Назначение и производство судебных экспертиз при расследовании корыстно-насильственных преступлений, совершенных несовершеннолетними 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение и производство судебных экспертиз при расследовании корыстно-насильственных преступлений, совершенных несовершеннолетними



 

 

Специфическим для дел несовершеннолетних видом экспертизы является судебно - медицинская экспертиза установления возра­ста. Она обязательна при отсутствии документов, подтверждающих возраст, и невозможности их получить. Если же документы хотя и отсутствуют у несовершеннолетнего и его семьи, но в принципе могут быть восстановлены, планируется производство соответствующих следственных действий, а не экспертиза. Разумеется, документы о возрасте при их расхождения с другими материалами дела, так же как и любое другое доказательство, подвергаются проверке.

Медицинская характеристика возраста основывается на совокупности относительных признаков: показателях роста, веса, состоянии костей головы и конечностей, зубов, волос, развитии вторичных половых признаков и т.д. Составной частью оценки заключения эксперта является поэтому выяснение, строил ли он заключение на совокупности или лишь на некоторых признаках, какие антропометрические, рентгенографические и другие исследования произвел, какие справочные данные использовал. Следует иметь в виду, что экспертиза может установить лишь год рождения (в этом случае за месяц и число рождения принимается 31 декабря) или даже указать возраст лишь в пределах «от до» (в этом случае за установленный принимается минимальный возраст).

Другой специфический вид экспертизы—судебно-психологическая (исследование степени развития подростка) - назначается в случае, когда имеются данные о том, что подросток развит слабее, нежели присуще в норме данному возрасту и поэтому возможно не осознавал в полной мере значение своих действий Исследование включает в этих случаях изучение документальных материалов о развитии и поведении подростка, а равно обследование его личности. Такое исследование может быть совмещено с психиатрической экспертизой, если эксперты обладают специальными познаниями в области возрастных характеристик развития личности, или может быть назначена самостоятельная экспертиза, поручаемая специалистам в области педагогики или психологии. Перед экспертами ставятся вопросы: имеется ли отклонение в интеллектуальном развитии подростка по сравнению с нормальным для данного возраста, с чем оно связано, если не вызвано психическим заболеванием; норме какого возраста соот­ветствует фактическое развитие подростка и можно ли, исходя из данных психологии, сделать вывод, что под­росток не полностью понимал значение своих действий.

Изучение личности несовершеннолетнего и условий его жизни. Характерным для дел несовершеннолетних является широкий объем следственных действий, связанных с изучением личности, условий жизни и воспи­тания несовершеннолетнего. С этой целью производятся допросы лиц, участвовавших в воспитании подростка или лично осведомленных об обстановке, в которой он находился, и его поведении.

Судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого - один из наиболее сложных видов исследования, поскольку при этом необходимо применение специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но и в таких дисциплинах, как психология и патопсихология детей и подростков. Нельзя не отметить и тот факт, что этот вид экспертизы претерпевает значительные изменения, связанные с введением в действие УК РФ, в частности, тех его норм, которые регулируют уголовную ответственность несовершеннолетних.

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних связаны:

- во-первых, правовыми положениями, касающимися применения к ним уголовного наказания и других мер пресечения;

- во-вторых, они зависят от характера психических нарушений, которые наблюдаются у несовершеннолетних, направленных на судебно-медицинскую экспертизу.

Она проводится в соответствии с общими нормами производства судебно-психиатрической экспертизы, установленными процессуальным законом, но подчинена также своим, специфическим для подросткового возраста правилам, связанным с некоторыми особенностями законодательства, методологией обследования и экспертной квалификацией.

Из-за трудностей, возникающих при установлении диагноза психического заболевания в подростковом возрасте, судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних является сложным видом судебно-психиатрической экспертизы, требующим преимущественно стационарного обследования. Однако в большинстве случаев проводится амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза.

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних должна служить не только правосудию, но и реализации права подростка на социальную и медицинскую защиту. При производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних производство судебной экспертизы может потребоваться:

· для установления возраста несовершеннолетнего, если документы о возрасте вызывают сомнение;

· для определения уровня психического развития несовершеннолетнего или иных особенностей его личности;

· для установления факта психического расстройства или отставания в психическом развитии при решении вопроса об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, достигшего 16 лет.

