Зарождение греческого театра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение греческого театра



Основные понятия темы: сатир, дионисии, катарсис, комос, дифирамб, фаллическая песня, драма, драматический конфликт, драматическое действие, драматический диалог, трагический герой, гуманизм, антропоцентризм, полисная этика, экспозиция, «трагедия рока», трагическая развязка, принцип контраста, гуманизм, антропоцентримз, полисная этика, экспозиция, «трагедия рока», трагическая развязка, принцип контраста, психологизм, софизм, интрига, пафос, единство драматического действия, сценическое действие, внутренний конфликт.

 

Содержание темы:

Социально-политические и нравственно-этические проблемы развития общества и культуры классического периода античности. Греко-персидская война и утверждение полисного самосознания и патриотизма. Возвышение Афин среди греческих полисов. Торжество Афинской рабовладельческой демократии. Аттический этап в развитии греческой культуры классического периода. Пелопоннесская война, кризис полисной системы.

Возникновение драматургии как результат изменившихся социально психологических и эстетических воззрений в обществе. Аристотелевская концепция происхождения трагедии из культового дифирамба (жанра хоровой лирики) в честь бога Диониса.

Организация театральных представлений в Древней Греции: состязания драматургов, хорег. Устройство греческого театра и оформление спектакля. Общегосударственное значение театра классического периода греческой античности.

Структура трагедии; хор, монолог и диалог; строфа и антистрофа; парод, стасимы, эписодии, эксод; коммос. Тематика и проблематика античной трагедии. Трагическая вина и катарсис. Аполлон Григорьев о структуре античной трагедии-трилогии.

 

Тема № 6

Трагедия

 

Основные понятия темы: драма, драматический конфликт, драматическое действие, драматический диалог, трагический герой, гуманизм, антропоцентризм, полисная этика, экспозиция, «трагедия рока», трагическая развязка, принцип контраста, гуманизм, полисная этика, экспозиция, «трагедия рока», трагическая развязка, принцип контраста, психологизм, софизм, интрига, пафос, единство драматического действия, сценическое действие, внутренний конфликт.

 

Содержание темы:

Эсхил (525–456 гг. до н. э.) – «отец трагедии». Преодоление этических норм архаики и создание новой модели мира в драматургии. Трагедия «Персы» (472 до н. э.). Современная (для эпохи Эсхила) героико-патриотическая тема трагедии: поражение персидского флота под Саламином, характер интерпретации реального события в трагедийном сюжете. Проблематика и поэтика пьесы. Характеры действующих лиц. Выражение авторской позиции. Трагедии «Молящие» (дата неизв.) и «Семеро против Фив» (467 г. до н. э.). Актуальность проблематики мифологического сюжета трагедий. Образы идеальных правителей. Прославление демократического общественного устройства и осуждение деспотизма. «Орестея» (458 г. до н. э.) – единственная полностью дошедшая античная трилогия («Агамемнон», «Хоэфоры», «Евмениды» – три части пьесы). Композиция и проблематика трагедии-трилогии. Проблема рока и справедливого возмездия в трагедии. Особенности поэтики.

Трагедия «Прометей прикованный». Система образов и конфликт пьесы. Образ Прометея – демиурга и богоборца. Особенности интерпретации образа Зевса (внесценического персонажа).

Софокл (ок. 496–406 гг. до н. э.). Личность и мировоззрение. Роль и место Софокла в истории античного театра и драматургии, драматургические нововведения Софокла. Нравственно-философская и социально-этическая проблематика трагедий Софокла. Нормативность героев Софокла. «Люди такие, какими они должны быть» – принцип изображения характеров в его драматургии.

Трагедия «Антигона» (ок. 442 г. до н. э.). Особенности интерпретации сюжета фиванского цикла мифов. Двухчастная композиция пьесы. Драматический конфликт и его развитие в трагедии. Авторская позиция в изображённом конфликте. Хор. Система действующих лиц. Психологизм образов.

Трагедия «Царь Эдип» («Эдип-царь»). Проблема трагического неведения. Особенности интерпретации сюжета фиванского цикла мифов. Психологическая сложность образа главного героя.

