Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тактика проведения следственных действий с несовершеннолетними обвиняемых, совершивших корыстно-насильственные преступления
Уголовно-процессуальный закон регламентирует порядок проведения следственных действий, с помощью которых расследуется преступление, и содержит общие правила, определяющие процедуру расследования. Законодательное закрепление правил проведения предварительного следствия практически не ограничивает возможности следователя в выборе тактических приемов и обеспечивает оптимальный режим для осуществления им следствия по делу. Необходимость применения тактики при расследовании обусловливается тем, что процесс раскрытия преступлений носит конфликтный характер, следователь работает в условиях, характеризующихся той или иной степенью неопределенности, в атмосфере противодействия со стороны лиц, заинтересованных в результатах его деятельности. Поэтому основу деятельности следователя составляют тактические приемы, образующие в совокупности криминалистическую тактику. Если тактика вообще — это умение оценивать обстановку и в соответствии с ней избирать линию своего поведения, то под криминалистической тактикой понимается система научных положений и основанных на них практических рекомендаций по организации, планированию и ведению предварительного и судебного следствия, тактике поведения лиц, его осуществляющих; по тактике проведения отдельных процессуальных действий и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих законность и эффективность деятельности по собиранию, исследованию и оценке доказательств. Тактика — это наиболее рациональная и эффективная организация проведения следственных действий. А тактический прием можно представить как наиболее рациональный и эффективный способ действия следователя, наиболее целесообразную и научно обоснованную линию его поведения в конкретной ситуации. С точки зрения системно-структурного подхода следственная тактика— система тактических приемов, а тактические приемы — структурные образования, имеющие, с одной стороны, общие черты, объединяющие их в систему, а с другой — обладающие определенной самостоятельностью[26]. Обыск. Специфическим для обыска по делам несовершеннолетнихкорыстно-насильственных преступлений является особая перспективность наблюдения за поведением обыскиваемого с учетом того, что подросток в меньшей степени, нежели взрослый, умеет владеть собой. Поэтому, по общему правилу, следователю целесообразно проводить обыск совместно с другим работником прокуратуры или полиции
Нельзя ограничивать обыск только комнатой, где живет подросток: похищенное имущество, оружие и другие предметы могут быть им спрятаны среди вещей других членов семьи, в местах общего пользования и в подсобных помещениях. По этим же соображениям целесообразен обыск рабочего места подростка, где, в частности, могут быть обнаружены заготовки самодельного оружия и орудий взлома. В ходе обыска по месту жительства или работы подростка необходим и его личный обыск, в ходе которого может быть обнаружено оружие, деньги, похищенные предметы, особо заманчивые для подростка (часы, авторучка, мобильные телефоны, планшеты и т. д.), наркотики, записная книжка с адресами и телефонами. В ходе обыска одновременно решается задача собирания сведений о личности подростка, условиях его жизни и воспитания, круге интересов. Изымаются для ознакомления дневниковые записи, записи адресов и телефонов знакомых подростка. Допрос. При допросе подростка в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого необходимо иметь в виду, что несовершеннолетний не представляет собой «маленького взрослого», а является качественно иным субъектом допроса. Для него характерно внимание к отдельным деталям и в то же время затруднительность передачи общей картины, нежелание или неумение индивидуализировать роль каждого участника преступления, чувство стыда и стеснения при даче показаний об обстановке в семье, о моментах интимного характера и т. д. склонность к позе «бывалого человека», податливость к внушению со стороны следователя и других лиц, незнание смысла ряда юридических терминов и нежелание показать это. Подросток быстро утомляется при допросе, в изложении им события имеют место «скачки», его легко сбить вопросами и репликами. Его позиция при допросе обычно диктуется не всесторонним анализом ситуации и доказательств, а эмоциональными моментами (реакция на поведение следователя, страх перед родителями или соучастниками, нежелание «выдать» товарища). В силу изложенного организация и тактика допроса несовершеннолетнего имеют ряд существенных особенностей.
