Особенности возбуждения уголовных дел корыстно-насильственной направленности и организация расследования на первоначальном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности возбуждения уголовных дел корыстно-насильственной направленности и организация расследования на первоначальном этапе



 

Установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особен_ности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц и т.д.). Предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов, несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

Часто встречающимися в практике поводами к возбуждению уголовных дел о причинении вреда здоровью являются:

1. Заявления потерпевших.

2. Сообщения медицинских учреждений, где потерпевшим оказывалась медицинская помощь.

3. Сообщения должностных лиц предприятий общественного питания, магазинов, зрелищных учреждений и др.

4. Рапорт сотрудников патрульно-постовой службы полиции об установлении факта причинения корыстно-насильственного преступления или обнаружении потерпевшего.

5. Явка с повинной (такие ситуации довольно редки и являются, как правило, исключением).

Содержание исходной информации о совершенном преступлении в значительной степени зависит от источника ее происхождения. Одно дело, когда о происшествии сообщает очевидец, другое, когда следова­тель получает информацию из рапорта патрульной группы и совершенно иная информация поступает из со­общений станцией скорой медицинской помощи и лечебных учреждений. В них содержится информация о месте, откуда доставлен пострадавший, время доставки, данные о личности, его состоянии, диагнозе, что по­зволит следователю получить представление об их тяжести и правильно решить вопрос о квалификации пре­ступления и возбуждении уголовного дела.

Задачами первоначального этапа расследования являются:

• установить событие преступления;

• зафиксировать обстановку совершения преступления, материальные следы: изменение в обстановке, повреждения, пятна крови на предметах, орудиях преступления;

• принять меры к отысканию и изъятию орудий преступления, осмотреть и упаковать их;

• освидетельствовать потерпевшего и лицо, подозреваемое в причинении вреда здоровью, осмотреть их одежду, изъять и упаковать предметы одежды со следами повреждений, крови;

• исследовать обстоятельства поведения потерпевшего, подозреваемого и окружавших их лиц, непо­средственно предшествовавших преступлению.

Изучение рассматриваемой категории уголовных дел показывает, что следователи часто начинают расследование с допросов потерпевшего, не спешат собрать ценные доказательства путем проведения след­ственных осмотров, обысков, выемки. Запоздалое же проведение этих следственных действий снижает их эффективность, и следствие в таких случаях ведется преимущественно вокруг показаний потерпевшего и обвиняемого. Если учесть, что очевидцы таких преступлении близкие (родственники, супруги)нередко заинтересованы в исходе дела, то становятся понятными трудности в установлении истины (т. к. УК РФ освобожда­ет от уголовной ответственности за отказ от дачи показаний близких родственников и супругов_ подозревае­мых в совершении преступления).

Создание методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, обусловлено социально-психологическими особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективно-субъективную природу. Объективную её часть составляют психофизиологические процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной группы. Субъективную - специфика формирования конкретной личности.

Методики расследования преступлений несовершеннолетних базируются на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным образом с личностью несовершеннолетних[6]. Эти особенности проявляются как при совершении ими противоправного деяния (включая мотивы и способ действия), так и в их поведении на предварительном следствии, обусловленном теми понятиями и установками, которые с формулировались у подростка к данному моменту.

При расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо учитывать особенности возрастного периода. Повышенная активность и возбудимость делают подростка неразборчивым в знакомствах, побуждают к конфликтам. Естественное стремление к самостоятельности может получить отрицательное развитие под влиянием среды, взрослых из числа антиобщественных элементов.

Многим подросткам свойственна грубость, дерзость, раздражительность как результат дурного воспитания. Эти факторы необходимо учитывать при контакте с ними. Равным образом надо иметь в виду и свойственное несовершеннолетним упрямство, а также лживость, примыкающую к упрямству. Однако лживость подростка не всегда объясняется только чертой характера, она может быть результатом неправильного понимания, дружбы и товарищества, боязни прослыть предателем, желанием выделиться, привлечь внимание. Разумеется, она определяется и мотивами, общественным поведением. Стремление к дружбе нередко оборачивается вхождением в социально отрицательную группировку на базе совместных развлечений с последующим переходом к преступной деятельности. Не случайно подростковая преступность является, как правило, групповой, и истоки её лежат в безнадзорности компаний, лидерами в которых становятся взрослые или несовершеннолетние право_нарушители[7].

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследовании преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учитывать: недостаток жизненного опыта, незавершённость формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей.

Учёт этих факторов накладывает на следователя дополнительные обязательства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий.

