Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Традиции угорских народов Сибири. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
К древнейшим этапам художественной культуры восходит орнаментальное искусство угорских народов Сибири - хантов и манси. Орнамент на изделиях из меха, дерева и особенно бересты обнаруживает генетическое сходство с орнаментальным искусством культур Западной Сибири андроновского периода эпохи бронзы. Это сходство проявляется не только на уровне мотивов, таких как меандр (мотив крайне редкий в искусстве Сибири XIX в, парные развилки, "волна", Г-образные мотивы, но и в системе орнаментальной композиции, построенной по принципу бордюра (рис. 6).
И хотя андроновская орнаментика известна в настоящее время только в керамике и бронзе, материалах, не используемых хантами и манси в ХIХ в., характерная для нее система организации и членения объема предмета ярусами, выделение центральной части предмета более насыщенным орнаментальным мотивом, четкая графичность узора, активная работа в орнаменте фона безошибочно указывают на этнокультурную преемственность между населением Сибири эпохи бронзы и угорскими народами XIX в., на древние истоки традиции в их декоративно-прикладном искусстве. Эпоха бронзы, первого металла, освоенного человеком, является важнейшим этапом в истории искусства Сибири, в истории становления многих его традиций. Новый материал и новая технология необычайно расширили диапазон творческой деятельности человека, активизировали ее, дали как бы новый толчок в ее развитии. Мощный всплеск происходит в орнаментальном искусстве Западной Сибири, хорошо известном по многочисленным памятникам Зауралья, Тоболо-Ишимья и Верхнего Приобья. Главным в развитии орнаментики эпохи бронзы является четкое внутреннее структурирование орнамента, формулирование упорядоченной системы орнаментальных мотивов, разработка разнообразных принципов композиции и рисунка орнаментальных узоров. Немаловажную роль в этом, видимо, играла металлургическая традиция, требующая в силу сложности своей технологии четкой логики организации орнаментального пространства. Эта общая тенденция в развитии орнаментики эпохи бронзы, продолжающаяся и в период раннего железа, закладывает основы новой орнаментальной культуры Сибири, которая явилась базой для дальнейшего формирования декоративно-прикладного искусства многих народов сибирского региона.
Рис. 7. Жертвенные покрывала. Манси. XIX в.
К этой орнаментальной культуре восходит народное искусство XIX в. селькупов, ненцев, энцев, однако наиболее значительную роль она сыграла в развитии декоративно-прикладного искусства хантов и манси. Особенно сильно генетическая преемственность в орнаментике проявляется в таких видах искусства XIX в., как меховая мозаика, мозаика из сукна, а также в изделиях из 'дерева и бересты, т. е. в традиционных для данного региона (за исключением сукна) материалах (рис. 7, 8). Основной чертой орнамента здесь является предельная насыщенность узора, напряженность ритма, бесконечная вариантность орнаментальных мотивов, создающих удивительное богатство декоративно-прикладного искусства угорских народов (рис. 9).
Рис. 8. Изображения птиц. Ханты. XIX в.
Одной из самых ярких особенностей традиционного искусства хантов и манси является широкое распространение таких видов, как вышивка по крапивному полотну, вязание из шерсти и бисерное плетение, абсолютно не свойственные в целом народному искусству Сибири. Как орнаментика, так и техника этих видов искусства раскрывают иную, более позднюю, собственно угорскую традицию в культуре этих народов, отражающую широкие культурногенетические связи угров Сибири с финнами, тюрками и славянами Восточной Европы. Эта традиция во многом определяет общий колорит и пластический характер художественной культуры сибирских yrpов, наполняя ее сочными яркими тонами, абсолютно не свойственными северным культурам, обогащая ее разнообразием материалов и техник. Этот удивительный сплав из двух необычайно разных художественных традиций и лег в основу формирования национальных особенностей народного искусства хантов и манси XIX в. Рис. 9. Орнаментальные мотивы (деревья и птицы). Ханты. XIX в.
С эпохой бронзы связано и рождение такого вида декоративно· прикладного искусства, как художественный металл, получившего в XIX в. широкое распространение в большинстве культур Сибири. При этом в XIX в. под влиянием русской культуры, имеющей развитую металлургию и обеспечивающей народы Сибири металлом и многими орудиями труда, местное металлургическое производство начинает приходить в упадок: практически исчезает добыча сырья, резко сокращается изготовление орудий труда, прекращается производство оружия. Единственной областью, где сохраняется металлургическая традиция, остается декоративно-прикладное искусство. Основанное на рукотворном труде, оно всегда является убежищем для традиционных технологий, наиболее подверженных разрушению в процессе поступательного движения технологического прогресса.
