиционные предпочтения предприятий, относятся следующие:

· стадия жизненного цикла, поскольку на ранних этапах развития предприятие вынуждено большую часть средств инвестировать в воспроизводство;

· конъюнктурный цикл товарного рынка, поскольку в период подъема конъюнктуры значительно возрастает значение капитализации прибыли и сокращаются возможности дивидендных выплат;

· необходимость расширения инвестиционных программ, т.к. при активизации инвестиционной деятельности по обновлению основных фондов и нематериальных активов возрастает потребность в реинвестируемой прибыли и сокращается размер дивидендов;

· степень готовности планируемых инвестиционных проектов, поскольку преобладание их на стадии реализации требует концентрации собственных финансовых ресурсов.

При отсутствии возможностей выгодного инвестирования прибыли в развитие предприятия акционер предпочтет получить более высокие дивиденды сегодня с целью их вложения в другие предприятия.

Необходимым условием принятия решения о дивидендных выплатах должно являться обеспечение достаточного уровня ликвидности активов предприятия. К дате выплаты дивидендов акционерное общество должно по возможности максимизировать кассовый остаток и высоколиквидные средства. Привлечение внешних источников средств для дивидендных выплат требует дополнительных расходов и еще больше снижает ликвидность предприятия. При решении вопроса о дивидендных выплатах необходимо заранее оценить ликвидность на момент выплаты и составить прогноз движения денежных средств на следующий финансовый год.

На возможность выплаты и размер дивидендов помимо суммы прибыли и рентабельности собственного капитала влияет эффект финансового рычага. Он зависит от сложившегося к моменту дивидендных выплат соотношения собственного и заемного капитала. Если у предприятия есть возможность быстро получить заемные средства к моменту выплаты дивидендов, то оно может определять размер дивидендных выплат независимо от степени ликвидности своих активов.

Важным фактором, влияющим на проводимую дивидендную политику, является угроза возможной утраты контроля над управлением предприятием. Для поддержания стабильного уровня дивидендных выплат в качестве источника их покрытия часто прибегают к дополнительной эмиссии акций, что приводит к появлению новых акционеров и размыванию капитала. Низкий же уровень дивидендов может вызвать снижение курсовой стоимости акций и их массовый сброс акционерами, что в случае скупки ценных бумаг конкурентами приведет к утрате финансовой самостоятельности предприятия.

При проведении дивидендной политики нельзя игнорировать информационный эффект дивидендных выплат. Необходимо проводить аналитическую работу по оценке дивидендных ожиданий инвесторов и отбору информации о тенденциях дивидендного дохода для публикации.

Важным фактором, влияющим на формирование дивидендной политики, особенно в России, является инфляционное обесценение активов. Именно в условиях высоких темпов инфляции инвестор предпочтет получение прибыли сегодня вместо сверхприбыли завтра. Акционеру всегда сложно отказаться от дивидендных выплат в пользу инвестирования полученной прибыли даже в высокодоходные проекты.

Выделятся четыре типа дивидендной политики - консервативный (установление ограничений размера дивидендов при их повышении в периоды роста доходов предприятия, выплаты невысокие, но их доля стабильна); агрессивный (происходит постоянный рост дивидендов); умеренный или компромиссный (как симбиоз двух названных типов); индифферентный (выплаты дивидендов не практикуются вследствие непрочного финансового положения предприятия или «теневого» распределения доходов между его собственниками). Этим типам соответствуют следующие основные методики дивидендных выплат:

· постоянное процентное распределение прибыли;

· фиксированные дивидендные выплаты;

· выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов;

· постоянное возрастание размера дивидендов;

· выплата дивидендов по остаточному принципу;

· выплата дивидендов акциями.

Методика постоянного процентного распределения прибыли подразумевает стабильный в течение продолжительного времени процент чистой прибыли, направляемый на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. В соответствии с данной методикой дивиденды не выплачиваются в тех случаях, если предприятие закончило текущий год с убытком или вся полученная прибыль должна быть направлена владельцам облигаций и привилегированных акций. Размер дивидендов при этом может значительно колебаться по годам, что не может не сказаться на курсовой стоимости акций.