В судебной психиатрии освидетельствуются только такие несовершеннолетние, которые достигли возраста уголовной ответственности.

Несовершеннолетние в силу их возрастных особенностей проявляют меньшую способность сопоставлять, связывать факты, предвидеть ход событий, управлять своим поведением. Все эти особенности учитываются законодателем при установлении возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность.

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых направлена на решение вопросов о том, имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, и если имеется, повлияло ли оно таким образом, что он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Для оценки психического и личностного развития подэкспертного в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы необходимо исследование в беседе, проективных и полупроективных методиках общего характера мотивации, интересов, его социальной направленности и сформированности самосознания. Индивидуально-психологические особенности также должны быть изучены более детально. На выявление этих данных должны быть направлены минимум 3 методики.

Если же у несовершеннолетнего обвиняемого обнаруживается психическое расстройство, ограничивающее его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности, однако психическое расстройство учитывается судом при назначении наказания и также может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст.22 УК РФ).

Особое значение в диагностике подростков имеет психологическая экспертиза, поскольку только 4,4% несовершеннолетних, прошедших судебно-психитрическую экспертизу, обнаруживают психотические расстройства, 44% имеют непсихотические расстройства психики, 51,6% страдают олигофренией разной глубины, а девиантное поведение остальных протекает в рамках психического здоровья.

Основные проблемы, решаемые в Судебно-психологической экспертизе несовершеннолетних (СПЭН), это:

1. уровень интеллектуального развития (соответствует ли развитие познавательных процессов абсолютной норме, пограничной умственной отсталости или олигофрении);

2. уровень развития эмоционально-волевой сферы (здесь чаще всего рассматривается проблема психического инфантилизма с психологической точки зрения и возраста достижения уголовной ответственности с юридической точки зрения);

3. индивидуально-типологические особенности личности, где имеются ввиду юридически значимые характерологические свойства (склонность к фантазированию, повышенная внушаемость, лидерские тенденции, наличие агрессивности и др.) и чисто социальные качества личности (общесоциальная ориентация, знание социальных норм, границ допустимого и недопустимого, способность применения этих знаний в реальном поведении, устойчивость функционирования этих норм у данного индивида), их проявление в ситуации общественно опасного деяния;

4. судебно-психологическая экспертиза лиц с сенсорными дефектами — слабовидящих, слабослышащих, с нарушениями речи и т.д.

По содержанию этих проблем понятно, что при анализе психической деятельности несовершеннолетних желательно проводить комплексную судебно-психологическую экспертизу, где представлены специалисты разного профиля: при решении первых трех проблем работают судебно-медицинский эксперт-психолог и педагог (это может быть педагогический психолог, детский психолог или подростковый психолог в зависимости от конкретной задачи). При решении четвертой проблемы это судебно-медицинский эксперт-психолог и дефектолог соответствующего профиля. При наличии в анамнезе подростка психотических эпизодов, тяжелых черепно-мозговых травм, многократных стационирований в психиатрическую больницу следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

К несовершеннолетнему, достигшему возраста 14 или 16 лет, без психических расстройств, но с отставанием в психическом развитии, вследствие которого он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими применяется статья 20 ч.3 (он не подлежит уголовной ответственности.

В настоящее время единственной психометрической методикой, адекватной целям экспертизы и степени ее ответственности, является только шкала Векслера, несмотря на то, что проведение такого обследования занимает гораздо больше времени. При анализе психологических заключений приходится сталкиваться с тем, что не указывается применявшаяся батарея, отчего разные IQ, полученные у разных исследователей, сравнивать нельзя.

Важная проблема в психологической экспертизе несовершеннолетних - диагностика психологического возраста. Следует заметить, что традиционно юристами вопрос ставится о достижении определенного возраста (14, 16 или 18 лет), что представляет собой определенную точку на хронологическом континууме.

Реально же психолого-педагогическая и клиническая практика оперирует понятием возрастного периода со свойственными каждому из них количественными и качественными параметрами. Не перечисляя все виды периодизации, несколько отличающиеся у разных авторов, предлагается классификация периодизации, связанная с юридически значимыми критериями: возраст до 14 лет именуется младшим подростковым периодом, от 14 до 16 лет - средний подростковый, от 16 до 18 - старший подростковый и от 18 до 20 - период юности, занимающий промежуточное положение между подростковостью и взрослостью.


