Тема: «Пищеварительная система». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Пищеварительная система».



Занятие №

Тема: «Пищеварительная система».

Подтема: «Желудок. Кишечник»

Продолжительность изучения темы 5,5 часов

Из них на занятии 3 часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа 2,5 часа.

Цель: Изучить гистофизиологию желудка, тонкого и толстого кишечника.

Задачи.

Знать:

1.Общий принцип строения слизистой кишечного типа.

2. Гистофизиологию желудка и кишечника и отличительные морфофункциональные особенности их отделов.

Уметь:

1.Определять на микроскопическом уровне тканевой состав слоев слизистой оболочки желудка и кишечной трубки.

2. Идентифицировать по гистологическим особенностям строения отделы желудка и кишечника.

3.Определять клетки желез желудка на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях, знать их функцию.

4.Дифференцировать клетки эпителия слизистой кишечника на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях, знать их функцию.

5. По тканевому составу оболочек уметь определить уровень пищеварительной трубки.

Значение изучаемой темы

Знание гистофизиологии органов желудочно-кишечного тракта важно для правильного понимания физиологии пищеварения.

Знание гистофизиологии органов и умение диагностировать гистологические препараты нормального строения необходимо для успешного освоения патологической анатомии, патологической физиологии и клинических дисциплин.

Заболевания изучаемых органов пищеварительной системы часто встречаются в клинике внутренних, инфекционных, хирургических и детских болезней. Это воспалительные заболевания желудка (гастриты, язвенная болезнь), злокачественные новообразования пищевода и желудка и др., поэтому знания гистофизиологии отмеченных органов необходимо для понимания патогенеза, грамотной диагностики и выбора правильного метода терапевтического воздействия и хирургического вмешательства.

Методические рекомендации по самоподготовке:

Теоретические вопросы для самоподготовки.

Необходимый исходный уровень знаний.

Из других курсов и предшествующих тем повторить:

1. Анатомические и топографические особенности желудка и отделов кишечника.

2. Основные физиологические процессы, протекающие в желудке и кишечнике.

3. Строение однослойного эпителия и его генез.

4. Строение экзокриновых желез.

5. Гистофизиология секреторного процесса. Стадии секреторного цикла

6. Типы секреции в зависимости от химического состава секрета.

7. Морфофункциональная характеристика сероцитов и мукоцитов секреторных отделов желез.

8. Строение и значение лимфоидной ткани (ретикулярной) и лимфатических фолликулов.

По теме занятия устно:

Желудок.

1. Краткая анатомическая характеристика, отделы, топографическое положение.

2. Общий принцип строения слизистой оболочки кишечного типа на примере дна желудка. Характеристика тканевого состава оболочек.

3. Особенности микрорельефа (ямки, поля, складки) слизистой оболочки желудка.

4. Фундальные железы, их строение, роль. Цитофизиология клеток эпителиальной выстилки фундальных желез.

5. Отличительные особенности гистологического строения и гистофизиологии кардиального отдела.

6. Отличительные особенности гистологического строения и гистофизиологии пилорического отдела.

7. Источники и возможности регенерации тканей стенки желудка.

8. Кровоснабжение и иннервация стенки желудка.

9. Возрастные изменения гистофизиологии желудка.

Кишечник. Отделы, их топографическое положение, функции.

1. Особенности микрорельефа тонкого и толстого отделов кишечника.

Тонкий отдел кишечника. Общий принцип строения слизистой оболочки на примере тощей кишки. Характеристика системы крипта-ворсинка как структурно–функциональной единицы кишки.

1. Характеристика эпителиальных клеток, выстилающих слизистую оболочку тонкого отдела кишечника.

2. Понятие о диффузном эндокринном аппарате (АРИD - серия клеток) желудочно-кишечного тракта.

3. Гистофизиологические особенности двенадцатиперстной и подвздошной кишок.

Толстый отдел кишечника: слепая, сигмовидная, прямая.

1. Особенности гистологического строения слизистой оболочки толстого отдела кишечника.

2. Гистологические особенности строения слизистой оболочки и кровоснабжения отделов прямой кишки.

3. Червеобразный отросток слепой кишки и пейеровы бляшки подвздошной как органы иммунной системы. Особенности строения слизистой оболочки аппендикса. Функции.

4. Кровоснабжение, иннервация, возрастные изменения.

5. Источники и возможности регенерации тканевых структур слизистой оболочки.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

  1. Понятие о диффузном эндокринном аппарате (АРИD – система клеток) желудочно-кишечного тракта. Происхождение, ультраструктура, функция.

2. Червеобразный отросток. Расположение. Развитие. Особенность строения у детей и взрослых. Функции. Особенности строения агрегатов лимфоидных узелков кишечника. Их роль в гуморальном и клеточном иммунитете.

