Особенности римской литературы. Периодизация. Римский театр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности римской литературы. Периодизация. Римский театр



Основные понятия темы: Римская республика, римская империя, «Век Августа», этруски, латиняне, патетика, статика, риторика, паллиата,, тогата, бурлеск, стоицизм, рефлексия, категория «рока» в римской трагедии, новое понимание трагического.

 

Содержание темы:

Этапы развития римского общества и латинской культуры. Военная и родовая организация римской общины. «Законы XII таблиц» как основа римской нравственности. Борьба с этрусками, греками и италиками. Латинская словесность. Фольклор. Письменная словесность. Место и роль поэта в римском обществе.

Римский театр и его развлекательный характер. Римская комедия и её виды, связь с народным театром. Тит Макций Плавт (ок. 255–184 гг. до н. э.). Переработка Плавтом новой аттической комедии. Образы-маски в комедиях Плавта. Жизнеутверждающий характер комедий. Комизм характера и комизм ситуации, контаминация, приём нарушения театральной условности, мастерство диалога в пьесах Плавта. Гротеск и буффонада как основная стихия комедий. Комедии «Клад» («Комедия о горшке», «Кубышка»), «Амфитрион», «Два Менехма», «Хвастливый воин». Структура комедий, система образов, проблематика, приёмы комического, раскрытие психологии характеров. Влияние Плавта на комедийную драматургию Нового времени.

Тема № 10

Римская литература классического периода

Основные понятия темы: историко-мифологическая поэма, национальная поэма, государственность, эпоха принципата, историко-мифологическая поэма, национальная поэма, государственность, эпоха принципата, начало христианской эры, мелодраматические эффекты, сквозной персонаж, любовная коллизия.

Содержание темы:

Характеристика эпохи. Внешнеполитические успехи Рима, превращение полиса в мировую державу. Социальные противоречия, восстания рабов и гражданские войны. Кризис общественного сознания: историческая закономерность перехода от республики к империи воспринята современниками как трагедия, как гибель Рима. Кризис идеологии. Эклектизм. Эллинизация римской культуры I в. до н. э.

Ораторское искусство в Риме I в. до н. э., усвоение греческой риторических теории. Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Общественное положение и политическая позиция Цицерона. Пропаганда утопической программы «согласия сословий» в письмах, речах и трактатах Цицерона. Гуманистический идеал Цицерона. Роль Цицерона в создании латинского литературного языка, разработка теории трёх стилей (высокого, среднего и низкого). Усвоение стилистических идей Цицерона в литературной теории М. В. Ломоносова.

Тит Лукреций Кар (ок. 95–55 гг. до н. э.) и его философско-дидактическая поэма «О природе вещей». Идеи поэмы и их художественное выражение. Борьба с мистицизмом и утверждение материалистической философии. Композиция. Стиль поэмы: тяготение к торжественной архаике, патетика. Связь Лукреция с неотериками (неотерики – «новые поэты», «учёные поэты») и отли-чие от них. Влияние Лукреция Кара на «учёную поэзию» Нового времени.

Гай Валерий Катулл (ок. 87 – после 54 гг. до н. э.) как поэт-неотерик. Структура и жанровая система сборника стихотворений Катулла. Политические эпиграммы. Обличение в них губителей республики – Цезаря, Помпея и их сторонников. Интимная лирика Катулла, её своеобразие. Игра контрастов как особенность поэтики Катулла. Метрика. Особое место Катулла в истории античной лирики и его влияние на лирику Нового времени. Катулл в России.

«Век Августа». Завершение столетней полосы гражданских войн и установление принципата Августа (фактически военная диктатура при сохранении внешних республиканских форм). Литературная политика Августа. Гай Цильний Меценат (род. между 74 и 64, ум. в 8 г. до н. э.) – проводник литературной политики Августа, покровитель новой литературной школы поэтов («кружок Мецената»). Смена общественных идеалов (от идеалов республики к идеалам империи) и её отражение в римской литературе.

Римский классицизм как ведущее литературное направление и художественный метод эпохи Августа, «золотого века» римской литературы.

