Тема: Нормы современного русского литературного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Нормы современного русского литературного языка



Тема: Нормы современного русского литературного языка

Орфоэпические нормы

Укажите в соответствии с современной литературной нормой ударение в следующих словах.

Апостроф, бюрократия, демократия, диспансер, договор, доллар, заговор, изобретение, иконопись, индустрия, искра, квартал, километр, комбайнер, кулинария, медикаменты, наговор, намерение, партер, петля, псевдоним, сенсорный, случай, созыв, средства, танцовщица, творог, туфля, феномен, валовой, гусеничный, красивее, красивейший, мизерный, мускулистый, новорожденный, оптовый, подростковый, сенсорный, юродивый, в складчину, донельзя, издавна, мастерски, мельком, наверх, надолго, одновременно, щекотно, баловать, бомбардировать, закупорить, запломбировать, индеветь, намереваться, облегчить, осведомить, плесневеть, подбодрить, положить, предложить, премировать, принудить, проясниться, ржаветь, усугубить, звонит, заключит, откупорит, одолжит; красивее, сироты, агент, алкоголь, арест, добыча, инсульт, компас, эксперт, осужденный, гусеница, дефис, обеспечение, огниво, паралич, похороны, премирование, призывник, приобретение, ремень, соболезнование, средства, статуя, таможня, упрочение, философ, хвоя, ходатай, ходатайство, хозяева, цемент, шофер, щавель, жалюзи.

 

2. Отметьте слова с твердо произносимыми согласными перед Е ([дэ], [тэ] и др.)

Декан, коттедж, менеджмент, дебаты, фанера.

 

Прочитайте с правильным произношением слова с сочетанием чн.

Молочный, сливочник, горчичный, потолочный, сердечный, конечно, лоточник, нарочно, яичница, Ильинична, Кузьминична, командировочный, сказочный, съёмочный, конечный, двоечник, скворечник, прачечная, гречневый, заочный, скучно, полуночник, верёвочный, порядочный, пустячный, лавочник, сливочный, личный, приличный.

Произнесите предложения, соблюдая орфоэпические нормы.

1) Анна Кузьминична, возьмите, пожалуйста, трубку, Вам звонит коллега по поводу заключения договора на обеспечение отдела народного образования компьютерами и множительной техникой. 2) Девушка сидела за фортепиано и рассуждала об эстетике, шедеврах Ceнt-Экзюпери и Стендаля и возможности отнесения музыки Сен-Санса и Бизе к модерну. 3) После получения многочисленных выговоров исправный мусоропровод можно считать заслугой слесарей нашего ЖЭКа. 4) Зайдите в систематический каталог, найдите по нему книги Льва Николаевича Толстого, проанализируйте пролог и эпилог в его романах и ответьте на вопрос: есть ли аналог произведениям этого автора в мировой литературе. 5) Мы с сестрой сидели в кафе аэропорта и рассуждали о тонкостях омонимии и полисемии, метонимии и топонимии, астрономии и агрономии, телеграфии и полиграфии. 6) В Вашем возрасте лучше отказаться от туф... на высоком каблуке, калорийных тортов и чрезмерного употребления алкоголя - сидите в шезлонге и вяжите петлю за петлей. 7) В ведении бухгалтеров и директоров множество договоров. 8) Как жизнь скучна и тяжка от всяких площадей, плоскостей и выборов. 9) Включишь телевизор - говорят о выборах, позвонишь подруге - щебечет о шоферах, директорах и тренерах. 10) Начался интересный фильм, и наш разговор прервался - ничего, созвонимся позже.

Морфологические нормы русского языка

Имя существительное

1. Подберите определение (прилагательное или местоимение) к именам существительным:

Тюль, фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри, бигуди, такси, галифе, толь, вермишель, шампунь, колибри, цеце, эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао, пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.

2.Укажите род существительных. В чем особенность определения рода у перечисленных слов?

Дворишко, носище, хлебушко, дружище, купчина, котишка, заборишко, сараище, домина, домишко, домище, актёришка.

 

3. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных. Укажите возможные варианты.

Инженер, столяр, профессор, офицер, договор, доктор, тренер, выбор, торт, госпиталь, мастер, свитер, джемпер, полюс, почерк.

 

Числительное

Местоимение

Глагол

1. Образуйте форму 3 лица ед. числа от данных глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.