Заключение

Корыстная и корыстно-насильственная преступности являют собой наиболее распространенные криминальные проявления в мире, имеющие наибольшие количественные показатели по сравнению с другими видами преступлений. Нередко их доля в странах с развитой экономикой превышает 90 %, а в развивающихся — 60 % от общего объема всей зарегистрированной преступности. При этом нужно учитывать и долю неучтенных преступлений.

Под корыстью обычно понимается выгода, материальная польза. Соответственно корыстная мотивация — обусловленность поведения человека стремлением к выгоде. В наиболее общем виде корыстная мотивация присуща поведению любого человека, поскольку совершение поступков исключительно во вред себе или без какой бы то ни было пользы для себя противоречит человеческой сущности. Вместе с тем некоторые проявления корысти традиционно рассматриваются как противоречащие интересам общества (антисоциальные).

В этой связи в праве категория корысти используется в более узком значении — как осознанное стремление к получению безвозмездной противоправной имущественной выгоды (корыстная заинтересованность, корыстная цель). Неосознанное стремление к обогащению (что присуще, по-видимому, всем без исключения людям), стремление обогатиться законными либо незаконными средствами, но с возмещением убытков не рассматривается правом как корысть. Меры предупреждения (профилактики) корыстных и корыстно-насильственных преступлений (далее «корыстные преступления») принято делить на общие и специальные.

Нарастающая волна преступности среди подростков, причем в насильственных формах, - факт официальной статистики.

Глобальные изменения в жизни человечества, происходившие на протяжении всего двадцатого столетия и продолжающиеся в наши дни, наряду с прогрессивными изменениями в различных сферах привели к обострению социальных и экономических проблем.

Колоссальный разрыв в экономическом развитии различных регионов, неравномерность распределения материальных благ вызвали резкий всплеск асоциальных явлений во всем мире. Преступность, алкоголизм, наркомания буквально захлестнули как относительно благополучные, так и беднейшие страны. Отмечено, что криминальная активность молодежи значительно выше, чем среди других категорий граждан. Асоциальные явления среди детей и молодежи уже приобрели масштабы, угрожающие дальнейшему развитию государства и общества.

Как свидетельствуют криминологи, нынешние преступления несовершеннолетних все чаще приобретают характер звериной жестокости и изощренного глумления над жертвой. Кто же растит их такими - неприкаянными, ощетинившимися, озлобленными. Мы с вами - сообща, всем миром, и каждый из нас в отдельности. Мы боимся несовершеннолетних преступников, как боятся стаи одичавших собак.

В структуре совершаемых молодежью преступлений преобладают корыстные, корыстно-насильственные и насильственные преступления, то есть кражи, разбойные нападения, грабежи, изнасилования. Преступность среди детей и молодежи носит преимущественно групповой характер. Имеет место устойчивая тенденция увеличения числа преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Преступность - тяжкая болезнь, поразившая общество. Но, как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Криминологи давно пришли к выводу, что все проблемы "трудного подростка" нужно решать "до того", а не "после", когда угроза колонией уже приведена в исполнение. Кто пожелает бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, будучи взрослым.

Уровень детской подростковой преступности теснейшим образом связан с состоянием социального контроля и качеством мероприятий по воспитанию и социальной адаптации молодых граждан. Профилактические мероприятия осуществляются рядом заинтересованных государственных структур, таких как комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, детские приемники-распределители, органы юстиции, социальной защиты, прокуратура.

К общесоциальным мероприятиям относятся действия, направленные на воспитание у детей и молодежи уважения к закону, развитие ответственности, организация досуга, развитие общественной и творческой активности.

Наиболее распространенными специальными профилактическими мероприятиями являются рейды по выявлению детей, употребляющих алкоголь и наркотики, постановка неблагополучных подростков на различные формы учета, составление психологических и социальных карт, детских и молодежных коллективов. Деятельность всех структур по профилактике правонарушений и социальной дезадаптации детей и молодежи должна строиться на принципах согласованного взаимодействия органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты профилактики, специалистов, осуществляющих эту работу, - педагогов, психологов, врачей, социальных работников, сотрудников инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, отделов по делам молодежи.