Публий Вергилий Марон (70–19 гг. до н. э.). Литературная позиция. Цикл пастушеских стихотворений «Буколики» (42–39 гг. до н. э.). История создания цикла. Связь со стихотворениями Феокрита и отличие от них. Близость Вергилия в «Буколиках» к позиции неотериков: движение от неприятия реального мира к попыткам примирения с ним. Воспевание блаженства и радости сельской жизни.

Дидактическая поэма о земледелии «Георгики» (38–30 гг. до н. э.) как выполнение «социального заказа». Отличие интерпретации сельской темы от предшествующих «Буколик». Ориентация на «Труды и дни» Гесиода. Прославление труда как необходимого и главнейшего двигателя жизни. Философская картина мироздания в поэме. Полное приятие реального мира.

Эпическая поэма «Энеида» (29–19 гг. до н. э.), её значение как римского национального эпоса. Ориентация на эпические поэмы Гомера, связь с «Илиадой» и «Одиссеей» и отличие от них. Пространство и время в «Энеиде». Философская символика сюжета «Энеиды» как эпоса предопределения: отображение судьбы римского народа и всего человечества в судьбе Энея. Эней как воплощение идеала римской доблести, «человек судьбы». Композиция поэмы. Основные образы.

Квинт Гораций Флакк (65–8 гг. до н. э.). Ранний Гораций как поэт-неотерик. Переплетение мотивов отрицания действительности и примирения с нею в «Сатирах» (две книги, 35 и 30 гг. до н. э.) и «Эподах» («Припевы», 30 г. до н. э.). «Оды» (три книги в 23 г. до н. э., четвёртая – в 13 г. до н. э.) и «Послания» (две книги, 20 г. до н. э. и после 13 г. до н. э.) – художественное воплощение нового мироощущения (абсолютное приятие действительности). Равновесие общественно-политических и личных тем как равновесие «мира дела» и «мира досуга», культ «золотой середины» в жизни и поэзии. Образ поэта и тема бессмертия в лирике Горация («Лебедь», «Памятник»). «Наука поэзии» («Послание к Пизонам») – нормативная поэтика Горация классициста. Влияние Горация на классицистические поэтики нового времени. Богатство метрики и строфики Горация.

Тема № 11

Римская литература эпохи Империи. Античная литература на заключительном этапе

Основные понятия темы: эпиграмма, басня, роман, житие, апокриф, Библия, Ветхий и Новый Завет, евангелие, христианство, мелодраматические эффекты, сквозной персонаж, любовная коллизия.

Содержание темы:

Характеристика эпохи. Оформление и укрепление средиземноморской империи под властью римских императоров. Борьба императоров с сенаторской оппозицией. Депрессия в общественном сознании, её выражение в исторической концепции пяти возрастов государства; восприятие современности и грядущего как «последнего» возраста – дряхлости и близкой смерти Рима. Абсолютное неприятие мира. Идеология и религиозно-философские течения эпохи. Эклектический стоицизм. Неопифагорейство. Раннее христианство.

Литературные проблемы эпохи. Продолжающийся упадок греческой литературы. Начало синтеза греческой и римской культуры и литературы в единую античную культуру и литературу. От римского классицизма к «новому стилю». Эстетика «возвышенного» в культуре I в. н. э.

Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. – 17 г. н. э.). Оппозиционность Овидия «веку Августа» и в мировоззрении, и в литературном творчестве. Риторическая основа творчества Овидия. Первый период творчества (20–1 гг. до н. э.). Ранние произведения: «Любовные элегии», сборник любовных посланий «Героини», шутливые дидактические поэмы «Средства для лица», «Наука любви», «Лекарство от любви». Контраст между традиционностью мотивов и новаторством их разработки. Ирония и пародирование как принципы поэтики Овидия. Второй период творчества (1–8 гг. н. э.): пора творческой зрелости. Поэма «Метаморфозы». Превращение малых жанровых форм в большие. Новеллическая композиция поэмы. Риторические приёмы поэтики. Философская основа поэмы, новое осмысление мифологического эпоса. Третий период (8–17 гг. н. э.). Творчество в ссылке. «Скорбные элегии» и «Послания с Понта». Тематика и поэтика поздних элегий и посланий. А. С. Пушкин об Овидии.

Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – философ, политик, прозаик и поэт, объединивший в своём творчестве оппозиционность, стоицизм и «новый стиль». Личность и мировоззрение Сенеки. Трагедии Сенеки «Медея», «Федра», «Эдип», «Фиест». Связь проблематики трагедий с проблематикой прозы и писем: власть рока, гибельность страсти, зло тирании, безотрадность мира, уход от общества, величие мудреца, смерть и самоубийство. Жанровое своеобразие трагедий как «драм для чтения»: статичность действия, описательность, подмена логического развития эмоциональным напряжением, патетика. Утрирование сюжетных мотивов по сравнению с интерпретацией мифов греческими драматургами, трагическое как ужасное. Влияние Сенеки-драматурга на развитие драматургии в Новое время, на теорию и практику классицистической трагедии.

Развитие сатирических жанров в римской литературе. Истоки жанра сатиры (сатура, мениппова сатира). Гай Петроний Арбитр (ум. в 66 н. э.). Сведения о личности Петрония и его участии в политической жизни Рима. Сатирически-пародийный характер романа «Сатирикон» («Сатиры»), использование в нём жанровых традиций менипповой сатиры (стихотворно-прозаическое произведение по форме и философско-сатирическое по содержанию). Реалистические зарисовки быта и нравов эпохи ранней Империи, проявление авторской точки зрения в ироническом контексте. Своеобразие языка романа – народная латынь (общеразговорный латинский язык Рима и провинций). Использование языка для сатирической характеристики персонажей.

Жанр басни в творчестве Федра (ок. 15 – ок. 70 гг. н. э.) – грека, пишущего по-латыни, и Валерия Бабрия (конец I – начало II в. н. э.) – римлянина, пишущего по-гречески. Переработка сюжетов басен Эзопа. Различное отношение поэтов к жанру и назначению басни: морализация басни у Федра и эстетизация её у Бабрия.

Марк Валерий Марциал (ок. 40 – ок. 104 гг. н. э.) – мастер сатирической эпиграммы. Эпиграмма до Марциала. Новаторство Марциала:

закрепление за жанром сатирического содержания; приёмы комизма, ирония.

Децим Юний Ювенал (ок. 60 – после 127 до 140 гг. н. э.) – поэт-сатирик. Новаторство: закрепление за жанром сатиры собственно сатирического содержания. Проблематика и поэтика сатир Ювенала. Риторичность «нового стиля», пафос негодования и оппозиционные настроения «маленького человека» в сатирах Ювенала.

Отношение к Ювеналу в античности и Новое время.

Характеристика эпохи. Ослабление значения Италии в Римской империи и перемещение культурного центра империи в восточные провинции, «греческое возрождение». Плутарх (ок. 45 – после 120 гг. н. э.) – греческий писатель периода «греческого возрождения», эллинофильства в римской культуре. «Сравнительные жизнеописания». Морализм парного подбора биографий греческих и римских деятелей. Возвышенно-идеализирующая трактовка персонажей: высокие моральные качества древних государственных деятелей, строгая добродетель и простота нравов, свободолюбие, героизм, патриотизм. Сочетание монументальности и психологизма в «Сравнительных жизнеописаниях».

Греческий роман эллинистической эпохи (II в. н. э.). Своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя» как романа буколического и психологического: идеализация героев и сельской жизни, раскрытие психологии первой любви. Отличие романа Лонга от традиционного авантюрного греческого романа.

Латинский роман II в. н. э., его литературные истоки и отличие от риторического стиля греческого романа. «Метаморфозы» («Золотой осёл») Луция Апулея (ок.125 – ок. 180 н. э.). Жанровое своеобразие «Метаморфоз» Апулея: авантюрно-аллегорический роман со вставными новеллами. Поэтика контрастов в романе: «низкий» язык – и «высокий» стиль; бытовой комизм – и религиозно-мистический пафос; житейский низменный круг мотивов и образов – и религиозно-возвышенное их осмысление; буквальное содержание – и его символическое значение.

Кризис идеологии и общественно-государственного строя. Римской империи (III – IV вв. н. э); смена государственной религии; конец античности, начало раннего средневековья.

Содержание семинарских и практических занятий

Раздел 1. Литература Древней Греции

Практическое занятие № 1

Художественное своеобразие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.239.12 (0.011 с.)