Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика структурных элементов криминалистической характеристики корстыно-насильственных преступлений, совершенных несовершеннолетними
Преступления, совершаемые несовершеннолетними по большей части совершаются в районе жительства или месте постоянного времяпрепровождения определенной группы подростков; подростки в большинстве случаев не обладают конспиративными навыками взрослых преступников или прибегают к приемам, являющимся прямым подражанием книгам и кинофильмам; весьма затруднено для подростков скрытое хранение похищенного, а тем более его реализация; на то, что преступление совершено подростком, нередко указывает сама обстановка места происшествия при ее внимательном изучении (о чем будет сказано ниже) либо прямые указания потерпевших и свидетелей. Все эти обстоятельства также создают дополнительные возможности раскрытия преступления, совершенного подростком, и собирания доказательств. Очень важно максимально быстро решить вопрос о возбуждении уголовного дела. По рассматриваемой категории дел это требование не только связано с задачей обеспечить собирание доказательств, но, и направлено на предотвращение новых преступлений подростка. Практика показывает, что после совершения первого преступления несовершеннолетний в течение нескольких дней ожидает, какие меры будут приняты. Убедившись, что органы власти не заинтересовались им, он в ряде случаев переходит к интенсивной преступной деятельности, причем совершает все более тяжкие преступления. При производстве предварительного расследования в отношении несовершеннолетних необходимо исходить из особенностей предмета доказывания по делам несовершеннолетних. Закон предписывает обратить особое внимание по делам рассматриваемой категории на выяснение: числа, месяца, года рождения подростка, условий его жизни и воспитания, наличия взрослых подстрекателей и иных соучастников, иных причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним. Это означает, что наряду с вопросами об обстоятельствах преступления, виновных, отягчающих и смягчающих обстоятельствах, причиненном ущербе необходимо предусматривать выяснение по крайней мере следующих вопросов: 1) Наличие первичных документов о возрасте (свидетельство о рождении, паспорт, выписка из книги загса). 2) Кем воспитывается подросток; характеристика родителей; их отношение друг к Другу и к подростку; внимание к воспитанию подростка; не имеется ли объективных обстоятельств, препятствующих осуществлению должного надзора за детьми (болезнь родителей, командировка, занятость и т. д.); не имеется ли отрицательных влияний в семье (злоупотребление алкоголем, аморальное поведение, скандалы, проявление жестокости и т. п.).
3) Характеристика ближайшего бытового окружения и круга знакомых подростка, не имеется ли в нем источников отрицательных влияний (лица, организующие выпивки, азартные игры, ведущие нетрудовой образ жизни, группирующие вокруг себя подростков рассказами о преступных похождениях и т. д.). 4) Отношение подростка к учебе. 5) Отношение к работе (где и кем работает, заработок, нравится ли специальность, выполняет ли норму, как ведет себя на работе, учится ли, участвует ли в жизни коллектива и т. д.), 6) Характер, привычки, наклонности (легко ли подпадает под чужое влияние, вспыльчив ли, груб ли, склонен ли к лжи и т. д.; как проводит свободное время, чем увлекается, какие книги и фильмы ему нравятся и т. д.). 7) Употребляет ли спиртные напитки или наркотики (как часто, на какие деньги, от кого получает спиртные напитки или наркотики, как давно и кто научил пить и т. д.). 8) Не совершал ли ранее правонарушении и антиобщественных поступков, какие меры и кем применялись, выяснялись ли при этом обстоятельства, способствовавшие правонарушению, не было ли со стороны взрослых подстрекательства, иных форм соучастия, укрывательства или недонесения, а равно не приобретали ли взрослые у подростка имущества, заведомо добытого преступным путем, не имело ли место небрежное хранение оружия, использованного подростком для совершения преступления, не имело ли место вовлечение подростка взрослыми в преступную деятельность, попрошайничество, проституцию, азартные игры, пьянство и употребление наркотиков. Разумеется, данный перечень не является исчерпывающим и должен использоваться при расследовании с учетом конкретных обстоятельств дела. Углубленного исследования по делам несовершеннолетних требует также и вопрос о поведении после совершенного преступления и отношении к содеянному (от этого в ряде случаев зависит решение о применении принудительных мер воспитательного характера взамен уголовного наказания). Специально исследуются мотивы совершения преступления, так как может быть установлена их «детскость» (озорство, желание обладать настоящим оружием, получить инструменты для работы, «покататься» и т. д.).
При наличии сведений об отставании подростка от уровня развития, присущего данному возрасту (сообщения о том, что подолгу оставался в одном и том же классе, несколько лет болел и поэтому не учился, пользуется в семье и бытовом окружении репутацией слаборазвитого в умственном отношении), выяснение этого вопроса также включается в план расследования. Специфическим для дел о несовершеннолетних являются трудности, с которыми следствие сталкивается при выяснении роли каждого несовершеннолетнего участника групповых преступлений. В силу того, что такие преступления нередко совершаются без детальной предварительной договоренности, перерастая из озорства или под влиянием чьего-либо примера или предложения, подхватываемого другими, индивидуализировать степень участия каждого члена, группы бывает затруднительно. К тому же под влиянием страха, неправильно понимаемого чувства товарищества и т. п. многие обвиняемые именно поэтому, дают неправильные показания. Поэтому специально предусмотреть выяснение действительной роли каждого участника преступления. Наконец, специфическим для расследования по делам несовершеннолетних является обязательность выдвижения версий о возможности длящейся преступной деятельности обвиняемого (подозреваемого) и наличии у него неизвестных еще следствию соучастников несовершеннолетних и взрослых. Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления вместе со взрослыми, дело о нем должно быть по возможности выделено в отдельное производство, кроме случаев, когда это будет существенно препятствовать всесторонности, полноте и объективности расследования. В этой связи выясняется характер преступной деятельности каждого из обвиняемых, обусловленность участия подростка в преступлениях подстрекательством со стороны взрослых соучастников, случайный и второстепенный или длящийся и основной характер участия подростка в преступных действиях и т. д. Задержание и заключение под стражу несовершеннолетнего применяются в исключительных случаях. Неправилен, однако, отказ от применения этих мер только по мотиву несовершеннолетия обвиняемого (подозреваемого). Оценка данных о возрасте не должна отрываться от оценки содеянного и личности подростка. В этой связи выяснение таких обстоятельств, как степень дерзости и агрессивности преступных действий, характер поведения после совершения преступления, наличие или отсутствие попыток помешать следствию, прочных связей с преступной средой и других обстоятельств, позволяющих оценить, насколько реальна опасность продолжения подростком преступной деятельности. Характер первоначальных действий по делам о несовершеннолетних определяется характером преступления и поступивших о нем первичных материалов. Определяя последовательность своих действий, следователь должен руководствоваться особенностями организации и тактики проведения отдельных следственных действий по делам о несовершеннолетних.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.005 с.) |