Конверсия природного газа в жидкие продукты как способ транспортировки его углеводородного потенциала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конверсия природного газа в жидкие продукты как способ транспортировки его углеводородного потенциала



До сих пор природный газ остается значительно менее мобильным ресурсом, чем нефть, привязанным к существующим системам газопроводов. В отличие от глобального рынка нефти, обеспечиваемого мощным мировым танкерным флотом, рынок природного газа имеет региональный характер с тремя основными узлами: Северная Америка, Сибирь - Европа и регион Среднего Востока – Центральной Азии.

 

Главная проблема в том, что основные потенциальные мировые ресурсы природного газа сосредоточены в удаленных и труднодоступных регионах планеты, в т.ч. на арктическом шельфе. Возможность их транспортировки трубопроводным транспортом или в виде СПГ во многих случаях проблематична. Создание трубопроводной системы транспорта газа из этих районов (арктические моря) чрезвычайно дорого в связи с большими расстояниями и суровым климатом. Так, строительство только одной нитки газопровода, соединяющего п-ов Ямал с Европой, составляет около 12 млрд. долл. По мере выработки ныне действующих более удобно расположенных месторождений проблема доставки природного газа потребителям будет обостряться и может стать критическим звеном в развитии газовой отрасли. Поэтому разработка новых способов транспортировки углеводородных ресурсов природного газа становится одной из главных движущих сил прогресса в области современной энергетики и газохимических технологий.


 

 

В качестве перспективного способа транспортировки углеводородного потенциала природного газа из арктических регионов России в настоящее время рассматривается возможность его конверсии в жидкие или более легко сжижаемые продукты, такие как синтетические жидкие углеводороды (СЖУ), метанол, диметиловый эфир или этилен непосредственно в районах добычи и перевозка этих жидких продуктов морским надводным или подводным транспортом, в т.ч. по трансполярному маршруту через Берингов пролив в Тихий океан [50]. В таблице 16 приведены результаты сопоставления различных энерготехнологий для транспортировки углеводородного потенциала природного газа России в Северо-Восточную Азию по такому важнейшему параметру, как удельный расход металла.

 

          Таблица 16.  
Потребность в металле для различных энерготехнологий [50].  
               
  Природ- Жидкие УВ Ядерная Высоко- Электрон-  
Параметры ный газ (подводными (деление вольтные ный пучок  
  (по трубо- танкерами) и синтез) ЛЭП (ускори-  
  проводам)         тель)  
  СПГ СЖУВ      
               
Электрическая - - -        
мощность, ГВт              
               
Первичная              
энергия,              
млн. т н.э.              
               
Доставленная              
энергия,              
млн. т н.э.              
               
Удельная              
потребность в              
металле,              
кг/т н.э.              
потребленная 3.2 8.4 1.2 - 5.5/0.3*) 2.7/0.02*)  
доставленная 4.0 10.3 1.5 2.0 7.8/0.6*) 5.1/0.04*)  
Суммарная              
потребность в 13.0 34.0 5.0 5.3 *) *)  
металле, млн. т 19.0/1.3 7.0/0.06  
             
               
*) Потребность в металлах - сталь/А l        

 

 

Оценки показывают, что помимо существенной разницы в объеме необходимых капвложений и энергозатрат на транспортировку, даже потребность в металле при транспортировке СЖУ будет в несколько раз ниже, чем при трубопроводной транспортировке, перевозке в виде СПГ или передаче эквивалентного количества энергии по высоковольтным линиям электропередач. Кроме того, необходимо учитывать, что в результате реализации такой схемы транспортировки потребитель получит гораздо более ценный и востребованный продукт. Современные транспорт и промышленность нуждаются прежде всего в жидком экологически чистом топливе и сырье. Практический путь решения этой задачи открыла бы эффективная технология конверсии природного газа в жидкие химические продукты непосредственно промысловых условиях. В перспективе это позволило бы отказаться от строительства дорогостоящих магистральных газопроводов большого диаметра и мощных компрессорных станций, заменив их на продуктопроводы малого диаметра и экономичные насосные станции, снизив тем самым на порядок транспортные расходы, связанные с перекачкой газа на дальние расстояния.

 

Ряд стран, располагающих значительными ресурсами природного газа и по географическим условиям лишенных возможности пользоваться трубопроводным транспортом для доставки его потребителям, для развития своего экспортного потенциала уже активно используют (Малайзия, Тринидад) или ведут активную подготовку к использованию (Нигерия, Катар, Австралия) конверсии газа в такие жидкие продукты, как СЖУ или метанол [45]. В зарубежной литературе эти технологии получили собирательное наименование GTL (gas to liquid) технологий.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.005 с.)