Греческого героического эпоса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Греческого героического эпоса



(«Илиада» и «Одиссея» Гомера)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о героическом эпосе. Синтез мифа и истории в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

2. Своеобразие жанра поэмы «Илиада». Особенности изображения троянской войны и композиция поэмы. Отношение автора к войне. Общечеловеческое, «вечное» в содержании поэм.

3. Особенности эпического действия и стиля «Илиады». Художественное пространство и время в поэме.

4. Система образов «Илиады»: троянские, греческие герои и боги, женские образы. Особенности их характеристик. Монументальность образов. Эпический идеал человека у Гомера.

5. Гомеровский вопрос: основные школы XIX века, современное состояние вопроса (индивидуальный доклад/ презентация).

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Базовый учебник:

Лосев А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы; под ред. А.А. Тахо-Годи. — М.: Альянс, 2013. — С. 34-66.

 

Литература:

Гомер. Илиада (перевод Н. И. Гнедича, любое издание).

Гомер. Одиссея (перевод В. А. Жуковского, любое издание).

Дополнительная литература:

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1996.

Маркиш С. Гомер и его поэмы. М., 1962.

Преображенский П. Ф. «Илиада» и Гомер; «Одиссея» и Гомер // Преображенский П. Ф. В мире античных идей и образов. М., 1965. С. 13–40.

Шталь И.В. Гомеровский эпос: Опыт текстологического анализа. М.: Высшая школа, 1975.

Шталь И .В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М.: Наука, 1975.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.: Наука, 1983г.

Никола М. И. Гомеровский эпос // Никола М. И. Античная литература. Практикум. М.: Флинта-Наука, 2001. С. 36-92.

Ярхо В. Н. Древнегреческая литература. Эпос. Ранняя лирика. М., 2001.

 

Интернет-ресурсы

Гомер. Илиада. Одиссея // http://ancientrome.ru/antlitr/homer/

Гомер. Илиада // http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer01.txt

Гомер. Одиссея // http://lib.ru/POEEAST/GOMER/gomer02.txt

Лосев А. Ф. Гомеровский эпос // http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/

losev/gomerovskij-epos.htm

Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса // http://

www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet2/01.php

Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса // http://

www.sno.pro1.ru/lib/stahl/index.htm

 

Задания для домашней самостоятельной работы

1. Прочитайте поэму «Илиада», найдите и отметьте (или выпишите) примеры:

• преобладания общих черт над индивидуальными (например, характеристика красоты Елены; описание гнева героев; эпитеты, относящиеся к портрету или характеру персонажа, и т. д.);

• преобладания внешних характеристик поведения над внутренними характеристиками переживания; «внешнее» изображение внутренних переживаний и психологических состояний;

• постоянных эпитетов, относящихся к основным персонажам;

• развернутых сравнений (какова их роль в эпосе?);

• повторов;

• детальных описаний (например, щит Ахилла в «Илиаде»);

• пространных речей персонажей.

2. Напишите в тетради известные вам фразеологизмы и «крылатые слова», связанные с троянскими мифами, объясните их переносное значение и подготовьте рассказ о том, к какой мифологической ситуации относится данное выражение (например, «яблоко раздора», «троянский конь», «суд Париса», «бойтесь данайцев, дары приносящих», «ахиллесова пята» и др.).

3. Продумайте ответы на следующие вопросы:

• Кто такие аэды и рапсоды?

• Почему перечень (каталог) кораблей (2-я песня «Илиады», стихи 493–759) занимает такое большое место в поэме? Каков состав троянского войска (2-я песня «Илиады», стихи 816–877)? Какие художественные приёмы и особенности эпического стиля здесь проявляются?

• Каковы типы эпитетов и в чём своеобразие их использования у Гомера? Приведите примеры.

• В чём своеобразие гомеровских сравнений? Приведите примеры.

• Что такое «эпический повтор» и каковы его художественные функции? Приведите примеры наиболее характерных повторов у Гомера.

• Какие высказывания и эпизоды поэмы «Илиада» свидетельствуют об отрицательном отношении Гомера к смерти и к войне?

• Как изображает Гомер греческих богов?

• В чём отличие взаимоотношений богов и героев?

Практическое занятие № 2

.

Творчество Эсхила

Вопросы для обсуждения:

1. Происхождение, структура и проблематика греческой трагедии. Аристотель о трагедии.

2. Эсхил-«отец трагедии». Творчество Эсхила как существенный этап формирования нового мировоззрения.

