Десять типов телосложения в аюрведической медицине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Десять типов телосложения в аюрведической медицине



Десять типов телосложения в аюрведической медицине

 

"Увы, так видимо всегда бывает в нашем мире
Каждый человек обладает тем, что ему совершенно
не нужно, а тем, что ему необходимо, владеют другие".
Джером Клапка Джером.
"Трое в лодке, не считая собаки".

 

Предварительные сведения.

 

Все народы во все времена замечали, что людей, таких различных внешне, все-таки можно объединить в некоторые группы по телосложению, и что телосложение, психика и поведение человека как-то связаны между собой.
У разных народов были свои наблюдения и свои предрассудки в этом вопросе. Говорят, Юлий Цезарь предпочитал тучных советников, считая, что они более рассудительны и доброжелательны, чем люди тощие и желчные; Цицерон же, напротив, считал сухощавость признаком здоровья. Александр Македонский, испытывая будущих воинов, выбирал тех, кто в минуты опасности краснел, а не бледнел. В эпоху Возрождения считали, что более всех способны обворожить владельцы глаз "серых и светящихся", особенно если "лица их безмятежно-спокойны".
В европейской традиции со времен древнегреческого врача Гиппократа (даты рождения и смерти которого известны приблизительно: 460-370 г.г. до новой эры), бытует представление о четырех темпераментах, популярное и поныне. Все слышали о характерах сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом, и расхожее представление о них таково: сангвиник - румян, упитан и громкоголос; холерик - желт лицом, раздражителен и быстр; флегматик - тучен, рыхл и ко всему равнодушен, а меланхолик - бледен, худощав и томен.
У А.П. Чехова в одном из ранних рассказов - "Темпераменты (по последним выводам науки) ", созданном в самом начале его писательской деятельности, в 1880 году, эти четыре темперамента в приложении к российской действительности шутливо описываются так:
"Сангвиник. Все впечатления действуют на него легко и быстро: отсюда, говорит Гуфеланд, происходит легкомыслие... Грубит учителям, не стрижется, не бреется, носит очки и пачкает стены. Учится скверно, но курсы оканчивает. Когда богат, франтит; будучи убогим, живет по-свински... Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей... Шалопаи, прохвосты и брандахлысты - сангвиники...
Женщина-сангвиник - самая сносная женщина, если она не глупа.
Холерик. Желчен и лицом желто-сер. Нос несколько крив, и глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки в тесной клетке. Раздражителен. За укушение блохи или за укол булавкой готов разорвать на клочки весь свет... Большею частью холостяк, а ежели женат, то запирает жену на замок. Ревнив до чертиков. Шуток не понимает. Все терпеть не может...
Женщина-холерик - черт в юбке, крокодил...
Флегматик. Милый человек (я говорю, разумеется, не про англичанина, а про российского флегматика). Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Ест когда и что угодно... спит по 20 часов в сутки... Женится в 30 лет при помощи дядюшек и тетушек. Самый удобный для женитьбы человек: на все согласен, не ропщет и покладист. Жену величает душенькой. Любит поросеночка с хреном, певчих, все кисленькое и холодок. Бывает болен только тогда, когда его избирают в присяжные заседатели... На службе счастлив.
Женщина-флегматик - это слезливая, пучеглазая, толстая, крупичатая, сдобная немка. Похожа на куль с мукою. Родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей - ее идеал.
Меланхолик. Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. На лбу и около носа морщинки. Рот несколько крив. Зубы черные. Склонен к ипохондрии. Вечно жалуется на боль под ложечкой, колотье в боку и плохое пищеварение. Любимое занятие - стоять перед зеркалом и рассматривать свой вялый язык... Шубу надевает в сентябре, снимает в мае... Божится и клянется, что ничего не пьет... Женится на сиротке...
Женщина-меланхолик - невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена - доводит до отупения, до отчаянья и самоубийства..."
