ТОП 10:

Философия – наука о наиболее всеобщих законах, первых принципах мироздания(строгое продумывание бытия)



Философия – наука о наиболее всеобщих законах, первых принципах мироздания(строгое продумывание бытия)

Философия и философские дисциплины.

1.Логика-наука об общих законах мышления и корректных формах суждения. (органон - инструмент логики)

2.Метофизика (онтология) Наука о первых признаках бытия, о понятиях сущего и св-вах сущего. Наука о сущем

3. Гносеология -Теория познания

4.Этика-учение о морали, наука о принципах нравственности и способах достижения благ благодаря поступкам

5.Эстетика - субъективная наука, наука о вкусе.

6.Аксиология-наука о ценностях(блага, красота, истина).

7.Антропология - учение о человеке, что такое человек.

8.Социальная философия.

Любая философия обращена к началу

Дело философии

Вопрос бытия, философия направлена на достижение понимания сущего

Мышление запускает рефлексию(обращение сознание на само себя)

 

2) Фалес В основе всего-вода, все из воды и в воду. Вода-это некое абсолютное начало, более материальное вещество, а следовательно менее совершенно.

Анаксимен-в основе всего лежит воздух.

Анаксимандр Аппейрон – нечто бесконечное, материя,то из чего возникают первые элементы сущего. Рождение и гибель миров-циклический процесс

Гераклит Логос-Огонь-Порядок-слово-космос (в одну и ту же реку нельзя войти дважды) Учение о логосе и постоянной изменчивости всего мира- это 2 основных тезиса его философии. Логос-слово, порядок, знание, понятие,истина, счет(рацио),мировой порядок, божественный порядок. Смысл не скрыт,просто многие люди не хоятт его услышать

Анахсагор(500-428 г до нэ) семена качественно бесконечны, то есть содержат в себе бесконечное число качеств. Семена едины, а значит –однородны, поэтому любое семя можно разделить на сколь угодно большое число частей, не утратив всех присутствующих в нём качеств и не доходя до предела (небытие не существует).. Анаксагор впервые связывает качественные изменения с количественными, предвосхищая ещё один закон диалектики. Когда вещь перестаёт существовать, она вновь распадается на семена, в которых все качества вновь равноправны.

3) Парменид – с него произошла постановка философских вопросов и проблем,начало метафизики. Задача его отличить путь истины от неистиного знания.

· Только сущее суще

· Бытие едино;

· Есть лишь сущее, несущего нет;

· Не-сущее нельзя ни помыслить,ни выразить;

· Одно и то же предназначено для сущего и для мышления;

· Мысль (разумение)и то о чем мысль-одно и тоже;

· Бытие подобно шару.

В этой поэме он выделяет два рода бытия: бытие по мнению и бытие по истине. Бытие по мнению – это постоянно изменяющееся бытие, которое познается с помощью чувств.

Бытие по истине – это неизменное бытие, которое познается с помощью разума. Парменид предметом своей философии определяет истинно сущее бытие.

Истинно сущее бытие это вечное, совершенное, неизменное, неподвижное, сплошное бытие в форме шара.

4)Зенон– человек не может понять движения, расстояние это непрерывная величина, любая часть continuma является continuma.

ученик Парменида. Родился в Элее.

Апория – логически противоречивое суждение, приводящее к абсурдному выводу. С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие.

Апории Зенона.

1) Ахелес и Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

2) Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.

3) Название «Дихотомия» (по-гречески: деление пополам) дано Аристотелем.

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво, а посему они не существуют в действительности, не являются истинными, а пребывают только во мнении.

момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

5)Софисты

Зарабатывали своей образованностью, грубо говоря лже-философы которые думали и делились знаниями за деньги. Они обучали грамоте, искусству речи, языку.

С точки зрения софистов истин нет

Протогор.

«Человек есть мера всех вещей, существование существующий и несуществование несуществующих.»

Он говорит об истинности ощущений. Чувства не могут обманывать.

Любая истина существует по отношению к сознанию

Знание -ощущение, бытие в чувствах а не мыслях

Сократ469-399 г до нэ

Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок совершается от незнания.

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов

под влиянием идей Сократа появились:

• Академия Платона;

• школа киников;

• киренская школа;

• лигарская школа;

• элидо-эритрийская школа.

