Психологическое сопровождение формирования позитивного самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое сопровождение формирования позитивного самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов



Обратимся к рассмотрению специфики психологического сопровождения формирования позитивного самоотношения студентов. Необходимо учитывать, что на процесс формирования самоотношения будущих специалистов в значительной мере влияет преподавательский состав высшего учебного заведения и личностные качества педагогов, в частности социально-перцептивные качества, умения и навыки коммуникации, психологического воздействия, устойчивость в конфликтных ситуациях. Применение манипулятивных видов воздействия (нравоучение, повешение тона голоса, угроза, приказ, упрек и пр.) снижает эффективность общения преподавателя со студентами, а именно учебно-воспитательный процесс является наиболее эффективным при коррекции негативного самоотношения будущих специалистов. [90] В связи с этим может возникнуть необходимость психологической работы не только с будущими специалистами, но и с педагогическим составом.

На наш взгляд, специфика психологического сопровождения формирования позитивного самоотношения у студентов заключается в необходимости развития целостного отношения личности к себе, самоуважения и самопонимания, способствования выработке собственных представлений об основных нравственных категориях и проблемах морали, развития самоконтроля и навыков рефлексии. Данные особенности обусловлены возрастом, поскольку именно этот период считается наиболее сензитивным для развития вышеперечисленных качеств, навыков и способностей.

В учебно-профессиональной деятельности возможны следующие направления достижения вышеназванных целей: тренинг и элективный курс/дискуссионный клуб. Подобного рода тренинг способен выполнять как развивающую, так и обучающую и воспитывающую задачи, включающие коррекцию самоотношения, способствование возникновению новых ценностей и пр. Группа будущих специалистов на тренинге будет выступать в качестве как специальной, так и естественной социальной среды, в которой возможно отслеживать и индивидуальные, и групповые изменения. Такая форма работы как дискуссионный клуб обеспечивает формирование более эффективных стратегий поведения и эмоциональное развитие личности будущих специалистов, однако требует внимательного подхода к выбору тем, поскольку неудачный вариант темы может оказать негативное влияние на самоотношение.

Согласно Ли Канг Хи [31], психологическое сопровождение формирования стрессоустойчивости должно включать следующие этапы:

1) установление доверия;

2) исследование причин непродуктивности в стрессе;

3) дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере внутриличностного пространства;

4) дифференциация и согласование конфликтных мотивов, стремлений в межличностном пространстве;

5) изменение привычных неконструктивных стереотипов взаимодействия;

6) сущностная трансформация: обретение неиссякаемого внутреннего источника.

Автором также была выявлена необходимость коррекции стрессовых состояний личности, заключающаяся в системной интеграции личности, создании условий для формирования психологической готовности к стрессу и саморегуляции, определении задач эмоциональной саморегуляции, выделении ключевых для конкретного человека принципов организации и проведения коррекции стресса. При этом Ли Канг Хи подчеркивает, что в проведенных им исследованиях психологическая помощь и социальная поддержка клиентов оказывалась преимущественно в группе, сочетаясь с отдельными формами индивидуальной работы. [31] Необходимо отметить, что выбор формы работы в таком случае должен обеспечивать возможность самостоятельного применения данных методов, что особенно актуально для студентов.

Обратимся к рассмотрению методов работы, доступных современному специалисту-психологу, работающему с проблемами стрессоустойчивости будущих специалистов (см. табл. 6).

