Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастная специфика стрессоустойчивости будущих специалистов
Проблема стрессоустойчивости изучается как современными отечественными (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Н.В. Суворова и др.), так и зарубежными исследователями (Ли Канг Хи, А. Лехтонен, Н. Хаан, и др.), однако феномен формирования стрессоустойчивости и специфика его проявления в учебно-профессиональной деятельности студентов, рассматривающийся в работах ряда авторов (О.В. Лозгачева, М.Л. Хуторная, Е.Г. Щукина) еще изучен недостаточно. В связи с этим одна из главных задач по развитию современной системы высшего образования – формирование физически и психически здоровой, стрессоустойчивой личности будущего профессионала по-прежнему не решена. Б.Г. Ананьев рассматривал студенческий возраст как особую онтогенетическую стадию социализации индивида. Согласно данной концепции, студенческий возраст определяется следующим образом: «Воспитание специалиста, общественного деятеля и гражданина, овладения и консолидация многих социальных функций, формирования профессионального мастерства - все это представляет особый и важный для общественного развития и становления личности период жизни, который обозначается как студенческий возраст» [4] Обратимся к рассмотрению возрастных особенностей физического и нейрофизиологического развития студентов. Физическое развитие характеризуется высоким уровнем мышечной силы, моторной ловкости, выносливости, быстротой реакции и пр. К нейрофизиологическим особенностям относят следующие: 1) абсолютная и отличительная чувствительность всех анализаторов достигает своего оптимума; 2) высокая гибкость в образовании сложных навыков, наибольшая пластичность коры головного мозга; 3) высокие показатели внимания; 4) наибольший объем оперативной памяти; 5) интеграция различных видов мышления, гибкий переход от вербального к логическому и наоборот; 6) повышенная эмоциональная чувствительность (раздражимость) к различным событиям. [29] В результате исследования, проведенного Б.Г. Ананьевым было выявлено, что студенческий возраст является сенситивным для формирования профессиональных и гражданских качеств будущего специалиста, развития профессиональных способностей, становления интеллекта и стабилизации черт характера, преобразования мотивации и системы ценностных ориентаций, формирования социальных ценностей. [4]
Специфика учебной деятельности в ВУЗе (в отличии от школы) заключается в периодичности интенсивности и длительности стрессовых воздействий (сессия), сопровождающихся психическим и психофизиологическим перенапряжением, негативными эмоциональными состояниями. Подобное состояние информационной перегрузки, при котором человек не может справиться с поставленной задачей, не успевает вовремя принять правильные решения в необходимом темпе, будучи ответственным за них было названо В.А. Бодровым «информационным стрессом». [12, c. 20] Е.В. Бондаренко, в ходе исследований уровня стрессоустойчивости студентов разных курсов, определяла стресс у студентов как «эмоциональное возбуждение и сопутствующие ему изменения во всех сферах жизнедеятельности». В частности, необычно высокая статическая нагрузка в сочетании с интенсивной умственной деятельностью (период подготовки к сессии), нарушением режима сна и отдыха, регулярно возникающим чувством страха негативно влияет на общее состояния (как физическое, так и психическое), чрезмерно напрягает и так ослабленную нервную систему. [88] При этом необходимо отметить, что параметры психофизиологических функций, согласно М.В. Меньшиковой, к моменту начала учебы у большинства студентов практически не отличаются друг от друга, что выявляет необходимость изучения факторов, влияющих на развитие стрессоустойчивости уже в процессе обучения в ВУЗе. [38] Исследование, проведенное Е.В. Бондаренко на студентах первого, третьего и пятого курсов Ставропольского филиала МГЭИ, выявило следующие характерные особенности состояния стресса на разных этапах обучения: 1. Большинство студентов 1 курса (83%) охарактеризовали собственное состояние как озабоченное, тревожное и подавленное. Непринужденно, спокойно и уверенно к учебному процессу относятся 81% третьекурсников. 97% пятикурсников, то есть завтрашних выпускников, показали значительную уверенность в своей профессиональной компетентности, способностях и в себе. 2. 90% первокурсников и 31% третьекурсников по результатам Бостонского теста, страдают от негативного влияния чрезмерного стресса. Среди учеников пятого курса 78% продемонстрировали адекватный уровень стресса, соответствующий активной студенческой жизни.