Трагедия «Электра» (между 430–415 гг. до н. э.). Особенности интерпретации фиванского мифа (по сравнению с «Хоэфорами» Эсхила и «Электрой» Еврипида). Нравственно-этическая проблематика трагедии. Своеобразие композиции пьесы (принцип зеркальности).

Трагедия «Эдип в Колоне» (поставлена в 401 г. до н. э.). Автобиографическое начало в интерпретации мифологического сюжета. Пересмотр этико-религиозной сущности мифа об Эдипе в сюжете трагедии.

Еврипид (ок. 484–406 гг. до н. э.) – драматург-философ. Личность и мировоззрение. Философско-этическая и антивоенная проблематика трагедий «Андромаха» (вероятно, 20-е гг. V в. до н. э.), «Гекуба» (ок. 424 г. до н. э.) и «Троянки» (415 г. до н. э.). Особенности конфликта и развития сюжета, система образов. Психологизм в изображении страдающего человека.

Трагедия «Медея» (431 г. до н. э.). Психологизм образа главной героини. Своеобразие интерпретации мифологического сюжета.

Трагедия «Ипполит» (428 г. до н. э.). Мастерство драматурга в психологической разработке образов. Смысл божественного вмешательства в судьбы людей. Своеобразие интерпретации фиванских мифов в трагедиях «Электра» (413 г. до н. э.) и «Орест» (408 г. до н. э.), отличие от трактовок конфликта и образов в трагедиях на тот же сюжет у Эсхила и Софокла; «Ифигения в Тавриде» (ок. 414 г. до н. э.) и «Ифигения в Авлиде» (ок. 405 г. до н. э.). Итоговый характер трагедии «Ифигения в Авлиде».

Изображение людей «такими, какие они есть» – принцип драматургии Еврипида. Критическое отношение драматурга к традиционной мифологии: «Если боги совершают дурные поступки, они не боги». Разнообразие жанровой и композиционной структуры произведений. Судьба драматургии Еврипида в античности и Новое время. Еврипидовские сюжеты и образы в русской литературе.

 

Тема № 7 Комедия

Основные понятия темы: комос, природа комического, обличительная песня, сатира, агон, парод, парабаса, типическая маскв.

Содержание темы:

Источники комедии: древний земледельческий обряд и народный балаган (шуточная сценка о бедном и богатом). Древняя аттическая комедия. Активная роль хора – носителя основной публицистической идеи пьесы; состав хора. Структура комедии. Роль парабасы и агона в комедии.

Аристофан (ок. 446 – ок. 385 гг. до н. э.) – «отец комедии». Личность, мировоззрение, эстетические принципы. Три этапа творчества Аристофана: 1) 425–421 гг. до н. э.: политическая аллегория в комедиях как основной художественный принцип; 2) 414–405 гг. до н. э.: ослабление персональной инвективы, стремление к индивидуализации характеров; 3) 392–388 гг. до н. э.: развитие тенденции к бытовой конкретности сюжетов и образов; замена хора дивертисментными номерами и пляской.

Комедия «Всадники» (424 г. до н. э.) – сатира на демагогов (вождей народа), аллюзионный характер комедии, критика конкретных лиц. Приёмы комического. Выражение авторской позиции в комедии.

Антивоенные комедии «Мир» (421 г. до н. э.) и «Лисистрата» (411 г. до н. э.). Художественное выражение активного противодействия войне, публицистическое начало в комедиях. Критика современной Аристофану философии и схоластики в комедии «Облака» (423 г. до н. э.). Система образов, хор. Своеобразие образа Сократа в комедии. Выражение литературной позиции Аристофана в комедии. «Лягушки» ( 405 г. до н. э.). Сущность спора между Эсхилом и Еврипидом в комедии – о целях и методах воспитания общественного сознания. Особенности проблематики и поэтики комедий Аристофана: открытая тенденциозность, публицистичность, активное выражение авторской позиции; обобщённость образов, приём материализованной метафоры, гротеск. Роль Аристофана в истории мировой комедии. Аристофановские традиции в русской литературе.

Средняя аттическая комедия – произведения Аристофана третьего периода творчества. Главное отличие средней аттической комедии от древней: отказ от всеобъемлющей политической сатиры, обращение к повседневной жизни Афин IV в. до н. э. Персонажи-маски. Отказ от хора и усиление роли комического диалога. Разработка занимательной интриги, комических характеров, средств речевой выразительности.