Таблица 6 – Виды и сущностная характеристика методов повышения стрессоустойчивости будущих специалистов

Релаксационные техники Аутотренинг, прогрессивная мышечная релаксация, индивидуальные техники психической саморегуляции, методы ускоренного восстановления работоспособности и оптимизации функционального состояния, применяемые в авиационной и спортивной медицине. Данные методы легко применять и без помощи специалиста.
Дыхательные техники Изучение и использование определенных типов дыхания. Например, глубокое диафрагмальное дыхание с удлиненным выдохом приводит организм в комфортное расслабленное состояние всего за 3-5 минут.
Психокоррекционные методики с использованием специального оборудования Позволяют отслеживать физиологические параметры (ЭЭГ, КГР и пр.), косвенно свидетельствующие о психо-эмоциональном состоянии человека и регулировать его в игровой форме или с помощью специальных упражнений.
Психотерапия В процессе работы при необходимости психотерапевт может осуществить коррекцию личностных особенностей и деструктивных типов отношений, в том числе семейных, являющихся источниками хронического стресса для будущих специалистов. Особенно важно это в случает, если человек игнорирует свой психологический дискомфорт, обращая внимание исключительно на соматическую составляющую.
Работа с режимом сна и отдыха Поскольку полноценный ночной сон является обязательным условием для достижения высокого уровня стрессоустойчивости, необходимо объяснить значение правильного распределения режима «сон-бодрствование», «релаксация-концентрация». Также специалист может помочь определить наиболее удобные способы распределения времени с целью изменения устоявшихся привычек и коррекции режима дня.
Работа с режимом питания Очевидно, что стрессоустойчивость человеческого организма во многом зависит от состояния эндокринной и нервной систем: необходимо употреблять в пищу все нутриенты, обеспечивающие полноценную работу данных систем. Специалист-психолог не имеет права назначать диету, однако необходимо убедить клиента отказаться от чрезмерного употребления алкоголя, курения и злоупотребления сладким, мучным или острым, что может являться как последствиями, так и источниками хронического стресса. В случае расстройства пищевого поведения возможна разработка индивидуальных программ с участием как специалиста-психолога, так и диетолога.

 

Также возможно использование данных методов в рамках тренинга: саморегуляции (нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитация), коммуникативного (групповые варианты поведенческого и социально-психологического тренинга), стимулирующего личностный рост (развитие отдельных сторон личности участников тренинга), обучающего (совершенствование навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность общения) и пр. [90]

Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение формирования стрессоустойчивости будущих специалистов должно основываться на обращении к индивидуальному опыту человека и его внутреннему ресурсу, т.е. необходимо учитывать уже сформированные стратегии саморегуляции в стрессовых ситуациях, привычки и пр. Проведение психопрофилактических и психогигиенических мероприятий может быть регулярным, однако нельзя допускать чрезмерной зависимости клиента от встреч с психологом.

Таким образом, существует множество способов формирования позитивного самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов как в учебно-профессиональной деятельности, так и вне ее. Психологическое сопровождение в данном случае направлено на создание условий для систематического саморазвития и самореализации студентов. В связи с тем, что позитивное самоотношение и достаточный уровень стрессоустойчивости являются необходимыми условиями не только для успешного обучения специальности, но и полноценного функционирования организма, данному вопросу необходимо уделять особое внимание.

 

 


Выводы главы 2

На основе эмпирических данных подтверждена гипотеза о взаимосвязи самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов. Было выявлено, что стрессоустойчивость студента зависит от степени закрытости, представлений о восприятии его другими людьми и склонности к самообвинению и внутренней конфликтности.

Гипотеза о различиях, связанных с полом подтвердилась частично: различия были обнаружены только в специфике самоотношения. Женщины выше оценивают свой потенциал и богатство внутреннего мира, мужчины менее склонны к самообвинению и внутренней конфликтности. Различий, связанных со стрессоустойчивостью обнаружено не было.

Гипотеза о связи самоотношения, стрессоустойчивости и выбранного профиля высшего образования подтвердилась: студенты-психологи менее склонны к самообвинению и более стрессоустойчивы, чем студенты-экономисты.

В ходе исследования также выявлены специфика применения различных механизмов психологических защит и типы стратегий поведенческой активности каждой из анализируемых групп. Наиболее применяемой психологической защитой у мужчин-экономистов является отрицание, у женщин-экономистов – компенсация и реактивное образование, у женщин-психологов – компенсация. Также представлено распределение будущих специалистов по типам стратегий поведенческой активности в стрессе, проведено сравнение результатов со спецификой личностных черт, объяснены предполагаемые причины подобных различий.