Его взаимо_отношения с несовершеннолетними должны строиться не только в соответствии с процессуальными нормами, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических начал. Подросток должен видеть, что следователь уделяет его делу необходимое внимание, стремится установить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подражания. В этой связи представляется особенно важным то, чтобы расследование уголовного дела сначала и до конца вёл один следователь, тем более, если ему удалось установить психологический контакт с подростком.

Важным моментом расследования, как с тактической, так и с воспитательной позиции является установление психологического контакта.

Под психологическим контактом можно понимать такое состояние, при котором участники следственного действия, проявляют интерес и готовность к общению, к обмену информацией[8].

Качество и эффективность расследования по делам несовершеннолетних во многом определяется своевременностью возбуждения уголовного дела. Даже незначительное промедление при решении этого вопроса может привести к совершению подростками новых, нередко ещё более тяжких преступлений, а также к утрате доказательств, что существенно затрудняет дальнейшее расследование.

Вместе с тем своевременное возбуждение уголовного дела: не даёт возникнуть и укрепиться представлению о безнаказанности, как в среде несовершеннолетних преступников, так и у их окружения; прекращает воздействие на подростка со стороны взрослых организаторов и подстрекателей с цель сокрытия следов преступления[9].

В первичных материалах могут быть следующие данные, свидетельствующие о том, что преступление совершено подростками. Во-первых, сам факт задержания их на месте преступления (возможно, явился с повинной). Во-вторых, потерпевшие или свидетели знают возраст преступников или по их внешнему виду считают, что это были несовершеннолетние, и, наконец, третий вариант, на подростковый возраст преступников указывает обстановка места происшествия, следы, предмет преступного посягательства и иные вещественные доказательства.

Если сигнал (заявление) о преступлении несовершенно_летних поступил в органы внутренних дел, то орган дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия.

Особое внимание при этом должно быть уделено соблюдению установленных сроков проверки первичных материалов. В ходе проверочных действий могут быть получены объяснения, истребованы необходимые материалы и т.п. Если при проверке первичных материалов точный возраст подростка установить не удалось, то этот вопрос решается после возбуждения уголовного дела, в процессе расследования. При отсутствии паспорта или свидетельства о рождении возраст определяется путем выемки соответствующих документов (медицинские карты, дело_производство в учебных заведениях, личное дело в отделе кадров и т.п.) с этой же целью могут быть допрошены свидетели (родители, опекуны, родственники и т.д.). При отсутствии иных возможностей, проводится судебно-медицинская экспертиза.

Проводя проверочные и неотложные следственные действия, орган дознания направляет дело следователю.

При планировании расследования преступлений несовершеннолетних учитывается как общий предмет доказывания, так и его детализация.

При расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, необходимо тщательно анализировать криминалистическую информацию, характеризующую преступление несовершеннолетних.

К числу основных (психофизиологических) особенностей несовершенно_летних, влияющих на расследование совершёнными ими преступлений, относят[10]:

1. незавершённость физического и нравственного развития (эмоциональность поведения, колебания поведения и т.п.);

2. специфику восприятия, запоминания и воспроизведения (фантазирование, повышенная внушаемость и др.);

3. недостаточность жизненного опыта (неполнота оценок, легкомысленность в принятии решений, отсутствие самокритики; когда преступление сразу не раскрыли, рождается чувство безнаказанности и желание совершить новое преступление);

4. склонность к подражанию;

5. стремление утвердить себя в среде общения, показать самостоятельность, взрослость (отсюда боязнь показаться трусом, совершение не желаемого, а производящего эффект);

6. неправильно понимаемое чувство товарищества (взять вину на себя, не выдать товарища и др.).

Указанные особенности определяют специфический круг вопросов, подлежащих выяснению в процессе расследования в соответствии и отражается в плане по любому делу несовершеннолетнего:

1. Выявление точного возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год). Если возраст не установлен, то кроме действий, упоминавшихся ранее, могут быть направлены запросы в архивы по месту рождения, проживания или учёбы подростка.

2. Исследование условий жизни и воспитания несовершенно_летнего. Для реализации этой установки закона планируется сбор данных, характеризующих его семью. При этом необходимо установить: имеет ли подросток обоих родителей, если нет, то, как давно и по какой причине; кто воспитывает подростка; как характеризуются его родители (воспитатели, опекуны), его семья в целом (братья, сёстры, иные лица, проживающие совместно); каковы взаимоотношения в семье, нет ли источника аморального воздействия (пьянство, скандалы, развратные действия); каковы материально-бытовые условия.

Данные о семье, бытовом, школьном, производственном окружении устанавливают путём допросов родителей, родных, близких, знакомых, педагогов, воспитателей, бригадиров, лиц, проживающих по соседству. С этой же целью истребуют материалы по приостановленным уголовным делам и т.п.

