Организация физического воспитания ребёнка в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация физического воспитания ребёнка в семье



 

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, физически развитым. Наряду с естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить потребность и в движениях, ведь оптимальный двигательный режим является основой для нормального роста и гармоничного развития ребенка.

Требования современности к постоянному повышению уровня образованности приводят к тому, что, занимаясь интеллектуально-познавательной деятельностью, большую часть дня ребенок находится в малоподвижном состоянии. Недостаток движения – гиподинамия – приводит к различным негативным проявлениям в функционировании систем организма, и это сказывается на физическом, умственном и эмоциональном развитии детей. Необходимость противостоять такой тенденции приводит к тому, что использовать физические упражнения необходимо не только в пределах дошкольного учреждения, но и в семейном кругу.

Гиподинамия (пониженная подвижность, от греч. ὑπό – «под» и δύνᾰμις – «сила») – нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.

Главной целью организации двигательного режима является удовлетворение естественной биологической потребности в движении, укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, а также овладение элементарными знаниями по физической культуре. В дошкольном возрасте нужно учитывать не только то, что ребенок может усвоить, но и каких физических и душевных сил это требует от него. С течением времени физиологические возможности дошкольников меняются, и долг родителей – укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, то есть организацией правильного режима, который отвечал бы требованиям педагогики и гигиены, воспитательной работы с детьми, особенно по развитию движений и закаливанию.

Организм должен развиваться разносторонне, приспосабливаться к любой мышечной деятельности. В нем надо вырабатывать пластичность высшей нервной деятельности.

В физическом воспитании детей дошкольного возраста используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазание, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т.п.), естественные силы природы (солнце, воздух и вода).

Физические упражнения должны быть интересные, в них следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения, например: «птичка», «кошка», «паровоз». При этом нужно помнить, что координация движений у детей младшего дошкольного возраста еще несовершенна, поэтому не следует добиваться, чтобы они абсолютно правильно выполняли упражнения.

Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами, – изображать все в виде игры. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка, вдохновляют его фантазию и вызывают у него положительные эмоции.

Одежда также имеет значение для физического воспитания. Летом рекомендуется надевать трусы, майку; зимой – спортивный костюм, шапочку, варежки, на ноги простые и шерстяные носки, кеды. В помещении в любое время года физическими упражнениями рекомендуется заниматься в трусах и майке, на ноги надевать носки, а еще лучше – заниматься босиком.

Исключительно важное значение имеет для детей дозировка упражнений, так как они в младшем возрасте быстро устают и могут потерять интерес к физическим упражнениям. Поэтому количество повторений движений обычно колеблется от 2–3 до 5–6.

После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы отдыха
(30–60 с), облекая их, как и упражнения, в интересную форму. Можно предлагать детям сесть или лечь, говоря: «Собачка села отдохнуть», «Мишка лег спать» и т.д.

При выборе упражнений всегда следует помнить о наиболее рациональном сочетании дыхания с движением, особенно на начальном этапе занятий. Удобное положение для вдоха:
а) туловище выпрямлено; б) руки разведены или на поясе, грудь и плечи развернуты; в) мышцы брюшного пресса расслаблены. Для выдоха удобным будет: а) согнутое положение туловища;
б) сведенные или опущенные вниз руки; в) мышцы живота сокращены.

При занятиях с малышами, в отличие от занятий со старшими, не следует добиваться, чтобы они сознательно регулировали дыхание и согласовывали его с движениями. Дыхание детей дошкольников всегда должно быть произвольным и свободным, ребенок никогда не должен задерживать его. У него должна создаваться естественная привычка дышать через нос.

Если ребенок во время выполнения физических упражнений, особенно при беге, начинает дышать через рот, – это уже сигнал о том, что нагрузки передозированы и нужно немедленно переходить на ходьбу.

Часто при выполнении неосвоенных движений малыши имеют привычку задерживать дыхание, что требует от них некоторого усилия и напряжения. Основная задача взрослого – научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении любого упражнения. Для этого обращать внимание ребёнка на момент выдоха, а не вдоха.

Лучше всего гимнастические упражнения сопровождать звуками или словами, соответствующими типу упражнения. Слова и звуки ребенок должен произносить в момент, когда надо сделать выдох, то есть, когда суживается грудная клетка. Например, в упражнении «Погреемся» в момент обхвата руками плеч делать выдох и одновременно произносить «Ух!» Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и выпрямлением туловища. Звуки и слова не только регулируют дыхание, но и придают упражнениям эмоциональную окраску. Важно следить, чтобы темп движений ребенка соответствовал темпу его дыхания. Часто неопытные родители замедляют темп движений, забывая, что темп дыхания у детей более быстрый, чем у взрослых.

Из-за этой ошибки движения ребенка не совпадают с вдохом и выдохом, что неблагоприятно отражается на его дыхании.

Следует помнить, что движения, в которых участвует большое количество групп мышц, например, движения туловищем, надо выполнять медленнее, чем движения для рук и ног.

Физические упражнения только тогда приносят пользу, когда ими занимаются систематически. Родители обязаны ежедневно находить время для занятий физическими упражнениями со своими детьми и тщательно следить за их здоровьем, обращая внимание на внешний вид, настроение и самочувствие ребенка. Неуравновешенность, вялость или повышенная раздражительность детей – все это должно настораживать и заставлять взрослых незамедлительно обращаться за советом к врачу.

В дошкольном возрасте основная задача физических упражнений – совершенствование у детей таких естественных движений, как ходьба, бег, прыжки, метание, движения на равновесие. С возрастом упражнения должны быть сложнее. Движения для детей 3–4 лет в большинстве случаев носят имитационный характер, например: «похлопай в ладони», «бей в барабан», «вырасти большим», «сорви яблоко», «полетай, как бабочка», «достань носки ног», «Ванька-встанька», «кошка сердится», «цапля», «воробышек», «самолет».

Упражнения для детей 5–6 лет уже имеют более сложный характер: «потряси яблоню», «попили дрова», «полетай, как птица», «конькобежец», «лыжник», «лягушка» и др.

Во время выполнения упражнений ребенку следует использовать различные положения тела – стоя, сидя, лежа, на четвереньках, присев и т.д.

Подбирать упражнения нужно таким образом, чтобы при их выполнении двигались все мышечные группы в определенной последовательности: развитие и укрепление мышц плечевого пояса, мышц брюшного пресса и ног, мышц спины и гибкости позвоночника.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.006 с.)