Если от шутливых описаний перейти к научным определениям, то картина вырисовывается следующая: в современной биологии есть понятие о конституции человека. "Конституция" - это комплекс индивидуальных, относительно устойчивых морфологических, физиологических и психических свойств организма, обусловленных наследственностью и интенсивными, длительными влияниями окружающей среды. Общепринятой классификации людей по их конституции в настоящее время нет, хотя все понимают, что поиск связи между психикой, различными физиологическими процессами и конституцией чрезвычайно важен.
"Правильно распознав различные конституциональные типы и поняв их физиологические различия, мы поможем людям благополучно пройти через все превратности жизни" - писал физиолог Бенеке еще в 1881 году. Он был одним из первых, кто применил научные методы при исследовании конституции.
А вот что пишет современный английский биолог профессор Дж. Тэннер: [50] "Мы еще поразительно мало знаем о связи между телосложением и физиологическими функциями. Однако такая связь, несомненно, должна существовать, по крайней мере, между телосложением и эндокринной функцией и метаболизмом... Но вопросы эти все еще совершенно не изучены".
В настоящее время учение о конституции тесно переплелось с генетикой. Существуют две теории относительно возможной связи между телосложением и темпераментом. Одна из них объясняет эту связь действием "тесно сцепленных генов", другая - влиянием среды на ранних этапах развития. Согласно первой теории, гены, контролирующие телосложение, управляют, кроме того, и развитием мозга и эндокринной системы; а уж мозг и эндокринная система определяют темперамент.
Во втором случае считается, что ребенок, с раннего детства достаточно сильный, общаясь с другими детьми, случайно осознает, что он сильнее их и может победить. Это ему нравится, и этого ждут от него другие. Поэтому к данному типу сложения как бы "пришивается" определенный тип поведения.
В какой-то мере, справедливы обе теории; весьма вероятно, что генетическая тенденция реализуется только при наличии соответствующих условий. Но возможно, как считает Дж.Тэннер, что энергия и напористость индивидуумов определенного телосложения такой же врожденный признак, как и инстинктивное поведение животных (например, их сексуальная активность), "только люди более подвержены влиянию культуры".
Ну а что же по этому поводу говорит индо-тибетская традиция?
Подобно европейской традиции, она считает, что телосложение, психические и поведенческие аспекты связаны между собой; связь же эта определяется деятельностью вата-доши, питта-доши и капп-ха-доши. Активность трех дош обязательно сказывается во внешнем облике человека, в его телосложении, психических особенностях и поведении.
Поговорки типа "От плохого семени не жди доброго племени" или "Яблоко от яблоньки недалеко падает" - бытовали задолго до открытия механизмов наследственности. Индо-тибетская традиция твердо утверждала то же самое - особенности телосложения мы получаем по наследству от родителей.
Телосложение зависит от разной активности трех дош в организме субъекта. Крайне редко случается, чтобы все три доши функционировали с одинаковой интенсивностью; гораздо чаще бывает, что какие-то процессы у данного индивидуума выражены более активно, а какие-то - менее. Поведенческие особенности, формы проявления основных инстинктов традиция связывает с полученным по наследству соотношением между тремя дошами, считая, что особенности физиологических процессов определяют и особенности конституции.
Однако интеллектуальные способности не связаны с типом телосложения. История культуры всех народов свидетельствует, что вершины творческие и интеллектуальные достигались людьми всех типов телосложений. С точки зрения индо-тибетской традиции интеллект, как способность к обобщению и логическому умозаключению, есть прирожденное свойство каждого человека и он является только частью того, что именуется сознанием.

Десять типов Пракрити тела.