В процессе сбора вышеуказанных данных следователь должен постоянно иметь в виду необходимость получить сведения об основных чертах характера подростка, его наклонностях, привычках, круге его интересов, характере времяпровождения, проявления возрастных особенностей (фантазирование, внушаемость, скрытность)[11].

3. Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления.

4. Наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.

Для реализации указанных требований закона необходимо установить причины появления у несовершеннолетнего антиобщественных привычек и взглядов, выявить обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла, способствовали подготовке преступления, его совершению, сокрытию следов.

· По каждому делу должны быть выдвинуты и проверены следующие версии[12]:

· Наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников;

· существование группы подростков (возможно и взрослых), совершившей несколько преступлений;

· наличие факторов недоносительства или заранее не обещанного укрывательства со стороны взрослых (родителей, лиц, у которых подросток оставлял на хранение похищенные вещи, которым дарил такие вещи и др.). Приобретение взрослыми похищенного подростком имущества и сбыт его.

· вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством, пьянство, азартные игры, употребление наркотиков, склонение к бродяжничеству и т.п.

Работая по данным версиям, следует учитывать необходимость выяснения различных вариантов. Особого внимания требует анализ позиции, занятой подростком на следствии: отрицание вины или, наоборот, желание всё содеянное приписать себе. За всем этим может стоять влияние родителей, уговоры взрослых соучастников, убедивших подростка в том, что ему по молодости лет не грозит суровое наказание.

При планировании следует учитывать, что для выяснения обстоятельств совершенного преступления, должны быть проведены и предусмотренные обязательные следственные действия: допрос родителей несовершенно_летнего, его учителей и воспитателей, могущих дать нужные сведения, а также истребование необходимых документов.

Включение в план конкретных следственных действий и определение их сроков и очерёдности зависит от характера преступления и от тех исходных данных, которые были собраны к моменту возбуждения уголовного дела или наличествует на данный момент ситуации. Однако, при планировании следственных действий, рекомендуется учитывать возрастные особенности подростков: избегать больших перерывов в расследовании, определять очерёдность и тактику допросов, исключающие влияние взрослых или старших товарищей, не забывать и о быстрой утомляемости несовершеннолетних и т.п.[13]. Обратимся к исследованию типичных криминалистических ситуаций по делам о преступлениях несовершеннолетних и направлений их разрешения.

В зависимости от особенностей получения, полноты и характера информации, содержащейся в первичных материалах, можно выделить следующие типичные ситуации:

1. Обстановка места преступления, информация, содержащаяся в материальных следах, указывают на совершение преступления несовершеннолетними.

2. Потерпевшие и свидетели утверждают, что преступление совершено несовершеннолетними. В одних случаях они прямо указывают на конкретное лицо, в других - приходят к такому выводу на основании внешнего вида и поведения правонарушителя.

3. Несовершеннолетний подозреваемый задержан на месте совершения преступления после его совершения или явился с повинной.

К выводу о возможном участии в данном преступлении несовершеннолетнего приходят в результатах исследования материальных источников информации на месте преступления, в которых отражаются наиболее типичные признаки проявления психологии (мотиваций, потребностей), физических возможностей и социальных ценностей несовершеннолетних.

В процессе осмотра необходимо обнаружить и исследовать обстоятельства, которые позволяют выдвинуть версию об участии несовершеннолетнего в преступлении.

Зачастую на это указывают:

1) Особенности различных следов рук и обуви, обнаруженных при осмотре;

2) следы зубов, особенно если они оставлены на таких специфических объектах, как шоколад, сыр, конфеты и другие продукты питания;

3) оставлены вещи - размер, фасон, характер изношенности. При этом надлежит выявлять все следы, в том числе и различные по характеру, форме, размеру и т.п. Это может свидетельствовать о совершении преступления групповой или о присутствии взрослого;

4) способ совершения преступления, и не только в плане подготовки и совершения, но и действий по сокрытию следов совершённого деяния, как правило, преступления несовершенно_летних не отличаются ухищрённостью способов их совершения и особенно сокрытия. Орудиями преступления часто являются случайные, подобранные в ходе деяния предметы, ненужные похищенные предметы и вещи, а так же орудия преступления нередко выбрасываются неподалёку от места его совершения, похищенное прячут в доме, где проживает подросток или его друзья, в подвалах, на чердаках и др.;

5) Размеры отверстий проникновения;

6) Признаки подражания персонажам детективных книг и фильмов (оставление на месте подписей, записок и т.п.). Содержание и почерк таких документов, а также место расположения надписей дают интересную информацию о физических и интеллектуальных данных несовершенно_летних (надписи на стенах обычно пишу на уровне глаз, что позволяет судить о росте их исполнителя);

7) Непоследовательность, нелогичность действий преступников, разбрасывание отдельных вещей, без мотивное повреждение каких-то предметов, особенно если это требовало затрат времени;

8) Количество, габариты и вес похищенного;

9) Проявление цинизма, жестокости, садизма, дерзости.

