Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис проблемы исследования стрессоустойчивости будущих специалистов в системе научного знания
Исторически основоположником понятия «стресс» как общего адаптационного синдрома считается Г. Селье, впервые рассмотревший основные типы реакций организма на стресс: борьбу (активная реакция), бегство от проблемы (пассивная реакция) или готовность терпеть ее. Позднее он выделяет всемирно известные фазы общего адаптационного синдрома (тревога, сопротивление, истощение). Тогда же впервые выясняется, что один и тот же раздражитель может привести к различным физиологическим реакциям у разных людей. При этом необходимо отметить, что автор не предлагает во всех ситуациях «бороться со стрессом», а настаивает на необходимости осуществления разумного выбора: принять брошенный вызов и оказать сопротивление или уступить и покориться. Итогом многолетней работы становится попытка создания совместимого с биологическими законами этического кодекса и внедрение в жизнь принципа альтруистического эгоизма. [57, с. 5] Стресс как неспецифическая реакция приспособления и компенсации нарушенных функций всесторонне изучался в рамках многих научных отраслей (см. табл. 1) В рамках медицины было выявлено, что ответная реакция организма на воздействие разных стрессоров может быть различна и зависит от множества факторов, в том числе от силы и характера воздействия. Например, при резкой выраженности происходит активация гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы, результатом чего является рост тиреоидных гормонов в крови. Эмоциональное напряжение, напротив, вызывает снижение гормональной активности щитовидной железы. В связи с этим гиперфункция щитовидной железы в ответ на повреждение тканей является можно назвать неспецифической реакцией компенсации, поскольку тиреоидные гормоны, благодаря стимуляции синтеза белков, способствуют клеточным регенеративным процессам и репарации поврежденных структур. Активация гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы может носить и черты специфической компенсации, например в условиях холодового стресса, как компенсация термического угнетения метаболизма. Стресс при экстремальных состояниях сопровождается активацией и других гормональных систем — гипоталамо-гипофизарно-андрогенной и гипоталамо-нейрогипофизарной, при хирургическом и эмоциональном стрессе повышается секреция вазопрессина и пр. [9]
Г.Элбакидзе и А.Элбакидзе в рамках физиологической науки определили понятия тканевого стресса и тканевого адаптационного синдрома как механизма, результатом действия которого является активация в клетках неспецифических реакций на повреждение, что обеспечивается повышением неспецифической резистентности клеток и воздействием на скорость протекающих метаболических процессов. [73] Стресс как особое функциональное состояние в психофизиологии рассматривался как перестройка функциональных систем, задачей которых является мобилизация ресурсов и как проявления локального характера, при которых серьезных изменений в функциональном состоянии не происходит. Различные авторы (Н.Н. Данилова, Ф.К. Грэхем, Дж.А. Грей и пр.), изучая проблему стрессоустойчивости, выделили две основные и оппонентные системы активации тех или иных функциональных состояний, характерных для конкретного человека в условиях стресса. Первую связывают с действием ориентировочного рефлекса и выбросом в мозге опиоидов, ростом содержания гормона тестостерона и уменьшением кортизола (субъективно данный комплекс реакций ощущается как переживание положительных эмоций). Вторая система активации причастна к появлению пассивно-оборонительного поведения, маркерами которого служит повышенный уровень кортизола одновременно с уменьшением тестостерона и редукции опиодов (субъективно подобные реакции ощущаются как переживание отрицательных эмоций). [78] Ф.К. Грэхем предположил, что индивидуальность мозга определяется соотношением двух вышеупомянутых систем активации, а индивидуальная стрессоустойчивость природным соотношением оборонительного и ориентировочного рефлексов. Необходимо отметить, что для психофизиологического измерения стрессоустойчивости использовались параметры сердечного ритма, так как физический ориентировочный рефлекс проявляется в снижении частоты сердечных сокращений, а вызываемый болевыми или угрожающими стимулами оборонительный рефлекс проявляется в увеличении частоты сердечного ритма. [75]
Антропологические исследования выявили эффект группового стресса, проявляющийся в случае, если группа или популяция находится в тяжелых жизненных условиях: в типичной ситуации в случае увеличения адаптационной нагрузки уровень корреляций повышается и снижается в результате успешной адаптации. Необходимо отметить, что индикатором популяционных способностей к адаптации послужили корреляции между физиологическими параметрами. [22, с. 72] В психологии научная проблема стресса и стрессоустойчивости рассматривается в рамках теорий личности (Р. Кеттел, Г.Олпорт, К.Роджерс и др.), теории мотивации (Дж. МакКлелланд, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.), концепции профессионального самосознания (Л. М. Митина), теории информационного стресса (В.А. Бодров), концепции саногенной рефлексии (А.Л. Рудаков) и пр. Таблица 2 – Сущностная характеристика понятий «стресс» и «стрессоустойчивость» в рамках различных отраслей научного знания
В инженерной психологии Е.П. Ильиным было установлено, что устойчивость (функциональная надежность) к неблагоприятным стрессовым состояниям определяется совокупностью особенностей проявления свойств нервной системы человека. Автор также отмечал, что одна и та же типологическая особенность может способствовать как формированию устойчивости к одному состоянию, так и возникновению качественно иного состояния. Например, повышение устойчивости к воздействию монотонных факторов слабой нервной системы может являться неблагоприятным фактором в случае попадания индивида в экстремальную ситуацию. [21, с.114]
