Тактика проведения следственных действий с несовершеннолетними обвиняемых, совершивших корыстно-насильственные преступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тактика проведения следственных действий с несовершеннолетними обвиняемых, совершивших корыстно-насильственные преступления



Уголовно-процессуальный закон регламентирует порядок проведения следственных действий, с помощью которых расследуется преступление, и содержит общие правила, определяющие процедуру расследования. Законодательное закрепление правил проведения предварительного следствия практически не ограничивает возможности следователя в выборе тактических приемов и обеспечивает оптимальный режим для осуществления им следствия по делу.

Необходимость применения тактики при расследовании обусловливается тем, что процесс раскрытия преступлений носит конфликтный характер, следователь работает в условиях, характеризующихся той или иной степенью неопределенности, в атмосфере противодействия со стороны лиц, заинтересованных в результатах его деятельности.

Поэтому основу деятельности следователя составляют тактические приемы, образующие в совокупности криминалистическую тактику. Если тактика вообще — это умение оценивать обстановку и в соответствии с ней избирать линию своего поведения, то под криминалистической тактикой понимается система научных положений и основанных на них практических рекомендаций по организации, планированию и ведению предварительного и судебного следствия, тактике поведения лиц, его осуществляющих; по тактике проведения отдельных процессуальных действий и организационно-технических мероприятий, обеспечивающих законность и эффективность деятельности по собиранию, исследованию и оценке доказательств. Тактика — это наиболее рациональная и эффективная организация проведения следственных действий. А тактический прием можно представить как наиболее рациональный и эффективный способ действия следователя, наиболее целесообразную и научно обоснованную линию его поведения в конкретной ситуации. С точки зрения системно-структурного подхода следственная тактика— система тактических приемов, а тактические приемы — структурные образования, имеющие, с одной стороны, общие черты, объединяющие их в систему, а с другой — обладающие определенной самостоятельностью[26].

Обыск. Специфическим для обыска по делам несовершеннолетнихкорыстно-насильственных преступлений является особая перспективность наблюдения за поведением обыскиваемого с учетом того, что подросток в меньшей степени, нежели взрослый, умеет владеть собой. Поэтому, по общему правилу, следователю целесообразно проводить обыск совместно с другим работником прокуратуры или полиции

Нельзя ограничивать обыск только комнатой, где живет подросток: похищенное имущество, оружие и другие предметы могут быть им спрятаны среди вещей других членов семьи, в местах общего пользования и в подсобных помещениях. По этим же соображениям целесообразен обыск рабочего места подростка, где, в частности, могут быть обнаружены заготовки самодельного оружия и орудий взлома. В ходе обыска по месту жительства или работы подростка необходим и его личный обыск, в ходе которого может быть обнаружено оружие, деньги, похищенные предметы, особо заманчивые для подростка (часы, авторучка, мобильные телефоны, планшеты и т. д.), наркотики, записная книжка с адресами и телефонами.

В ходе обыска одновременно решается задача собирания сведений о личности подростка, условиях его жизни и воспитания, круге интересов. Изымаются для ознакомления дневниковые записи, записи адресов и телефонов знакомых подростка.

Допрос. При допросе подростка в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого необходимо иметь в виду, что несовершеннолетний не представляет собой «маленького взрослого», а является качественно иным субъектом допроса. Для него характерно внимание к отдельным деталям и в то же время затруднительность передачи общей картины, нежелание или неумение индивидуализировать роль каждого участника преступления, чувство стыда и стеснения при даче показаний об обстановке в семье, о моментах интимного характера и т. д. склонность к позе «бывалого человека», податливость к внушению со стороны следователя и других лиц, незнание смысла ряда юридических терминов и нежелание показать это. Подросток быстро утомляется при допросе, в изложении им события имеют место «скачки», его легко сбить вопросами и репликами. Его позиция при допросе обычно диктуется не всесторонним анализом ситуации и доказательств, а эмоциональными моментами (реакция на поведение следователя, страх перед родителями или соучастниками, нежелание «выдать» товарища). В силу изложенного организация и тактика допроса несовершеннолетнего имеют ряд существенных особенностей.

При определении продолжительности допроса следует иметь в виду повышенную утомляемость подростков. Обнаружив ее признаки (рассеянное внимание, безучастность и т. д.), целесообразно сделать перерыв, отметив это в протоколе.