Сократа обвинили за общегражданского порядка, за развращение молодежи, призывал не почитать Богов. Сократ отказался от побега

Любой, совершивший преступление, должен понести наказание. Самое худшее зло для человека – пороки.Сократ доказал верность своих идеалов.

7)Платон(427 - 347 гг. до н. э.) -объективный идеализм (все началось с идеального нематериального начала)

Идея(эйдос) – прообраз вещи (идея конечна и не зависит от сознания)

Знание - это познание идей

Человек - свободная идея

Диалектика(диалог души самой с собой)-работа с понятиями установление связей и родо-видовых отношение - познание вещей через рассуждение, путем вопросов и ответов, есть БЛАГО - идея идей

Эйдос прост, он не уничтожается

идеалистического учения являются следующие:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

• "единого";

• "ума";

• "души".

"Единое ":

• является основой всякого бытия;

• не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

• есть ничто;

• выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

• первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

"Ум":

• происходит от "единого";

• разделен с "единым";

• противоположен "единому";

• является сущностью всех вещей;

• есть обобщение всего живого на Земле. "Душа ":

• подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления;

• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

• душа человека (вещи) есть часть мировой души;

• душа бессмертна;

• при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

• постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.

4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

• поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";

• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");

• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

Аристотель

Смыслы «первой философии» Аристотеля:

1) «Первая философия» - учение о сущем как сущем и бытии сущего.

2) Учение о 4 причинах бытия сущего

3) Наука о самой высшей причине сущего, т.е. боге ( Теология )

Метафизика - учение о сущем, которое в своем бытии независимо от материи. Категории:


1. Сущность

2. Качество

3. Количество

4. Положение

5. Отношение

6. Действие

7. Претерпев.

8. Место

9. Время

10. Обладание


Субъект есть предикат

Человек существет потому что у него есть форма

Материя(сущее в возможности)+Форма(сущее в действительности)=Субстанция

Медный шар

акт («энергия») — деятельное осуществление чего-либо;

потенция — сила, способная к такому осуществлению.

Схоластика.

Университетская наука, вера и знание должны находиться в гармонии

«Философия служанка богословия», мы созданы по образу бога т.к. обладаем разумной думой»

Схоласты начинали разговор с знаний и веры, док-ва к существованию бога, божественная простота, бог обладает сущностью существования, бог есть само бытие

Док-во существования бога

Бог то большее чего нельзя себе представить

(Бог в мышлении + Бог в действительности > Бог в мышлении)

10) Натурфилософия и Диалектика Возрождения. «назад к античности»

Ренессанс(упадок философской идеи)

очень преувеличена роль индивида. Культивируется желание всех превзойти. Человек эпохи Возрождения – универсальный человек.

Натурфилософия прямо не отрицает существования Бога, она отождествляла его с природой.

Николай Кузанский

Он сближает Бога сприродой, бесконечность в пространстве; в Богесодержится«абсолютное малое»

Дж. Бруно

Вселенная бесконечна, Форма нуждается в материи но материя не нуждается в форме, Разум познает материю

«Бог не был бы всем если бы он не мог стать всем»

Пустоты – не существует è Вселенная Бесконечна

Диалектика- достижение истины путем вопросов и ответов, способность вмещать противоположности в единое(объективность)

Законы диалектики:

1) Переход количества в качество и обратно

2) Взаимное проникновение противоположностей

3) Закон отрицания отрицаний

Френсис Бэкон

Хранитель Гос. печати, был обвинен в краже, его сослали.

Идолы – предрассудки

1)Рода-полученные при рождеии 2) Пещеры-при личном развитии 3) Площади-связаны с языком 4) Театра-теории

Чтобы создать науку нужно избавиться от «Идолов»

Люди придерживаются заблуждений

В основу познания мира должен быть использован метод Индукции (подчинение природы за счет знаний)

«Разум должен видеть всеобщее заложенное в частном»

 

Сомнения Декарта

Метод сомнения: нет окружающего мира , тела, ощущений, предметов, остается только сомнение,без менянет сомнения, я субъект сомнения, мыслю значит существую, «Несомненность меня самого»

Идеи бывают: 1) Врожденные(идея Бога, первоначальные познания)

2)Познаваемые

Причина существования идеи Бога во мне? Я придумал эту идею?

