Характеристика отдельных элементов занятия
Содержание этапов занятия
| Методическое обоснование
| 1.Организационный момент
Приветствие студентов, отметка отсутствующих, проверка внешнего вида студентов. Проверка готовности кабинета к уроку.
| Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов
| 2. Знакомство с темой, целью, планом урока
Преподаватель знакомит студентов с темой, целью, планом урока. Выясняет, какие вопросы возникли при подготовке темы. Все возникшие вопросы разбираются преподавателями и студентами.
| Определение целей и задач занятия.
| 3.Мотивация учебной деятельности
Алифатические кислоты распространены в живой природе, как в свободном состоянии, так и в виде своих производных; солей, эфиров, амидов. Кислоты являются промежуточными продуктами обмена веществ, их остатки входят в состав многих природных и синтетических физиологически активных соединений, применяемых в качестве лекарств.
В связи с этим знание характеристики класса карбоновых кислот и их производных являются необходимым условием для проведения анализа и синтеза ряда лекарственных средств. При изучении данной темы приобретаются также основные сведения, необходимые для дальнейшего рассмотрения соединений со смешанными функциями (гидроксикислоты, фенолокислоты, аминокислоты) и кислот циклического ряда, производные которых имеют большое значение для медицины.
Щавелевая кислота широко распространена в растительном мире, обладает восстановительными свойствами. Применяется для стандартизации раствора перманганата калия. Малоновая кислота в виде диэтилового эфира применяется для синтеза барбитуратов. Сложные эфиры, амиды кислот являются функциональными производными карбоновых кислот. Они широко распространены в природе, многие используются в качестве лекарственных средств.
| Создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а также осознанное выполнение практической работы.
| 4.Актуализация опорных знаний. Контроль знаний.
Устная беседа о строении и свойствах альдегидов. Письменный опрос по карточкам дидактического материала (см.приложение №1).
| Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетенций.
| 5.Инструктаж студентов по проведению самостоятельной работы
Преподаватель обращает внимание на:
-порядок проведения работы, особенности в выполнении опытов,на соблюдение техники безопасности при работе с кислотами и щелочами,с нагревательными приборами.
| Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.
Формирование элементов ПК 1.6.,ОК 2.
| 6.Выполнение практической работы
Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарно-эпидемического режима.
ОПЫТ №1. Образование сложных эфиров.
Время выполнения-10минут
Студенты обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности при проведении опыта и на фиксировании запаха эфира, отмечают его значение в фарманализе.
ОПЫТ №2. Цветные реакции с хлоридом железа (III).
Время выполнения-10минут
Студенты по указаниям выполняют опыт,наблюдают эффект реакции,
отмечают её значение в фарманализе
ОПЫТ №3. Идентификация муравьиной кислоты по реакции окисления (видеоопыт)
Время выполнения-5минут
Студенты смотрят видеоопыт,наблюдают эффект реакции, отмечают его значение в фарманализе.
ОПЫТ №4. Открытие щавелевой кислоты в виде кальциевой соли.
Время выполнения-10минут
Студенты по указаниям выполняют опыт, наблюдают эффект реакции, отмечают его значение в фарманализе.
ОПЫТ №5.Окисление щавелевой кислоты (видеоопыт).
Время выполнения работы- 5 минут
Студенты наблюдают за выполнением опыта на экране.Отмечают эффект реакции и значение в фарманализе.
ОПЫТ №6. Гидролиз мочевины.
Время выполнения-10минут.
Студенты по указаниям выполняют опыт, наблюдают эффект реакции, отмечают его значение в фарманализе.
ОПЫТ №7. Биуретовая реакция.
Время выполнения-10минут
Студенты по указаниям выполняют опыт, наблюдают эффект реакции, отмечают его значение в фарманализе.
ОПЫТ №8.Экспериментальная задача на распознавание кислот: муравьиной, уксусной, бензойной, щавелевой.
Время выполнения-10минут
С помощью качественных реакций студенты определяют в предложенном образце какая из трёх кислот содержится в нём.
Работа № 9.Упражнения по номенклатуре карбоновых кислот.
Время выполнения-25минут
Студенты по методическим указаниям выполняют упражнения. Преподаватель осуществляет контроль правильности выполнения задания.
Работа № 10. Упражнения на способы получения и химические свойства карбоновых кислот.
Время выполнения-25минут
Студенты по методическим указаниям выполняют упражнения.Преподаватель осущесвляет контроль правильности выполнения задания
8. Контроль и коррекция знаний
Проводится в виде тестового опроса по теме практического занятия (приложение№3).
| Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих и профессиональных компетенций: ОК 2,ПК1.6.,ПК2.1,ПК 2.3.
Формирование элементов П.К.1.6.и ПК 2.3.
Формирование знаний о строении и физико-химических свойств в соответствии с требованиями ФГОС.
Формирование умения доказывать химическими реакциями свойства карбоновых кислот. Идентифицировать их с помощью качественных реакций.
Формирование умения доказывать химическими реакциями свойства карбоновых кислот в соответствии с требованиями ФГОС. Идентифицировать карбоновые кислоты качественными реакциями.
Формирование элементов П.К.1.6.и ПК 2.3.
Формирование элементов П.К.1.6.и ПК 2.3.
Формирование знаний о строении и физико-химических свойствах в соответствии с требованиями ФГОС.
Формирование умения доказывать химическими реакциями свойства карбоновых кислот. Идентифицировать их качественными реакциями.
