Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов



Результаты исследования, полученные по методике диагностики типа стратегии поведенческой активности в стрессовых условиях позволили выделить три группы будущих специалистов с разным типом поведенческой активности (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Распределение будущих специалистов по типу стратегии поведенческой активности в стрессовых ситуациях (n=99)

 

Как видно из рисунка 2, преобладающим типом поведенческой активности среди респондентов является тип АБ (n=64), значительно меньше выявлено будущих специалистов с типами Б1 (n=24) и А1 (n=11).

Согласно данной методике, респонденты с диагностированной тенденцией к поведенческой активности типа А1 (n=11) характеризуются повышенной деловой активностью, увлеченностью работой, честолюбием, стремлением к успеху и лидерству, неполной удовлетворенностью достигнутым, чувствительностью к похвале и критике, неустойчивостью настроения и поведения в стрессовых ситуациях, возникновением тревоги, снижением уровня контроля в случаях, когда что-либо препятствует выполнению намеченных планов.

Респонденты (n=64), у которых диагностирован промежуточный (переходный) тип поведенческой активности (АБ)отличаются умением сбалансировать деловую активность, эмоциональной стабильностью, относительной устойчивостью к действию стрессогенных факторов, хорошей приспособляемостью к различным видам деятельности.

Для лиц, у которых диагностируется тип поведенческой активности Б1 (n=24), характерна рациональность, ярко выраженная прагматичная направленность, проявляющая в отношении не только к делам, но и к людям, готовность брать на себя ответственность только в исключительных случаях, определенная эмоциональная “скупость”, сдержанность в словах и решениях.

Респонденты каждой из анализируемых групп также были классифицированы в зависимости от степени эмоциональной стабильности (фактор С, методика многофакторного исследования личности 16 ФЛО-187-A), что отражено на рисунке 3.

Рисунок 3 – Соотношение типов стратегии поведенческой активности и эмоциональной стабильности будущих специалистов (средние значения)

 

Таким образом, будущие специалисты с диагностированным типом стратегий поведенческой активности Б1 оказались более стрессоустойчивы, чем остальные, что вполне совпадает с данными методики диагностики стратегий поведенческой активности при стрессе. Среднее значение респондентов с выраженным типом А1 почти совпало со средним значением шкалы эмоциональной стабильности (фактор С, 16 ФЛО-187-А) в целом, что означает средний уровень эмоциональной устойчивости. Представители с типом стратегий поведенческой активности АБ неожиданно оказались менее стрессоустойчивы, что может быть связано с различными основаниями для классификации, используемыми авторами данных методик.

Обратимся к рассмотрению взаимосвязи видов психологических защит, особенностей самоотношения и личностного профиля каждой из вышеперечисленных групп будущих специалистов (см. табл. 3).

Таблица 3 – Соотношение типа стратегии поведенческой активности, видов психологических защит и особенностей личностного профиля будущих специалистов

Параметры Тип А1 Тип АБ Тип Б1
Специфика самоотношения (выс. и низк. Значения) Самооуверенность Самоценность Самообвинение (низк.знач.) Самооуверенность Самоценность Самооуверенность Самоценность Самообвинение (низк.знач.)
Основные психозащиты Регрессия, компенсация Компенсация, замещение Отрицание, компенсация
Наиболее выраженные черты личностного профиля Замкнутость Интеллект Доминантность Смелость Чувствительность Подозрительность Нонконформизм Высокий самоконтроль Расслабленность Замкнутость Интеллект Эмоц.нестабильность Доминантность Смелость Подозрительность Высокий самоконтроль   Замкнутость Интеллект Доминантность Сдержанность Низк.норм. повед. Чувствительность Подозрительность Консерватизм Высокий самоконтроль Расслабленность

Таким образом, выявлены следующие особенности самоотношения у будущих специалистов во всех группах: выражена самоуверенность, ощущение силы собственного "Я", присутствует мотив успеха. В целом респонденты довольны собой, своими начинаниями и достижениями, уважают себя и уверены в своей компетентности и способности решать возникающие проблемы. Возникающие на пути к достижению цели препятствия рассматривают как преодолимые, высоко оценивают свой духовный потенциал и ценят собственную неповторимость. В целом способны противостоять средовым воздействиям, адекватно воспринимать критику в свой адрес. Типы А1 и Б1 отличаются от типа АБ низкими значениями по шкале самообвинения, что может указывать на тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Можно предположить, что защита собственного "Я" в таком случае осуществляется преимущественно путем обвинения других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой может сочетаться с порицанием других, попыткой обнаружить в них источник всех неприятностей и бед.