Методика фиксированных дивидендных выплат подразумевает регулярную выплату дивидендов на одну акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени безотносительно к курсовой стоимости акций (с возможной корректировкой на инфляцию). Преимуществом этой методики является формирование у акционеров чувства уверенности в неизменности размера текущего дохода и избежание колебаний курсовой стоимости акций на фондовом рынке. Недостатком этой методики является слабая связь с результатами деятельности, что в периоды неблагоприятной конъюнктуры создает на предприятии финансовую напряженность.

Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов предусматривает регулярную выплату фиксированной суммы дивидендов. В случае благоприятной рыночной конъюнктуры и большой величины прибыли текущего года акционерам выплачиваются экстра-дивиденды. Преимуществами данной методики является стабильная гарантированная выплата дивидендов, высокая связь с финансовыми результатами. Основной недостаток состоит в том, при продолжительной выплате минимальных дивидендов снижается инвестиционная привлекательность акций предприятия, а при регулярных выплатах экстра-дивидендов уменьшается их стимулирующее воздействие на акционеров.

Методика постоянного возрастания размера дивидендов предусматривает стабильное повышение уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Преимущества здесь очевидны – высокая рыночная стоимость акций предприятия и их привлекательность в глазах инвесторов. Недостатками методики являются ее негибкость и постоянное нарастание финансовой напряженности.

Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу предусматривает выплату дивидендов только после финансирования всех эффективных инвестиционных проектов. Преимущества заключаются в обеспечении высоких темпов развития предприятия, сохранения финансовой устойчивости. Но гарантированность дивидендов при этом становится минимальной, а рыночная стоимость акций – невысокой.

Методика выплаты дивидендов акциями предусматривает выдачу акционерам вместо денежных средств дополнительного пакета акций. Размер таких дивидендов равен сумме уменьшения средств, капитализированных в уставном капитале и резервах. Зачастую предприятия вынуждены прибегать к данной методике, например, при неустойчивом финансовом положении, отсутствии высоколиквидных активов, необходимости реинвестирования прибыли в высокоэффективный проект.

Для оценки эффективности проводимой предприятием дивидендной политики используются следующие основные показатели:

· коэффициент дивидендного выхода, т.е. отношение дивиденда на одну обыкновенную акцию к прибыли, причитающейся на ту же акцию. Он показывает, какая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов по обыкновенным акциям;

· показатель дивидендного дохода, т.е. отношение суммы дивиденда на одну обыкновенную акцию к ее рыночной цене. Это показатель является мерой текущего дохода акционера, поскольку его повышение может быть вызвано не только увеличением дивидендных выплат, но и снижением рыночной цены акции;

· коэффициент соотношения рыночной цены и прибыли на одну обыкновенную акцию. Он показывает цену, которую инвесторы готовы заплатить за единицу дохода предприятия.

На практике разработаны приемы, с помощью которых финансовый менеджер может воздействовать на рыночную стоимость ценных бумаг, а, при определенных условиях, на размер будущих дивидендов. Основными приемами являются дробление, консолидация и выкуп акций.

Дробление акций (сплит) – это увеличение количества акций посредством уменьшения их номинала. Обычно к дроблению акций прибегают устойчиво развивающиеся предприятия, которые стремятся снизить рыночную стоимость своих акций для привлечения массового инвестора.

Консолидация акций (обратный сплит) – это изменение номинальной стоимости акций, при котором акционер получает одну новую акцию большего номинала в обмен на определенное количество старых акций. Необходимость консолидации акций возникает у предприятия при чрезмерном падении рыночной стоимости ценных бумаг. Как правило, объявление предприятием на рынке о консолидации акций расценивается как сигнал о возникновении у него финансовых трудностей.

Выкуп акций – это один из способов размещения свободных средств предприятия путем приобретения собственных акций у акционеров. Собственные акции могут как с целью уменьшения числа владельцев и, соответственно, увеличения прибыли на одну акцию, так и при угрозе захвата предприятия путем скупке акций мелких акционеров на открытом рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.017 с.)