 

Разобравшись в предыдущих главах с тем, что такое доши, рассмотрим теперь, каким образом эти доши проявляются на уровне целостного организма. В любой клетке тела, в любом органе, во всех тканях идут всегда все три процесса, но у разных людей интенсивность их различна. Есть люди, у которых очень сильно выражена одна какая-нибудь доша. Это непременно сказывается на их телосложении. Например, если у субъекта наиболее активна каппха-доша, то и процессы построения соединительных тканей у него будут идти очень интенсивно. А поскольку соединительная ткань "обволакивает" буквально каждую клетку и хорошо представлена в мышечных и жировых тканях, "тело этого человека будет крупным, мягким, сильным" (Чжуд-ши).
Если же среди дош главенствует вата-доша и в организме процессы движения выражены более, нежели процессы энергетические и структурные, то телосложение в этом случае будет скорее сухощавым. (Традиция считает, что сильнее всего преобладание вата-доши в телосложении проявляется в костных тканях, питта-доши - в крови и мышечных тканях; каппха-доши - в жировых тканях и слизистых оболочках).
Преобладающие доши определяют особенности физиологических реакций, тип телосложения, скорость нервных процессов, наиболее активные реакции манаса и некоторые психологические и поведенческие реакции - формы проявления буддхи.
Это то, что у нас называется конституцией или психосоматическим типом. В индо-тибетской традиции говорят о Пракрити тела, природе тела.
Пракрити тела - тип телосложения, конституцию - мы получаем по наследству. Вероятность того, что нам достанется тип, в котором все три процесса идут с одинаковой интенсивностью, почти равна нулю; люди, у которых от Природы все три доши совершенно равноправны, чрезвычайно редки. Достаточно редко встречаются люди, у которых сильно выражена только одна доша, а две другие проявлены слабо. У подавляющего большинства людей в типе конституции преобладают две доши; третья непременно присутствует, но выражена она гораздо слабее. Определить тип Пракрити тела можно по пульсу, по внешнему виду, с помощью расспросов.
Если говорить языком биологическим, то структура Пракрити нашего тела - это наш генотип. Кроме генотипа, есть еще реальная физическая, социальная и культурная среда, в которой мы росли, и есть условия, в которых мы живем сейчас, ставши взрослыми людьми. Условия же могут быть таковы, что наше телосложение будет отличаться от "чертежа", предусмотренного Природой. В восточной медицине отклонение от наследственной Пракрити считается расстройством и требует коррекции, потому что иначе это приведет к болезням.
О том, как определить у себя наличие отклонений и о способах их коррекции мы поговорим позднее, а сейчас определим "неиспорченные" физиологические типы.
Всего физиологических типов десять.
Три одинарных - это люди, у которых преобладает, сильно выражена только одна доша: вата-доша, питта-доша или каппха-доша. Это некая абстракция - чистые одинарные типы чрезвычайно редки, физиологически это почти невозможно, но чтобы понять, как могут проявиться доши в телосложении и психических особенностях, удобно рассмотреть их воздействие по отдельности.
Один тип - тройной. Это редкие люди, у которых все три доши выражены равно интенсивно. В Тибете считают, что таким телосложением обладал Будда.
Шесть типов двойных, то есть в конституции этих людей ярко выражены две доши. Но поскольку вариант, когда обе доши выражены с одинаковой интенсивностью, тоже достаточно редок, то все-таки и в этих типах одна доша выражена весьма определенно, другая - несколько слабее. Поэтому в книге Д.Чопры "Идеальное здоровье", например, рассмотрено 6 двойных типов, а не три, как в "Чжуд-ши", где только оговорено, что в двойном типе представлены признаки сразу двух дош. Вопрос этот, конечно, количественно не решен. С какого момента начинается "преобладание"? Сколько признаков должно присутствовать, чтобы мы решили, что это тип вата-питта, а не питта-вата? Здесь большое поле для исследований.
Вот рисунок, который иллюстрирует вышесказанное. На нем в рамочках указаны физиологические типы с преобладанием одной доши, между ними даны типы с преобладанием двух дош; тип, в котором равно проявлены все три доши, помещен в центре.
Три одинарные типа Пракрити и один тройной тип, обведенные на рисунке рамочками, встречаются крайне редко. В основном, распространены двойные типы, указанные на рисунке без рамки. Следует отметить, что в двойных типах свойства дош ни в коем случае не взаимоуничтожаются. В телосложении двойного типа проявляются свойства обеих дош. Например, у субъекта типа вата-питта проявлением вата-доши могут быть длинные ноги и широко поставленные глаза, а проявлением питта-доши - отличное пищеварение и яркий румянец на щеках. У субъекта же питта-вата проявлением питта-доши могут быть пропорциональное телосложение и веснушки на лице, а проявлением вата-доши - быстрая речь и неуемный энтузиазм.