3. Эпоха Эсхила. Греко-персидские войны и укрепление рабовладельческой демократии в Афинах. Отражение эпохи в ранних трагедиях «Персы» и «Семеро против Фив».

4. Эсхил – поэт греческого полиса. Конфликт родового и государственного права в трилогии «Орестея».

5. «Прометей прикованный». Основные персонажи и их расстановка в трагическом конфликте.

6. Характеристика Прометея в трагедии.

Учебно-методическое обеспечение

 

Базовый учебник:

Лосев А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы; под ред. А.А. Тахо-Годи. — М.: Альянс, 2013. — С. 101-131.

 

 

Лосев А.Ф. Античная литература. — М., 1997. — С. 109-132.

 

Литература:

Эсхил. Прометей прикованный (любое издание).

Эсхил. Семеро против Фив (по хрестоматии).

Эсхил. Орестея (любое издание).

Дополнительная литература:

Головня В. История античного театра. М., 1972.

Федоров Н.А. Греческая трагедия. М., 1960.

Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990. 142 с.

Ярхо В. Н. Миф и политика в древнегреческой трагедии // Вопросы истории. 1970. № 1. С. 209–214.

 

Задания для домашней самостоятельной работы

1. Какой вклад в становление трагедии внес Эсхил?

2. Сравните образ Прометея в трагедии Эсхила и в поэме Гесиода «Теогония».

3. Прочитайте трагедию «Прометей прикованный». Сделайте выписки, характеризующие основные действующие лица.

4. Как изображено человечество в трагедии? Приведите примеры.

5. Конспект книги В.В. Головни «История античного театра», глава VI «Эсхил».

 

Практическое занятие № 3

«Антигона» - образец творчества Софокла

Вопросы для обсуждения:

1. Автор и эпоха.

2. Вклад Софокла в историю жанра трагедии.

3. Изображение людей в трагедиях Софокла, «такими, какими они должны быть».

4. Драматургический конфликт и его особенности в «Антигоне».

5. Система действующих лиц.

6. Психологизм образов в трагедии «Антигона».

Учебно-методическое обеспечение

 

Базовый учебник:

Лосев А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы; под ред. А.А. Тахо-Годи. — М.: Альянс, 2013. — С. 132-147.

 

 

Лосев А.Ф. Античная литература. — М., 1997. — С. 132-147.

Литература:

Софокл. Антигона (любое издание).

Дополнительная литература:

Головня В. История античного театра. М., 1972.

Федоров Н.А. Греческая трагедия. М., 1960.

Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990. 142 с.

Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». — М., 1986.

Ярхо В.Н. Миф и политика древнегреческой трагедии // Вопросы истории. – 1970 – № 1. – С. 209-214.

Задания для домашней самостоятельной работы

 

1. Прочитайте трагедию «Антигона». Сделайте выписки, характеризующие основные действующие лица.

2. Конспект книги В.В. Головни «История античного театра», глава VII «Софокл».

 

Практическое занятие № 4

Творчество Еврипида

Вопросы для обсуждения:

Еврипид и афинское общество (индивидуальное сообщение с презентацией).

2. Мифологический сюжет и его интерпретация у Еврипида.

3. Особенности драматического конфликта и его развитие в трагедиях Еврипида («Медея» и «Ипполит»).

4.Своеобразие образов главных героев и авторская позиция в пьесах.

5. Понятие трагического у Еврипида.

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Базовый учебник:

Лосев А.Ф. Античная литература: Учебник для высшей школы; под ред. А.А. Тахо-Годи. — М.: Альянс, 2013. — С. 148-163.

Литература:

Еврипид. Антигона (любое издание).

Еврипид. Медея (любое издание).

Дополнительная литература:

Головня В. История античного театра. М., 1972.

Федоров Н.А. Греческая трагедия. М., 1960.

Радциг С.И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Еврипида // Вопросы классической филологии. Т. 2. М., 1969.

Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990. 142 с.

Ярхо В.Н. Миф и политика в древнегреческой трагедии // Вопросы истории. 1970. № 1. С. 209-214.

Задания для домашней самостоятельной работы

 

Прочитайте трагедии Еврипида «Медея» и «Ипполит». Сделайте необходимые выписки в читательский дневник необходимые для ответов на следующие вопросы:

1.Какова структура трагедий «Медея» и «Ипполит»?

2.Структура образов и место действия трагедий.

3. Роль хора в пьесах.

4. Роль богов в судьбах героев.

 

Практическое занятие № 5

Античная комедия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.019 с.)