Ведущую роль в становлении и жизнеустройстве детей должна играть школа. Оставаясь без внимания семьи и школы, подростки зачастую попадают под влияние лидера криминалитета. Детская беспризорность влияет также на рост числа совершаемых ими правонарушений.

Еще одна причина детской преступности кроется в так называемых неблагополучных семьях. У большинства несовершеннолетних преступников условия семейного воспитания были неблагополучными. Пьянство, моральное разложение, наркотики, воровство, физические и моральные издевательства над ребенком - вот наиболее характерные черты этих семей. Среди несовершеннолетних много детей и подростков, воспитывавшихся и воспитывающихся в неполной семье - бабушкой, дедушкой, другими родственниками, которые не всегда в состоянии обеспечить правильное формирование личности подростка. Все это оказывает отрицательное воздействие на хрупкую психику детей, зачастую ведет к полнейшей деградации личности. Многие дети из таких семей убегают из дома и начинают бродяжничать и попрошайничать, и в большинстве случаев, в конечном итоге, становятся на преступный путь.

На поведение подростка влияет не только образ жизни родителей, но и их отношение к воспитанию и то, в какой степени они совершают надзор за поведением своих детей. Поведение, образ жизни и отношение родителей к воспитанию детей отражаются на материальном положении семьи. Например, в результате того, что отцы злоупотребляли спиртными напитками, уходили из семьи и не оказывали ей материальной помощи, нередко ухудшалось материальное положение семьи. Это в определенной мере влияло на цели и мотивы, по которым были совершены преступления несовершеннолетними.

В мотивы преступлений несовершеннолетних подростков входят следующие особенности.

Для подростков характерно большее разнообразие мотивов некоторых видов преступлений, чем для взрослых. В частности, кражи, грабежи, разбойные нападения могут быть связаны не только с корыстью, но и со стремлением утвердить свой престиж в группе, озорством, оказанием содействия товарищам, стремлением завладеть предметами, особо заманчивыми для подростка. Точно также хулиганские действия подростков, изнасилования нередко связанные со стремлением доказать свой возраст, смелость, связаны с боязнью "отстать от других", с пассивным следованием примеру сверстников.

Некоторые преступные действия подростков могут представлять неадекватную реакцию на неправомерные действия других лиц (избиение обидчика).

В большинстве случаев мотив конкретного преступления формируется скоротечно, под влиянием возникшей ситуации (состояние опьянения, подстрекательство и т.д.), вместе с тем его формирование часто связано с дефектами нравственного развития личности.

Общая сумма потерь для общества от преступности несовершеннолетних может быть и не так велика в абсолютных выражениях, но известно, как трудно измерять в рублях и иных количественных оценках человеческую жизнь и здоровье, достоинство и самолюбие, половую неприкосновенность женщины, нравственное здоровье окружающих, имущество в квартире пенсионера и т.д. Если в опасных ситуациях в прямом физическом смысле гибнет хоть и заметное, но не столь большое число молодежи, то духовно этой самой молодежи калечится намного больше. Как это происходит - постепенно или поэтапно, как подросток соскальзывает в пропасть - вот что нас на данном этапе времени волнует.

Следует отметить и подчеркнуть, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и методы работы органов внутренних дел, обеспечивать должным образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение.

Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

В решении этой и других задач важная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым органами внутренних дел в целях устранения причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних.

Эффективность такой деятельности в значительной степени зависит от того, насколько данные меры базируются на положениях, разработанных криминологией, уголовным правом, уголовно-исполнительным правом, психологией, педагогикой.


Список использованной литературы

Нормативно-правовая литература:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1691.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 18.03.2014 с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2014) // Парламентская газета, № 241-242, 22.12.2001.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002,№ 46, ст. 4532.

5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2759.

6. Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, № 33, ст. 3349.

7. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О полиции» // Российская газета, № 25, 08.02.2011.

8. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Российская газета, № 263, 23.11.2011.

9. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" (ред. от 27.07.2010) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, № 16, ст. 503. / Утратил силу // Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" (ред. от 03.02.2014) // Российская газета, № 25, 08.02.2011.

10. Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 (ред. от 17.11.2011) "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" // Российская газета, № 185, 24.08.2007.

 

Учебные пособия:

  1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учеб. для вузов / под ред. проф. Р.С. Белкина. — М.: Норма, 2003.
  2. Аминев Ф.Г.,Макаренко И.А. Особенности расследования разбойного нападения, совершенного несовершеннолетними. Учебное пособие по расследованию конкретного уголовного дела. - Юрлитинформ, 2006, с. 128
  3. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. — М.: ИНФРАМ, 2005. — 503 с. —(Высшее образование).
  4. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология. - Харьков, 2002. – 720 с.
  5. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учебное пособие. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007. – 539 с.
  6. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. — М.: Мегатрон XXI, 2000. — 2-е изд. доп. — 334 с.
  7. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. - М.,2001. С. 223
  8. Белкин Р.С. Курс криминалистики. Учебное пособие для вузов в 3-х томах. 3-е изд., дополненное, 2001
  9. Васильев А.Н. Тактика отдельных следственных действий. М.: Юридическая литература, 1981.
  10. Васильев А. И. Проблемы методики, расследования от­дельных видов преступлений, — Соц. законность, 1957.
  11. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2006.- 656 с
  12. Возгрин И. А. О структуре методик расследования от­дельных видов преступлений. —Вопросы теории и практики борьбы с преступностью. Л., 1974, с. 82
  13. Гаврилин Ю.В. Шурухнов В.Г. Криминалистика: Методика расследований отдельных видов преступлений: Курс лекций. / Под ред. Н.Г. Шурухнова. – М.: Книжный мир, 2004.- 280 с.
  14. Гаврилов А.К., Кулагин Н.И., Черниговский А.Г. Организация работы следственного подразделения по расследованию преступлений несовершеннолетних. - Волгоград, 2003. – 240 с.
  15. Гвоздева И.С., Степанов В.В. Теория и практика использования специальных знаний при расследовании групповых корыстно-насильственных преступлений несовершеннолетних. - М.: Юрлитинформ, 2010. - 184 c.
  16. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. – СПб., 2003. – 230 с.
  17. Зуйков Г.Г. Установление способа совершения преступления. - М., 1970.
  18. Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. - Красноярск, 1991. С.78.
  19. Каплан Л.С.. Взаимодействие следователя с органами дознания: дис…. к.ю.н. -Тюмень: Тюменский ЮИ МВД России, 2000. - С.56-57.
  20. Колесниченко А. Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. — Харьков, 1976. С. 14.
  21. Коновалова В.Е., Колесниченко А.Н. Теоретические проблемы криминалистической характеристики //Криминалистическая характеристика преступлений. - М., 1984. С. 16.
  22. Котов В.В. Общие положения тактики следственного осмотра. Тактика осмотра места происшествия // Криминалистическая тактика. Учебно-методическое пособие. Под ред. В.Н. Карагодина и Е.В. Шишкиной. Екатеринбург. Изд-во УрГЮА, 2006.
  23. Криминалистика: Учебник для вузов /Под ред. Р.С. Белкина - М. Издательство НОРМА, 2000. - С. 500
  24. Криминалистика: учеб. / под ред. А.Г. Филиппова. — М.: Высшее образование, 2006.
  25. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования корыстно-насильственных преступлений. Спецкурс лекций: Учеб.пособие для вузов / Под ред поф. В.П.Лаврова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2003.- 126 с.
  26. Ларин А. М., Мельникова Э. Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России. Лекции-очерки / Под ред. В.М. Савицкого. М., 1997.
  27. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М., 2000.
  28. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии.- М.: Омега-Л, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003.- 160 с.
  29. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей.-М.: Юрлитинформ, 2001.- 352 с
  30. Следственные действия. Криминалистические рекомендации. Под ред. В. А. Образцова. – М., 1999 г.
  31. Старовойтов В.И., К.Т. Сулимов, В.В. Гриценко Запаховые следы участников происшествия: обнаружение, сбор, организация исследования. Методические рекомендации, 2004
  32. Федоров Г.В. Одорология: Запаховые следы в криминалистике. Мн.: Амалфея, 2000. - 144 стр.
  33. Холодный Ю. И. Применение полиграфа при профилактики, раскрытии и расследовании преступлений. – М., 2000. – С.117.
  34. Яблоков Н.П. Криминалистика в вопросах и ответах: учеб. пособие. — М.: Юрист, 2003.