В последующем изложении, приводя конституциональные характеристики десяти типов Пракрити, будем для краткости называть их: "тип вата, тип питта, тип каппха". И даже совсем коротко, слегка панибратски - "вата, питта, каппха", предполагая, что читатель помнит, что корректно это означает: "тип конституции, в котором преобладают процессы, определяемые вата-дошей (или питта-дошей, каппха-дошей)". Или, вместо того, чтобы написать: "тип конституции, в котором наиболее интенсивны процессы, определяемые вата-дошей, и несколько слабее выражены процессы, определяемые питта-дошей", кратко скажем: "тип вата-питта", или просто - "вата-питта". Но если речь идет не о типе конституции, а о физиологическом процессе, мы по-прежнему будем говорить о вата-доше, питта-доше, каппха-доше.
Следует еще добавить, что приведенные ниже характеристики трех одинарных типов конституции - это не характеристики, подобные астрологическим. Это признаки, которыми в конституции субъекта свидетельствуют о себе определенные физиологические процессы. Это признаки вата-доши, питта-доши и каппха-доши, проявленные во внешнем облике и психических особенностях человека, это та форма, в которую отливается интимная физиологическая жизнь тела.
Практически любой человек, определяя тип своей конституции, найдет у себя несколько признаков каждого типа. В "Приложении 2" в конце этой части приводятся тесты, которые, могут помочь вам определить тип своей конституции более тщательно.
Приведенные далее описания одинарных типов телосложения не следует воспринимать так же, как мы воспринимаем ботаническое описание какого-либо растения. Совершенно чистых одинарных типов практически не существует; это физиологически невозможно. Вряд ли можно найти человека, у которого встречаются все перечисленные признаки - и никаких других. Описания одинарных типов - это скорее перечисление тех особенностей телосложения, психики и поведения, которые определяются данной дошей. В конституции каждого реального человека обязательно проявятся качества и других дош. Но интенсивность деятельности какой-то одной доши все-таки будет больше, и поэтому его условно можно отнести к типу с одинарной дошей в Пракрити тела.
Рассматривая классификацию типов телосложения, принятую в индо-тибетской медицине, будем придерживаться следующего порядка:
1. Особенности телосложения.
Понятие "телосложение" *уже, чем понятие "конституция", поскольку включает в себя, так сказать, чисто геометрические характеристики тела. Их мы обычно достаточно хорошо оцениваем визуально, но существуют и измерительные методы. Под телосложением при описании индо-тибетских типов конституции условимся понимать, прежде всего, особенности костных тканей, которые сказываются на геометрических пропорциях тела, а затем - развитость мышечной и жировой ткани. Вес субъекта и его способность переносить физические нагрузки также рассматриваются в этом разделе, поскольку они зависят от состояния костной, мышечной и жировой тканей. В этом же разделе описываются особенности кожного покрова, иногда - волос, или некоторые "особые приметы".
2. Особенности пищеварения.
3. Особенности органов чувств и манаса. Сон.
4. Особенности буддхи, связанные с преобладающими дошами. (Это описание носит, скорее, характер психологической характеристики.
5. Причины расстройств данного типа Пракрити.
6. Рекомендации. Указываются необходимые меры предосторожности для сохранения здоровья данного физиологического типа.
Прочитав описания десяти типов конституции (или заполнив таблицы и анкеты, приведенные в Приложении 2), можно определить тип Пракрити своего тела, но чтобы свободнее ориентироваться в материале, попробуем оценить не только тип Пракрити близких нам людей, но даже людей незнакомых, просто встречных прохожих. Очень скоро приобретается почти автоматическая привычка определять физиологический тип собеседника и при этом не раз приятно удивляться, наблюдая, как совпадают его психические проявления с его врожденной Пракрити.
Разумеется, внешне оценивая другого человека, не расспрашивая его и не обладая экстрасенсорными способностями, мы не сможем ничего узнать ни о качествах его пищеварения и сна, ни о свойствах его долговременной памяти. Но внешний вид, зубы, волосы, кожу, окрас, качество здоровья, некоторые проявления психики - все мы оцениваем мгновенно.
Хотя приведенные описания апеллируют только к опыту и навыкам, которые и так уже есть у читателя, тем не менее, они помогают эти навыки удобно классифицировать. Во все живые системы "встроено" умение оценивать встретившееся живое существо своего и чужого вида, без такого умения невозможно выжить. У человека это умение манаса очень высокого качества, и хорошие психологи, диагносты, экстрасенсы и гадалки неоднократно демонстрировали фантастические чудеса распознавания. Индо- тибетская классификация только придает этим наблюдениям манаса удобную для сознания (буддхи) форму.