«В причине не меньше реальности чем в следствии», если я придумал эту идею значит я могу наделить себя такими свойствами, но я не могу, значит идея не моя è я не создатель идеи бога

Истины по Декарту:1)Я 2)Бог 3)Сомнение

13) Понимание Декартом природы всеобщая математика

Новый научный метод:

1)Добиваться ясного и отчетливого познания 2)Разбивать все на столько частей сколько требуется для понимания 3) Постепенность перехода от одного к другому 4) Создание подробных записей

Субстанция бывает

1)Мыслящая(сознание-неделимое)

2)Протяженная(Материя,Пространство) – 3 свойства - Длина,Ширина,Высота

Всеобщая математика – наука которая переводит с языка геометрии на всеобщий

Пространство=Материяè у обоих 3 свойства

Спиноза и Лейбниц

Спиноза –Последователь Декарта, Этика – его основная наука, определения терминов, аксиомы и т.д. (все как в геометрии)

Верит только в Бога (Монизм) – Субстанция существует сама по себе (Бог)

Атрибуты Субстанции(Бога)

1)мышление 2)протяжение

Лейбниц –Существует только одна субстанция и её атрибуты: 1)Мышление2)Протяжение.

Модус атрибута – конечное представление о вещи (стул, стол и т.д.)

«Что происходит в материальном мире, то отражается на идеальном»

Философия Лейбница – Плюрализм -основа философии = сила

единство субстанций - Монада – св-ва: 1)представление 2)влечение

Монады: Каждая монада отражает весь мир

1)Бог(монада монад, познает все истинно), 2)Ангелы

3)Человек(способен познавать свои внутренние состояния)4)Животные

Душа и тело соединены согласно установленной богом гармонии

Дедро

Ламетри

Джон Локк

Знание исходит из опыта,

Занимался теорией познания. 2 вида качеств вещи: первичные(протяженность) и вторичные(цвет запах итд).

Мы познаем идеи и ощущения. Способность их осознавать – рефлексия.

Создал 2 трактата о правлении(Либерализм) 1)трактат о человеческом понимании, 2) Трактат о правлении

Джорж Беркли-

субъективный идеализм, Идеи есть только в душе,«Быть значит быть воспринимаемым», Идея это не копия вещи, а именно идея, Материя- идея обладающая местом в душе, Причина идей- Дух-Бог,Вещи всегда кем-то воспринимаются, не существует ничего вне сознания, человек наделяет идею характеристикой, Вещи будут существовать всегда т.к. Бог- вечен, и вещи всегда будут восприниматься в его сознании,Мир существует только при мышлении,в человеке есть идеи заложенные богом изначально

 

Этика Канта

У каждого есть причина. Согласно Канту причиной является вещь.

Все существует в силу причины и следствия. У всего есть причина. Разум служит причиной мира так такового.

Душа бестелесна. Не может быть предметом сознания, она просто мыслиться как основание всех феноменов.

Бог не может быть дан как явление т.к. он существует вне времени и пространства.

У разума регулятивная функция: направляющая.

Этика практического разума:

Свободная воля – независимая.

Максима – частное правило воления = частное правило поступка.

Воля зависит от внутреннего разума, который признает всеобщим.

Поступай так, что бы максима твоей воли могла в тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства.

Человек принадлежит к умопостигаемому и чувственному миру: подчинен уму и природе

Наши чувственные ощущения нас не обманут.

Поступай так, как еси бы относились к тебе.

Гегель метод и система

Гегель отождествляет "чистое понятие" с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове.

Задача: преодолеть точку зрения индивидуального сознания, для которого существует противоположность субъекта и объекта.

Онтология начинается с определений:

1. Бытие

2. Нечто

3. Качество

4. Понятие субстанция-тотальность

Субстанция существует в себе и мыслит всеобще

Бытие - самое пустое по смыслу понятие. Из тезиса бытие возникает нечто новое.

Субстанция отчуждает в себе природу. т.к. есть субстанция

Философия духа: субстанция возвращается из своего инобытия в природу, но в новом качестве-идеального духа.

Существует в себе и для себя. Идея наполнилась содержанием после того как вернулась.

Философия духа:

1. Субъективного – сознания индивидуального человека, субстанция сама себя мыслит

2. Объективного – отрицание духа субъективного, социальные институты являются предметом философии объектов духа. Понятия становятся не абстрактными , а конкретными. Становление духа свободним.

3. Абсолютного духа – абсолютным дух освобождается от форм бытия . Философия –результат работы духа самосознания.