2. Образуйте все формы глаголов, изменяя их по лицам и числам. Расставьте ударение:

звонить, включить, вручить.

3. Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов:

Победить, убедить, командовать, доверять, пылесосить, преодолеть, висеть, жалеть, очутиться, выкопать, ощутить.

Предлог

1. Вместо точек предлоги В или НА.

Находиться … Крыму, … Урале, … Кавказе, … Карпатах, … горах, … море, … реке, … вокзале, … театре, … школе, … концерте.

Идти … школу, … работу, … театр, … стадион, … факультет.

 

2. Раскройте скобки, поставив существительные в нужный падеж.

Согласно (распоряжение, приказ, решение, указание).

Благодаря (выступление, успех, знание).

Вопреки (просьба, уговор, усилие).

Синтаксические нормы

Отредактируйте предложения.

1.Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

2.Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

3.Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

4.Перед включением должны быть сняты все плакаты с надписью «Не включать - работают люди», повешенные перед началом работ.

5.Мы знаем её лучше тебя.

6.Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу.

7.Умерщвление произошло по причине утонутия.

8.Старик запряг лошадь и, стуча копытами по мостовой, поскакал по мёрзлой дороге.

9.Он уважает и заботится о своих сослуживцах.

10. В этом произведении были описаны его поездки за границу и какую работу он там проводил.

11. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.

12. И когда наступила суббота, я почистил ботинки и зубы. (В.Драгунский).

13. Приходя домой, у Пети слипались глаза от усталости.

14. Услышав о зачете, нам стало весело.

 

 

Практическое занятие № 2

Научный стиль

1. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для научного стиля.

Теперь спрашивается: какова же конкретно область явлений, где встречаются процессы психического взаимодействия? Нет ли каких-либо наглядных признаков, путеводных вех, которые позволяли бы говорить: вот здесь дано взаимодействие психическое, а здесь нет?
Для ответа на эти вопросы мы должны обратиться за помощью к биологии и психологии. А эти науки говорят, что только организмы, наделенные развитой нервной системой, в частности обладающие серым корковым веществом мозга, проявляют психическую жизнь как совокупность идейных, волевых и чувственно-эмоциональных состояний. Вне развитой нервной системы нет и не может быть сознания. Отсюда вывод: психическое взаимодействие дано в общении организмов, наделенных развитой нервной системой <...>. Такими организмами являются человек (Homo sapiens) и высшие животные. Следовательно, общество в смысле социологическом означает прежде всего совокупность людей, находящихся в процессе общения, и далее – совокупность взаимодействующих высших организмов.

Официально-деловой стиль

Образуйте допустимые сочетания со словами и словосочетаниями, данными в скобках (объясните причину, не позволяющую образовать словосочетания с некоторыми из существительных). Составьте со словосочетаниями предложения.

Оказать (поддержка, услуга, содействие, влияние, впечатление, встреча, доверие).

Одержать (верх, успех, победа, рубеж, престиж, высокая оценка).

Провести (соревнование, совещание, контроль, организация, собрание, конференция, занятие).

Проявить (сознательное отношение, желание, воля, умение, характер, равнодушие, образец поведения, почин, инициатива).

Порча хорошего настроения

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.
После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.
Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.

Конец формы

 

Публицистический стиль

1. Общественно-политическая лексика пополняется и за счет возрождения известных ранее слов, они приобретают иное значение, новые оттенки. Таковы, например, слова новое, старое; предприниматель, бизнес, рынок; воин, династия. Каково их современное значение?

 

2. Возрождаются слова, вышедшие или почти вышедшие из употребления. Как вы понимаете слова душа, судьба, милосердие, православие; колдун, знахарь, порча, народная медицина?

 

3. В публицистическом стиле слова-термины нередко используются в переносном значении: фронт работ, сигнал неблагополучия, атмосфера доброжелательности (вражды). Поясните переносное (в их выразительной функции) значение выделенных слов. Подберите из газет, радио- и телепередач 5—6 подобных примеров.

 

4. Широко используются в публицистическом стиле фразеологические обороты толочь воду в ступе, вылететь в трубу, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках. Поясните значение этих оборотов.

 

Разговорная речь

Тема: Нормы современного русского литературного языка

Орфоэпические нормы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.063 с.)