Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Традиции древнейших культур региона.
Традиционное искусство Сибири охватывает практически все сферы жизни человека, будь то хозяйство, быт или обрядово-ритуальная деятельность. Оно пронизывает всю жизнедеятельность человека, заключая его в особый мир постоянного творчества – делает ли он орудия труда, строит ли жилище, шьет ли одежду, изготавливает ли домашнюю утварь или создает предметы культа. Неразделимость любого вида созидательной деятельности и процесса творчества в традиционных культурах лежит в основе синкретизма народного искусства. Палеолитическая традиция. В декоративно-прикладном искусстве народов Сибири XIX в. имеются традиции, проходящие сквозь все этнические границы и восходящие к пластам древнейших культур региона. Одной из таких традиций является циркульный орнамент, известный в искусстве почти всех народов. Меняя свой стилистический характер в зависимости от материала и техники нанесения, он оформляет костяные пряслица и табакерки хантов, костяные накладки на луки седла эвенков и эвенов, существует в различных костяных изделиях и вышивке коряков, чукчей и эскимосов, в деревянной и костяной резьбе якутов и художественном металле бурят. Циркульный орнамент, генетически связанный не только с солярной символикой, но и более широким кругом представлений о пространстве в целом, приходит в искусство народов XIX в. из глубокой древности. Его появление в Сибирском регионе относится к эпохе неолита. Важным представляется то, что в XIX в. циркульный орнамент в большинстве культур преобладает на изделиях из кости, т. е. в том самом материале, в котором он зарождается в неолитическую эпоху. Эта сюжетно-образная и технологическая преемственность позволяет говорить о сохранении в декоративно-прикладном искусстве народов Сибири XIX в. генетических истоков культур древнейшего населения региона. Широкое бытование циркульного орнамента в XIX в. свидетельствует о поразительной стойкости художественной традиции, а также раскрывает особенности формирования национальных основ культуры, которые складываются на протяжении многих поколений и в отдельных своих элементах оказываются значительно древнее, чем сами носители и создатели данной художественной традиции. То же самое можно сказать в отношении многих орнаментальных мотивов, в частности геометрических, возникновение которых восходит к первым шагам творческой деятельности человека. Самые ранние памятники относятся к эпохе верхнего палеолита - периоду зарождения искусства и становления художественно-образного мышления, давшего человеку возможность постигнуть вселенную и осознать себя ее органической частью. Важнейшим феноменом палеолитического, искусства явилось возникновение монументальных форм - наскальной живописи и рисунка, отразивших уникальный скачок в развитии мировоззрения - выход человека из прагматического мира трудовой деятельности, удовлетворяющей биологические потребности, в мир макрокосма, вызывающего и стимулирующего развитие духа.
Неолитическая традиция. Бурное развитие получает орнамент в эпоху неолита и бронзы, выделяя и оформляя реальный, бытовой мир человека системой знаковой символики и тем самым включая его в космический мир вселенной. Эта важнейшая функция орнамента определила его устойчивость в культурной традиции, его всеохватывающую роль в народном декоративно-прикладном искусстве. Отдельные элементы орнамента, такие как квадрат, ромб, треугольник, круг, восходящие к неолитической традиции, известны в искусстве всех народов Сибири. Столь же древними являются и более сложные элементы, например различные решетчатые квадраты, широко представленные в искусстве угров и северных алтайцев. К более позднему времени, а именно к эпохе бронзы, относят исследователи возникновение в сибирском орнаментальном искусстве таких элементов, как различные крестовидные фигуры, розетки и спирали. Однако элементы эти относятся к тем фундаментальным изобразительным символам, присутствие которых в орнаменте свидетельствует не о генетической преемственности культурной традиции, а о едином пути становления художественно-образного мышления человека на всем пространстве планеты. Совершенно другое значение имеют орнаментальные мотивы (рапорты) и их композиционная организация в пространстве предмета, обусловленные всей совокупностью элементов этнокультурной традиции: формой предмета, материалом, выработанными технологическими и техническими приемами обработки и, конечно, общей системой эстетических представлений. На этом уровне орнамент уже выражает этническую специфику культуры, а на диахроническом срезе - генетическую преемственность культур.
К неолитической традиции восходит основной комплекс орнаментальных мотивов декоративно-прикладного искусства палеоазиатов. Это простейший геометрический орнамент, построенный на ритмическом сочетании полос, квадрата, треугольника, циркульный орнамент, а также различные узоры в виде полукруга, овала. Генетическая связь орнаментального искусства палеоазиатов XIX в. с неолитической традицией особенно явно проявляется в его особом стилистическом характере. Это монохромная цветовая гамма, основанная на использовании только естественных материалов: олений мех (белый и коричневый), мех морских животных, вышивка оленьим волосом, дымленная, а также отбеленная ровдуга. Из красителей главным образом применялась охра. Вышивка цветными нитками и бисер пришли в искусство палеоазиатов сравнительно поздно и использовались достаточно редко, не оказывая существенного влияния на традиционный колорит культуры. Пожалуй, из всех народов Сибири лишь чукчи, коряки и эскимосы сохранили в своем искусстве практически в чистом виде тот естественный природный колорит, который должен был отличать древнейшие культуры северных охотников и который позднее у большинства народов Сибири был в значительной степени обогащен яркими цветами, присущими их южным и западным соседям. К древнейшим неолитическим принципам композиции восходит и характерная для чукчей, коряков, эскимосов и ительменов организация орнаментом пространства предмета, построенная на зональном расположении мотивов. Эти особенности орнаментального искусства палеоазиатов XIX в. прослеживаются в отдельных своих элементах в искусстве эвенов, эвенков, долган и нганасан, выявляя в нем древнейшую традицию культуры неолитических охотников таежной зоны Сибири. Большую роль в развитии стилистических особенностей орнаментального искусства палеоазиатов сыграла резьба по моржовому и мамонтовому бивню - материалу, доминирующему как в сфере искусства, так и в производственной деятельности. Этот вид искусства в культуре берингоморских народов на протяжении нескольких тысячелетий занимал ведущее положение. Специфика материала, его текстура и белизна цвета диктовали определенные приемы резьбы, а именно, неглубокое проникновение внутрь поверхности, легкость линий, отсутствие насыщенности и плотности в орнаментальной разработке декора. Тонкое чувство материала, свойственное народным мастерам, подсказывало северным резчикам особое отношение к орнаментации поверхности костяных изделий: они всегда сохраняли естественную природу кости, подчеркивая ее лишь тонкими линиями узора. Эта легкость орнаментальной разработки, спокойное течение ритма, ненавязчивое включение узора в естественную среду материала отразились на всех видах декоративно-прикладного искусства, будь то меховая мозаика, плетение из кожи и растительных волокон или вышивка. Две неолитические художественные традиции заложили основу художественно-образного видения мира. Традиция древнего искусства таежных охотников, в частности, определила дальнейший путь развития орнамента, берингоморская - передала резьбу по кости, свою развитую технологию и блестящее чувство материала.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.006 с.) |