Тема 1. Дпи и национальная специфика культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Дпи и национальная специфика культуры.



Введение.

Академик Д.С.Лихачев пишет: «Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности». Актуальноесегодня«культурологическое направление» связывает категории философии дизайна с ценностями, сложившимися в национальных и региональных традициях труда, культуры и духовности. Развитие этого качественно нового, продуктивного направления в дизайне, выражается в максимально внимательном отношении к той накопленной традиции в соответствующей культуре, которая определяется этническим и национальным контекстом.

Данные методические указания разработаны для организации самостоятельной работы студентов специальности 072500.62 Дизайн в рамках изучения дисциплины «Традиционное искусство региона».

Целью методических указаний является формирование у студентов-дизайнеров знаний о процессе становления национальных особенностей традиционного искусства региона, развитие представлений о детерминировании этого процесса природно-климатическими условиями и образом повседневной жизни человека, особенностями этнической истории, плодотворным взаимодействием с другими культурами, традицией, представленной совокупностью эстетических представлений, технических и технологических приемов, способом передачи накопленных этносом знаний и умений.

Так же данный учебный материал призван способствовать формированию более внимательного и бережного отношения к этнокультурному наследию, как к источнику творчества в процессе дизайн-проектирования, повышению профессионализма и становлению ценностных ориентаций будущих специалистов в соответствии с «культурологическим направлением» в дизайне.

Методические указания содержат следующие учебные задачи:

1) собрать, изучить, проанализировать и систематизировать теоретический материал по предложенным к рассмотрению темам;

2) выполнить практические задания по изучаемым темам:

- собрать и оформить аналоговый материал,

- выполнить графические копии, схематические изображения изучаемых объектов (фрагментов) традиционного искусства региона,

- выполнить творческие работы по мотивам традиционного искусства региона,

- подготовить сообщения (презентации);

3) подготовиться к опросу по изученному материалу:

- ответить на вопросы для самоконтроля,

- оформить портфолио.

 

 

Чувство ритма.

Жизнь космоса во времени была в представлении человека нераз­рывно связана с движением, ритмически повторяющимся и ритмически пульсирующим. Ритм выступал основной мерой в организации пространства и времени, расчленяя их и соединяя в единый прост­ранственно-временной континуум. Выражением ритма в простран­стве и времени в первую очередь явился орнамент. Детерминируя конфигурацию элементов, соотношение элементов между собой и с фоном, ритм становится основной характеристикой орнамента, определяет его язык, степень выразительности. Сначала простой и робкий, состоящий из параллельных и пересекающихся линий, уже в палеолите орнамент получает мощный внутренний импульс к развитию, заполняя в дальнейшем все жизненное пространство человека (жи­лище, костюм, утварь, оружие и т. д.), являясь знаком постигнутого и освоенного пространства, символом мира людей. Это внутренняя, скрытая семантика орнамента сохраняется на протяже­нии всей его истории, вплоть до наших дней.

Палеолитическая традиция.

В декоративно-прикладном искусстве народов Сибири XIX в. име­ются традиции, проходящие сквозь все этнические границы и восхо­дящие к пластам древнейших культур региона. Одной из таких тра­диций является циркульный орнамент, известный в искусстве почти всех народов. Меняя свой стилистический характер в зависимости от материала и техники нанесения, он оформляет костяные пряслица и табакерки хантов, костяные накладки на луки седла эвенков и эве­нов, существует в различных костяных изделиях и вышивке коряков, чукчей и эскимосов, в деревянной и костяной резьбе якутов и худо­жественном металле бурят. Циркульный орнамент, генетически свя­занный не только с солярной символикой, но и более широким кру­гом представлений о пространстве в целом, приходит в искусство народов XIX в. из глубокой древности. Его появление в Сибирском регионе относится к эпохе неолита. Важным представляется то, что в XIX в. цир­кульный орнамент в большинстве культур преобладает на изделиях из кости, т. е. в том самом материале, в котором он зарождается в неолитическую эпоху. Эта сюжетно-образная и технологическая преемственность позволяет говорить о сохранении в декоративно-прикладном искусстве народов Сибири XIX в. генетических истоков культур древнейшего населения региона. Широкое бытование цир­кульного орнамента в XIX в. свидетельствует о поразительной стой­кости художественной традиции, а также раскрывает особенности формирования национальных основ культуры, которые складывают­ся на протяжении многих поколений и в отдельных своих элементах оказываются значительно древнее, чем сами носители и создатели данной художественной традиции. То же самое можно сказать в отношении многих орнаментальных мотивов, в частности геометрических, возникновение которых вос­ходит к первым шагам творческой деятельности человека. Самые ран­ние памятники относятся к эпохе верхнего палеолита - периоду зарождения искусства и становления художественно-образного мыш­ления, давшего человеку возможность постигнуть вселенную и осо­знать себя ее органической частью. Важнейшим феноменом палео­литического, искусства явилось возникновение монументальных форм - наскальной живописи и рисунка, отразивших уникальный скачок в развитии мировоззрения - выход человека из прагматиче­ского мира трудовой деятельности, удовлетворяющей биологические потребности, в мир макрокосма, вызывающего и стимулирующего развитие духа.