3. Анализ значимости отдельных проблем в рамках общей картины стресса выявил, что основным источником стресса у первокурсников являются проблемы организационного характера, что говорит о наличии ряда стрессовых факторов, влияющих на эмоциональное состояние и уровень адаптивности. Следует отметить, что у студентов третьего и пятого курсов организационные факторы уже не вызывают изменений эмоционального состояния. 4. Количественный анализ по методике Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л. Ханина выявил достаточно высокий уровень личностной (67%) и ситуативной (51%) тревожности первокурсников. Исследование студентов-третьекурсников выявило преимущественно низкие показатели личностной тревожности у большинства учащихся (75%). Также было выявлено, что студенты пятого курса преимущественно не страдают от повышенного уровня ситуативной или личностной тревожности (30% и 29% соответственно), что свидетельствует об отсутствии напряжения и нервозности в группах. [88] И.В. Городецкая, Н.Ю. Коневалова и О.И. Солодовникова в ходе исследования устойчивости студентов ВГМУ (лечебного, фармацевтического и стоматологического факультетов) к стрессу также установили, что студенты младших курсов менее устойчивы к стрессу, чем студенты старших курсов. Авторы предполагают, что подобные различия можно объяснить более лояльным отношением преподавателей к старшекурсникам и необходимостью адаптации к новым условиям университета после окончания школы. [89] Обратимся к рассмотрению психологических факторов, провоцирующих стресс в ситуациях учебно-профессиональной деятельности и их возможных последствий. К таковым факторам можно отнести: предвидение и страх неудачи во время проведения контрольных мероприятий (экзамены и зачеты) и ситуациях социальной оценки, дефицит времени на переживание дистресса, снижение самооценки, межличностные взаимоотношения в студенческой группе, конкуренция и т.д. Исследования, проведенные в США, Германии и Бельгии выявили, что экзаменационный стресс как один из наиболее влиятельных факторов может оказывать негативное влияние не только на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы, но и вызывать нарушения генетического аппарата, увеличивая вероятность развития онкологических заболеваний. Дж. Глезером (медицинская школа Хьюстона, США) было установлено, что в период экзаменационной сессии происходит активация репарационных механизмов, ответственных за восстановление поврежденных участков цепей молекулы ДНК. [87] В исследованиях В.Р. Ловалло была выявлена взаимосвязь экзаменационного стресса и употребления кофеина, результатом сочетания которых становится стойкое повышение артериального давления. [81] Ученые из университета Дюссельдорфа подтвердили взаимосвязь резко возрастающей учебной нагрузки и иммунологическим статусом студентов: значительно ухудшается микрофлора полости рта, что сказывается и на пищеварительной системе в том числе. [74] Результаты исследований, проведенных в Бельгии, продемонстрировали влияние учебного стресса на гематологические показатели крови (количество эритроцитов, процентное содержание гемоглобина, показатель гематокрита и пр.). [82]
Таким образом, доказано, что психоэмоциональный стресс в ситуациях учебно-профессиональной деятельности может являться причиной серьезных функциональных изменений и спровоцировать развитие целого ряда серьезных заболеваний, в том числе и близорукости: исследования состояния здоровья студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета в период обучения выявили увеличение количества студентов с более высокими степенями близорукости на 5-8% каждый год при переходе с курса на курс. [35, с.53] Необходимо также отметить, что что состояния тревоги и беспокойства у студентов при подготовке и проведении контрольных мероприятий могут возникнуть даже если материал хорошо усвоен и формальных претензий к конкретному студенту у преподавателя нет. Н.М. Пейсахов отмечает, что чем больше выраженность этого состояния, тем больше вероятность незаслуженного снижения балла успеваемости в результате неадекватного поведения на экзамене. Избыточный уровень тревоги при этом ожидаемо понижает эффективность деятельности, а низкий – повышает. Автор, однако, подчеркивает, что влияние рефлексии на психическое состояние в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов не установлено до сих пор. [46] А.О. Прохоров, изучая когнитивные процессы студентов в ходе сдачи экзамена установил, что имеет место разделение динамики: некоторые студенты демонстрируют устойчивость показателей и необходимый и достаточный для ситуации экзамена уровень продуктивности процессов, а некоторые – уменьшение их продуктивности. При этом студентам первой группы свойственно состояние напряженности и сосредоточенности, а студентам второй – переживание страха, волнение, что может негативно сказаться на результате экзамена. [51] В связи с этим обратимся к рассмотрению структуры феномена стрессоустойчивости в контексте учебно-профессиональной деятельности. А.А. Андреевой было выявлено, что стрессоустойчивость студентов является комплексным свойством личности, включающим следующие личностные компоненты: низкая личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень нервно-психического напряжения, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, достаточный уровень работоспособности. Все вышеперечисленные компоненты обеспечивают успешное достижение целей деятельности и реализуются в когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сферах деятельности, а снижение уровня стрессоустойчивости может спровоцировать нарушения в данных сферах. [6]
