На какие деформации работают стыковые болты лонжеронов при передаче изгибающего момента, перерезывающей силы, крутящего момента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На какие деформации работают стыковые болты лонжеронов при передаче изгибающего момента, перерезывающей силы, крутящего момента.



При передаче всех силовых факторов в разъеме стыковые болты работают на срез.

 

8. Вспомните конструкцию элерона. Какой тип обшивки используется на элероне? Способ крепления обшивки к каркасу.

Элерон имеет жесткий металлический носок и полотняную обшивку. Обшивка крепится к каркасу проволочным швом.

 

9. Укажите тип механизации крыла «Супер Аэро»?

На крыле «Супер Аэро» установлен взлетно-посадочный щиток на шомпольной подвеске.

 

10. Какой тип аэродинамической компенсации использован на элероне?

На элероне используется осевая компенсация.

 

11. Каким способом устраняется изгибно-элеронный флаттер крыла?

Изгибно-элеронный флаттер крыла устраняется установкой противофлаттерных грузов в носке элерона.

 

КРЫЛО САМОЛЕТА МИГ-15

Самолет МИГ - 15 -один из самых известных самолетов мира, долгое время состоявший на вооружении как в нашей стране, так и во многих других странах мира.
Назначение самолета - одноместный фронтовой многоцелевой истребитель. Схема самолета - среднеплан со стреловидными крылом и хвостовым оперением, с одним ТРД тягой 22700 Н, расположенным в хвостовой части фюзеляжа (Рис. 3.72 – Рис. 3.75.).

Рис. 3.72. Проекции самолёта МИГ-15 Рис. 3.73. Разновидности МИГ-15

А) Б)

В) Г)

 

Рис. 3.74. МИГ-15 с подвесными баками: А. Б, В. Г.

 

Взлетная масса 4820 кг
Максимальная скорость 1050 км/ч
Потолок 16000 м
Дальность полета 1420 км
Год выпуска 1947 г.
Рис. 3.75. Компоновка и данные самолёта МИГ-15

3.12.4.1. Внешние формы крыла

Крыло трапециевидной формы в плане с углом стреловидности 350 по линии одной четвертой хорд. На верхней поверхности крыла параллельно плоскости симметрии самолета установлены два аэродинамических гребня, предотвращающих перетекание пограничного слоя вдоль размаха крыла, что предотвращает срыв потока на концевых частях крыла и повышает эффективность элеронов (Рис. 3.76.). На конце крыла, в хвостовой его части, размещены элероны. Между элеронами и фюзеляжем вся хвостовая часть крыла занята выдвижным щитком.

Удлинение крыла 4,85
Сужение крыла 1,61
Относительная толщина профиля в корневом сечении c 11% (0,11)
Рис. 3.76. Конструкция и геометрические данные крыла МИГ-15

В корневой части крыла размещена ниша для уборки основной опоры шасси.

3.12.4.2. Силовая схема крыла МИГ-15

Крыло цельнометаллическое двухлонжеронной схемы с внутренним подкосом. передний лонжерон расположен по линии 25% хорд крыла - примерно в месте наибольшей строительной высоты профиля (Рис. 3.77.). В силовую схему крыла включена подкосная балка, ось которой перпендикулярна плоскости симметрии самолета. Эта балка создает дополнительную опору для переднего лонжерона, что существенно уменьшает его расчетные нагрузки и массу конструкции.


 

Рис. 3.77. Силовой каркас крыла самолета МИГ -15:
1 - нервюра, 2 - подкосная балка, 3 - лонжерон, 4 - рельсы щитка, 5 - узел крепления основной стойки шасси, 6 - задняя продольная стенка, 7 - узлы подвески элерона, 8 - противофлаттерный груз, 9 - концевой обтекатель крыла самолета, 10 - передний узел крепления крыла к фюзеляжу, 11 - средний узел крепления крыла к фюзеляжу, 12 - узлы крепления подкосной балки.