Неолитическая традиция.

Бурное развитие получает орнамент в эпоху неолита и бронзы, выделяя и оформляя реальный, бытовой мир человека систе­мой знаковой символики и тем самым включая его в космический мир вселенной. Эта важнейшая функция орнамента определила его устойчивость в культурной традиции, его всеохватыва­ющую роль в народном декоративно-прикладном искусстве.

Отдельные элементы орнамента, такие как квадрат, ромб, треу­гольник, круг, восходящие к неолитической традиции, известны в искусстве всех народов Сибири. Столь же древними являются и бо­лее сложные элементы, например различные решетчатые квадраты, широко представленные в искусстве угров и северных алтайцев. К более позднему времени, а именно к эпохе бронзы, относят исследо­ватели возникновение в сибирском орнаментальном искусстве таких элементов, как различные крестовидные фигуры, розетки и спирали. Однако элементы эти относятся к тем фундаментальным изобразительным символам, присутствие которых в орнаменте свиде­тельствует не о генетической преемственности культурной традиции, а о едином пути становления художественно-образного мышления человека на всем пространстве планеты. Совершенно другое значение имеют орнаментальные мотивы (рапорты) и их композиционная организация в пространстве предмета, обусловленные всей совокупностью элементов этнокультурной традиции: формой предмета, материалом, выработанными технологическими и техническими приемами обработки и, конечно, общей системой эстетических представлений. На этом уровне орнамент уже выражает этническую специфику культуры, а на диахроническом срезе - генетическую преемственность культур.

К неолитической традиции восходит основной комплекс орнаментальных мотивов декоративно-прикладного искусства палеоазиатов. Это простейший геометрический орнамент, построенный на ритмическом сочетании полос, квадрата, треугольника, циркульный орна­мент, а также различные узоры в виде полукруга, овала. Генетическая связь орнаментального искусства палеоазиатов XIX в. с неолитической традицией особенно явно проявляется в его особом стилистическом характере. Это монохромная цветовая гамма, основанная на использовании только естественных материалов: олений мех (белый и коричневый), мех морских животных, вышивка олень­им волосом, дымленная, а также отбеленная ровдуга. Из красителей главным образом применялась охра. Вышивка цветными нитками и бисер пришли в искусство палеоазиатов сравнительно поздно и ис­пользовались достаточно редко, не оказывая существенного влияния на традиционный колорит культуры. Пожалуй, из всех народов Си­бири лишь чукчи, коряки и эскимосы сохранили в своем искусстве практически в чистом виде тот естественный природный колорит, ко­торый должен был отличать древнейшие культуры северных охотни­ков и который позднее у большинства народов Сибири был в значительной степени обогащен яркими цветами, присущими их южным и западным соседям.

К древнейшим неолитическим принципам композиции восходит и характерная для чукчей, коряков, эскимосов и ительменов организа­ция орнаментом пространства предмета, построенная на зональном расположении мотивов. Эти особенности орнаментального искусства палеоазиатов XIX в. прослеживаются в отдельных своих элементах в искусстве эвенов, эвенков, долган и нганасан, выявляя в нем древнейшую традицию культуры неолитических охотников таежной зоны Сибири.

Большую роль в развитии стилистических особенностей орнамен­тального искусства палеоазиатов сыграла резьба по моржовому и ма­монтовому бивню - материалу, доминирующему как в сфере искус­ства, так и в производственной деятельности. Этот вид искусства в культуре берингоморских народов на протяжении несколь­ких тысячелетий занимал ведущее положение. Специфика матери­ала, его текстура и белизна цвета диктовали определенные приемы резьбы, а именно, неглубокое проникновение внутрь поверхности, легкость линий, отсутствие насыщенности и плотности в орнамен­тальной разработке декора. Тонкое чувство материала, свойственное народным мастерам, подсказывало северным резчикам особое отно­шение к орнаментации поверхности костяных изделий: они всегда сохраняли естественную природу кости, подчеркивая ее лишь тон­кими линиями узора. Эта легкость орнаментальной разработки, спо­койное течение ритма, ненавязчивое включение узора в естествен­ную среду материала отразились на всех видах декоративно-прикладного искусства, будь то меховая мозаика, плетение из кожи и растительных волокон или вышивка.