 

Тип питта.

"Люди с конституцией желчи
подвержены жажде и голоду, ум (у них) острый,
они тщеславны, потеют и пахнут.
Богатство и тело у них посредственны,
Склонны к сладкому, горькому,
терпкому, жгучему, прохладному."
"Чжуд-ши", Тантра объяснений.

 

У людей этого типа преобладает питта-доша - комбинация стихий воды и огня. Энергия - вот основное качество этой доши, кровь и мышечные ткани - вот область, где проявляется ее преобладание в конституциональном типе. Люди такого сложения активны и деятельны, их эмоциональная и интеллектуальная сферы более обогащены раджасными свойствами, чем у остальных. Индусы говорят: "Питта - воинственна".

 

1. Телосложение
Телосложение нормальное. К телосложению типа питта вполне применим этот термин. Каким бы ни был рост у питты, он впишется в квадрат Леонардо - телосложение его будет пропорциональным, мускулатура - нормально развитой, о таких людях даже в милицейских протоколах пишут "Телосложение правильное, без особенностей". И лица у них тоже правильные, часто миловидные.
Легкая промышленность, разрабатывая стандарты готовой одежды, ориентируется на пропорциональное телосложение питт.
У мужчин-питт достаточно развитая мускулатура, женщины имеют приятно округлые формы. Вес питты сохраняют очень легко, у многих из них колебания веса составляют всего несколько килограммов в течение десятилетий. В покое и комфортной обстановке они могут немного пополнеть, но сбрасывают "лишнее" очень легко, возвращаясь к привычному ритму жизни.
В молодости глаза у питт блестящие, зрение острое, при напряжении или утомлении белки глаз легко краснеют. Все те замечательные правила, которые нам советуют соблюдать при чтении книг, работе с компьютерами и другими занятиями, требующими напряжения глаз, прежде всего, должны соблюдаться питтами: при утомлении зрение у них быстро портится.
Кожа у них мягкая, теплая, часто смуглая. Они обычно имеют хороший цвет лица, румяны и легко краснеют, но у них чаще других на лице встречаются веснушки, родинки, пятна; их кожа подвержена раздражениям, сыпям, воспалениям, прыщам, фурункулам.
Из-за чувствительности кожи питты не любят колючих, шершавых тканей, порой привередливы в одежде и раздражительны, когда вспотеют. А к потливости они весьма склонны, к тому же вообще сильно пахнут и иногда отекают.
Руки и ноги у них теплые.
Волосы бывают тонкими и ломкими, очень часто появляется ранняя седина, у мужчин - раннее облысение.
Движения и жесты у питт, как правило, энергичные, они ловки, походка у них уверенная, как и манера поведения,
Речь у них тоже энергичная и уверенная; питты отлично отдают приказы и любят приказной способ общения, но умеют быть и убедительными. Артикуляция, как правило, четкая; свои мысли умеют излагать хорошо и внятно.
Склонны занимать определенную позицию, умеют отстаивать ее, в жизни стараются руководствоваться определенными правилами и нормами.
Сила и выносливость у них средние. Но все питты соревновательны, азартны и настойчивы, им не нравится уступать и проигрывать, поэтому более других они рискуют переутомлением. У большинства из них это связано с работой: любящие во что бы то ни стало добиваться своего, они чаще других типов становятся трудоголи-ками, людьми, для которых ежедневная работа необходима так же, как наркоману - наркотик, а алкоголику - спиртное.