 

 

Фейербах

Предмет веры- это не предмет знаний

Необходимо Бога иллюминировать, т.е. исключить. Как мы млжем это сделать? Осознать сущность Бога и понять причины по кторым Бог полагается в мышление в качестве превосходящего всё вокруг существа. Дух и тело в человеке это нерасторжимое единство, поэтому для Фейербаха человек это не духовное целое, а биологический вид, который достиг определённой формы своего развития. Фейербах говорит о том, что источником понятия Бога являемся мы сами. Человек обращается к своей собственной сущности в течении жизни. Это такое психологическое наблюдение за своим я обнаруживает в нас какие-то качества. Он пользуется Гегелевским термином «отчждение». По Фейербаху оказывается что Бог это не некая трансидентность. В религии человечество познает не некое первое начало, а оно познает само себя. Если Бог бесконечен, то получается что человечность постигает свою человеческую сущность. Само это отчуждение происходит таким образом, что человек этого не знает. Человек существует как часть природы, она существует согласно слепым законам, а человеку нужно каким то образом получить ответ. Наши скрытые надежды, страдания, ищут выхода. Божественная сущеность оказывается человеческой сущностью, но освобожденной от границы.

1) мы не являемся творением Бога, мы творцы Бога. Когда человек осознает этот факт, он вернется к самому себе.

2)человек открывает свою любовь к Богу, она должна быть заменена любовью к человеку. Заменив любовь к Богу на любовь к человечеству, мы избавим человечество от страданий. Любовь к богу это отчужденная форма подлинной любви, а следовательно форме ложной.

Маркс и энгельс

Диалектический материализм - Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии. Будучи свойством высокоорганизованной материи, сознание способно давать правильное отражение действительности, познать мир, дать объективную истину.

В новой философии материалистическая диалектика применена не только к развитию природы и общества, но и к познанию, к развитию науки. Впервые в истории философии в основу теории познания была положена практика. Новая концепция доказывала, что философия не является "наукой наук" или "наукой над науками".

Диалектический материализм - это наука, которая изучает коренные вопросы соотношения материи и сознания и самые общие законы развития природы, общества и мышления. Маркс и Энгельс с материалистических позиций подошли к объяснению не только природы, но и истории общества.

Предшествующий материализм не был последовательным, завершенным. Его представители исходили из материалистических принципов в объяснении явлений природы и идеалистических - общественной жизни. В новой философской теории последовательно распространяется материализм на познание общества, его истории. Доказывается, что в развитии общества определяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание людей, а материальные условия их жизни, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения. По-новому в диалектико-материалистической философии решен вопрос о роли общественно-исторической практики.

Главная, фундаментальная идея заключается в том, что практика первична по отношению ко всему духовному миру, культуре. Практика носит общественный характер, ее нет вне общения и связей между людьми. Практика носит исторический характер, она состоит в непрерывном преобразовании людьми окружающих условий. И именно в исторической практике в конечном счете решаются все те теоретические проблемы, которые мыслителям кажутся исключительно делом философского разума. С возникновением новой философии коренным образом изменился взгляд на задачи философии. Если раньше философы считали главной своей задачей объяснение мира, но и его изменение, преобразование. Она выступает в качестве метода познания действительности, ее преобразования.

 

Фридрих Ницше

Нигелизм (внутрення логика упадка-декаданса)- осознание ничтожности мира, нужно отказаться от идеалов и реальности чтобы осознать что ты из себя представляешь

Мир несостоятелен по отношению к высшим ценностям(вера в отсутствие истины и смысла), считал что ни в чем нет смысла, нет Бога, нет ценностей

Атеизм, Декаданс(упадок)

Нигелизм пассивный

Даже отказываясь от веры человек придерживается стадных ценностей

Нигелизм активный

Есть воля к власти

Ницше не нравилось то что все достижения стали достижениями толпы а не индивидумов,

Современный человек пытается подняться за счет стадных ценностей(ценностей истощенных)

Раздражает монотонность людей, есть только копии, копии.

Имморализм

Мораль – инстинкт уничтожения жизниè чтобы спасти жизнь нужно уничтожить мораль

Русская философия

Алексей Степанович Хомяков: Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию?.. Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить

Гносеологические и онтологические взгляды Хомякова тесно связаны с его богословскими идеямиРелигиозная онтология ее основу составляет идея "волящего разума" (божественного) как первоначала всего сущего: "И мир явлений возникает из свободной воли".