Одной из ведущих психологических защит во всех трех группах является компенсация, что, вероятно, связано с возрастом, в частности со стремлением преодолеть фрустрирующие обстоятельства (робость, физическую слабость и пр.). Данная психологическая защита также может проявляться в поиске подходящей замены реального или воображаемого недостатка с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются не подвергаются анализу и переструктурированию, в результате чего не становятся частью самой личности.

Второй ведущей психологической защитой для будущих специалистов с типом стратегии поведенческой активности А1 является регрессия. Использование данного механизма выражено в применении более простых поведенческих стереотипов, обедняет потенциальный арсенал способов разрешения конфликтных ситуаций и в случае успешного разрешения ситуации провоцирует развитие импульсивности и ослабление эмоционально-волевого контроля.

Замещение как вторая ведущая психологическая защита у студентов следующей группы (тип АБ) позволяет осуществлять разрядку подавленных эмоций (в основном отрицательных) путем перенаправления их на более доступные или безопасные объекты, что в сочетании с компенсацией не способствует разрешению имеющихся трудностей.

Среди студентов с типом поведенческой активности Б1 вторым ведущим механизмом психической защиты является отрицание, что может проявляться в невосприятии некоторых аспектов внешней реальности, в частности угрожающих самосохранению, самоуважению личности, ее репутации в обществе.

Соотношение личностных черт у представителей трех групп отражено на рисунке 4. Можно выделить следующие общие для всех групп выявленные личностные черты: доминантность (фактор Е), сочетающаяся со сдержанностью (фактор F), что отражает стремление к самостоятельности, независимости, настойчивость вплоть до упрямства, некоторое своенравие и одновременно благоразумие, осторожность, беспокойство о будущем. Личностная черта нонконформизм (фактор Q2), свойственная независимым, самостоятельным людям одинаково выражена у респондентов всех трех групп. Наиболее значимые различия обнаружены по проявлениям робости-смелости (фактор H) и прямолинейности-дипломатичности (фактор N). Данные тенденции можно объяснить спецификой студенческого возраста (становление самосознания, внутренние противоречия, необходимость овладения полным комплексом социальных ролей, начало «экономической активности») и феноменом социальной желательности.

Рисунок 4 – Различия личностных профилей будущих специалистов с разными типами стратегий поведенческой активности при стрессе

Обратимся к рассмотрению половых особенностей стрессоустойчивости, самоотношения, применяемых психологических защит и выраженных личностных черт (см. табл.4) в выборке студентов-экономистов (n=67).

Таблица 4 – Половая специфика самоотношения, видов психологических защит и особенностей личностного профиля будущих специалистов

Параметры Мужчины (n=34) Женщины (n=33)
Специфика самоотношения (выс. и низк. значения) Самоуверенность Внутренняя конфликтность (низк. знач.) Самообвинение (низк. знач.) Самоуверенность Самоценность
Основные психозащиты Отрицание Компенсация, реактивное образование
Наиболее выраженные черты личностного профиля Интеллект Эмоц. нестабильность Сдержанность Низк. норм. повед. Смелость Прямолинейность Спокойствие Высокий самоконтроль Расслабленность Замкнутость Интеллект Эмоц. нестабильность Доминантность Подозрительность Практичность Высокий самоконтроль

 

Таким образом, результаты исследования выявили следующие половые различия самоотношения, видов психологических защит и личностных черт будущих специалистов:

1. Мужчины в целом более положительно относятся к себе, лучше ощущают баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями. Однако возможны отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя. Также мужчины обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликте, осуществляя защиту собственного «Я» путем обвинения окружающих и отказа от ответственности, попыток переложить ее на других. Женщины, тем не менее, выше оценивают свои потенциальные возможности, духовный потенциал, личностные качества, больше ценят свою индивидуальность и неповторимость.