3. Структурно-функциональная характеристика комплекса ворсинка-крипта. Гистофизиология процессов пищеварения и всасывания в кишечнике

УИРС (Учебно-исследовательская работа студентов).

1. Гистофизиология дуоденальных желез.

2. Характеристика системы крипта-ворсинка как структурно–функциональной единицы кишки. Межтканевые отношения в комплексе.

  1. Гистофизиология пристеночного пищеварения.
  2. Ультраструктура главных и обкладочных клеток функциональных желез желудка.

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

Уяснить типы слизистых оболочек, принцип их классификации. Изучить тканевый состав оболочек изучаемых органов, их сходство и различие в зависимости от выполняемой функции и местоположения органа.

Подчеркнуть разницу в строении адвентициальной и серозной оболочек.

Обратить внимание на наличие во всех рассматриваемых органах клеток (АПИД - серия), выполняющих эндокринные функции, а также одиночных (солитарных) и групповых лимфоидных фолликулов (пейеровы бляшки и аппендикс), как периферических звеньев иммунной защиты. Количество фолликулов значительно больше у детей, чем у взрослых.

Обратить внимание на расположение нервных сплетений, уровень дифференцировки их к моменту рождения, развития в постэмбриональный период.

Разбор строения желудка провести, сравнивая его с пищеводом, подчеркнуть разницу в строении слизистой и наружной оболочек. Назвать разные отделы желудка, рассмотреть различие в строении их желез, подробно остановится на строении и функциональном значении собственных желез, их главных, париетальных, слизистых, шеечных и аргирофильных клетках (эндокринных). В гистосрезах собственных железах желудка по окраске легко можно выявить только париетальные клетки, остальные же клетки определяются в зависимости от уровня их расположения в железе (дно, тело, шейка железы). Отметить особенности клеточного состава желез желудка у новорожденных детей. Особое внимание следует обратить на строение серозной оболочки; связать разницу в строении наружной оболочки пищевода и желудка с местоположением органов в теле.

Строение стенки тонкой кишки рассматривать в сравнении со стенкой желудка. Обратить внимание на иной рельеф внутренней поверхности слизистой оболочки, на наличие ворсинок и крипт слизистой оболочке как гистологических неровностей. Разобрать клеточный состав эпителия ворсинок и крипт, тканевый состав ворсинок.

При работе с препаратами тонкого отдела кишечника (тощей и двенадцатиперстной кишки) проследить за правильностью зарисовки крипт, эпителия и гладкомышечных клеток в ворсинках разных отделах кишечника.

Уяснить отличие толстой кишки от тонкой. Обратить внимание на отсутствие ворсинок в толстой кишке и наличие большого количества бокаловидных клеток в эпителиальной выстилке.

С использованием материала учебника уяснить особенности гистологического строения тазовой и анальной частей прямой кишки, а также изучить особенности гистофизиологии зон анальной части.

Изучить органогенез и особенности функционирования в разные периоды жизни.

Задания и ориентировочные основы действий.

Изучить гистологические препараты, зарисовать.

Препарат № 163 Дно желудка собаки. Окраска: Конго Рот.

На малом увеличении микроскопа изучить слизистую оболочку. Определить неглубокие желудочные ямочки, выстланные однослойным призматическим секреторным эпителием.

В собственной пластинке слизистой оболочки определить плотно прилегающие друг к другу, собственные железы желудка. Железы имеют вид трубочек с узким просветом. Железы разделены узкими прослойками рыхлой соединительной ткани.

Убедитесь, что на единицу площади больше приходится желез.

Ниже желез лежит мышечная пластинка слизистой оболочки, состоящая из трех слоев гладких мышечных клеток: циркулярного - наружного и внутреннего, среднего - продольного.

Кнаружи от мышечной пластинки локализована подслизистая основа, в которой определите крупные сосуды: артерии и вены, нервное сплетение Мейснера.

Далее идет мышечная оболочка, состоящая из трех слоев гладких мышечных клеток: внутреннего - косого, среднего циркулярного, наружного продольного. Между циркулярным и продольными слоями определите нервное межмышечное Ауэрбаховское нервное сплетение (интрамуральный ганглий), состоящий из крупных базофильных клеток с бледным ядром и крупным ядрышком.

В серозной оболочке видны ядра мезотелия и подлежащая рыхлая неоформленная соединительная ткань.