В хвостовой части крыла расположена продольная стенка, ограничивающая вырезы под элерон и щиток, узлы подвески которых опираются на эту стенку.
Между лонжероном и подкосной балкой образована ниша для уборки основной опоры шасси. Снизу эта ниша закрывается створками (Рис. 3.78.)

А) Б)

Рис. 3.78. Ниша шасси, А) и стойка шасси в убранном положении Б).

Для подкрепления обшивки параллельно задней стенке установлено 19 стрингеров. Между лонжероном и задней стенкой верхняя панель обшивки подкрепляется семью стрингерами, а нижняя панель - девятью. В поперечном направлении установлено 20 нервюр, оси которых перпендикулярны оси задней стенки.

3.12.4.3. Конструкция элементов крыла

Обшивка. Обшивка консолей цельнометаллическая, состоит из дюралюминиевых листов толщиной 0,6 мм. Клепка обшивки к каркасу потайная.

Лонжерон. Лонжероны состоят из двух поясов, связанных между собой стенкой из листа Д16 толщиной 1 мм (Рис. 3.79.). Для крепления обшивки стенка имеет отбортовки. К стенке сверху и снизу приклепаны прессованные дюралевые уголки, выполняющие роль поясов лонжерона. В корневой части лонжеронов к поясам болтами крепятся стыковые фитинги с вильчатыми проушинами. Оси стыковых болтов горизонтальны и перпендикулярны осям поясов лонжеронов.

 

Рис. 3.79. Конструкция лонжерона крыла

Нервюры. Нервюры ферменного типа (Рис. 3.80.). Стержни фермы представляют собой гнутые из листа профили, которые соединены между собой в узлах фермы заклепками. Верхний и нижний пояса фермы присоединяются к обшивке крыла. В зоне ниши топливного бака установлены поясные нервюры (Рис. 3.81.), состоящие только из верхнего пояса, опирающегося на лонжероны.

 

Рис. 3.80. Нервюра ферменного типа Рис.3.81. Поясная нервюра

Отсеки топливных баков закрываются съемными панелями в виде обшивки с местным подкреплением, которые крепятся винтами к анкерным гайкам на нервюрах и поясах лонжеронов.

 

3.12.4.5. Технологические особенности крыла

Большая скорость полета самолета потребовала высокой точности изготовления наружных обводов крыла. Выполнение этого требования достигнуто за счет использования нервюр, разрезанных в плоскости хорд (Рис. 3.82.) на верхнюю и нижнюю половины. Эти половинки соединяются между собой заклепками «внахлест» в стапеле окончательной сборки крыла.


 

Рис. 3.82. Разъём в плоскости хорд по нервюрам

При склепывании каждая часть нервюры плотно прижимается через накладки, имитирующие обшивку, к рубильникам, контур которых снят с плаза и очень точно копирует наружные обводы крыла. Такой метод сборки «от обшивки» обеспечивает достаточно высокую точность изготовления крыла.
На окончательную сборку панели обшивки подаются с заранее приклепанными к ним стрингерами, которые при сборке с нервюрами не соединяются, а связаны с ними только через обшивку. Некоторые затруднения вызывает приклепывание последней панели, когда доступ изнутри к заклепкам закрыт. Для просовывания поддержек к заклепочным швам вовнутрь в процессе клепки использовались эксплуатационные и технологические лючки в панелях обшивки.

3.12.4.6. Элерон

Элерон цельнометаллический с внутренней аэродинамической компенсацией (Рис. 2.67.) подвешен на двух шарнирных опорах. В носке элерона крепятся дюралевые пластины, которые гибкой мембраной связанны с неподвижными элементами крыла.


 

Рис. 3.83. Внутренняя аэродинамическая компенсация элерона

Разность давлений на пластинах, возникающая при отклонении элерона, уменьшает шарнирный момент и потребные для отклонения элерона усилия. В хвостовой части элерона шарнирно подвешен триммер, электромеханизм управления которым закреплен в носке элерона (Рис. 3.84.).