Автором также были выявлены факторы, влияющие на развитие стрессоустойчивости студентов: внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести педагогическое воздействие, межличностное взаимодействие в рамках учебного процесса, системы деятельностей в ВУЗе (спортивные секции, киноклубы и пр.), используемые способы стимулирования; к внутренним – психофизиологические, социально-психологические и психолого-педагогические особенности личности. Автор, однако, отмечает, что эффективность влияния внешних факторов опосредуется внутренними, т.е. вышеперечисленные факторы обуславливаются социально-психологическими, психолого-педагогическими и психофизиологическими особенностями личности, эмоциональной возбудимостью, которая в свою очередь зависит от свойств нервной системы организма, свойств конкретной личности, подверженной тем или иным типам воздействия и пр. Таким образом, в нами была раскрыта возрастная специфика стрессоустойчивости будущих специалистов в рамках образовательного процесса: представлена структура феномена (низкий уровень личностной, ситуативной тревожности и нервно-психического напряжения, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, достаточный уровень работоспособности) и факторы, влияющие на восприятие стресса и стрессоустойчивость (внешние и внутренние), выявлены различия между студентами разных курсов, показаны психофизиологические особенности студенческого возраста и восприятия стресса, и их возможные последствия для здоровья. Получение высшего образования на современном этапе – длительный и сложный процесс, требующий колоссальных физических и эмоциональных затрат, в связи с чем перспективным направлением для дальнейших исследований по данной теме будет являться создание и внедрение в рамках учебно-профессиональной деятельности программ, направленных на повышение уровня стрессоустойчивости и развитие адаптационных способностей будущих специалистов. Выводы главы 1 При изучении самоотношения личности будущих специалистов нами были проанализированы научные работы отечественных и зарубежных психологов, отражающие историю развития термина и имеющиеся противоречия. Самоотношение определено как динамическая иерархическая структура, воплощающаяся в той или иной форме со своей определенной семантической окраской и эмоциональным тоном, анализ которых возможен на различных уровнях деятельности будущих специалистов. Представлены компоненты феномена самоотношения (эмоциональный и когнитивный, самооценка, эмоционально-ценностный и поведенческий) и различные принципы организации их в целостную систему. Также были выявлены виды самоотношения и динамика развития, причины перехода от одного вида самоотношения к другому. Установлена взаимосвязь самоотношения с темпераметнальными характеристиками, локусом контроля и уровнем рефлексивности у будущих специалистов.
Представлен обзор основных теоретических концепций и подходов к пониманию феномена стрессоустойчивости в рамках различных научных направлений, выявлены факторы повышения уровня стрессоустойчивости и специфика стрессовой реакции в учебно-профессиональной деятельности студентов. Стрессоустойчивость определена как многокомпонентная составляющая структуры личности, связанная с управлением отрицательными эмоциями в ситуациях повышенной нагрузки и оптимизацией взаимодействия между структурными компонентами личности для эффективной деятельности. Также была определена структура данного феномена (мотивационно-потребностный компонент (направленность), личностная и ситуационная тревожность, локус контроля, рефлексия, адаптационные реакции активации и тревоги) и дальнейшие перспективы его изучения. Кроме того, определены структурные компоненты стрессоустойчивости в учебно-профессиональной деятельности (низкая личностная и ситуативная тревожность, низкий уровень нервно-психического напряжения, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, достаточный уровень работоспособности) и факторы (внешние и внутренние), влияющие на развитие стрессоустойчивости у студентов. Также в данной главе была определена возрастная специфика стрессоустойчивости будущих специалистов, в том числе физические и нейрофизиологические особенности студенческого возраста как особой онтогенетической стадии развития индивида. Дана характеристика учебно-профессиональной деятельности в ВУЗе и основные источники психического и психофизиологического перенапряжения, выявлены особенности состояния стресса на разных этапах обучения и негативные последствия экзаменационного стресса как одного из наиболее значимых провоцирующих стресс факторов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.011 с.) |