Религиозно-нравственное начало, таким образом, играет определяющую роль и в познавательной деятельности, оказываясь как предпосылкой, так и конечной целью познавательного процесса. Как утверждал Хомяков, все этапы и формы познания, то есть "вся лестница получает свою характеристику от высшей ступени - веры".

попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла.

Киреевский культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Он считал, что принципиально изменить ситуацию может только перемена

Западники

Чаадаев- россия отстала от европейской культуры мы подражаем

Герцен - пародия русской революцию и радикализм

Достоевский

Русские философы хотели показать что их рационализм загубил их философию. Они хотели показать как надо мыслить. Они чувствовали душой . Философия прежде всего рациональное знание. Русский философов волновали общегуманитарные вопросы: этика, смысл жизни, связь Бога и человека…

+высокий образовательный уровень

Активная мысль философов

Интузиализм философов

С точки зрения философов Москва должна была стать духовным центром

- гносеологизм Бердяева, выдаются положения отцов церкви за свои

 

Новоевропейское понимание

диалектика —теория, которая устанавливает, что некоторые события или исторические процессы происходят определенным типичным образом Диалектическое развитие можно объяснить, показав, что оно происходит в соответствии с методом проб и ошибок.

Классическое понимание

диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться. Типа все всегда повторяется

 

Познание истины

Теории:

-классическая(корреспондентская теория) истина – соответствие между познаваемым предметом и мышлением

-материалистическая. О знаниях – отражениях. Отражение объекта реального в субъектах.

Вопрос об истине – вопрос о соответствии нашего знания объективной реальности.

Сознание есть отношение между мышлением и тем, что я знаю. Сознание – отражение объективной реальности – философско-трансцендентальная философия.

Всеобщее сознание – коллективное представление. Происходит организация культурного образца.

Философия сознания – рефлексия – обращение сознание на самого себя.

29) Герменевтика - искусство и теори истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии.

Формирование герменевтики начато Шлейермахером, поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, цель которого - понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение. Вслед за Шлейермахером влияние на развитие герменевтики как философского учения о методе истолкования и понимания оказал В. Дильтей, обратившийся к задаче обоснования гуманитарных наук. Разделив все науки на два класса- "науки о природе" и "науки о духе", Дильтей выделил в качестве особой области последних духовные сущности, являющиеся "проявлениями жизни".

В настоящее время герменевтика - одно из основных направлений современной, в первую очередь западноевропейской философии. Герменевтика является методологией гуманитарных наук, онтологией и универсальным способом философствования. Являясь методологией гуманитарных наук, герменевтика выходит за их пределы. Понимание и истолкование становятся способом освоения всей совокупности человеческого опыта - традиций философии, искусства и самой истории.

 

Современная герменевтика в своей основве имеет философию Хайдегера.

Бытие и время.

Это сущее оно брошено в мир. Оно изначально соотносится с тем, что уже существует. Предметы всех наук – наличное, предметы философии – неналичное.

Понимание.

Способ истолкования. Истолкование происходит через логос. Для дазайн хар-ны два способа:

-собственный

-несобственный

Через ужас и бытия смерти нам открывается ничто. Хайдегер пишет, что бытие и есть ничто.

Хайдегер прекрасный историк философии. Его интересовали греки, причем включая ранних. Читал по гречески и по латински. Занимался интерпретицией греческих комедий. Идеей была: философия на протяжении истории забыла свой собственный предмет. Она превратилась в учение о сущем. Так вот Хайдегер говорит о том, чтобы вернуть философию в русло изучения бытия.

 

Погружается в философскую интерпретацию поэзии. Более поздние учения философа очень громоздки.

Аналитическая философия.

Появилась в Англии. Основоположники – Джордж Мур, Бертран Рассел, Готлоб Фреге. Она ставит рассмотрение философских проблем в зависимости от теории языка. В аналитической философии соединены 2 анализа – аналитический и логический. Мур начинал с критики идеализма Гегеля. Рассел прожил почти 100 лет, сблизил логику и теорию познания. Математика представляет собой ветвь логики. С точки зрения. Рассела философия должна претерпеть кардинальные превращения. Язык это то, посредством чего мы мир познаем. В задачу входит установление соответствия между языком и объектом. Людвиг Витгенштейн. Главное требование у него – требования ясности языка. Существует только мир фактов и объектов. Любое теоритическое знание сводится к эмперическому, мир составляют факты. Он описывается истинными предложениями, протокольными фразами. В зависимости от языка описания, видение мира может быть разным. Те высказываения, которые выходят за пределы языка, они бессмыслены. Большинство философских положений не ложны, они бессмысленны. Мы не понимаем логики языка, большинство философских проблем – это псевдопроблемы.