Рис.3.84. Навеска триммера и управление элероном

В корневой части элерона расположен узел управления (Рис. 3.83.). Он состоит из кронштейна, шарнирно связанного с лонжероном элерона, а на конце кронштейна закреплен цилиндрический штифт. Этот штифт входит в шариковый подшипник рычага, закрепленного на валу, который шарнирно установлен на усиленной нервюре крыла. На другом конце вала крепится второй рычаг, к которому подходит тяга управления, связанная с ручкой управления в кабине летчика. Перемещение тяги вращает вал и с помощью кронштейна отклоняет элерон.
В сечении крыла, совпадающем с корневым сечением элерона, на верхней обшивке по потоку закреплен аэродинамический гребень, который предотвращает срыв потока на концевой части крыла, что повышает эффективность работы элерона.

3.12.4.7. Механизация крыла МИГ-15

Между элероном и фюзеляжем в хвостовой части крыла установлен выдвижной щиток (Рис. 3.85.).


 

Рис. 3.85. Выдвижной щиток на крыле

При взлете щиток выдвигается и отклоняется на 200, а при посадке - на 550.
Привод щитка - гидравлический. Выдвижение щитка происходит по трем направляющим рельсам, закрепленным на задней стенке крыла. По этим рельсам движутся роликовые каретки, связанные с лонжероном щитка.

В убранном положении щиток запирается замками. Для уменьшения усилий на замки в полете на малых углах атаки крыла в обшивке корневой части щитка имеется два ряда сквозных отверстий, уменьшающих отсасывающую силу на щитке.

3.12.4.8. Вопросы для самоконтроля и тренинга

1. Каково назначение самолета МИГ - 15, его примерная взлетная масса и максимальная скорость?

Самолет МИГ-15 - одноместный фронтовой истребитель.
Взлетная масса - 4820 кг, максимальная скорость - 1050 км/ч.

 

2. Вспомните тип силовой схемы крыла, основные конструкционные материалы.

Силовая схема крыла – двухлонжеронная. с внутренним подкосом. Основные конструкционные материалы - дюралюминиевые сплавы Д16, В95, сталь 30ХГСА.

 

3. Роль подкосной балки в силовой работе крыла. Опишите стык подкосной балки с лонжероном.

Подкосная балка создает дополнительную опору для переднего лонжерона, что уменьшает его массу. Стык подкосной балки с лонжероном выполнен болтами через накладку, соединяющую их стенки. Пояса балки и лонжерона между собой не соединяются.

 

4. Каково местное подкрепление обшивки? Стрингерный набор, стык стрингеров с нервюрами.

Местное подкрепление обшивки обеспечено продольным набором стрингеров и поперечным набором нервюр. Стрингеры с нервюрами не соединяются, их силовая взаимосвязь обеспечена через обшивку.

 

5. Каково сечение подкосной балки, лонжерона, задней стенки.

Подкосная балка имеет двутавровое сечение и состоит из стальных поясов, связанных двойной стенкой из алюминиевых сплавов. Обшивка связана с поясами через дюралевую накладку. Сечение лонжерона - двутавр. Пояса из прессованных дюралевых уголков с фрезерованной накладкой из того же материала. Стенка - лист из Д16. Задняя стенка - из листа с отбортовками для приклепывания обшивки. Одна из отбортовок в виде гнутого уголка клепается к стенке по размаху, выполняя роль технологического компенсатора.

 

6. Опишите стык подкосной балки с фюзеляжем и тип узла.

Подкосная балка стыкуется двумя узлами «ухо-вилка», которые штампуются за одно целое с поясами балки. Тип стыка - моментный узел. Стыковые болты при передаче нагрузок с крыла на фюзеляж работают на срез.

 

7. Опишите стык лонжерона с фюзеляжем и тип узла.

Лонжерон с фюзеляжем стыкуется одним узлом «ухо-вилка», закрепленным на стенке лонжерона. Тип стыка - шарнирный узел. При передаче нагрузок с крыла на фюзеляж стыковой болт работает на срез.

 

8. Назовите принцип обеспечения высокой точности наружных обводов крыла (принцип сборки крыла).