На большом увеличении микроскопа обратить внимание на клетки, образующие стенку железы. В области шейки железы видны шеечные мукоциты: мелкие клетки – камбиальные с круглыми ядрами и добавочные-мукоциты со светлой цитоплазмой и уплощенными ядрами, расположенными в базальной части клеток. Главные и париетальные экзокриноциты легче найти в нижней части тела железы. Определите главные клетки с мелкой зернистостью в апикальной части цитоплазмы. Несколько кнаружи и от них располагаются крупные, округлые клетки оранжевого цвета - париентальные экзокриноциты. В области дна определите базально-зернистые эндокриноциты.

Определить, зарисовать и обозначить: I. Собственную слизистую оболочку: 1) желудочные ямочки, 2) собственную пластинку слизистой оболочки, 3) рыхлую соединительную ткань, 4) собственные железы дна желудка и в них: а) мукоциты, б) главные экзокриноциты, в) париентальные экзокриноциты; 5) мышечную пластинку слизистой оболочки, состоящую из: г) циркулярных слоев (внутреннего и наружного), д) продольного слоя. II. Подслизистую основу: 6) соединительная ткань. III. Мышечную оболочку: 7) миоциты: д) косой слой, е) циркулярный слой и ж) продольный слой, з) межмышечное нервное сплетение. IV. Серозную оболочку, представленную 8) рыхлой соединительной тканью, 9) мезотелием.

Препарат № 164 Пилорическая часть желудка собаки. Окраска: гематоксилин- эозин.

На малом увеличении выявить особенности слизистой оболочки этого отдела желудка, а, именно, 1. наличие глубоких желудочных ямок; 2. пилорические железы-простые трубчатые разветвленные, 3. строение мышечной оболочки, состоящей из двух слоев; циркулярного и продольного, из которых циркулярный, очень мощный, образует пилорический сфинктер.

Определить, зарисовать и обозначить: I. Собственно слизистая оболочка: 1) желудочные ямочки, 2) однослойный призматический железистый эпителий, 3) собственную пластинку слизистой оболочки, локализованные в ней, 4) пилорические железы и в них: а) выводной проток, б) концевые отделы, 5) мышечную пластинку слизистой оболочки (два слоя: циркулярный и продольный). II. Подслизистую основу 6) Рыхлую соединительную ткань. III. Мышечную оболочку и в ней: 7) миоциты: г) циркулярный слой – сфинктр, д) продольный слой. IV. Серозную оболочку и в ней: е) рыхлая соединительная ткань, ж) мезотелий.

 

 

Препарат № 165 Двенадцатиперстная кишка. Окраска: гематоксилин - эозин.

На малом увеличении хорошо видно, что слизистая оболочка имеет неровный характер. Просматриваются широкие, низкие ворсинки. Определите границы слоев слизистой оболочки. В подслизистой основе – найти концевые отделы и выводные протоки Бруннеровых (доуденальных) желез. На большом увеличении изучите секреторные клетки, имеющие светлую ячеистую цитоплазму и сплющенное темное ядро, лежащее у основания клетки. Выводные протоки выставлены однослойным цилиндрическим эпителием. Обратите внимание на то, что мышечная оболочка состоит из двух слоев миоцитов. Определите границы слоев. С поверхности мышечной оболочки располагается серозная. Определите ядра мезотелия и узкую прослойку подстилающей соединительной ткани.

Определить, зарисовать и обозначить: А. Поверхность слизистой оболочки: 1. Широкие низкие ворсинки; 2. Крипты; I. Слизистая оболочка: 3)Однослойный призматический эпителий: а) каемчатые всасывающие клетки; б) бокаловидные клетки, 4) Собственный слой слизистой оболочки; 5) Мышечная пластинка слизистой оболочки (циркулярный, продольный слои миоцитов). II. Подслизистая оболочка: 6)Рыхлая соединительная ткань.7) Бруннеровые железы. III. Наружная мышечная оболочка. 8) Циркулярный слой миоцитов. 9) Продольный слой миоцитов. IV. Серозная оболочка: 10) Рыхлая соединительная ткань, 11) Мезотелий.

Препарат № 166 Тощая кишка. Окраска: гематоксилин- эозин

При малом увеличении выделите особенности слизистой оболочки тощей кишки: 1. Определите высокие продольно срезанные ворсинки (часть ворсинок срезана поперек). 2) Преобладание в эпителиальной выстилке бокаловидных клеток. 3) Отсутствие желез в подслизистой основе.

Определить, зарисовать и обозначить: I. Слизистую оболочку и в ней: 1) высокие ворсинки: а) продольный срез, б) поперечный срез. 2) крипты: в) бокаловидные клетки, II. Подслизистую основу и в ней: 3) подслизистое нервное сплетение. III. Мышечную оболочку: 4) Ауэрбаховское нервное сплетение. IV. Серозную оболочку.

Занятие №

Тема: «Пищеварительная система».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.029 с.)