Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знаешь, что мне в тебе нравится?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выберите среди своих друзей того, кому вы более всего доверяете, и проделайте это упражнение вместе с ним. Каждый из вас должен составить список тех черт, которые в другом ему наиболее симпатичны. (Постарайтесь, чтобы список включал десять пунктов.) По очереди объясните друг другу, почему вы включили в список каждый пункт. Начните словами: «Что мне в тебе действительно нравится, так это...». Как вы себя чувствуете, когда ваш друг вас хвалит? Научитесь принимать похвалу (по крайней мере поблагодарите) и наслаждаться той радостью, которую приносят комплименты. Научитесь одаривать комплиментами своих друзей. Используйте этот навык в повседневной жизни, не жалея похвалы даже за вещи самые обыкновенные. Домашнее задание: «Вспомните, как развивалась ваша застенчивость» Напишите сочинение о том, как у вас возникла и развивалась застенчивость. Обратите внимание на следующие моменты: · Вспомните, когда вы впервые ощутили застенчивость. Опишите эту ситуацию, включенных в нее людей, а также ваши ощущения. а) Какое мнение о себе возникло у вас на основе этого случая? б) Говорил ли вам кто-нибудь что-то такое, что заставило вас признать себя застенчивым? Что именно было сказано? Какое решение вы приняли, услышав эти слова?
Литература Зимбардо Ф. Застенчивость. – М., 1987. Леей В. Л., Волков Л. 3. Застенчивость как межгрупповой феномен // Проблемы взаимодействия в группах учащихся. – Минск, 1970. Куницына В. Н., Бойцова Е. Н. Психологический портрет застенчивого человека // Гностические и коммуникативные компоненты в структуре педагогического мастерства / Под ред. Д. К. Байметова. – Ижевск, 1983. Куницына В. Н., Ефремова (Поголъша) В. М. Влияние особенностей семейного уклада на возникновение у ребенка застенчивости // Психологические проблемы индивидуальности. – Л., 1985.
Глава 19. Дефицитное общение
Одиночество
Дефицит доверительных, близких отношений приводит к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству. К трудностям общения, в основе которых, в отличие от застенчивости, лежит дефицит доверительного общения, можно отнести одиночество, понимаемое не как разрыв социальных связей, а как тягостное ощущение, переживание субъективной отъединенности, неудовлетворительности и поверхностности сложившихся взаимоотношений, то есть своеобразное психологическое одиночество. Речь идет о том одиночестве, которое человек испытывает среди дружеской компании или в семье, которое он «носит с собой». Такое понимание психологического одиночества предполагает наличие специфического синдрома личностных свойств одинокого человека. Синдром затрудняет общение, препятствует установлению полноценных контактов доверительного общения, формирует тип самовосприятия и приводит к ощущению надрыва, душевного нездоровья. М. Кларк и Б. Эндерсон в своей работе «Одиночество и старость» (Лабиринты одиночества, 1989) утверждают: «Американская культура четко определяет душевное здоровье как вовлеченность в общение; в минуты личного горя социальное взаимодействие и поддержка со стороны других людей очень важны для здоровья стареющего человека». Еще более справедливы эти слова по отношению к человеку взрослеющему, осваивающему новое социальное пространство, новые роли. Одиночество следует понимать как состояние и как свойство, также как в случае с застенчивостью, тревожностью или агрессивностью. Существуют ситуации и состояния, которые люди расценивают как одиночество: это – изоляция эмоциональная и изоляция социальная. Эмоциональная изоляция - результат отсутствия привязанности к конкретному человеку; в результате чего возникает тревожное беспокойство. Социальная изоляция выражается в отсутствии доступного круга социального общения и сопровождается чувством отчужденности. Одиночество эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения.
Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные состояния, как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука. На основе этих представлений Р. Вейс (Лабиринты одиночества, 1989, с. 123) определяет одиночество как «эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения». Переживаемое острое чувство одиночества влечет за собой общение, которое можно назвать дефицитным и дефектным. Не всегда удается установить, что здесь является причиной, а что – следствием. Одиночество в юности
Одиночество в юности многофункционально; это и способ верификации ценности сложившихся отношений, и проба самостоятельности, путь и средство самопознания, и одновременно с этим – очень глубокое переживание. Д. Рассел показал, что с возрастом одиночество убывает. А. Садлер и Т. Джонсон определяют одиночество следующим образом: «Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности» (Лабиринты одиночества, 1989, с. 27). Чувство это чрезвычайно остро переживается именно в юношеском возрасте. Вот что пишет в своем дневнике 14-летняя девочка: «Днем я такая же, как все: хожу в школу, общаюсь с друзьями, строю какие-то приемлемые отношения со взрослыми – в общем, как все. Одиночество приходит ночью. Чувствую себя как раздавленная посреди дороги собака. Лежу посреди дороги, а мимо несутся люди, наступают мне на лапы, на шею, на грудь, кричат о чем-то, и никто друг друга не слышит и не хочет понять, а я все лежу и лежу...» (Прохорова И. Ю. Одиночество. Дипломная работа, 1998 г.). Одиночество является причиной разочарований и крушения надежд, а также осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений. Типы одиночества
Психологи выделяют следующие 4 разновидности одиночества: а) космическое (соотнесенность человека с природой и миром, самоотчужденность); б) культурное (потеря связи с культурным наследием, разрыв поколений); в) социальное (отторжение значимой группой, результат – смятение и депрессия); г) межличностное (неудовлетворенность сложившимися отношениями). Если человек попадает в перекрестье всех четырех видов одиночества, он глубоко несчастен, его судьба – выпадение из социальных связей и внутренняя дезинтеграция. Анализ биографий 114 одиноких мужчин и женщин по эмоциональному состоянию выявил наличие разных типов одиночества, которые выражаются, в частности, в чувстве ущербности, покинутости, страхе, неуверенности, в специфическом восприятии дальнейшей жизненной перспективы.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.01 с.) |