Подтема: «Желудок. Кишечник» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подтема: «Желудок. Кишечник»



Продолжительность изучения темы 5,5 часов

Из них на занятии 3 часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа 2,5 часа.

Цель: Изучить гистофизиологию желудка, тонкого и толстого кишечника.

Задачи.

Знать:

1.Общий принцип строения слизистой кишечного типа.

2. Гистофизиологию желудка и кишечника и отличительные морфофункциональные особенности их отделов.

Уметь:

1.Определять на микроскопическом уровне тканевой состав слоев слизистой оболочки желудка и кишечной трубки.

2. Идентифицировать по гистологическим особенностям строения отделы желудка и кишечника.

3.Определять клетки желез желудка на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях, знать их функцию.

4.Дифференцировать клетки эпителия слизистой кишечника на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях, знать их функцию.

5. По тканевому составу оболочек уметь определить уровень пищеварительной трубки.

Значение изучаемой темы

Знание гистофизиологии органов желудочно-кишечного тракта важно для правильного понимания физиологии пищеварения.

Знание гистофизиологии органов и умение диагностировать гистологические препараты нормального строения необходимо для успешного освоения патологической анатомии, патологической физиологии и клинических дисциплин.

Заболевания изучаемых органов пищеварительной системы часто встречаются в клинике внутренних, инфекционных, хирургических и детских болезней. Это воспалительные заболевания желудка (гастриты, язвенная болезнь), злокачественные новообразования пищевода и желудка и др., поэтому знания гистофизиологии отмеченных органов необходимо для понимания патогенеза, грамотной диагностики и выбора правильного метода терапевтического воздействия и хирургического вмешательства.

Методические рекомендации по самоподготовке:

Теоретические вопросы для самоподготовки.

Необходимый исходный уровень знаний.

Из других курсов и предшествующих тем повторить:

1. Анатомические и топографические особенности желудка и отделов кишечника.

2. Основные физиологические процессы, протекающие в желудке и кишечнике.

3. Строение однослойного эпителия и его генез.

4. Строение экзокриновых желез.

5. Гистофизиология секреторного процесса. Стадии секреторного цикла

6. Типы секреции в зависимости от химического состава секрета.

7. Морфофункциональная характеристика сероцитов и мукоцитов секреторных отделов желез.

8. Строение и значение лимфоидной ткани (ретикулярной) и лимфатических фолликулов.

По теме занятия устно:

Желудок.

1. Краткая анатомическая характеристика, отделы, топографическое положение.

2. Общий принцип строения слизистой оболочки кишечного типа на примере дна желудка. Характеристика тканевого состава оболочек.

3. Особенности микрорельефа (ямки, поля, складки) слизистой оболочки желудка.

4. Фундальные железы, их строение, роль. Цитофизиология клеток эпителиальной выстилки фундальных желез.

5. Отличительные особенности гистологического строения и гистофизиологии кардиального отдела.

6. Отличительные особенности гистологического строения и гистофизиологии пилорического отдела.

7. Источники и возможности регенерации тканей стенки желудка.

8. Кровоснабжение и иннервация стенки желудка.

9. Возрастные изменения гистофизиологии желудка.

Кишечник. Отделы, их топографическое положение, функции.

1. Особенности микрорельефа тонкого и толстого отделов кишечника.

Тонкий отдел кишечника. Общий принцип строения слизистой оболочки на примере тощей кишки. Характеристика системы крипта-ворсинка как структурно–функциональной единицы кишки.

1. Характеристика эпителиальных клеток, выстилающих слизистую оболочку тонкого отдела кишечника.

2. Понятие о диффузном эндокринном аппарате (АРИD - серия клеток) желудочно-кишечного тракта.

3. Гистофизиологические особенности двенадцатиперстной и подвздошной кишок.

Толстый отдел кишечника: слепая, сигмовидная, прямая.

1. Особенности гистологического строения слизистой оболочки толстого отдела кишечника.

2. Гистологические особенности строения слизистой оболочки и кровоснабжения отделов прямой кишки.

3. Червеобразный отросток слепой кишки и пейеровы бляшки подвздошной как органы иммунной системы. Особенности строения слизистой оболочки аппендикса. Функции.

4. Кровоснабжение, иннервация, возрастные изменения.

5. Источники и возможности регенерации тканевых структур слизистой оболочки.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

  1. Понятие о диффузном эндокринном аппарате (АРИD – система клеток) желудочно-кишечного тракта. Происхождение, ультраструктура, функция.

2. Червеобразный отросток. Расположение. Развитие. Особенность строения у детей и взрослых. Функции. Особенности строения агрегатов лимфоидных узелков кишечника. Их роль в гуморальном и клеточном иммунитете.

3. Структурно-функциональная характеристика комплекса ворсинка-крипта. Гистофизиология процессов пищеварения и всасывания в кишечнике

УИРС (Учебно-исследовательская работа студентов).

1. Гистофизиология дуоденальных желез.

2. Характеристика системы крипта-ворсинка как структурно–функциональной единицы кишки. Межтканевые отношения в комплексе.

  1. Гистофизиология пристеночного пищеварения.
  2. Ультраструктура главных и обкладочных клеток функциональных желез желудка.

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

Уяснить типы слизистых оболочек, принцип их классификации. Изучить тканевый состав оболочек изучаемых органов, их сходство и различие в зависимости от выполняемой функции и местоположения органа.

Подчеркнуть разницу в строении адвентициальной и серозной оболочек.

Обратить внимание на наличие во всех рассматриваемых органах клеток (АПИД - серия), выполняющих эндокринные функции, а также одиночных (солитарных) и групповых лимфоидных фолликулов (пейеровы бляшки и аппендикс), как периферических звеньев иммунной защиты. Количество фолликулов значительно больше у детей, чем у взрослых.

Обратить внимание на расположение нервных сплетений, уровень дифференцировки их к моменту рождения, развития в постэмбриональный период.

Разбор строения желудка провести, сравнивая его с пищеводом, подчеркнуть разницу в строении слизистой и наружной оболочек. Назвать разные отделы желудка, рассмотреть различие в строении их желез, подробно остановится на строении и функциональном значении собственных желез, их главных, париетальных, слизистых, шеечных и аргирофильных клетках (эндокринных). В гистосрезах собственных железах желудка по окраске легко можно выявить только париетальные клетки, остальные же клетки определяются в зависимости от уровня их расположения в железе (дно, тело, шейка железы). Отметить особенности клеточного состава желез желудка у новорожденных детей. Особое внимание следует обратить на строение серозной оболочки; связать разницу в строении наружной оболочки пищевода и желудка с местоположением органов в теле.

Строение стенки тонкой кишки рассматривать в сравнении со стенкой желудка. Обратить внимание на иной рельеф внутренней поверхности слизистой оболочки, на наличие ворсинок и крипт слизистой оболочке как гистологических неровностей. Разобрать клеточный состав эпителия ворсинок и крипт, тканевый состав ворсинок.

При работе с препаратами тонкого отдела кишечника (тощей и двенадцатиперстной кишки) проследить за правильностью зарисовки крипт, эпителия и гладкомышечных клеток в ворсинках разных отделах кишечника.

Уяснить отличие толстой кишки от тонкой. Обратить внимание на отсутствие ворсинок в толстой кишке и наличие большого количества бокаловидных клеток в эпителиальной выстилке.

С использованием материала учебника уяснить особенности гистологического строения тазовой и анальной частей прямой кишки, а также изучить особенности гистофизиологии зон анальной части.

Изучить органогенез и особенности функционирования в разные периоды жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.007 с.)