При определении продолжительности допроса следует иметь в виду повышенную утомляемость подростков. Обнаружив ее признаки (рассеянное внимание, безучастность и т. д.), целесообразно сделать перерыв, отметив это в протоколе. Следователь пресекает попытки развязного поведения подростка, употребления жаргона, нецензурных выражений; тон и манера ведения допроса должны избираться с учетом возраста и поведения допрашиваемого, но не переходить в подлаживание к нему. К подросткам в возрасте 14—15 лет тактически допустимо в некоторых случаях обращение на «ты», к подросткам более старшего возраста целесообразно обращаться на «вы». Недопустимо использовать приемы допроса, основанные на различных обещаниях, угрозах привлечь родителей к ответственности и т. и. Установление того факта, что следователь применил приемы такого рода, исключает возможность использовать при доказывании полученные подобным путем показания. Обязательным является и разъяснение подростку смысла юридических терминов, имеющихся в статье закона, по которой квалифицированы вменяемые ему деяния, в постановлении о предъявлении обвинения и других материалах дела. Иначе может оказаться, что отношение подростка к предъявленному обвинению зафиксировано неправильно, так как он фактически согласен лишь с изложением объективной стороны деяния, но не мотивов, которыми он руководствовался. Вместе с тем вполне допустимы при допросе подростка тактические приемы, основанные: на демонстрации допрашиваемому детального знания следователем условий его жизни и воспитания, связей, времяпрепровождения; на последовательном уличении подростка во лжи постепенно предъявляемыми доказательствами; на разъяснении значения чистосердечного раскаяния и необходимости загладить вред, причиненный обществу и отдельным гражданам, и т. д. Для уличения подростка во лжи с учетом специфического для несовершеннолетних быстрого забывания выдуманных деталей могут практиковаться повторные допросы по одному и тому же кругу вопросов. Внимание при этом следует сосредоточивать на существенных противоречиях, а не на обмолвках или изменении формулировок при изложении показаний. Весьма эффективен допрос на месте происшествия, так как подросток значительно легче узнает детали, нежели мысленно воспроизводит их. С учетом того, что подросток стремится в ходе свободного рассказа «смазать» вопрос об индивидуальной роли его и соучастников в преступлении, целесообразно предусмотреть специальные вопросы для выяснения соответствующих обстоятельств. Учитывается, в частности, возможность того, что подросток берет на себя чужую вину. В этой связи при его заявлении, что он являлся основным исполнителем преступления, ставятся детализирующие вопросы о характере и последовательности его действий, признаках и источниках получения орудия преступления и полученные ответы сравниваются с действительной картиной преступления. Следует иметь в виду, что свободный рассказ подростка дает лишь отрывочную картину события, поэтому важное значение имеет вторая часть допроса. В то же время с учетом ассоциативного характера мышления подростка нецелесообразно перебивать свободный рассказ вопросами.
Существенной особенностью допроса обвиняемого подростка являются широкие пределы его в части выяснения данных об условиях жизни и воспитания, а также о личности допрашиваемого. Выяснение этих вопросов обычно составляет вступительную часть допроса, «привязывается» к выяснению анкетных данных о подростке и, как уже отмечалось, служит одновременно средством установления с допрашиваемым контакта. Следует, однако, подчеркнуть, что речь.идет о беседе по этим вопросам, достаточно длительной по времени и с проявлением заинтересованности к ее предмету, а не о постановке равнодушным тоном двух-трех формальных вопросов, которые могут вызвать у подростка лишь чувство отчужденности. Наконец, нужно иметь в виду, что сведения, сообщенные подростком, подлежат тщательной проверке и что нецелесообразно выяснять с его слов обстоятельства, порочащие родителей, педагогов и т. п., если они могут быть выяснены другим путем. Одна из предпосылок результативности допроса несовершеннолетнего это правильное решение вопросов о круге участников допроса. В соответствии с законом при допросе несовершеннолетнего обвиняемого участвует защитник, а при допросе свидетеля (потерпевшего) в возрасте до 14 лет вызывается педагог. Участие педагога в допросе обвиняемого, а также в допросе подозреваемого или свидетеля, достигшего 14 лет, зависит от усмотрения следователя, как и участие законных представителей. Представляется в этой связи, что, поскольку расширение круга участников допроса затрудняет его проведение, приглашение педагога и иных лиц в случаях, когда это предоставлено усмотрению следователя, необходимо лишь тогда, когда затруднен контакт с подростком (например, если последний предубежден против следователя). При этом следует учитывать симпатии и антипатии подростка к конкретным педагогам, чувства, испытываемые к родителям, и возможное поведение последних на допросе и т. д. Вывод таким образом, мы уяснили, что расследование дел о корыстно-насильственных преступлений несовершеннолетних имеет значительную специфику, связанную в основном со следующими моментами: подросток в силу своих возрастных особенностей, Трудности нередко возникают при выяснении индивидуальной роли каждого участника преступления, совершенного группой несовершеннолетних, в целях установления обстоятельств, способствовавших совершению подростком преступления, а равно для решения вопроса о возможности освободить его от уголовного наказания необходимо углубленное исследование условий его жизни и воспитания, связей, интересов, поведения, степени развития раскрытие преступления несовершеннолетних подчас осложняется тем, что возрастные особенности подростков по необходимости ограничивают возможности использования по этим делам оперативно - розыскных мероприятий.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.72.53 (0.006 с.) |