Следователь пресекает попытки развязного поведения подростка, употребления жаргона, нецензурных выражений; тон и манера ведения допроса должны избираться с учетом возраста и поведения допрашиваемого, но не переходить в подлаживание к нему. К подросткам в возрасте 14—15 лет тактически допустимо в некоторых случаях обращение на «ты», к подросткам более старшего возраста целесообразно обращаться на «вы». Недопустимо использовать приемы допроса, основанные на различных обещаниях, угрозах привлечь родителей к ответственности и т. и. Установление того факта, что следователь применил приемы такого рода, исключает возможность использовать при доказывании полученные подобным путем показания. Обязательным является и разъяснение подростку смысла юридических терминов, имеющихся в статье закона, по которой квалифицированы вменяемые ему деяния, в постановлении о предъявлении обвинения и других материалах дела. Иначе может оказаться, что отношение подростка к предъяв­ленному обвинению зафиксировано неправильно, так как он фактически согласен лишь с изложением объективной стороны деяния, но не мотивов, которыми он руководствовался.

Вместе с тем вполне допустимы при допросе подростка тактические приемы, основанные: на демонстра­ции допрашиваемому детального знания следователем условий его жизни и воспитания, связей, времяпрепровождения; на последовательном уличении подростка во лжи постепенно предъявляемыми доказательствами; на разъяснении значения чистосердечного раскаяния и необходимости загладить вред, причиненный обществу и отдельным гражданам, и т. д. Для уличения подростка во лжи с учетом специфического для несовершеннолетних быстрого забывания выдуманных деталей могут практиковаться повторные допросы по одному и тому же кругу вопросов.

Внимание при этом следует сосредоточивать на существенных противоречиях, а не на обмолвках или изменении формулировок при изложении показаний. Весьма эффективен допрос на месте происшествия, так как подросток значительно легче узнает детали, нежели мысленно воспроизводит их.

С учетом того, что подросток стремится в ходе свободного рассказа «смазать» вопрос об индивидуальной роли его и соучастников в преступлении, целесообразно предусмотреть специальные вопросы для выяснения соответствующих обстоятельств. Учитывается, в частности, возможность того, что подросток берет на себя чужую вину. В этой связи при его заявлении, что он являлся основным исполнителем преступления, ставятся детализирующие вопросы о характере и последовательности его действий, признаках и источниках получения орудия преступления и полученные ответы сравниваются с действительной картиной преступления. Следует иметь в виду, что свободный рассказ подростка дает лишь отрывочную картину события, поэтому важное значение имеет вторая часть допроса. В то же время с учетом ассоциативного характера мышления подростка нецелесообразно перебивать свободный рассказ вопросами.

Существенной особенностью допроса обвиняемого подростка являются широкие пределы его в части выяснения данных об условиях жизни и воспитания, а также о личности допрашиваемого. Выяснение этих вопросов обычно составляет вступительную часть допроса, «привязывается» к выяснению анкетных данных о подростке и, как уже отмечалось, служит одновременно средством установления с допрашиваемым контакта. Следует, однако, подчеркнуть, что речь.идет о беседе по этим вопросам, достаточно длительной по времени и с проявлением заинтересованности к ее предмету, а не о постановке равнодушным тоном двух-трех формальных вопросов, которые могут вызвать у подростка лишь чувство отчужденности.

Наконец, нужно иметь в виду, что сведения, сообщенные подростком, подлежат тщательной проверке и что нецелесообразно выяснять с его слов обстоятельства, порочащие родителей, педагогов и т. п., если они могут быть выяснены другим путем.

Одна из предпосылок результативности допроса несовершеннолетнего это правильное решение вопросов о круге участников допроса. В соответствии с законом при допросе несовершеннолетнего обвиняемого участвует защитник, а при допросе свидетеля (потерпевшего) в возрасте до 14 лет вызывается педагог. Участие педагога в допросе обвиняемого, а также в допросе подозреваемого или свидетеля, достигшего 14 лет, зависит от усмотрения следователя, как и участие законных представителей. Представляется в этой связи, что, поскольку расширение круга участников допроса затрудняет его проведение, приглашение педагога и иных лиц в случаях, когда это предоставлено усмотрению следователя, необходимо лишь тогда, когда затруднен контакт с подростком (например, если последний предубежден против следователя). При этом следует учитывать симпатии и антипатии подростка к конкретным педагогам, чувства, испытываемые к родителям, и возможное поведение последних на допросе и т. д.

Вывод таким образом, мы уяснили, что расследование дел о корыстно-насильственных преступлений несовершеннолетних имеет значительную специфику, связанную в основном со следующими моментами: подросток в силу своих возрастных особенностей, Трудности нередко возникают при выяснении индивидуальной роли каждого участника преступления, совершенного группой несовершеннолетних, в целях установления обстоятельств, способствовавших совершению подростком преступления, а равно для решения вопроса о возможности освободить его от уголовного наказания необходимо углубленное исследование условий его жизни и воспитания, связей, интересов, поведения, степени развития раскрытие преступления несовершеннолетних подчас осложняется тем, что возрастные особенности подростков по необходимости ограничивают возможности использования по этим делам оперативно - розыскных мероприятий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.72.53 (0.006 с.)