 

Тема № 8 Проза. Литература эллинистического периода

Основные понятия темы: ораторская проза, историческая проза, философская проза, мимесис, поэтика, эллинизм, стоики, эпикурейцы, киники, культурный синкретизм, мелодраматизм, типология сюжета, интрига, гуманизм, литературная проза, ораторское искусство, историография, мимезис, катарсис, роман, авантюрность, риторичность, пастораль, идиллия, буколическая проза.

Содержание темы:

Исторические и культурологические предпосылки наступления «века прозы» (рубеж V–IV вв. до н. э.).Историческая проза. «История» Геродота Галикарнасского – история Персии и греко-персидских войн. Идея всемирно -исторического закона: торжество демократии над деспотизмом.Концепция зависти богов, вины и возмездия. Принцип контраста,эпические и драматические приёмы в историческом повествовании. Двойственность стиля: сочетание строгого научного, фактографического повествования с полуразговорным, образным стилем народных легенд; влияние фольклора на стиль исторической прозы Геродота.

«История Пелопоннесской войны» Фукидида (454–396 гг.до н. э.). Метод гиппократовской медицины в оценке общественных и исторических явлений и событий. Война как болезнь общества. Задача историка – верно поставить «диагноз» и выявитьпричины «болезни». Представление об истории как результате игры человеческих страстей и потребностей. Интерес к общейвзаимосвязи событий, а не к личностям их конкретных участников. Влияние софистики в композиции, стиле и языке «Истории»Фукидида.

Ораторская проза и её жанры.Торжественное красноречие. Риторические школы Исократа (436–338 гг. до н. э.) и Платона (427–347 до н. э.). Энкомии(торжественные речи в честь конкретного лица) – главная формапублицистики Исократа; особенности стиля; приём похвалы какособый вид ораторской аргументации и убеждения.Судебное красноречие. Лисий (ок. 445–380 гг. до н. э.).Политическая ораторская проза. Демосфен (384–322 дон. э.) и его «мощный» стиль. «Филиппики» Демосфена – обличительные речи против Филиппа Македонского.

Философская проза. Философский диалог у Сократа (ок.470–399 до н.э.) и Платона (427–347 до н. э.). Образ Сократа уПлатона. Три периода творчества Платона (произведения первого периода: «Апология Сократа», «Протагор»; второго – «Пир»,«Федр», «Государство»; третьего – «Законы»). Художественный метод философских диалогов Платона. Разработка Платоном вопросов эстетического восприятия. Понятие mimesis (подражание) как основа классификации разных видов поэзии и искусства. Платон о месте поэта в обществе. Аристотель (384–323 до н. э.) и его полемика с эстетическими идеями Платона. «Поэтика» Аристотеля. Новая трактовка понятия «подражание» и характеристика литературных родов и видов. Аристотель о трагедии. Влияние «Поэтики» Аристотеля на эстетику и драматургию античности, Возрождения и классицизма.

Характеристика эпохи. Эллинизм, его отличие от классического периода. Эпикурейство и стоицизм – важнейшие философские системы эллинизма. Роль книги и библиотеки в культурной жизни эпохи. Развитие наук и научной литературы. Художественная литература эллинизма, её космополитизм, элитарность и культ литературного новаторства, разрыв с традицией. Жанровая система литературы эллинизма.

Новая аттическая комедия. Опора на опыт описательной этики (в трактовке характеров) и опыт поздних трагедий Еврипида (в разработке интриги). Менандр (342–292 гг. до н. э.) – мастер новоаттической комедии. Ранняя комедия «Брюзга», отсутствие интриги, раскрытие психологии мизантропа Кнемона. Комедия «Третейский суд». Полный набор сюжетных линий и персонажей новоаттической комедии (добрачное насилие, подброшенный ребёнок, опознание родителей, суровый отец, юноша-повеса, хитрый раб, ласковая, благородная гетера) и новаторство содержания. Проблемы бытовой этики в комедии. Изображение внутреннего мира человека. Гуманизм Менандра.

 

Раздел 2. Литература Древнего Рима

 

Тема № 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.016 с.)