Периодические издания:

  1. Винокурова Н. С. Актуальные проблемы уголовно-правовой характеристики вымогательства // Российский следователь. – 2005. – № 4: электронная версия // КонсультантПлюс. – 2006
  2. Кокурин И.П. Особенности судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1996. № 5.
  3. Комарова Н. А., Сидорова Н. А. Некоторые особенности предварительного расследования по делам несовершеннолетних с психическими аномалиями // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право. Вып. 2. СПб., 1995.
  4. Комисаров В.М. Комисарова Я.В. Полиграф – детектор лжи или правды? // Прокурорская следственная практика. – 2005. № 1-2. – С.179.
  5. Котов В.В. Процессуальные и тактические проблемы использования помощи органов дознания при производстве отдельных следственных действий // «Российский юридический журнал», 2007, № 1- 0,3 п.л.
  6. Мельникова Э. Б., Ветрова Г. Н. Проект Закона о ювенальной юстиции в Российской Федерации // Правозащитник. 1996. № 2.
  7. Селиванов Н.А. Криминалистическая характеристика преступлений и следственные ситуации в методике расследования//Соц. законность. - 1977. № 2.С.56.
  8. Судебная психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа // Информ.бюл. Следственного комитета при МВД России. – 2006. – № 2 (128)
  9. Танасевич В.Г., Образцов В.А. О криминалистической характеристике преступлений//Вопросы борьбы с преступностью. Вып.25. - М., 1976. С. 102;

[1] Колесниченко А. Н, Научные и правовое основы рассле­дования отдельных видов преступлений. — Автореф. докт. дисс. Харьков, 1967, с. 14

[2] Возгрин И. А. О структуре методик расследования от­дельных видов преступлений. —Вопросы теории и практики борьбы с преступностью. Л., 1974, с. 82

[3] Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. - М.,2001. С. 223.

[4] Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. - М.,2001. С. 223.

[5] Гаврилин Ю.В. Шурухнов В.Г. Криминалистика: Методика расследований отдельных видов преступлений: Курс лекций. / Под ред. Н.Г. Шурухнова. – М.: Книжный мир, 2004.- 280 с.

[6] Криминология. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - М.: Юристъ, 2007. – 160 с.

[7] Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология. - Харьков, 2002. – 720 с.

[8] Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. - М., 1993. – 76 с.

[9] Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. – 230 с.

[10] Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учебное пособие. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007. – 539 с.

 

[11] Гаврилин Ю.В. Шурухнов В.Г. Криминалистика: Методика расследований отдельных видов преступлений: Курс лекций. / Под ред. Н.Г. Шурухнова. – М.: Книжный мир, 2004.- 280 с.

[12] Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 2001. - 102 с.

[13] Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. – СПб., 2003. – 230 с.

[14] Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 2001. - 102 с.

[15] Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. - Минск, 1997. – 194 с

[16] Гаврилов А.К., Кулагин Н.И., Черниговский А.Г. Организация работы следственного подразделения по расследованию преступлений несовершеннолетних. - Волгоград, 2003. – 240 с.

[17] Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей.-М.: Юрлитинформ, 2001.- 352 с

[18] Криминалистика: Учебник для вузов /Под ред. Р.С. Белкина - М. Издательство НОРМА, 2000. - С. 500

[19] Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Юридическая психология. - Харьков, 2002. – 720 с

[20] Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2006.- 656 с

[21] Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М.: Юрлитинформ, 2001

[22] Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология, Юриспруденция, М., 2000

[23] Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М.: Юрлитинформ, 2001.

[24] См. там же

[25] Аминев Ф.Г., Макаренко И.А. Особенности расследования разбойного нападения, совершенного несовершеннолетними. Учебное пособие по расследованию конкретного уголовного дела. - Юрлитинформ, 2006, с. 128

[26] Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактика допроса на предварительном следствии и с суде.-СПб.,2001.- 307 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 3593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.066 с.)