Тема 3. Традиции угорских народов Сибири. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Традиции угорских народов Сибири.



К древнейшим этапам художественной культуры восходит орна­ментальное искусство угорских народов Сибири - хантов и манси. Орнамент на изделиях из меха, дерева и особенно бересты обнаруживает генетическое сходство с орнаментальным искусством культур Западной Сибири андроновского периода эпохи бронзы. Это сходство проявляется не только на уровне мотивов, таких как меандр (мотив крайне редкий в искусстве Сибири XIX в, парные развилки, "волна", Г-образные мотивы, но и в системе орнаментальной ком­позиции, построенной по принципу бордюра (рис. 6).

 

    Рис. 6. Сосуд. Керамика. Верхнее Приобье. Ирменская культура, период поздней бронзы.

 

И хотя андроновская орнаментика известна в настоящее время только в керамике и бронзе, материалах, не используемых хантами и манси в ХIХ в., характерная для нее система организации и членения объема предме­та ярусами, выделение центральной части предмета более насыщен­ным орнаментальным мотивом, четкая графичность узора, активная работа в орнаменте фона безошибочно указывают на этнокультурную преемственность между населением Сибири эпохи бронзы и угорски­ми народами XIX в., на древние истоки традиции в их декоративно-прикладном искусстве.

Эпоха бронзы, первого металла, освоенного человеком, является важнейшим этапом в истории искусства Сибири, в истории станов­ления многих его традиций. Новый материал и новая технология не­обычайно расширили диапазон творческой деятельности человека, активизировали ее, дали как бы новый толчок в ее развитии. Мощ­ный всплеск происходит в орнаментальном искусстве Западной Си­бири, хорошо известном по многочисленным памятникам Зауралья, Тоболо-Ишимья и Верхнего Приобья. Главным в развитии орнамен­тики эпохи бронзы является четкое внутреннее структурирование ор­намента, формулирование упорядоченной системы орнаментальных мотивов, разработка разнообразных принципов композиции и рисун­ка орнаментальных узоров. Немаловажную роль в этом, видимо, иг­рала металлургическая традиция, требующая в силу сложности своей технологии четкой логики организации орнаментального пространст­ва. Эта общая тенденция в развитии орнаментики эпохи бронзы, про­должающаяся и в период раннего железа, закладывает основы новой орнаментальной культуры Сибири, которая явилась базой для даль­нейшего формирования декоративно-прикладного искусства многих народов сибирского региона.

 

Рис. 7. Жертвенные покрывала. Манси. XIX в.

 

К этой орнаментальной культуре вос­ходит народное искусство XIX в. селькупов, ненцев, энцев, однако наиболее значительную роль она сыграла в развитии декоративно-­прикладного искусства хантов и манси. Особенно сильно генетичес­кая преемственность в орнаментике проявляется в таких видах искус­ства XIX в., как меховая мозаика, мозаика из сукна, а также в из­делиях из 'дерева и бересты, т. е. в традиционных для данного ре­гиона (за исключением сукна) материалах (рис. 7, 8). Основной чертой орна­мента здесь является предельная насыщенность узора, напряженность ритма, бесконечная вариантность орнаментальных мотивов, создающих удивительное богатство декоративно-прикладного искусства угорских народов (рис. 9).

 

 

Рис. 8. Изображения птиц. Ханты. XIX в.

 

Одной из самых ярких особенностей традиционного искусства ха­нтов и манси является широкое распространение таких видов, как вышивка по крапивному полотну, вязание из шерсти и би­серное плетение, абсолютно не свойственные в целом народному ис­кусству Сибири. Как орнаментика, так и техника этих видов искус­ства раскрывают иную, более позднюю, собственно угорскую тради­цию в культуре этих народов, отражающую широкие культурногене­тические связи угров Сибири с финнами, тюрками и славянами Вос­точной Европы. Эта традиция во многом определяет общий колорит и пластический характер художественной культуры сибирских yrpов, наполняя ее сочными яркими тонами, абсолютно не свойственными северным культурам, обогащая ее разнообразием материалов и тех­ник. Этот удивительный сплав из двух необычайно разных художественных традиций и лег в основу формирования национальных особенностей народного искусства хантов и манси XIX в.

Рис. 9. Орнаментальные мотивы (деревья и птицы). Ханты. XIX в.

 

С эпохой бронзы связано и рождение такого вида декоративно· прикладного искусства, как художественный металл, получившего в XIX в. широкое распространение в большинстве культур Сибири. При этом в XIX в. под влиянием русской культуры, имеющей развитую ме­таллургию и обеспечивающей народы Сибири металлом и многими орудиями труда, местное металлургическое производство начинает приходить в упадок: практически исчезает добыча сырья, резко сокра­щается изготовление орудий труда, прекращается производство ору­жия. Единственной областью, где сохраняется металлургическая тра­диция, остается декоративно-прикладное искусство. Основанное на рукотворном труде, оно всегда является убежищем для традиционных технологий, наиболее подверженных разрушению в процессе поступательного движения технологического прогресса.

Естественным образом традиция эпохи бронзы сохраняется в тех­нике и технологии обработки металлов. Во многих культурах Сибири XIX в. еще бытовало литье в каменные формы (изложницы). Хотя этот древнейший способ изготовления бронзовых изделий не занимал в технологической традиции XIX в. ведущего положения, он все же использовался селькупами, эвенками, хантами, манси, якутами. К древней технологии относится также литье в глиияные изложницы по костяной или деревянной модели, широко распространенное у на­родов Амура, и литье в корьевые формы, практиковавшееся хантами и манси. Отражается она и в литье в земляные формы по деревянной модели, используемом якутами и бурятами, алтайцами и тувинцами.

