Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиция древних кочевников.
К эпохе поздней бронзы и раннего железа относится и такое уникальное явление в истории искусства Евразии, как скифский «звериный стиль». На территории Сибири крупнейшими центрами этого искусства явились южные районы - Тува и Алтай, где открыты такие знаменитые памятники, как Аржан, Пазырык, Башадар.
Скифо-сибирский звериный стиль - это прежде всего движение, которое выражается как в сюжетах (борьба животных), так и в пластической трактовке образов. Напряженный ритм линий, пластическая насыщенность форм, создающие ощущение экспрессии и динамизма, составляют основные черты этого стиля (рис. 1 - 5). Отличительной особенностью искусства ранних кочевников является удивительное сочетание декоративности и художественной обобщенности образа с поразительным реализмом в передаче характера того или иного животного, с живостью и непосредственностью реального наблюдения (рис. 2, 3).
Это искусство необычайно точно передает мироощущение человека той далекой и бурной эпохи, когда дальние перекочевки, молниеносные набеги и войны впервые стали лейтмотивом всей жизни степных племен. Мироощущение - лишь одна из сторон содержания искусства степных скотоводов, наиболее ярко проявившаяся в его стилистических особенностях. Другая же, более глубинная, связанная с символикой образов и сюжетов, отражает мифологическую картину мира, мифологическое пространство и время (рис. 1, 5). Во всем мире широко известно собрание высокохудожественных древних предметов, хранящееся в Эрмитаже и носящее имя Петра I. Сибирская коллекция Петра I составляет одно из важнейших достояний русской археологии.
Рис. 4. Седло. Кожа, аппликация, инкрустация. Курган Пазырык. Скифы, V в. до н. э. Рис. 5. Фрагменты рисунка татуировки. Курган Пазырык. Скифы, V в. до н. э.
Сейчас трудно сказать, какие конкретно идеи воплощены в зверином стиле: были ли это изображения божеств, мыслившихся в образах животных, или олицетворение космических сил, но тесная связь этого искусства с идеологией общества бесспорна. Однако эта столь самобытная художественная традиция в искусстве народов Евразии, родившаяся в культуре индо-иранских племен, угасает вместе с уходом с исторической арены ее носителей. Правда, ее исчезновение связано не только с ассимиляцией древних кочевников последующими волнами преимущественно тюркских, а затем и монгольских племен. Главным, по-видимому, является внутренний процесс, связанный с тем, что животный образ в мировоззренческой системе изживает себя. Его сменяет антропоморфная идея, которая воплощается в древнетюркскую эпоху в монументальной скульптуре - в знаменитых каменных бабах, являющихся символом совершенно нового мировоззрения.
Литература для самоподготовки по теме 2: 1. Карлов В. В. Введение в этнографию народов СССР: учебное пособие - М.: Изд-во Московского университета, 1992. 2. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник: (По материалам XIX – начала XX в.). М.; Л., 1963. 3. Ненцы Ямала: кочевники и хранители традиций: научное издание / ред.: А. А. Южаков. - Тюмень; Салехард: Феликс, 2005. 4. Наш край в документах и иллюстрациях: историческая литература / Архивный отдел Тюменского облисполкома. - Тюмень: Средне-Уральское книжное издательство, 1966. Вопросы для самоконтроля по теме 2: 1. Назовите сферы влияния декоративно-прикладного искусства в жизни людей? Приведите примеры. 2. Какова основная тенденция развития декоративно-прикладного искусства? 3. Приведите примеры сохранения в декоративно-прикладном искусстве народов Сибири палеолитической традиции. 4. Приведите примеры сохранения в декоративно-прикладном искусстве народов Сибири неолитической традиции. 5. Какие изобразительные и технологические особенности декоративно-прикладного искусства народов Севера имеют более позднее происхождение? 6. Дайте характеристику стилистических особенностей скифо-сибирского звериного стиля.
Практические задания по теме 2: 1. Выполнить графические копии объектов материальной и художественной культуры народов Сибири, содержащие циркульный орнамент, геометрический орнамент различных ритмических построений.
Оформить на листах ватмана ф. А4, сопроводить поясняющей информацией: название объекта, материал, способ производства, способ декорирования, место обнаружения, время создания. 2. Создать орнаментальную моно композицию, используя в качестве источника творчества скифо-сибирский звериный стиль. Разработать эскизы вариантов использования этой композиции для декорирования предметов быта (одежды, аксессуаров, мебели и т. п.) 3. Подготовить реферат (презентацию) на тему «Изобразительные символы и символика орнаментальных композиций в традиционных культурах народов Сибири».
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.37.128 (0.011 с.) |