Естественным образом традиция эпохи бронзы сохраняется в технике и технологии обработки металлов. Во многих культурах Сибири XIX в. еще бытовало литье в каменные формы (изложницы). Хотя этот древнейший способ изготовления бронзовых изделий не занимал в технологической традиции XIX в. ведущего положения, он все же использовался селькупами, эвенками, хантами, манси, якутами. К древней технологии относится также литье в глиияные изложницы по костяной или деревянной модели, широко распространенное у народов Амура, и литье в корьевые формы, практиковавшееся хантами и манси. Отражается она и в литье в земляные формы по деревянной модели, используемом якутами и бурятами, алтайцами и тувинцами.
Рис. 10. Усть-ишимская культура. Зоо- и антропоморфные изображения, украшения, серьги, браслеты, шумящие подвески. Бронза. X – XI вв. Рис. 11. Детали одежды и украшения с памятников кинтусовского типа. Бронза. X – XI вв Непосредственно с технологической традицией связано сохранение в костюме многих народов Сибири древнейших форм металлического декора (рис. 10 - 12). Так, в украшениях и одежде использовались металлические пластины сложных форм, образованных на основе удвоения или многократного повторения простейших геометрических форм: круга, квадрата, треугольника. В культурах Южной Сибири этот древнейший орнаментальный комплекс дополняется новым мотивом - спиралью, который необычайно обогащает пластическую структуру орнамента, вносит особое напряжение в его ритмический строй, что и определяет основной характер декоративно-прикладного искусства этого региона.
Рис. 12. Угорский костюм. Металлические детали и украшения, вышивка.
Традиция эпохи бронзы была столь мощной, что оказала существенное влияние на весь дальнейший путь развития художественного металла, тем самым заложив основы формирования этнической специфики этого вида декоративно-прикладного искусства в культуре многих народов Сибири. Так, на примере художественного металла отчетливо видно, что преемственность традиций - сложный и многогранный процесс, развивающийся по многим линиям и каналам межпоколенной связи. Рис. 13. Традиционное искусство, как источник творчества дизайнеров.
Устойчивость художественной традиции во времени, составляющая основу в развитии народного искусства, определяется сосуществованием двух взаимодействующих процессов: сохранением и развитием уже выработанных форм и постоянным впитыванием в себя инноваций, рожденных главным образом в результате взаимовлияния разных культур. При этом новые сюжеты, введенные в местную орнаментальную традицию, подчинялись законам ее композиционно-образного строя, ее стилистике, трансформируя свое пластическое содержание. В этом сложном взаимодействии различных традиций и рождался национальный характер традиционного искусства каждого народа региона. Художественный опыт, постепенно накапливаемый из поколения в поколение, включает в себя мировоззренческий, эстетический и технологический аспекты, каждый из которых, несмотря на их глубокое взаимодействие, обладает своей собственной линией преемственности. Именно эта множественность передачи художественной традиции и обеспечивает ее устойчивость во времени.
Литература для самоподготовки по теме 3: 1. Горбунков А.Л. Искусство народов Обского Севера / Народное декоративное искусство РСФСР. М., 1957. 2. Хайруллина Н. Г. Обские угры (социологические исследования материальной и духовной культуры): монография - Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. 3. Харамзин Т. Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров - М.: Изд-во ИКАР, 2002. 4. Сибирское дефиле. Традиционная одежда русского населения Обь-Иртышья (середина XIX-начало XX веков) из фондов Государственного музея Природы и человека / сост. Т. С. Ильина. - Екатеринбург: Баско, 2007. 5. Татары: научное издание / отв. ред. Р. К. Уразманова, С. В. Чешко. - М.: Наука, 2001. 6. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. - М., 2000. Вопросы для самоконтроля по теме 3: 1. Какое место занимает процесс творчества в традиционной культуре народов Севера? 2. Какова роль орнамента в традиционной культуре народов Севера? 3. Какие элементы орнамента выражают этническую специфику культуры? 4. Дайте характеристику технологической традиции угорских народов. 5. Дайте характеристику художественно-образной традиции угорских народов. 6. Каковы особенности процесса взаимовлияния художественных традиций различных этнокультур? Приведите примеры.
Практические задания по теме 3: 1. Выполнить в цвете графические копии мужского и женского традиционного костюма угров Сибири. Копии сопроводить поясняющей информацией (название этноса, назначение одежды, материал, способ изготовления, способ декорирования, символический смысл основных орнаментальных мотивов). 2. Подготовить реферат (презентацию) на тему «Традиционное жилище народов Сибири как воплощение технологической, художественной и духовной традиции».
3. Разработать эскиз плаката на тему «Человек – частица природы», используя в качестве источника творчества орнаментальные традиции народов Сибири». 4. Форма отчета по выполнению СРС:
1. Опрос по изученному материалу. 2. Участие в семинаре: презентация одной из подготовленных тем. 3. Оформление и сдача портфолио: рефераты, графические копии, собранный иллюстративный материал, творческие работы.
Содержание.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.159 (0.018 с.) |