 

Рис. 10. Усть-ишимская культура. Зоо- и антропоморфные изображения, украшения, серьги, браслеты, шумящие подвески. Бронза. X – XI вв.

Рис. 11. Детали одежды и украшения с памятников кинтусовского типа. Бронза. X – XI вв

Непосредственно с технологической традицией связано сохране­ние в костюме многих народов Сибири древнейших форм металличе­ского декора (рис. 10 - 12). Так, в украшениях и одежде использовались металлические пластины сложных форм, образованных на основе уд­воения или многократного повторения простейших геометрических форм: круга, квадрата, треугольника. В культурах Южной Сибири этот древнейший орнаментальный комплекс дополняется новым мотивом - спиралью, который необычайно обогащает пластическую структуру орнамента, вносит особое напряжение в его ритмический строй, что и определяет основной характер декоративно-прикладного искусства этого региона.

 

 

Рис. 12. Угорский костюм. Металлические детали и украшения, вышивка.

 

Традиция эпохи бронзы была столь мощной, что оказала сущест­венное влияние на весь дальнейший путь развития художественного металла, тем самым заложив основы формирования этнической спе­цифики этого вида декоративно-прикладного искусства в культуре многих народов Сибири. Так, на примере художественного металла отчетливо видно, что преемственность традиций - сложный и многогранный процесс, развивающийся по многим линиям и каналам межпоколенной связи.

Рис. 13. Традиционное искусство, как источник творчества дизайнеров.

 

Устойчивость художественной традиции во времени, составляющая основу в развитии народного искусства, определяется сосуществованием двух взаимодействующих процессов: сохранением и развитием уже выработанных форм и постоянным впитыванием в се­бя инноваций, рожденных главным образом в результате взаимовлия­ния разных культур. При этом новые сюжеты, введенные в местную орнаментальную традицию, подчинялись законам ее композиционно-образного строя, ее стилистике, трансформируя свое пластическое со­держание. В этом сложном взаимодействии различных традиций и рождался национальный характер традиционного искусства каждого народа региона. Художественный опыт, постепенно накапливаемый из поколения в поколение, включает в себя мировоззренческий, эстетический и технологический аспекты, каждый из которых, несмотря на их глубокое взаимодействие, обладает своей собственной линией преемственности. Имен­но эта множественность передачи художественной традиции и обес­печивает ее устойчивость во времени.

Литература для самоподготовки по теме 3:

1. Горбунков А.Л. Искусство народов Обского Севера / Народное декоративное искусство РСФСР. М., 1957.

2. Хайруллина Н. Г. Обские угры (социологические исследования материальной и духовной культуры): монография - Тюмень: ТюмГНГУ, 2003.

3. Харамзин Т. Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров - М.: Изд-во ИКАР, 2002.

4. Сибирское дефиле. Традиционная одежда русского населения Обь-Иртышья (середина XIX-начало XX веков) из фондов Государственного музея Природы и человека / сост. Т. С. Ильина. - Екатеринбург: Баско, 2007.

5. Татары: научное издание / отв. ред. Р. К. Уразманова, С. В. Чешко. - М.: Наука, 2001.

6. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. - М., 2000.

Вопросы для самоконтроля по теме 3:

1. Какое место занимает процесс творчества в традиционной культуре народов Севера?

2. Какова роль орнамента в традиционной культуре народов Севера?

3. Какие элементы орнамента выражают этническую специфику культуры?

4. Дайте характеристику технологической традиции угорских народов.

5. Дайте характеристику художественно-образной традиции угорских народов.

6. Каковы особенности процесса взаимовлияния художественных традиций

различных этнокультур? Приведите примеры.

 

Практические задания по теме 3:

1. Выполнить в цвете графические копии мужского и женского традиционного костюма угров Сибири. Копии сопроводить поясняющей информацией (название этноса, назначение одежды, материал, способ изготовления, способ декорирования, символический смысл основных орнаментальных мотивов).

2. Подготовить реферат (презентацию) на тему «Традиционное жилище народов Сибири как воплощение технологической, художественной и духовной традиции».

3. Разработать эскиз плаката на тему «Человек – частица природы», используя в качестве источника творчества орнаментальные традиции народов Сибири».

4. Форма отчета по выполнению СРС:

 

1. Опрос по изученному материалу.

2. Участие в семинаре: презентация одной из подготовленных тем.

3. Оформление и сдача портфолио: рефераты, графические копии, собранный иллюстративный материал, творческие работы.

 

Содержание.

Введение  
1. ДПИ и национальная специфика культуры  
1.1. ДПИ и традиционные технологии  
1.2. Чувство ритма  
1.3. ДПИ и особенности этнической истории Литература для самоподготовки по теме 1 Вопросы для самоконтроля по теме 1 Практические задания по теме 1  
2. Традиции древнейших культур региона  
2.1. Палеолитическая традиция  
2.2. Неолитическая традиция  
2.3. Традиция древних кочевников  
Литература для самоподготовки по теме 2 Вопросы для самоконтроля по теме 2 Практические задания по теме 2 3. Традиции угорских народов Сибири  
Литература для самоподготовки по теме 3 Вопросы для самоконтроля по теме 3 Практические задания по теме 3 4. Форма отчета по выполнению СРС  
   
   

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.159 (0.018 с.)