2. Наиболее используемой психозащитой у мужчин является отрицание, у женщин – компенсация и реактивное образование, что говорит о стремлении женщин предотвратить выражение неприемлемых или неприятных чувств или мыслей с помощью преувеличенного развития стремлений противоположной направленности. Специфика применения психических защитных механизмов отрицания и компенсации были описаны выше.

3. У женщин, по сравнению с мужчинами, выявлена тенденция к замкнутости, доминированию, подозрительности и практичности, что означает некоторую недоверчивость, самостоятельность и независимость в сочетании с осторожностью, ориентацией на внешнюю реальность, высокой скоростью решения практических задач. Мужчины отличаются сдержанностью, смелостью, прямолинейностью и низкой нормативностью поведения одновременно со спокойствием и расслабленностью. У обоих полов отмечается способность к абстрактному мышлению, быстрая обучаемость, высокий уровень общей культуры. Необходимо также отметить, что статистически значимых различий в стрессоустойчивости (эмоциональной стабильности) выявлено не было.

Обратимся к рассмотрению графически отображенных личностных профилей мужчин и женщин в выборке студентов-экономистов (см. рис. 5). Максимально близкие значения обнаружены по факторам С, F и Q3, отражающим эмоциональную нестабильность, сдержанность и высокий самоконтроль респондентов, максимально далекие – по факторам E, H, L, N, O и Q4 отражающим подчиненность-доминантность, робость-смелость, доверчивость-подозрительность, прямолинейность-дипломатичность, спокойствие-тревожность и расслабленность - напряженность соответственно.

Рисунок 5 – Половые различия личностных профилей в выборке студентов – экономистов (средние значения)

 

Кроме того, необходимо выявить специфику самоотношения, типы используемых психологических защит и личностные особенности студентов разных специальностей (см. табл.5).

Таблица 5 – Специфика самоотношения, типов психологических защит и личностных особенностей в женской выборке студентов разных специальностей

Параметры Женщины-экономисты (n=33) Женщины-психологи (n=32)
Специфика самоотношения (выс. и низк. значения) Самоуверенность Самоценность Самоуверенность Самоценность Самообвинение (низк.знач.)
Основные психозащиты Компенсация, реактивное образование Компенсация
Наиболее выраженные черты личностного профиля Замкнутость Интеллект Эмоц. нестабильность Доминантность Подозрительность Практичность Высокий самоконтроль Замкнутость Интеллект Доминантность Сдержанность Низк.норм.повед. Чувствительность Подозрительность Спокойствие Нонконформизм Высокий самоконтроль Расслабленность

 

В женской выборке студентов разных специальностей были выявлены следующие отличия по специфике самоотношения, видам психологических защит и личностным особенностям:

1. В отличии от женщин-экономистов, женщинам-психологам не свойственно самообвинение в конфликтных ситуациях, ощущение удовлетворенности собой приводит к поиску источника неприятностей вовне. В обеих группах выражена самоуверенность, ощущение силы собственного «Я» и осознание себя как уникального и неповторимого человека.

2. Респондентам из каждой группы свойственна компенсация как основной (или один из основных) механизм психологической защиты. Среди женщин-психологов, в частности, других механизмов выявлено не было.

3. У представителей обеих групп были выявлены тенденции к замкнутости, доминантности, подозрительности и высокому самоконтролю. Также в обеих группах была выявлена способность к абстрактному мышлению, легкая обучаемость, сообразительность. Женщины-психологи более чувствительны, однако сдержаны, спокойны, и более стрессоустойчивы, а также в большей степени склонны ориентироваться только на собственные решения. Вместе с тем в данной группе была выявлена низкая нормативность поведения, что может быть связано как со свободой от влияния социальных норм, так и с непостоянством и подверженностью влияния чувств.

Обратимся к рассмотрению графически отображенных личностных профилей студенток экономической и психологической специальностей (см. рис.6).

Рисунок 6 – Личностный профиль в женской выборке студентов разных специальностей (среднее значение)

Наименьшие различия выявлены по факторам А, H и Q1, отражающим замкнутость-общительность, робость-смелость и консерватизм-радикализм соответственно. Максимально отличаются у двух групп значения факторов B, I, Q4, что говорит о более развитом абстрактном мышлении, большей чувствительности студентов-психологов и о большей собранности, энергичности, напряженности студентов-экономистов.

В группах мужчин и женщин были выявлены следующие значимые различия: по специфике самоотношения, по используемым психологическим защитам и личностным качествам (см. Прил. 1).