Кроме того, в результате исследования были выявлены наиболее выраженные личностные черты будущих специалистов. Женщины-экономисты, по сравнению с мужчинами-экономистами, более склонны к замкнутости, доминированию, подозрительности и практичности. У мужчин более выражена сдержанность, смелость, прямолинейность, низкая нормативность поведения, спокойствие и расслабленность. Женщины-психологи как и женщины-экономисты склонны к замкнутости, доминантности и подозрительности, однако они более чувствительны, стрессоустойчивы, сдержаны и спокойны. Также у всех будущих специалистов отмечается способность к абстрактному мышлению, быстрая обучаемость, сообразительность, высокий уровень общей культуры и способности к самоконтролю. Представлены вероятные причины и последствия подобных различий.

Далее представлены принципы и методы формирования психологического сопровождения развития позитивного самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов, установлены основные этапы и специфика данного процесса. Выявлена специфика психологического сопровождения, направленного на формирование позитивного самоотношения в учебно-профессиональной деятельности, рассмотрены различные формы достижения данной цели (тренинг, элективный курс или дискуссионный клуб). Объяснены преимущества и недостатки доступных современному специалисту-психологу методов повышения уровня стрессоустойчивости у будущих специалистов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комплексное исследование взаимосвязи самоотношения и стрессоустойчивости личности будущих специалистов, проведенное на основании интеграции методологических принципов и подходов с помощью конкретных методов и методик, позволило выявить сущностные признаки и структуру, а также содержательные аспекты проявления изучаемых феноменов.

При проведении исследования обобщены результаты научного анализа взаимосвязи самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезы исследования и выполнены поставленные задачи.

Представлена общая характеристика феномена самоотношения будущих специалистов как воплощающаяся в той или иной форме и имеющая определенную семантическую окраску и эмоциональный тон динамическая иерархическая структура, отражающая специфику отношения личности к собственному «Я». Представлены особенности проявления данного феномена у будущих специалистов мужского и женского пола, обучающихся по направлениям «Психология» и «Экономика».

Обобщено состояние проблемы исследования стрессоустойчивости будущих специалистов в системе научного знания. Стрессоустойчивость будущих специалистов рассматривается как многокомпонентная составляющая структуры личности, связанная с управлением отрицательными эмоциями в ситуациях повышенной нагрузки и оптимизациией взаимодействия между структурными компонентами личности для эффективной учебно-профессиональной деятельности. Эмпирические данные выявили взаимосвязь стрессоустойчивости, специфики самоотношения (замкнутость, отраженное самоотношение, внутренняя конфликтность, самообвинение) и психологическими защитами (проекция, замещение) студентов.

 

Проанализирована возрастная специфика стрессоустойчивости будущих специалистов, изучена структура данного феномена и факторы, влияющие на восприятие стресса. Также выявлены взаимосвязи между возрастом и психологической защитой замещением (19-22 года), интеллектом (19-21 год) и самоконтролем (18-19 лет); курсом и психологической защитой компенсацией (3-5 курс)и интеллектом (3-4 курс).

Осуществлен анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов, представлены основные направления психологического сопровождения формирования позитивного самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов, актуальные как для учебно-профессиональной деятельности, так и для работы в частном порядке со специалистом-психологом.

Кроме того, определены типы стратегий поведенческой активности, виды психологических защит и наиболее выраженные личностные черты будущих специалистов. По данным показателям проведен сравнительный анализ, отражающий различия, связанные с полом и выбранной специальностью.

Предметом дальнейших исследований может стать изучение зависимости самоотношения и стрессоустойчивости студентов от возраста, места проживания (город/село), уровня саморазвития и притязаний, семейного и материального положения, а также разработка методов психолого-акмеологического сопровождения будущих специалистов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.015 с.)