Ритуалы как формы поддержки или взаимного принятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритуалы как формы поддержки или взаимного принятия



 

Выполнение ритуальных элементов становится знаком стабильности социальных отношений, с одной стороны («все идет как прежде, значит, все в порядке»), и личностной и групповой идентификации, с другой («со мной здороваются, со мной разговаривают, значит, я нужен, я – свой»).

Анализ этой функции межличностных ритуалов проводит Э. Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» (Берн, 1988). Используя термин «поглаживание» для обозначения любого акта, предполагающего признание присутствия другого человека, он рассмотрел, каким образом приветствия предоставляют или не предоставляют психологическое признание другому в момент встречи. Автор приводит следующие примеры:

1) А: Привет! (Доброе утро!)

Б.: Привет! (Доброе утро!)

2) А: Тепло сегодня, правда? (Как поживаете?)

Б: Да. Хотя, по-моему, скоро пойдет дождь. (Прекрасно, а Вы?)

3) А: Ну, счастливо. (Все в порядке.)

Б: До встречи.

4) А: Пока!

 

Анализируя этот обмен репликами, Берн отмечает, что, на первый взгляд, он не несет никакой информации. Даже если собеседникам есть что сообщить друг другу, они мудро воздерживаются от этого. Чтобы А мог рассказать о том, как он поживает, ему понадобилось бы минут пятнадцать, но у Б – видимо, случайного знакомого - нет времени и желания его слушать. В то же время такую серию трансакций (взаимодействий) справедливо назвать ритуалом из восьми «поглаживаний». Если бы А и Б спешили, они вполне могли бы удовлетвориться двумя «поглаживаниями»: «Привет! – Привет!». Если бы они были старомодными восточными монархами, то, прежде чем перейти к делу, им пришлось бы исполнить ритуал из двухсот «поглаживаний». В нашей ситуации, говоря языком трансакционного анализа, А и Б слегка улучшили самочувствие друг другу, и каждый из них благодарен другому за это.

Этот ритуал с обеих сторон основан на тщательном интуитивном расчете. На этом уровне знакомства оба собеседника чувствуют, что должны друг другу при каждой встрече примерно четыре «поглаживания», и при этом не чаще раза в день. Если они вскоре встретятся снова (например, через полчаса) и ничего нового за это время не возникнет, они просто пройдут, не заметив друг друга или слегка кивнув головой.

Интересен и случай, когда вместо лаконичного обмена приветственными репликами кто-то из партнеров увеличивает их число. Например, В и Г обычно следуют ритуалу из двух «поглаживаний». Но вот однажды вместо того, чтобы, обменявшись стандартными приветствиями, пройти мимо, В останавливается и спрашивает: «Как дела?». Происходит следующий диалог:

1) В: Привет!

Г: Привет!

2) В: Как дела?

Г: (озадачен): Прекрасно. А у вас?

3) В: Великолепно. Тепло сегодня, правда?

Г: Да. (осторожно) Хотя, похоже, будет дождь.

4) В: Приятно было повидать вас.

5) Г. И мне. Извините, я должен успеть в библиотеку до закрытия. Всего хорошего.

6) В: Всего хорошего.

 

Торопливо уходя прочь, Г ломает голову: «Что это с ним вдруг случилось?» В терминах трансакционного анализа подразумевается следующее: «Он мне должен всего одно „поглаживание". Почему он вдруг выдал пять?»

И еще один пример.

Д говорит: «Привет!» – а Е, не отвечая, проходит мимо. «Что с ним произошло? – думает Д, то есть: «Я „погладил" его, а он мне „поглаживания" не вернул». Если Е продолжает вести себя подобным же образом и с другими знакомыми, то это наверняка вызовет осуждающие разговоры в его окружении.

Сходную функцию выполняют ритуалы прощания, благодарностей и т. д. Поддерживающую функцию ритуалов взаимодействия анализировал другой американский ученый Эрвин Гофман (Goffman, 1967; результаты его исследований см. также в гл. «Структура межличностного взаимодействия»).

 

Ритуалы избегания

предписываемые ограничения поведения, предназначенные для поддержания социальной дистанции между индивидами посредством указания на то, чего не следует делать по отношению к партнеру, чтобы не ущемить его свободу и индивидуальность.

 

Рассматривая ритуалистический по своей природе феномен уважительного поведения, функция которого – выразить уважение и признательность одного человека другому, Гофман различает два вида поведения, каждый из которых ориентируется на соответствующий тип ритуала: ритуал избегания и ритуал презентации.

Ритуалы избегания – это предписываемые ограничения поведения, предназначенные для поддержания социальной дистанции между индивидами. Они ограничивают степень вовлеченности индивидов в социальное отношение, помогают сохранять некоторый уровень формальности и определенную степень индивидуальной автономии для его участников. К примеру, проявлением доброжелательного отношения к вашим знакомым будет традиционный вопрос об их делах, самочувствии. Однако он прозвучит кощунственно, если вам известно о смертельной болезни собеседника или о каких-то трагических обстоятельствах в его жизни. Ритуалы избегания требуют хранить молчание по поводу смущающих или дискредитирующих эпизодов, а также молчание о сохранении молчания.

 

Ритуалы презентации

предписываемые модели уважительного поведения, служащие цели поощрения и активизации взаимодействия посредством выказывания знаков уважения.

Ритуалы презентации – это тоже предписываемые модели уважительного поведения, но они служат цели поощрения и активизации взаимодействия.

Если ритуалы избегания предписывают, чего не следует делать по отношению к партнеру, чтобы не ущемить его свободу и индивидуальность, то ритуалы презентации предписывают способы вовлечения партнера во взаимодействие путем выказывания знаков уважения. Такими знаками являются приветствия, приглашения, комплименты, небольшие услуги. Ритуалы презентации – это позитивные ресурсы для оказания уважения индивиду, необходимые для поддержания доверия в повседневной жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.005 с.)