2. Пищеварение
Пищеварение у питт прекрасное и отличный аппетит. Они знают, что такое сильная жажда. В зрелые годы любят говорить, что в молодости могли съесть и переварить, что угодно, хоть гвозди. Пропуская или откладывая прием пищи, впадают в раздражение, и даже гнев.
Нерегулярное питание людям этого типа почти не грозит: голодная и раздраженная питта непременно раздобудет себе еду.
Пищу они предпочитают острую, со жгучими приправами, соленую: именно такая пища стимулирует пищеварение, отлично работающее у них и без этой стимуляции. Пищевые пристрастия такого рода обычно кончаются для питт плохо - изжогой, гастритами... В сочетании с азартной работой, постоянным напряжением и раздражительностью подобное питание может привести и к язве желудка. При этом типе пищеварения чаще бывают поносы, чем запоры.

3. Органы чувств, сон.
Питта-доша - это сочетание стихий огня и воды. Среди органов чувств со стихией огня традиция связывает зрение, со стихией воды - чувство вкуса. Для питт зрение - основной инструмент для постижения мира. Они чувствительны к краскам и формам, умеют оценить живопись, скульптуру и архитектуру, драгоценности, наряды, цветы... Из них получаются превосходные дизайнеры. Яркий свет утомляет и раздражает их, голубое и зеленое действуют успокоительно.
Вкусовые ощущения у питт также хорошо развиты, хотя пристрастие к острой, жгучей и соленой пище не позволяет им проявиться со всей тонкостью; питты редко бывают гурманами, но они всегда готовы по достоинству оценить хорошо приготовленное блюдо.
Сон крепкий, спят они около 8 часов, засыпают и просыпаются легко. Однако могут ночью проснуться оттого, что им жарко, или душно, от чувства голода или жажды. Бессонницей страдают только при сильном переутомлении.

 

4. Особенности буддхи.