Высокая точность наружных обводов крыла обеспечена сборкой крыла «от обшивки». С этой целью нервюры разрезаны в плоскости хорд на две части, соединение которых производится в стапеле окончательной сборки крыла, когда нервюры опираются на фиксаторы наружного контура - рубильники стапеля.

 

9. Каково назначение элерона? Размещение его на крыле? Тип аэродинамической компенсации?

Элерон - орган поперечной управляемости самолета. Размещен на конце крыла и шарнирно подвешен на двух опорах. Уменьшение шарнирного момента и усилий управления обеспечено использованием внутренней аэродинамической компенсации.

 

10. Назовите способ устранения изгибно-элеронного флаттера крыла.

Изгибно-элеронный флаттер устраняется путем установки балансировочных грузов в носках элеронов на пластинах внутренней аэродинамической компенсации.

 

11. Назовите способ устранения изгибно-крутильного флаттера крыла.

Изгибно-крутильный флаттер крыла устраняется установкой груза массой 26 кг в носке крыла между 19 и 20 нервюрами.

 

11. Взлетно-посадочная механизация крыла. Размещение, схема и углы отклонения.

В хвостовой части крыла между элероном и фюзеляжем расположены взлетно-посадочные щитки, которые выкатываются по направляющим рельсам и отклоняются при взлете на 200, а при посадке на 550. Отклонение щитков увеличивает несущую способность крыла и снижает скорости взлета и посадки.

 

КРЫЛО САМОЛЕТА ЯК-25

Назначение самолета - всепогодный ночной истребитель-перехватчик со стреловидным крылом и двумя ТРД с взлетной тягой по 26000Н. Схема самолета - среднеплан, шасси велосипедного типа с дополнительными подкрыльевыми стойками (Рис. 3.86.).

 

А) Б)

В)

Г)

 

Взлетная масса самолета 9000 кг
Максимальная скорость 1050 км/ч
Потолок 13900 м.

Рис. 3.86. Внешний вид и общие данные самолёта Як – 25

3.12.5.1. Внешние формы крыла

Крыло стреловидное с углом стреловидности 450 по линии четвертей хорд. Состоит из двух отъемных частей крыла (ОЧК), крепящихся к фюзеляжу. Хвостовая часть крыла занята элеронами и взлетно-посадочными щитками (Рис. 3.87., Рис. 3.88., Рис. 3.89.). На концах крыла в специальных обтекателях размещены подкрыльевые опоры шасси (Рис. 3.87.).

Рис. 3.87. Вид на подкрыльевые опоры шасси

К обтекателям спереди крепятся стальные противофлаттерные штанги конической формы. Снизу к крылу в специальных мотогондолах подвешиваются двигатели. На верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни по два на каждой консоли (Рис. 2.72.).

Рис. 3.88. Аэродинамические гребни и положение элерона и щитков на крыле



Удлинение крыла 4.2
Сужение крыла 1,1
Относительная толщина профиля у корня c 12 % (0,12)

Рис. 3.89. Общий вид самолёта и геометрические данные крыла

3.12.5.2. Силовая схема крыла

Крыло лонжеронной схемы с одним лонжероном, расположенным на 24% хорды крыла (Рис. 3.90.). В корневой части разгрузка лонжерона обеспечивается внутренней подкосной балкой, ось которой перпендикулярна плоскости симметрии самолета. Лонжерон работает на изгиб как двухопорная балка с консолью, загруженная всеми нагрузками ОЧК. Одна опора - на подкосной балке, а вторая шарнирная опора лонжерона расположена по борту фюзеляжа.


 

Рис. 3.90. Положение щитков, лонжерона и бортовой нервюры крыла

Из-за большой длины консольной части лонжерона подкосная балка воспринимает опорную реакцию, которая по величине больше полной нагрузки на консольную часть крыла, т.к. реакция лонжерона в узле его крепления к фюзеляжу направлена в сторону, обратную по отношению к реакции на подкосной балке. Вырезы в хвостовой части крыла под элерон и щиток замыкаются задней продольной стенкой. Каркас крыла, кроме лонжерона, подкосной балки и продольной стенки включает 33 нервюры, оси которых перпендикулярны оси лонжерона (Рис. 3.91.). В носке крыла дополнительной продольной стенкой выделена камера тепловой противообледенительной системы, в которую подается горячий воздух от двигателей.


