Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акцентуации характера и дефекты общения
Дефекты общения
Дефектное общение – это относительно неполноценное общение, которое в меньшей степени проявляется в деловых контактах, но мешает установлению искренности, доверительности, легкости и человеческой близости в неформальном межличностном общении. Дефекты общения – это помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами (в их числе – эгоцентризм и эгоизм, невоспитанность и бестактность, морализаторство и деспотичность и т. д.). Дефекты общения выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера. Однако они не затрагивают глубинных характеристик общения и личности, не вызывают пагубных последствий и длительных изменений в личности и самочувствии партнера по общению, что, например, свойственно для манипулятивного и любого другого деструктивного воздействия. Дефекты общения помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами; выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера.
Одной из причин появления дефектов неформального общения может служить чрезмерная интенсивность делового общения, которая истощает нервную систему, исчерпывает потребность в неформальных контактах и сужает пространство и время, отведенное на общение вне работы. В 1984 г. было проведено исследование деятельности работников справочно-информационной службы «09» г. Ленинграда. Специфика общения телефонисток состоит в интенсивности, относительной анонимности и обезличенности, одноразовости, ситуативности. Общение является функционально-ролевым, то есть протекает в соответствии с определенными правилами, нормами, предписаниями. Было установлено (Куницына, 1984), что психомоторная ограниченность профессиональной деятельности, информационная бедность и однообразие содержательных характеристик общения, преобладание средств вербального общения, высокая интенсивность труда без достаточного времени на отдых и восстановление психического ресурса приводят к отрицательным психологическим последствиям, главные среди которых:
Дефекты общения могут появляться вследствие длительной принудительной или добровольной изоляции человека, разнообразных внешних обстоятельств и наличия определенных личностных свойств у партнеров по общению. Можно выделить менее существенные дефекты общения, которые касаются не содержательной его стороны, а сопровождающей его экспрессии, являются следствием недостаточной коммуникативной умелости и вызывают легкое раздражение или недоумение собеседника. Это может относиться к манере покачиваться во время разговора с пяток на носки, многозначительно поднимать бровь, постоянно саркастически кривить рот, отвлекаться и т. д. Развитие у субъекта психологической защиты неизбежно делает общение дефектным и по содержанию, и по способам взаимодействия, и по конечным результатам этого взаимодействия. Сильное развитие психологической защиты всегда препятствует нормальному человеческому общению, воздвигает психологические барьеры между людьми. Определенный тип психологической защиты, сформированный в детстве, приводит к тому, что человек в группе всегда стремится играть одну и ту же роль, желая скрыть под выбранной маской неуверенность, скованность, зажатость, страх. Конкретные поведенческие проявления защитной модели обусловливают специфические дефектные черты общения и взаимодействия таких людей. Эти дефектные характеристики общения иррациональны по своей природе, не осознаются в полной мере и возникают вновь и вновь независимо от партнера, ситуации, возраста, опыта, навыков общения, – как только создается угроза самооценке, позитивному «Я» данного человека. Часто дефектное общение граничит с деструктивным или переходит эти границы.
Обратимся к конкретным примерам. Человек, у которого сформирован механизм регрессии, в любом возрасте будет исполнять роль «ребенка», как только возникнет сильный страх неудачи при необходимости проявить инициативу, преодолеть неуверенность. Особые черты защитного поведения, просвечивающие в дефектном общении, – внушаемость, склонность к поверхностным контактам, обостренная ностальгия, которая содержательно доминирует в общении, плаксивость. Роль «романтика» играет человек, который боится отвержения, питается иллюзиями, с готовностью принимая простое внимание к себе за принятие и уважение (механизм отрицания). Дефекты общения и взаимодействия – хвастовство, лживость, самонадеянность, демонстративность, склонность к розыгрышам, часто безжалостным, эгоцентризм. Роль «философствующего» (механизм интеллектуализации и близкие к нему механизмы сублимации, рационализации) означена такими частыми дефектами общения, как подмена деятельности (особенно при необходимости принять решение) рассуждениями, произвольная схематизация происходящего, самодискредитация, склонность к избирательным, ритуальным, навязчивым действиям. Роль «проверяющего» (механизм проекции) связана с такими дефектами общения, как заносчивость, несговорчивость, чрезмерная гордость, нетерпимость к возражениям, чрезмерное внимание к промахам и недостаткам других людей. Роль «козла отпущения» (механизм замещения, перенос гнева) включает сверхтребовательность к окружающим, вспыльчивость без меры, склонность к доминированию и сентиментальности одновременно, импульсивность, сильные реакции протеста на критику или в ее ожидании. Об одном нашем известном режиссере читаем в «Общей газете» (№ 45, ноябрь 1999 г.). «Если (имярек) задет или обижен, он становится агрессивным как бешеный бык. Те, кто бывал на съемках, знают: наступает момент, когда в атмосфере сгущается электричество. Воздух начинает вибрировать, группа незримо вбирает голову в плечи. И никогда нельзя угадать, чем кончится – шуткой или чудовищным скандалом....Наиболее чуткие знают, если он бушует, топчет свою шапку, если на площадке стоит ор и висит мат, это скорей всего потому, что он что-то делает неправильно, а что – еще сам не понимает. Обвинив всех подряд, он уйдет и будет три-четыре дня думать, как все переделать. А когда вернется, будет спокоен и уверен». Дефекты общения подпитываются и другими видами психологической защиты. Кроме того, их порождают манипулятивный стиль общения, о котором уже говорилось, и авторитарный стиль общения, о котором речь пойдет в следующем разделе. Дефекты общения тесно связаны с акцентуациями характера.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.006 с.) |