Формирование элементов П.К.1.6.и ПК 2.3.
Формирование знаний о строении и физико-химических свойствах в соответствии с требованиями ФГОС.
Формирование элементов П.К.1.6.и ПК 2.3.
Формирование умения доказывать химическими реакциями свойства мочевины.
Формирование элементов П.К.1.6.и ПК 2.3.
Формирование знаний о строении и физико-химических свойствах в соответствии с требованиями ФГОС.
. Формирование элементов П.К.1.6.и ПК 2.3.
Формирование умения доказывать химическими реакциями свойства карбоновых кислот.
Формирование элементов П.К.1.6.и ПК 2.3.
Формирование знаний о строении и физико-химических свойствах в соответствии с требованиями ФГОС.
Формирование ОК 2.
Формирование ОК2.
Формирование знаний о строении и физико-химических свойствах в соответствии с требованиями ФГОС.
.
Формирование умений составлять формулы органических соединений и давать им названия.
Усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации.
| 9.Проверка дневников
Преподаватель проверяет дневники студентов, обращает внимание на правильность их заполнения. Комментирует положительные и отрицательные моменты в работе.
| Осознание студентами значимости полученных результатов.
| 10.Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.
| Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.
| 11.Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: обобщающее занятие: «Амины. Азо- и диазосоединения. Дает рекомендации по подготовке к занятиям.
| Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА: «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ».
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
-теорию строения А.М.Бутлерова;
-строение и реакционные способности органических соединений;
-способы получения органических соединений.
Студент должен уметь:
-доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ органической
природы, в том числе лекарственных;
-составлять формулы органических соединений и давать им названия;
-идентифицировать органические вещества, в том числе лекарственные по физико-химическим свойствам;
-классифицировать органические вещества по кислотно - основным свойствам.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
-закрепить, расширить знания, о строении, физико-химическим свойствам карбоновых кислот;
-закрепить знания по номенклатуре и изомерии;
-закрепить умения составлять формулы карбоновых кислот и давать им названия;
-сформировать умения доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ органической природы, в том числе лекарственных;
-формировать общие и профессиональные компетенции, необходимые будущему специалисту.
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:
1.Классификация карбоновых кислот.
| 2.Номенклатура.
| 3.Способы получения монокарбоновых и дикарбоновых кислот.
| 4.Строение карбоксильной группы.
| 5.Химические свойства. Кислотность, реакции этерификации, образование галогенангидридов,
амидов по одной и двум карбоксильным группам.
| 6.Специфические реакции дикарбоновых кислот.
| 7.Функциональные производные карбоновых кислот. Сложные эфиры. Номенклатура.
| 8.Способы получения. Химические свойства. Кислотный и щелочной гидролиз.
| 9.Амиды кислот. Номенклатура.
| 10.Получение.
| 11.Кислотный и щелочной гидролиз.
| 12.Мочевина.
|
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ
1. Работа с конспектами, учебной литературой.
2. Повторение лекции: «Углеводороды. Спирты. Фенолы. Альдегиды».
НА ЗАНЯТИИ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНИТЬ:
1.Ответить на вопросы входного контроля знаний.
2.Выполнить упражнения по номенклатуре, способам получения, химическим свойствам карбоновых кислот, амидов кислот, сложных эфиров.
3.Выполнить опыты:
а) реакцию образования сложных эфиров;
б) реакцию окисления щавелевой кислоты;
в) реакцию гидролиза мочевины;
г) качественные реакции на щавелевую кислоту;
д) реакцию образования биурета.
е) идентификацию муравьиной кислоты по реакции окисления.
ё) цветные реакции карбоновые кислоты с хлоридом железа (III).
ж)экспериментальную задачу на распознование карбоновых кислот.
4. Ответить на вопросы выходного контроля.
ПОСЛЕ ЗАНЯТИИЯ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
1.Давать названия карбоновых кислот, амидов кислот, сложных эфиров по номенклатуре ИЮПАК
2.Уметь выполнять реакции образования сложных эфиров, реакцию окисления щавелевой кислоты, реакцию гидролиза мочевины, качественные реакции на щавелевую кислоту; муравьиную кислоту; реакцию образования биурета. Цветные реакции на карбоновые кислоты с хлоридом железа (III).Знать значение данных реакций.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Конспект лекций.
2.Н.А.Тюкавкина «Органическая химия» 2010., стр. 227-233, 236-251.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ II КУРСА
ТЕМА: «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ».
Время: 180 минут.
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
-теорию строения А.М.Бутлерова;
-строение и реакционные способности органических соединений;
-способы получения органических соединений.
Студент должен уметь:
-доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ органической
природы, в том числе лекарственных;
-составлять формулы органических соединений и давать им названия;
-идентифицировать органические вещества, в том числе лекарственные по физико-химическим свойствам;
-классифицировать органические вещества по кислотно - основным свойствам.
ЦЕЛИ:
-закрепить, расширить знания, о строении, физико-химическим свойствам карбоновых кислот;
-закрепить знания по номенклатуре и изомерии;
-закрепить умения составлять формулы карбоновых кислот и давать им названия;
-сформировать умения доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ органической природы, в том числе лекарственных;
-формировать общие и профессиональные компетенции, необходимые будущему специалисту.
Этапы занятия
Организационный момент.
2. Контроль знаний.
Самостоятельная работа под руководством преподавателя.
Контроль и коррекция знаний
Проверка дневников.
Подведение итогов.
7. Домашнее задание.
|