Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое сопровождение формирования позитивного самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Обратимся к рассмотрению специфики психологического сопровождения формирования позитивного самоотношения студентов. Необходимо учитывать, что на процесс формирования самоотношения будущих специалистов в значительной мере влияет преподавательский состав высшего учебного заведения и личностные качества педагогов, в частности социально-перцептивные качества, умения и навыки коммуникации, психологического воздействия, устойчивость в конфликтных ситуациях. Применение манипулятивных видов воздействия (нравоучение, повешение тона голоса, угроза, приказ, упрек и пр.) снижает эффективность общения преподавателя со студентами, а именно учебно-воспитательный процесс является наиболее эффективным при коррекции негативного самоотношения будущих специалистов. [90] В связи с этим может возникнуть необходимость психологической работы не только с будущими специалистами, но и с педагогическим составом. На наш взгляд, специфика психологического сопровождения формирования позитивного самоотношения у студентов заключается в необходимости развития целостного отношения личности к себе, самоуважения и самопонимания, способствования выработке собственных представлений об основных нравственных категориях и проблемах морали, развития самоконтроля и навыков рефлексии. Данные особенности обусловлены возрастом, поскольку именно этот период считается наиболее сензитивным для развития вышеперечисленных качеств, навыков и способностей. В учебно-профессиональной деятельности возможны следующие направления достижения вышеназванных целей: тренинг и элективный курс/дискуссионный клуб. Подобного рода тренинг способен выполнять как развивающую, так и обучающую и воспитывающую задачи, включающие коррекцию самоотношения, способствование возникновению новых ценностей и пр. Группа будущих специалистов на тренинге будет выступать в качестве как специальной, так и естественной социальной среды, в которой возможно отслеживать и индивидуальные, и групповые изменения. Такая форма работы как дискуссионный клуб обеспечивает формирование более эффективных стратегий поведения и эмоциональное развитие личности будущих специалистов, однако требует внимательного подхода к выбору тем, поскольку неудачный вариант темы может оказать негативное влияние на самоотношение.
Согласно Ли Канг Хи [31], психологическое сопровождение формирования стрессоустойчивости должно включать следующие этапы: 1) установление доверия; 2) исследование причин непродуктивности в стрессе; 3) дифференциация и согласование конфликтных стремлений в сфере внутриличностного пространства; 4) дифференциация и согласование конфликтных мотивов, стремлений в межличностном пространстве; 5) изменение привычных неконструктивных стереотипов взаимодействия; 6) сущностная трансформация: обретение неиссякаемого внутреннего источника. Автором также была выявлена необходимость коррекции стрессовых состояний личности, заключающаяся в системной интеграции личности, создании условий для формирования психологической готовности к стрессу и саморегуляции, определении задач эмоциональной саморегуляции, выделении ключевых для конкретного человека принципов организации и проведения коррекции стресса. При этом Ли Канг Хи подчеркивает, что в проведенных им исследованиях психологическая помощь и социальная поддержка клиентов оказывалась преимущественно в группе, сочетаясь с отдельными формами индивидуальной работы. [31] Необходимо отметить, что выбор формы работы в таком случае должен обеспечивать возможность самостоятельного применения данных методов, что особенно актуально для студентов. Обратимся к рассмотрению методов работы, доступных современному специалисту-психологу, работающему с проблемами стрессоустойчивости будущих специалистов (см. табл. 6). Таблица 6 – Виды и сущностная характеристика методов повышения стрессоустойчивости будущих специалистов
Также возможно использование данных методов в рамках тренинга: саморегуляции (нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитация), коммуникативного (групповые варианты поведенческого и социально-психологического тренинга), стимулирующего личностный рост (развитие отдельных сторон личности участников тренинга), обучающего (совершенствование навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность общения) и пр. [90] Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение формирования стрессоустойчивости будущих специалистов должно основываться на обращении к индивидуальному опыту человека и его внутреннему ресурсу, т.е. необходимо учитывать уже сформированные стратегии саморегуляции в стрессовых ситуациях, привычки и пр. Проведение психопрофилактических и психогигиенических мероприятий может быть регулярным, однако нельзя допускать чрезмерной зависимости клиента от встреч с психологом. Таким образом, существует множество способов формирования позитивного самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов как в учебно-профессиональной деятельности, так и вне ее. Психологическое сопровождение в данном случае направлено на создание условий для систематического саморазвития и самореализации студентов. В связи с тем, что позитивное самоотношение и достаточный уровень стрессоустойчивости являются необходимыми условиями не только для успешного обучения специальности, но и полноценного функционирования организма, данному вопросу необходимо уделять особое внимание.