 

Рис.3.91. Нервюры крыла

 

3.12.5.3. Конструкция элементов крыла

Обшивка выполнена из дюралевых листов толщиной 2 - 3 мм. Толщина листов уменьшается по размаху за счет перестыковки на листы меньшей толщины к концам крыла.
Лонжерон двутаврового сечения (Рис. 3.92.). Стальные хромансилиевые пояса таврового сечения соединены между собой двойной стенкой из дюралевых листов толщиной 3 мм.
Путем фрезерования сечение поясов меняется по размаху и имеет максимальную площадь в месте опирания на подкосную балку, а далее к фюзеляжу это сечение уменьшается до нуля. Опора лонжерона на фюзеляж - шарнирная.

 

Рис. 3.92. Конструкция лонжерона крыла

Подкосная балка сборная, состоит из двух фрезерованных из хромансилевой стали поясов переменного сечения, связанных между собой двумя дюралевыми стенками толщиной 5 мм каждая. Площадь сечения поясов линейно нарастает от концевых штырей балки к борту фюзеляжа. В собранном виде балка закрепляется двумя болтами по бортам фюзеляжа (Рис. 3.93).

Рис. 3.93. Подкосная балка

На выступающие из фюзеляжа концевые участки балок надеваются отъемные части крыла, в которых для этой цели предусмотрены специальные карманы (Рис.3.94.).

Рис. 3.94. Карманы на крыле для подкосной балки

Концевые штыри подкосных балок входят в гнезда стыковых узлов, которые закреплены на стенках лонжеронов ОЧК. Кроме того, к подкосной балке болтами крепится бортовая усиленная нервюра, связанная с задней стенкой крыла. Рядовые нервюры и обшивка с подкосной балкой непосредственной связи не имеют.
Задняя стенка крыла гнутая из дюралевого листа толщиной 3 мм имеет швеллерное сечение. На стенке крепятся узлы навески элеронов и шомпольная подвеска посадочных щитков (Рис. 3.95.).

А) Б)

Рис. 3.95. Шомпольная подвеска щитков

Передняя стенка противообледенительной камеры выполнена гнутой из листа толщиной 2,5 мм и имеет швеллерное сечение. Сверху и снизу к отбортовке стенки приклепаны накладки, в которых имеются прорези для прохода горячего воздуха. К обшивки носка крыла перед стенкой сверху и снизу крепятся дефлекторы. Горячий воздух, подаваемый от двигателей в носовую часть крыла, по узкой щели между обшивкой и дефлекторами проходит к прорезям в накладках, что обеспечивает лучшую отдачу тепла к обшивке. За стенкой воздух перетекает вдоль крыла и выходит наружу через отверстия в концевой нервюре (Рис.3.96.).

Рис. 3.96. Конструкция противообледенительной системы в носке крыла


Нервюры
балочного типа состоят из штампованной из листа стенки толщиной 1 мм с отбортованными отверстиями облегчения, к которой приклепаны пояса из прессованных уголков (Рис. 3.97.).

 

Рис. 3.97. Конструкция балочной нервюры


В корневой части крыла нервюры подкреплены стойками. Стенки нервюр крепятся к стенке лонжерона с помощью гнутых или прессованных уголков (Рис. 3.98.).

 

 

Рис. 3.98. Крепление стенок нервюр к стенкам лонжерона

Стыковой узел лонжерона с подкосной балкой - штыревой. Концевой штырь балки диаметром 50 мм входит в гнездо узла, закрепленного на стенке лонжерона (Рис. 3.99.).