Замкнутость (U=2,281, p = 0,023), в большей степени выраженная среди женщин, возможно объясняется высокой мотивацией социального одобрения, а также обуславливает отраженное самоотношение (U=2,294, p = 0,022) как субъективное восприятие сложившихся отношений. Выявленные различия по самопринятию (U=3,351, p = 0,001) отражают свойственное в большей степени женщинам избирательное отношение к себе, в частности к своим достоинствам и недостаткам.

Были выявлены следующие статистически значимые различия применения психологических защит вытеснения (U=2,238, p = 0,025), регрессии (U=3,278, p = 0,001), компенсации (U=3,536, p = 0,000), проекции (U=2,132, p = 0,033) и реактивного образования (U=3,215, p = 0,001) обоими полами. Женщинам более свойственно применение механизмов регрессии, компенсации, проекции и реактивного образования, мужчинам – вытеснения.

Кроме того, по результатам исследования обнаружены значимые различия по следующим качествам: подчиненность – доминантность (U=2,869, p = 0,004), робость – смелость (U=2,343, p = 0,019 ), жесткость – чувствительность (U=3,311, p = 0,001), доверчивость – подозрительность (U=3,222, p = 0,001), практичность – мечтательность (U=2,188, p = 0,029), прямолинейность – дипломатичность (U=3,503, p = 0,000), конформизм – нонконформизм (U=2,176, p = 0,030), спокойствие – тревожность (U=2,666, p = 0,008) (см. Прил. 1). Статистически значимых различий в проявлениях стрессоустойчивости (эмоциональной стабильности) не обнаружено.

Обратимся к рассмотрению различий, связанных с выбранной профессией будущих специалистов. Выявлены статистически значимые различия, связанные со спецификой самоотношения и личностными качествами (см. Прил. 2). Студенты, обучающиеся по профилю «Психология» более замкнуты (U=2,053, p = 0,040), а также относятся к себе с несколько большей симпатией, проще принимают себя (U=2,147, p = 0,032). Статистически значимые различия обнаружены по следующим качествам: интеллект (U=3,161, p = 0,002), эмоц. нестабильность – эмоц.стабильность (U=2,659, p = 0,008), подчиненность – доминантность (U=2,034, p = 0,042), жесткость – чувствительность (U=4,404, p = 0,000), конформизм – нонконформизм (U=2,342, p = 0,019), сензитивность – уравновешенность (U=2,187, p = 0,029), конформность – независимость (U=1,993, p = 0,46).

Также по результатам исследования были обнаружены следующие значимые различия по возрасту и курсу обучения будущих специалистов (см. Прил. 3,4). В частности, значимые различия выявлены по использованию психологической защиты замещение студентами 19-22 лет (H= 2,785, p = 0,05), а также факторам B (интеллект) в возрасте 19-21года (H=12,828, p = 0,012) и Q3 (самоконтроль) в возрасте 18-19 лет (H=10,493, p = 0,033). Таблица 9 (см. Прил. 4) отражает выявленные различия между студентами 3-5 курсов по использованию психологической защиты компенсации (Н=2,857, p = 0,043) и фактора B (интеллект) между студентами 3-4 курсов (Н=3,168, p = 0,015).

В соответствии с целями и задачами эмпирического исследования в анализируемой выборке (n = 99) были выявлены взаимосвязи показателей стрессоустойчивости, самоотношения, типов психологических защит и личностных черт будущих специалистов (см. Прил. 5).

Стрессоустойчивость (фактор С) положительно коррелирует с профилем образования образованием (rs =,269, p = 0,007), курсом (rs =,285, p = 0,004), замкнутостью (rs =,284, p = 0,004), отраженным самоотношением (rs =,318, p = 0,001), и отрицательно со внутренней конфликтностью (rs = -,344, p = 0,000), самообвинением (rs = -,276, p = 0,006), проекцией (rs = -,322, p = 0,001), замещением (rs = -,290, p = 0,004).

Шкала " Самоуверенность " выявляющая самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать положительно коррелирует с замкнутостью (rs =,381, p = 0,000).

«Саморуководство», отражающее представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивающая доминирование либо собственного "Я", либо внешних обстоятельств положительно связана с замкнутостью (rs =,388, p = 0,000) и самоуверенностью (rs =,492, p = 0,000).