Выводы главы 2 На основе эмпирических данных подтверждена гипотеза о взаимосвязи самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов. Было выявлено, что стрессоустойчивость студента зависит от степени закрытости, представлений о восприятии его другими людьми и склонности к самообвинению и внутренней конфликтности. Гипотеза о различиях, связанных с полом подтвердилась частично: различия были обнаружены только в специфике самоотношения. Женщины выше оценивают свой потенциал и богатство внутреннего мира, мужчины менее склонны к самообвинению и внутренней конфликтности. Различий, связанных со стрессоустойчивостью обнаружено не было. Гипотеза о связи самоотношения, стрессоустойчивости и выбранного профиля высшего образования подтвердилась: студенты-психологи менее склонны к самообвинению и более стрессоустойчивы, чем студенты-экономисты. В ходе исследования также выявлены специфика применения различных механизмов психологических защит и типы стратегий поведенческой активности каждой из анализируемых групп. Наиболее применяемой психологической защитой у мужчин-экономистов является отрицание, у женщин-экономистов – компенсация и реактивное образование, у женщин-психологов – компенсация. Также представлено распределение будущих специалистов по типам стратегий поведенческой активности в стрессе, проведено сравнение результатов со спецификой личностных черт, объяснены предполагаемые причины подобных различий. Кроме того, в результате исследования были выявлены наиболее выраженные личностные черты будущих специалистов. Женщины-экономисты, по сравнению с мужчинами-экономистами, более склонны к замкнутости, доминированию, подозрительности и практичности. У мужчин более выражена сдержанность, смелость, прямолинейность, низкая нормативность поведения, спокойствие и расслабленность. Женщины-психологи как и женщины-экономисты склонны к замкнутости, доминантности и подозрительности, однако они более чувствительны, стрессоустойчивы, сдержаны и спокойны. Также у всех будущих специалистов отмечается способность к абстрактному мышлению, быстрая обучаемость, сообразительность, высокий уровень общей культуры и способности к самоконтролю. Представлены вероятные причины и последствия подобных различий.
Далее представлены принципы и методы формирования психологического сопровождения развития позитивного самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов, установлены основные этапы и специфика данного процесса. Выявлена специфика психологического сопровождения, направленного на формирование позитивного самоотношения в учебно-профессиональной деятельности, рассмотрены различные формы достижения данной цели (тренинг, элективный курс или дискуссионный клуб). Объяснены преимущества и недостатки доступных современному специалисту-психологу методов повышения уровня стрессоустойчивости у будущих специалистов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комплексное исследование взаимосвязи самоотношения и стрессоустойчивости личности будущих специалистов, проведенное на основании интеграции методологических принципов и подходов с помощью конкретных методов и методик, позволило выявить сущностные признаки и структуру, а также содержательные аспекты проявления изучаемых феноменов. При проведении исследования обобщены результаты научного анализа взаимосвязи самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезы исследования и выполнены поставленные задачи. Представлена общая характеристика феномена самоотношения будущих специалистов как воплощающаяся в той или иной форме и имеющая определенную семантическую окраску и эмоциональный тон динамическая иерархическая структура, отражающая специфику отношения личности к собственному «Я». Представлены особенности проявления данного феномена у будущих специалистов мужского и женского пола, обучающихся по направлениям «Психология» и «Экономика». Обобщено состояние проблемы исследования стрессоустойчивости будущих специалистов в системе научного знания. Стрессоустойчивость будущих специалистов рассматривается как многокомпонентная составляющая структуры личности, связанная с управлением отрицательными эмоциями в ситуациях повышенной нагрузки и оптимизациией взаимодействия между структурными компонентами личности для эффективной учебно-профессиональной деятельности. Эмпирические данные выявили взаимосвязь стрессоустойчивости, специфики самоотношения (замкнутость, отраженное самоотношение, внутренняя конфликтность, самообвинение) и психологическими защитами (проекция, замещение) студентов.
Проанализирована возрастная специфика стрессоустойчивости будущих специалистов, изучена структура данного феномена и факторы, влияющие на восприятие стресса. Также выявлены взаимосвязи между возрастом и психологической защитой замещением (19-22 года), интеллектом (19-21 год) и самоконтролем (18-19 лет); курсом и психологической защитой компенсацией (3-5 курс)и интеллектом (3-4 курс).
Осуществлен анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов, представлены основные направления психологического сопровождения формирования позитивного самоотношения и стрессоустойчивости будущих специалистов, актуальные как для учебно-профессиональной деятельности, так и для работы в частном порядке со специалистом-психологом. Кроме того, определены типы стратегий поведенческой активности, виды психологических защит и наиболее выраженные личностные черты будущих специалистов. По данным показателям проведен сравнительный анализ, отражающий различия, связанные с полом и выбранной специальностью. Предметом дальнейших исследований может стать изучение зависимости самоотношения и стрессоустойчивости студентов от возраста, места проживания (город/село), уровня саморазвития и притязаний, семейного и материального положения, а также разработка методов психолого-акмеологического сопровождения будущих специалистов.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.015 с.) |