Рис. 3.99. Крепление штыря подкосной балки к узлу лонжерона

Лонжерон фиксируется на балке специальной гайкой, навинчиваемой на конец штыря. Стык лонжерона с фюзеляжем шарнирный, передающий только вертикальную реакцию с лонжерона на фюзеляж. Задняя стенка стыкуется с подкосной балкой двумя болтами, передающими перерезывающую силу.

 

3.12.5.4. Элерон

 

Основным силовым элементом элерона служит гнутый из листового дюраля лонжерон швеллерного сечения, к которому спереди крепятся пластины внутренней компенсации, а сзади хвостовой отсек с заполнителем.

В конструкции элеронов широко используется заполнитель из пенопласта, который обеспечивает высокое качество наружной поверхности при достаточно тонкой обшивке. Пенопластом заполняется вся хвостовая часть элерона, расположенная за лонжероном. В заполнителе с целью уменьшения его массы предусмотрены цилиндрические отверстия. Для повышения жесткости заполнителя в него вклеены дюралевые пластины, которые приклепываются к стенке лонжерона. Обшивка элерона приклеивается к заполнителю специальным клеем. В средней части элерона на усиленной нервюре установлен кабанчик управления, к которому присоединяется тяга управления. Спереди к лонжерону на диафрагмах крепятся пластины внутренней компенсации, в носовой части которых установлены противофлаттерные грузы (Рис. 3.100.).

Рис.3.100. Противофлаттерный груз и гибкая мембрана внутренней аэродинамической компенсации элерона

Пластины по периметру гибкими мембранами связаны с неподвижными элементами крыла, образуя две изолированные полости над- и под- этими панелями. При отклонении элерона разница давлений в этих полостях создает момент, уменьшающий шарнирный момент элерона и усилие на ручке управления самолетом.

 

Рис. 3.101. Кабанчик управления элероном

Элерон закреплен на крыле тремя узлами навески, два из которых расположены в торцевых сечениях элерона, а третий - в средней его части в месте крепления кабанчика управления. Все узлы установлены на усиленных хвостиках нервюр крыла, опирающихся на его заднюю стенку (Рис. 3.101.).

3.12.5.5. Механизация крыла

В качестве механизации крыла используются простые щитки на шомпольной подвеске. Выпуск и уборка щитка осуществляется силовым гидроцилиндром через толкающую тягу, поводками связанную с лонжероном щитка (Рис. 3.102.).

 

Рис. 3.102. Отклоняемые щитки на нижней поверхности крыла

3.12.5.6.Технологические особенности крыла

Метод сборки крыла - «от каркаса». Замыкающая панель обшивки толщиной 2 мм крепится к каркасу винтами на анкерных гайках. Особенность сборки элерона связана с обработкой заполнителя из пенопласта и приклеиванием к нему дюралевой обшивки.

3.12.5.7. Вопросы для самоконтроля и тренинга

1. Каково назначение самолета ЯК-25? Его взлетная масса и скорость полета?

Назначение самолета - всепогодный ночной истребитель-перехватчик. Взлетная масса - 9000 кг, скорость полета - 1050 км/ч.

 

2. Опишите силовую схему крыла. Чем обеспечивается разгрузка лонжерона?

Крыло имеет однолонжеронную схему с внутренней подкосной балкой, которая и обеспечивает разгрузку лонжерона. В хвостовой части крыла установлена стенка, замыкающая вырезы под элерон и посадочный щиток. Дополнительная стенка в носке крыла отделяет камеру для подачи горячего воздуха в противообледенительную систему крыла.

 

3. Какой тип сечения имеет лонжерон? Конструкционные материалы его элементов? Характер изменения сечения пояса лонжерона по размаху?

Лонжерон двутаврового сечения состоит из хромансилиевых поясов и двойной дюралевой стенки. Максимальное сечение пояса имеют в месте опирания лонжерона на подкосную балку. К фюзеляжу и к концам крыла сечения поясов убывают.

 

4. Каковы особенности конструкции подкосной балки крыла?

