Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма и радиолокационная незаметность

Поиск

Для нападения на объекты с сильной системой противовоздушной обороны (ПВО) начали применять тактику ночных налетов.

 

 

С появлением радиолокационных станций (РЛС) сначала в наземных системах ПВО, а впоследствии и на самолётах (бортовых РЛС-БРЛС) встала задача уменьшить возможность обнаружения самолета с помощью РЛС.

 

 

Самолет 2, летящий на большой высоте по траектории 3 к цели 8, будет обнаружен в точке 4 лучом 5 антенны РЛС 9 системы ПВО на достаточно большом удалении от объекта 8. Более раннему обнаружению самолета препятствуют неровности рельефа местности (возвышенности, горы) 10, которые луч РЛС не может обогнуть. Мощность (дальность) РЛС самолета 2 не позволяет ему в точке 4 обнаружить цель 8, однако бортовые системы самолета, зафиксировав его облучение РЛС системы ПВО, могут расчетными методами обнаружить положение РЛС системы ПВО.

Для нападения на объекты с сильной ПВО начали применять тактику уничтожения РЛС системы ПВО специальными ракетами, запуск которых с борта самолета 2 возможен в точке траектории 4, если достаточна дальность действия ракеты. Начали применять тактику полета самолета 14 к цели на малой высоте по траектории 12 с огибанием рельефа местности. В этом случае самолет 14 будет обнаружен в точке 11 траектории, т.е. на значительно меньшем удалении от цели, что резко повышает вероятность ее поражения.

 

 

Стремление обнаружить самолет противника на большом удалении от цели привело к созданию специальных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).

 

 

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения 7, патрулирующий на большой высоте в зоне охраняемого объекта, лучом 6 мощной бортовой РЛС может обнаружить самолет противника 2 в точке 1, а низколетящий самолет 14 – в точке 13, что резко повышает вероятность поражения самолета.

 

 

Самолет ДРЛО обеспечивает получение, обработку и передачу информации о воздушной обстановке на наземные, корабельные, самолетные командные пункты; обнаружение наземных (надводных) целей, наведение на них ударных самолетов (кораблей); наведение истребителей-перехватчиков на воздушные цели.

 

 

Самолет ДРЛО может использоваться и в сугубо мирных целях: экстренное восстановление связи в районах природных или техногенных катастроф, сбор и обработка информации для экологического мониторинга (от лат. monitor – напоминающий, надзирающий) и т.п.

 

Самолеты ДРЛО создаются чаще всего на базе серийных пассажирских или транспортных самолетов. Основные особенности аэродинамической компоновки таких самолетов связаны с необходимостью размещения крупногабаритных радиолокационных антенн кругового обзора и обеспечения большой продолжительности полета (до 24 часов).

 

 

Одна из возможных схем самолета ДРЛО представлена на рисунке. Внутри установленого на пилонах 1 радиопрозрачного обтекателя 2 размещены антены 3 РЛС и систем опознования и связи.

 

 

Вместительный фюзеляж пассажирского или транспортного самолета-прототипа позволяет разместить в нем сложное, тяжелое и габаритное специальное радиоэлектронное оборудование, оборудование обработки (ЭВМ) и передачи информации, дополнительные топливные баки, рабочие места и места отдыха летного экипажа и операторов систем специального оборудования.

 

 

По сравнению с наземными (корабельными) РЛС самолет ДРЛО в боевой обстановке обладает следующими преимуществами: практическим отсутствием ограничений дальности обнаружения воздушных целей по высоте полета, высокой мобильностью и, как следствие, меньшей уязвимостью для различных средств поражения.

 

Самолет F-117A

 

В июне 1981 года совершил первый полет F-117А (последний поступил на вооружение в 1990 году) – одноместный дозвуковой тактический (ударный) истребитель американской фирмы Локхид (Lockheed), предназначенный для скрытного проникновения на малых высотах через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры (ракетные базы, аэродромы, центры управления и связи и т.п.), для поиска и уничтожения несущих боевое дежурство в воздухе самолетов ДРЛО.

 

Самолет построен по схеме "бесхвостка" с V-образным вертикальным оперением. Совершенно не характерные для дозвуковых самолетов крыло большой стреловидности (67,5) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, граненый фюзеляж, образованный плоскими панелями, расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Такая форма самолета, построенного по концепции "плоскостей-отражателей", получила название "фасеточной" (от франц. facette – грань).

 

 

Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что снижает ИК-заметность самолета.

 

 

Самолет не имеет внешних подвесок, все вооружение размещено внутри фюзеляжа.

 

 

Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеяние электромагнитной энергии и предотвращает ее прямое отражение в направлении приемопередающей антенны РЛС противника.

 

 

В конструкции самолета широко применены радиопоглощающие и радиоотражающие материалы. В результате этих мер ЭПР самолета при облучении его локатором спереди и сзади составляет около 0,01, а при облучении с других ракурсов – до 0,025, что на несколько порядков меньше, чем ЭПР обычных самолетов.

 

 

Граненая форма фюзеляжа и необычный профиль крыла резко ухудшают аэродинамические характеристики самолета.

 

 

В процессе проектирования был достигнут компромисс, при котором требования малой радиолокационной заметности возобладали над требованиями аэродинамики – аэродинамическое качество самолета примерно вдвое меньше, чем у обычных самолетов–бесхвосток, что ограничивает радиус действия самолета и уменьшает боевую нагрузку.

 

 

В июле 1989 года совершил первый полет B-2, самый дорогой самолет в истории авиации - цена одного экземпляра превышает 2 млрд. долларов. Дозвуковой стратегический бомбардировщик США создавался фирмой Нортроп (Northrop) с применением новейших разработок в области вычислительной техники, что позволило найти оптимальный компромисс между требованиями аэродинамики и малой радиолокационной заметности.

 

 

Самолет В-2 построен по схеме "летающее крыло" без вертикальных поверхностей управления, что изначально уменьшает ЭПР. Традиционные для дозвуковых скоростей полета поверхности крыла были рассчитаны так, чтобы выбрать двойную кривизну обшивки, обеспечивающую не только потребные с точки зрения малой радиолокационной заметности углы отражения сигнала РЛС, но и высокие аэродинамические характеристики.

 

 

 

Закрылки и элероны

2 щел закр

 

влиян Стрелов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

серворуль

 

триммер

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.235 (0.011 с.)