Две неолитические художественные традиции заложили основу художественно-образного видения мира. Традиция древнего искусства таежных охотников, в частности, определила дальнейший путь развития орнамента, берингоморская - передала резьбу по кости, свою развитую технологию и блестящее чувство ма­териала.

 

Содержание.

Введение  
1. ДПИ и национальная специфика культуры  
1.1. ДПИ и традиционные технологии  
1.2. Чувство ритма  
1.3. ДПИ и особенности этнической истории Литература для самоподготовки по теме 1 Вопросы для самоконтроля по теме 1 Практические задания по теме 1  
2. Традиции древнейших культур региона  
2.1. Палеолитическая традиция  
2.2. Неолитическая традиция  
2.3. Традиция древних кочевников  
Литература для самоподготовки по теме 2 Вопросы для самоконтроля по теме 2 Практические задания по теме 2 3. Традиции угорских народов Сибири  
Литература для самоподготовки по теме 3 Вопросы для самоконтроля по теме 3 Практические задания по теме 3 4. Форма отчета по выполнению СРС  
   
   

 

Введение.

Академик Д.С.Лихачев пишет: «Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности». Актуальноесегодня«культурологическое направление» связывает категории философии дизайна с ценностями, сложившимися в национальных и региональных традициях труда, культуры и духовности. Развитие этого качественно нового, продуктивного направления в дизайне, выражается в максимально внимательном отношении к той накопленной традиции в соответствующей культуре, которая определяется этническим и национальным контекстом.

Данные методические указания разработаны для организации самостоятельной работы студентов специальности 072500.62 Дизайн в рамках изучения дисциплины «Традиционное искусство региона».

Целью методических указаний является формирование у студентов-дизайнеров знаний о процессе становления национальных особенностей традиционного искусства региона, развитие представлений о детерминировании этого процесса природно-климатическими условиями и образом повседневной жизни человека, особенностями этнической истории, плодотворным взаимодействием с другими культурами, традицией, представленной совокупностью эстетических представлений, технических и технологических приемов, способом передачи накопленных этносом знаний и умений.

Так же данный учебный материал призван способствовать формированию более внимательного и бережного отношения к этнокультурному наследию, как к источнику творчества в процессе дизайн-проектирования, повышению профессионализма и становлению ценностных ориентаций будущих специалистов в соответствии с «культурологическим направлением» в дизайне.

Методические указания содержат следующие учебные задачи:

1) собрать, изучить, проанализировать и систематизировать теоретический материал по предложенным к рассмотрению темам;

2) выполнить практические задания по изучаемым темам:

- собрать и оформить аналоговый материал,

- выполнить графические копии, схематические изображения изучаемых объектов (фрагментов) традиционного искусства региона,

- выполнить творческие работы по мотивам традиционного искусства региона,

- подготовить сообщения (презентации);

3) подготовиться к опросу по изученному материалу:

- ответить на вопросы для самоконтроля,

- оформить портфолио.

 

 

Тема 1. ДПИ и национальная специфика культуры.

В традиционном искусстве можно выделить две области, развивающиеся относительно самостоятельно – это декоративно-прикладное и культовое искусство. Декоративно-прикладное искусство народов Сибири XIX в., воб­равшее в себя, условно говоря, профанную сферу жизни и организу­ющее пространство мира людей (жилище, костюм, утварь и т. д.), отражает мировоззрение народа через систему эстетических пред­ставлений, воплощенных в пластике формы, структуре композиции, цвете, орнаментальном ритме. Именно в эстетических пред­ставлениях наиболее четко и зримо аккумулируется этническое соз­нание народа и именно в декоративно-прикладном искусстве наибо­лее четко проявляется национальная специфика каждой культуры. Так, по мягким, округлым очертаниям объема уже издали узнается якутская ураса; четкая геометрическая разработка пространства кос­тюма, построенная на сочетании разноцветных прямоугольных полос кожи, абсолютно точно указывает на нганасан; доминирующее соче­тание в малице белого, красного и зеленого цветов безошибочно оп­ределит ненцев; а сухой геометрический орнамент, построенный на спокойном ритмическом сочетании треугольника, квадрата и ром­ба,- коряков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.024 с.)