Подкосная балка двутаврового сечения состоит из хромансилиевых поясов, связанных двойной дюралевой стенкой толщиной по 5 мм каждая. На конце балка имеет штырь диаметром 50 мм, который служит опорой для лонжерона. Левая и правая половины подкосной балки стыкуются между собой моментным стыком и в состыкованном виде крепятся к фюзеляжу двумя болтами к фитингам на силовом шпангоуте фюзеляжа.

 

5. Каковы особенности конструкции элерона ЯК-25?

Элерон с внутренней компенсацией, которая образована двумя пластинами, приклепанными к носку элерона. Между пластинами и неподвижными частями крыла закреплены гибкие мембраны, изолирующие верхнюю и нижнюю полости. Разница давлений в полостях уменьшает шарнирный момент. Основной силовой элемент элерона состоит из гнутого из листа лонжерона, зашитого спереди металлическим носком. Хвостовая часть элерона заполнена пенопластом, к которому приклеена дюралевая обшивка.

 

6. Какой тип механизации установлен на крыле самолета ЯК-25?

В хвостовой части крыла между элероном и фюзеляжем размещен взлетно-посадочный щиток, который на шомпольной подвеске крепится к задней стенке крыла.

 

7. Каковы способы устранения флаттера крыла самолета ЯК-25?

Изгибно-элеронный флаттер крыла устраняется установкой грузов на пластинах внутренней компенсации, обеспечивающих полную весовую балансировку элерона. Для устранения изгибно-крутильного флаттера на концах крыла к обтекателям подкрыльевых стоек шасси крепятся стальные конические штанги, выполняющие роль весовых балансиров.

 

3.12.5.8. Крыло самолета Як-26. Характеристика самолета

Назначение самолета - опытный сверхзвуковой тактический бомбардировщик, разработанный на базе истребителя ЯК-25 (Рис.3.103. А) – Д)).

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Рис. 3.103. Сверхзвуковой тактический истребитель-бомбардировщик ЯК-26

3.12.5.9. Внешние формы крыла

Крыло стреловидное с очень малым сужением и углом стреловидности 450. Относительная толщина профиля по сравнению с крылом ЯК-25 уменьшена примерно в 1,5 раза и не превышает 6 % по потоку. Концевые части консолей имеют наплывы с конической круткой носков (Рис. 3.104.), что обеспечивает снижение индуктивного сопротивления крыла на трансзвуковых скоростях полета.

 

Рис. 3.104. Проекции самолёта ЯК-26.

Ступенчатое увеличение хорды в наплыве создает вихревой шнур, повышающий эффективность аэродинамической перегородки, установленной в этом месте сверху на обшивке. Вторая перегородка находится ближе к концу крыла. На концах крыла расположены небольшие обтекатели, в которые убираются подкрыльевые стойки шасси. В носовой части обтекателей крепятся стальные конические штанги, выполняющие роль противофлаттерных грузов. В средней части крыла снизу крепятся гондолы двигателей. Хвостовая часть крыла используется для размещения элеронов и механизации в виде простых щитков на шомпольной подвеске. На элеронах ввиду малой относительной толщины профиля крыла используется простая осевая компенсация. Триммеры на элеронах отсутствуют вследствие использования необратимых бустеров в системе управления.

3.12.5.10. Силовая схема и конструкция крыла

Силовая схема и конструкция крыла имеют большую степень преемственности с крылом самолета ЯК-25, поэтому уместно дать сравнительный анализ, отметив общие решения и отличия крыльев ЯК-25 и ЯК-26 (Рис. 3.105.).

 

Рис. 3.105. Общий вид крыла самолёта ЯК-26.

Общими для этих крыльев являются следующие конструктивные решения.
Использована силовая схема однолонжеронного стреловидного крыла с подкосной балкой.

Консоли крыла при стыковке к фюзеляжу надеваются на концевые части подкосных балок, которые в состыкованном виде двумя болтами крепятся к силовому шпангоуту фюзеляжа.

Концевые штыри подкосной балки входят в узлы на стенке лонжерона, образуя для него опору. Передний узел лонжерона крепится к фюзеляжу шарнирным узлом (Рис. 3.106.).