Философия – наука о наиболее всеобщих законах, первых принципах мироздания(строгое продумывание бытия)

Философия и философские дисциплины.

1.Логика-наука об общих законах мышления и корректных формах суждения. (органон - инструмент логики)

2.Метофизика (онтология) Наука о первых признаках бытия, о понятиях сущего и св-вах сущего. Наука о сущем

3. Гносеология -Теория познания

4.Этика-учение о морали, наука о принципах нравственности и способах достижения благ благодаря поступкам

5.Эстетика - субъективная наука, наука о вкусе.

6.Аксиология-наука о ценностях(блага, красота, истина).

7.Антропология - учение о человеке, что такое человек.

8.Социальная философия.

Любая философия обращена к началу

Дело философии

Вопрос бытия, философия направлена на достижение понимания сущего

Мышление запускает рефлексию(обращение сознание на само себя)

 

2) Фалес В основе всего-вода, все из воды и в воду. Вода-это некое абсолютное начало, более материальное вещество, а следовательно менее совершенно.

Анаксимен-в основе всего лежит воздух.

Анаксимандр Аппейрон – нечто бесконечное, материя,то из чего возникают первые элементы сущего. Рождение и гибель миров-циклический процесс

Гераклит Логос-Огонь-Порядок-слово-космос (в одну и ту же реку нельзя войти дважды) Учение о логосе и постоянной изменчивости всего мира- это 2 основных тезиса его философии. Логос-слово, порядок, знание, понятие,истина, счет(рацио),мировой порядок, божественный порядок. Смысл не скрыт,просто многие люди не хоятт его услышать

Анахсагор(500-428 г до нэ) семена качественно бесконечны, то есть содержат в себе бесконечное число качеств. Семена едины, а значит –однородны, поэтому любое семя можно разделить на сколь угодно большое число частей, не утратив всех присутствующих в нём качеств и не доходя до предела (небытие не существует).. Анаксагор впервые связывает качественные изменения с количественными, предвосхищая ещё один закон диалектики. Когда вещь перестаёт существовать, она вновь распадается на семена, в которых все качества вновь равноправны.

3) Парменид – с него произошла постановка философских вопросов и проблем,начало метафизики. Задача его отличить путь истины от неистиного знания.

· Только сущее суще

· Бытие едино;

· Есть лишь сущее, несущего нет;

· Не-сущее нельзя ни помыслить,ни выразить;

· Одно и то же предназначено для сущего и для мышления;

· Мысль (разумение)и то о чем мысль-одно и тоже;

· Бытие подобно шару.

В этой поэме он выделяет два рода бытия: бытие по мнению и бытие по истине. Бытие по мнению – это постоянно изменяющееся бытие, которое познается с помощью чувств.

Бытие по истине – это неизменное бытие, которое познается с помощью разума. Парменид предметом своей философии определяет истинно сущее бытие.

Истинно сущее бытие это вечное, совершенное, неизменное, неподвижное, сплошное бытие в форме шара.

4)Зенон– человек не может понять движения, расстояние это непрерывная величина, любая часть continuma является continuma.

ученик Парменида. Родился в Элее.

Апория – логически противоречивое суждение, приводящее к абсурдному выводу. С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, а множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому они не есть бытие.

Апории Зенона.

1) Ахелес и Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

2) Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.

3) Название «Дихотомия» (по-гречески: деление пополам) дано Аристотелем.

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво, а посему они не существуют в действительности, не являются истинными, а пребывают только во мнении.

момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

5)Софисты

Зарабатывали своей образованностью, грубо говоря лже-философы которые думали и делились знаниями за деньги. Они обучали грамоте, искусству речи, языку.

С точки зрения софистов истин нет

Протогор.

«Человек есть мера всех вещей, существование существующий и несуществование несуществующих.»

Он говорит об истинности ощущений. Чувства не могут обманывать.

Любая истина существует по отношению к сознанию

Знание -ощущение, бытие в чувствах а не мыслях

Сократ469-399 г до нэ

Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок совершается от незнания.

• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов

под влиянием идей Сократа появились:

• Академия Платона;

• школа киников;

• киренская школа;







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.042 с.)