Традиция древних кочевников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиция древних кочевников.



К эпохе поздней бронзы и раннего железа относится и такое уни­кальное явление в истории искусства Евразии, как скифский «звериный стиль». На территории Сибири крупнейшими центрами этого искусства явились южные районы - Тува и Алтай, где открыты та­кие знаменитые памятники, как Аржан, Пазырык, Башадар.

 

    Рис. 1. Орнаментальные мотивы. Курган Пазырык. Скифы, V в. до н. э.

 

Скифо-сибирский звериный стиль - это прежде всего движение, которое выражается как в сюжетах (борьба животных), так и в плас­тической трактовке образов. Напряженный ритм линий, пластичес­кая насыщенность форм, создающие ощущение экспрессии и дина­мизма, составляют основные черты этого стиля (рис. 1 - 5). Отличи­тельной особенностью искусства ранних кочевников является уди­вительное сочетание декоративности и художественной обобщеннос­ти образа с поразительным реализмом в передаче характера того или иного животного, с живостью и непосредственностью реального на­блюдения (рис. 2, 3).

 

  Рис. 2. Украшение седла. Кость. Курган Пазырык. Скифы, V в. до н. э.  

Это искусство необычайно точно передает мироощущение человека той далекой и бурной эпохи, когда дальние перекочевки, молниеносные набеги и войны впервые стали лейтмотивом всей жиз­ни степных племен. Мироощущение - лишь одна из сторон содержания искусства степных скотоводов, наиболее ярко проявив­шаяся в его стилистических особенностях. Другая же, более глубин­ная, связанная с символикой образов и сюжетов, отражает мифо­логическую картину мира, мифологическое пространство и время (рис. 1, 5). Во всем мире широко известно собрание высокохудожественных древних предметов, хранящееся в Эрмитаже и носящее имя Петра I. Сибирская коллекция Петра I составляет одно из важнейших достояний русской археологии.

  Рис. 3. Орнаментальные мотивы. Кожа, аппликация. Курган Пазырык. Скифы, V в. до н. э.

 

Рис. 4. Седло. Кожа, аппликация, инкрустация. Курган Пазырык.

Скифы, V в. до н. э.

Рис. 5. Фрагменты рисунка татуировки. Курган Пазырык.

Скифы, V в. до н. э.

 

Сейчас трудно сказать, какие конкретно идеи воплощены в зверином стиле: были ли это изображения божеств, мыслившихся в образах животных, или олицетворение космических сил, но тесная связь это­го искусства с идеологией общества бесспорна. Однако эта столь самобытная художественная традиция в искус­стве народов Евразии, родившаяся в культуре индо-иранских племен, угасает вместе с уходом с исторической арены ее носителей. Правда, ее исчезновение связано не только с ассимиляцией древних кочев­ников последующими волнами преимущественно тюркских, а затем и монгольских племен. Главным, по-видимому, является внутренний процесс, связанный с тем, что животный образ в мировоззренческой системе изживает себя. Его сменяет антропоморфная идея, которая воплощается в древнетюркскую эпоху в монументальной скульпту­ре - в знаменитых каменных бабах, являющихся символом совер­шенно нового мировоззрения.

Литература для самоподготовки по теме 2:

1. Карлов В. В. Введение в этнографию народов СССР: учебное пособие - М.: Изд-во Московского университета, 1992.

2. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник: (По материалам XIX – начала XX в.). М.; Л., 1963.

3. Ненцы Ямала: кочевники и хранители традиций: научное издание / ред.: А. А. Южаков. - Тюмень; Салехард: Феликс, 2005.

4. Наш край в документах и иллюстрациях: историческая литература / Архивный отдел Тюменского облисполкома. - Тюмень: Средне-Уральское книжное издательство, 1966.

Вопросы для самоконтроля по теме 2:

1. Назовите сферы влияния декоративно-прикладного искусства в жизни людей? Приведите примеры.

2. Какова основная тенденция развития декоративно-прикладного искусства?

3. Приведите примеры сохранения в декоративно-прикладном искусстве народов Сибири палеолитической традиции.

4. Приведите примеры сохранения в декоративно-прикладном искусстве народов Сибири неолитической традиции.

5. Какие изобразительные и технологические особенности декоративно-прикладного искусства народов Севера имеют более позднее происхождение?

6. Дайте характеристику стилистических особенностей скифо-сибирского звериного стиля.

 

Практические задания по теме 2:

1. Выполнить графические копии объектов материальной и художественной культуры народов Сибири, содержащие циркульный орнамент, геометрический орнамент различных ритмических построений.

Оформить на листах ватмана ф. А4, сопроводить поясняющей информацией: название объекта, материал, способ производства, способ декорирования, место обнаружения, время создания.

2. Создать орнаментальную моно композицию, используя в качестве источника творчества скифо-сибирский звериный стиль. Разработать эскизы вариантов использования этой композиции для декорирования предметов быта (одежды, аксессуаров, мебели и т. п.)

3. Подготовить реферат (презентацию) на тему «Изобразительные символы и символика орнаментальных композиций в традиционных культурах народов Сибири».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.37.128 (0.011 с.)