Рис.3.106. Крепление переднего узла лонжерона к фюзеляжу

Задняя стенка крыла замыкает вырезы под элерон и щиток и стыкуется с подкосной балкой в ее корневой части (Рис. 3.107.)

 

Рис. 3.107. Стык подкосной балки и задней стенки

 

Стенка монолитной конструкции имеет швеллерное сечение переменной по размаху высоты. Размещение на крыле гондол двигателей и гондол подкрыльевых стоек (Рис. 3.108.) - на концах крыла.

 

Рис. 3.108. Размещение гондолы подкрыльевой стойки

 

. Применение пенопластового заполнителя в конструкции элеронов.
Использование в качестве механизации крыла простого щитка на шомпольной подвеске (Рис. 3.109)

 

 

Рис. 3.109. Щиток крыла на шомпольной подвестке

Наряду с этим, значительное увеличение нагрузок из-за больших скоростей полета и уменьшение примерно в полтора раза строительной высоты крыла, потребовали существенного изменения конструкции крыла самолета ЯК-26. Наиболее важные из них следующие:

Подкосная балка ЯК-26 монолитной конструкции из высокопрочной хромансилевой стали имеет двутавровое сечение переменной по размаху высоты (Рис.3.110.).

 

Рис. 3.110. Конструкция подкосной балки

 

Балка изготавливается в виде двух симметричных половин, которые соединяются между собой гребенчатым моментным стыком в плоскости симметрии самолета.
Увеличена толщина обшивки до 3 мм в корневой части и добавлено три стрингера таврового сечения по верхней панели крыла с целью повышения ее несущей способности. Нижние панели обшивки между нервюрами подкреплены стойками из прессованных профилей, которые закреплены на верхних стрингерах и винтами на анкерных гайках связанны с нижней обшивкой (Рис. 3.111.). Стенки нервюр не имеют отверстий облегчения (Рис. 3.112.).

 

Рис. 3.111. Подкрепление нижних панелей стойками из прессованных профилей

 

 

Рис. 3.112. Стенки нервюр не имеют отверстий облегчения.

 

На внешних секциях посадочного щитка снизу установлены пластинчатые интерцепторы (Рис. 3.113.), которые отклоняются перпендикулярно обшивке щитка при отклонении элерона вниз, что повышает эффективность последнего.

 

Рис. 3.113. Пластинчатые интерцепторы на внешних секциях посадочного щитка, снизу

Малая строительная высота профиля крыла не позволила применить на элеронах внутреннюю аэродинамическую компенсацию, поэтому элероны имеют простую осевую компенсацию. В носке элеронов под обшивкой закрепляются противофлаттерные грузы весовой балансировки. Каждая секция элеронов подвешена на трех опорах, установленных на лонжероне и усиленных нервюрах элерона. В районе средней опоры снизу размещен кабанчик управления элероном (Рис. 3.114..)

 

Рис. 3.114. Кабанчик управления элеронами

Вся хвостовая часть элерона за лонжероном имеет заполнитель из пенопласта с цилиндрическими отверстиями облегчения (Рис. 3.115.). Для повышения жесткости заполнителя в него вклеены дюралевые пластины, приклепанные к стенке лонжерона.

 

Рис. 3.115. Заполнитель из пенопласта в хвостовой части элерона

На внешних секциях щитков установлены интерцепторы которые отклоняются при отклонении элерона вниз, повышая эффективность последнего.

3.12.5.11. Вопросы для тренинга и самоконтроля

1. Каково назначение самолета ЯК-26?

Самолет ЯК-26 (Рис. 3.116.) - опытный сверхзвуковой тактический бомбардировщик с двумя турбореактивными двигателями

 

Рис. 3.116. Самолёт ЯК-26

 

2. Каковы особенности внешних форм крыла самолета ЯК-26?

 

 

Рис. 3.117. Крыло самолёта ЯК-26.

3. Каков тип силовой схемы крыла самолета ЯК-26?

Крыло лонжеронной схемы с одним лонжероном, подкрепленным подкосной балкой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.169 с.)