А.Л.Рудаков в рамках спортивной психологии выявил предпосылки данного явления: развитый интеллект и стиль мышления личности спортсмена в стрессогенных условиях. Опираясь на полученные данные, автор разработал концепцию развития особой личностной рефлексии, обеспечивающей обнаружение и устранение «ограничителей» личностного роста и управления эмоциональным стрессом (саногенная рефлексия). Согласно данной концепции, факторами повышения уровня стрессоустойчивости являются: 1) изменение направленности личности (в частности усиление потребности в достижениях); 2) смещение локуса субъективного контроля личности к интернальному от экстернального;
3) развитие реакций адаптации: тренировки и активации; 4) снижение уровня защитной рефлексии переживания отрицательных эмоций (страха неудачи, стыда, чувство вины); 5) работа с текущим уровнем психической напряженности: ослабление связи структурных компонентов личности (направленности, локуса контроля и тревожности, эмоций обиды, зависти, страха неудачи, чувства вины и пр. защитной рефлексии) и ее адаптационных реакций (тренировки, активации, стресса). [56] В.А. Бодров, в ходе экспериментальных исследований по изучению воздействия информационного стресса выявил, что эффективность деятельности людей с различными типологическими особенностями в ситуации маловыраженного психического напряжения может повышаться, однако при возрастании уровня психической напряженности нарушение деятельности у людей со слабой нервной системой происходит быстрее, т.е. индивиды, обладающие сильной нервной системы имеют больше шансов справиться с напряженной ситуацией. [12, c.14] Л. Китаев-Смык выявил, что при определенном уровне стрессовой напряженности возможна специфическая ситуация, при которой прирост показателей выполнения сложной деятельности больше, чем прирост показателей выполнения более простой деятельности, что снова возвращает исследователей к проблеме стрессоустойчивости. [22, с.33] А.Л. Журавлев и Е.А.Сергиенко отмечали, что в момент встречи с трудной жизненной ситуацией происходит оценка субъектом собственных возможностей (личностных и средовых) и ресурсов совладания с ней. На основе результатов этой оценки происходит формирование оценки ситуации в целом как в той или иной степени стрессовой. В дальнейшем, согласно мнению авторов, человек развивает и использует имеющиеся ресурсы (качества личности, знания, умения, навыки, ценности, связи и знакомства и пр.), пытаясь совладать с трудной жизненной ситуацией. [19, с.314] Согласно Р. Лазарусу, характер стрессовой реакции обусловлен психологической структурой конкретной личности, опираясь на которую личность взаимодействует с внешней ситуацией (оценка ситуации и самозащита при необходимости). Автор также отмечает, что научиться объяснять и предсказывать различные проявления феномена стрессоустойчивости у разных людей возможно только выявив взаимосвязь их психических процессов с характером конкретной стрессовой ситуации. [30, 178-208 с.] А.Л. Рудаков обращал внимание на многокомпонентность структуры данного феномена: мотивационно-подребностный компонент (направленность), личностная и ситуационная тревожность, локус контроля, рефлексия, адаптационные реакции активации и тревоги. [56] Обобщив все вышеперечисленные теории и концепции, можно сформулировать следующее определение стрессоустойчивости: это многокомпонентная составляющая структуры личности, связанная с управлением отрицательными эмоциями в ситуациях повышенной нагрузки и оптимизациией взаимодействия между структурными компонентами личности для эффективной учебно-профессиональной деятельности.
Вышеперечисленные авторы изучали различные аспекты феномена реагирования человека на стресс или стрессоустойчивости (совладания, борьбы, устойчивости, функциональной надежности) с разных сторон, следствием чего является отсутствие единой терминологии и общего определения стресса в существующих теориях и моделях. В связи с этим сформирование единого представления о сущности стресса и проблеме стрессоустойчивости пока не представляется возможным. Это выявляет необходимость признания единой теории стресса и исследования стрессоустойчивости уже в рамках этой теории. Тем не менее, опираясь на многочисленные теории стресса и стрессоустойчивости, разработанные в рамках психологической науки, можно выделить следующие характерные черты данного феномена: 1) некоторые авторы приравнивают его к понятию эмоциональной устойчивости (В.Л. Марищук, В.Э. Мильман, В.Г. Норакидзе, и др.); 2) интегративность: физиологические, поведенческие и психологические составляющие (Л.М. Аболин, Б.Х. Варданян, В.С. Субботин); 3) рассматривается различными авторами в контексте управления эмоциями, сохранения высокого уровня работоспособности, осуществления многозадачной деятельности без напряжения, несмотря на внешние воздействия (К.К.Платонов, В.Л.Марищук); 4) может рассматриваться как свойство или качество, непосредственно обуславливающее деятельность субъекта (К.К. Платонов, А.А. Реан, О.А. Сиротин и др.). В рамках медицинских исследований студентов было выявлено, что испытуемые чаще всего страдают от следующих заболеваний: вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь, болезни желудочно-кишечного тракта, гипертонические и гипотонические состояния. Обширная распространенность и конкретное время возникновения данных заболеваний именно у студентов вынуждает предположить, что решающую роль в развитии недугов играет фактор дезадаптации к непривычной организации учебных нагрузок, их объему, необходимости выработки новых ролевых моделей поведения, требуемых в ВУЗе. [10] Таким образом, выявленные компоненты стрессоустойчивости студентов (мотивационно-потребностный компонент (направленность), личностная и ситуационная тревожность, локус контроля, рефлексия, адаптационные реакции активации и тревоги) требуют дополнительных исследований с учетом профиля профессиональной подготовки будущих специалистов.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.018 с.) |