Шкала «Отраженное самоотношение», характеризующая представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию положительно коррелирует с замкнутостью (rs =,405, p = 0,000), самоуверенностью (rs =,484, p = 0,000) и саморуководством (rs = 560, p = 0,000).

По шкале «Самоценность», отражающей ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного "Я" для других связана с замкнутостью (rs =,387, p = 0,000), самоуверенностью (rs =,564, p = 0,000), саморуководством (rs =,460, p = 0,000) и отраженным самоотношением (rs =,583, p = 0,000).

«Самопринятие» позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости связана с полом (rs =,338, p = 0,001), самоуверенностью (rs =,281, p = 0,005), саморуководством (rs =,580, p = 0,000), отраженным самоотношением (rs =,580, p = 0,000) и самоценностью (rs =,513, p = 0,000).

Шкала «Самопривязанность», выявляющая степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию положительно коррелирует с замкнутостью (rs =,345, p = 0,000), самоуверенностью (rs =,341, p = 0,001), саморуководством (rs =,536, p = 0,000), отраженным самоотношением (rs =,588, p = 0,000), самоценностью (rs =,511, p = 0,000) и самопринятием (rs =,546, p = 0,000).

«Внутренняя конфликтность» определяет наличие внутренних конфликтов и несогласий с собой обратно связана с саморуководством (rs = -,417, p = 0,000) и отраженным самоотношением (rs = -,318, p = 0,001).

Шкала «Самообвинение», характеризующая выраженность отрицательных эмоций в адрес своего "Я" отрицательно коррелирует с самоуверенностью (rs = -,401, p = 0,000), отраженным самоотношением (rs = -,483, p = 0,000), самоценностью (rs = -,333, p = 0,001) и внутренней конфликтностью (rs = -,601, p = 0,000).

Психологическая защита отрицание положительно коррелирует с типом стратегии поведенческой активности (rs =,284, p = 0,004) и всеми шкалами самоотношения, за исключением внутренней конфликтности и самообвинения (см. Прил. 5). Вытеснение положительно связанно со внутренней конфликтностью (rs =,318, p = 0,001) и самообвинением (rs =,380, p = 0,000), регрессия – с полом (rs =,331, p = 0,001), замкнутостью (rs =,324, p = 0,001), внутренней конфлитностью (rs =,543, p = 0,000) и самообвинением (rs =,402, p = 0,000). Компенсация коррелирует с полом (rs =,357, p = 0,000), внутренней конфликтностью (rs =,336, p = 0,001) и регрессией (rs =,482, p = 0,000), проекция – с внутренней конфликтностью (rs =,462, p = 0,000), самообвинением (rs =,339, p = 0,001) и регрессией (rs =,410, p = 0,000). Замещение отрицательно связано с возрастом 18-22 лет (rs = -,288, p = 0,004) и положительно с внутренней конфликтностью (rs =,370, p = 0,000), самообвинением (rs =,363, p = 0,000), вытесенением (rs =,432, p = 0,000), регрессией (rs =,552, p = 0,000), компенсацией (rs =,342, p = 0,001), проекцией (rs =,375, p = 0,000). Интеллектуализация связана с самоуверенностью (rs =,306, p = 0,002), реактивное образование – с полом (rs =,325, p = 0,001), самоценностью (rs =,275, p = 0,006), отрицанием (rs =,299, p = 0,003), компенсацией (rs =,299, p = 0,003) и проекцией (rs =,302, p = 0,002). Прочие корреляции отражены в Приложении 5.

Таким образом, существует взаимосвязь самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов: были обнаружены положительные корреляции стрессоустойчивости с замкнутостью и отраженным самоотношением и отрицательные с внутренней конфликтностью и самообвинением. Специфика самоотношения у будущих специалистов женщин и мужчин различна: мужчины отличаются менее выраженными самообвинением и внутренней конфликтностью, женщины отличаются более выраженной самоценностью. Половых различий в стрессоустойчивости в данных группах выявлено не было. Также было установлено существование различий, связанных с профилем обучения: студенты-психологи в меньшей степени склонны к самообвинению и более стрессоустойчивы, в сравнении со студентами-экономистами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.029 с.)