Естественно, что каждый в отдельности признак не может рассматриваться как прямое свидетельство участия в преступлении несовершеннолетнего, но их совокупность позволяет сделать такой вывод с определённой степенью вероятности и получить информацию:

Об особенностях телосложения, признаках пола, возраста и других объективных данных преступника;

Об особенностях психики (по характеру похищенного, специфическому поведению на месте совершения преступления и др.);

О предметах преступного посягательства, орудиях и средствах его совершения, одежде, обуви и сопутствующих объектах преступника.

Если есть информация о том, что преступление совершено несовершеннолетними, то работа по его раскрытию должна осуществляться в следующих направлениях:

1. Выявление на обслуживаемой территории групп несовершенно_летних и установление действительных мотивов их объединения и направленности действий. Практика показывает, что значительное число преступлений несовершеннолетние совершают в районе своего проживания или в непосредственной близости от него. Ценные сведения о формирующихся группах несовершеннолетних можно получить от участковых уполномоченных и работников инспекций по делам несовершеннолетних. Именно, в поле зрения этих лиц попадают подростки, организующиеся в группы, и их задача состоит в том, чтобы знать истинные мотивы такого объединения, уметь правильно и своевременно влиять на намерения и действия несовершеннолетних.

2. Установление подростков, у которых после совершения преступления появились деньги, предметы, вещи. Для этого на учёт берут похищенное имущество и о его признаках доводят до сведения сотрудников органов внутренних дел.

Особое внимание обращают на места возможного сбыта похищенного, которые в каждом конкретном случае зависят от характеристики обслуживаемого участка.

3. Установление лиц, которым известны обстоятельства совершённого преступления. Для этого, исходя из анализа места, времени, обстоятельств совершения преступления, можно определить, кто может быть жильцы квартир, из окон которых видно место преступления и подходы к нему; лица, которые в это время проходили недалеко от места преступления, следуя на работу, учёбу, домой или куда-то ещё; работники городского транспорта, которым могли воспользоваться несовершеннолетние, обратившие на себя внимание ввиду своего странного поведения.

После выполнения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на уточнение обстоятельств, совершённого преступления, розыск похищенного имущества и осведомлённых лиц, установление лица, его совершившего, объём информации о содеянном преступлении расширяется. Это позволяет конкретизировать выдвинутые ранее версии об обстоятельствах преступления и совершивших его лицах и уточнить направления расследования.

Направление расследования, характер и очередность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависят от степени определённости собранной к этому времени информации[14].

В тех случаях, когда очевидцы высказывают предположения об участии в преступлении подростков, оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия должны быть направлены на установление конкретного лица, совершившего противоправные действия.

Розыск несовершеннолетних осуществляется по:

· Признаком внешности. Оперативные работники совместно со следователем на основе информации, полученной от людей, могут составить композиционный портрет несовершеннолетнего подозреваемого. О приметах его ориентируют сотрудников органов внутренних дел и представители общественности.

· Оперативно-криминалистическим учётом органов внутренних дел.

В первую очередь свидетелям и потерпевшим предъявляется фотоальбом лиц, которые состоят на учёте. Кроме того, используются учёты участковых инспекторов и отделов профилактики преступлений несовершеннолетних.

После выявления конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также когда очевидцы или потерпевшие прямо укажут на несовершеннолетнего правонарушителя, следственные и оперативно-розыскные действия направляются на всестороннее изучение обстоятельств совершённого деяния, личности подростка.

Установление точного возраста несовершеннолетнего имеет важное значение для принятия правильного решения в стадии возбуждения уголовного дела. Возраст должен устанавливаться документально (свидетельство о рождении, паспорт, выписка из книги регистрации актов гражданского состояния, справка формы паспортного аппарата). Кроме того, точный возраст можно установить по журналу того медицинского учреждения, где родился несовершеннолетний: во время появления на свет новорождённых в таких журналах фиксируется с точностью до минуты, и они хранятся в архивах медицинских учреждений 25 лет[15].

Таким образом, методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, отличается от иных частных методик расследования конструируемых по составам преступлений, тем, что её создание базируется на особенностях субъектов преступной деятельности. При этом определяющей особенностью является их возраст.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.049 с.)