Питты умеют сосредоточиться, легко схватывают суть проблемы, бывают очень остроумны. У них почти врожденная склонность к порядку и аккуратности. Если малыш - будущая питта, то он легко научится аккуратно расставлять игрушки, вешать на стульчик свою одежду и будет делать это с удовольствием.
Питты умеют все распределить правильно: деньги, время, энергию, силу. Знания их систематичны, отчетливы, формулировки ясны; память, как правило, хорошая; питты бывают даже педантичны.
Решения у них продуманны, очень часто остроумны, но могут быть и крайне рискованными - врожденная азартность подводит питт, нередко сводя на нет все их энергичные и расчетливые усилия.
Остроумные, дерзкие, прямые, любящие поспорить и обязательно победить в споре или состязании - питты любят опасности и риск, благодаря ним в мире существуют авантюры, приключения и подвиги. Питты предприимчивы, активны; и рискуя, совершая очень дерзкие и порой опасные поступки, они вовсе не испытывают дискомфорта, но напротив - живут во всей полноте.
В норме - питта испытывает теплые и пылкие чувства, любовь их горяча и ярка, обычно они довольны жизнью, веселы, искренни и смелы. И вместе с тем у этих людей врожденное стремление к организации, лидерству, контролю ситуации. Любят жить по часам, не бросают времени на ветер, умеют контролировать ситуацию.
Они почти всегда честолюбивы, даже властолюбивы. Любят пылко и ревниво. С людьми часто бывают резки, задиристы и этим отталкивают от себя. На проявления враждебности, ненависти, ревности или нетерпения реагируют очень сильно. К себе и окружающим требовательны, обязательны, у них острое чувство чести, долга.
Русская литература прошлого века любила людей такого типа и многократно описывала их. Тип питта - тип воина, по-видимому, очень распространенный среди русского офицерства. Лихой гусар, вояка, человек чести, пылкий любовник... Вот Денис Давыдов, как он описан у Л. Толстого в "Войне и мире" под именем Васьки Денисова во время первых сражений с Наполеоном в 1805 году:
" - Вели ты им, чертям, дьяволам, дать дорогу, - кричал Денисов, видимо находясь в припадке горячности, блестя и поводя своими черными, как уголь, глазами в воспаленных белках и махая не вынутою из ножен саблей, которую он держал такою же красною, как и лицо, голою маленькой рукой..."
И этот же Денисов внезапно и пылко влюбится в юную совсем Наташу, а в 1812 году организует одним из первых партизанский отряд.

 

5. Причины расстройств, рекомендации.

У людей типа питты, особенно в зрелые годы, очень устойчивая энергетика: холод и ветер они переносят легко. Большинство питт любит прохладу осени, это очень комфортное время для них, оно приводит питта-дошу в равновесие и бодрит.
А вот жары питты не любят, на жаре они быстро устают; еще хуже они переносят жару и влажность. В пустыне им плохо, но все-таки лучше, чем в тропиках.
Люди питта достаточно выносливы, но от чрезмерных физических усилий, из-за жары, от постоянного гнева и других эмоций тамастично-раджасного плана питта -доша может расстроиться. Кроме того, люди этого типа чрезвычайно чувствительны к токсинам:
они очень плохо переносят плохую воду, несвежую пищу, грязный воздух. Для них особенно вредны сигареты и табачный дым, алкоголь и наркотики.
Пристрастие к острой, соленой, жгучей пище и алкоголь усиливают раздражительность питты. Длительные злоупотребления такого рода могуг сокрушить и их отличное пищеварение, а вслед за ним - и здоровье.
При расстройстве питта начинает отпускать резкие критические замечания, раздражаться и падать в гнев и даже ярость по всякому пустяку. Она проявляет нетерпеливость и нетерпимость, требовательность ее переходит всякие границы, появляются тиранические замашки. Педантичность становится маниакальной, мягкий юмор сменяется злобной саркастичностью, остроумие становится циничным. Ревность становится опасной для окружающих; тщеславие, стремление к лидерству, жажда власти вылезают из всяких разумных рамок. Появляется жестокость, склонность к тирании, безапелляционность суждений; появляется диктатор - фигура, хорошо знакомая всем как в масштабах семьи, так и в масштабах государства, многократно описанная в художественной и публицистической литературе.
Проблема отдыха и релаксации энергичной и деятельной питты - очень важна. Питта, которая научилась отдыхать и отрешаться от гнева, сохраняет здоровье и бодрость долгие годы.
В Индии воинов называли кшатриями. Описания обязанностей кшатриев в "Бхагавадгите" и ныне вполне понятны любому военному человеку. Недаром "Бхагавадгита", главное действующее лицо которой воин Арджуна, размышляющий перед началом битвы о зле войны, пользовалась такой известностью в дворянской России со времен Екатерины.
В Индии, как и в России, среди кшатриев чаще фигурировал тип питта, питта-каппха, питта-вата. Путь духовного развития для кшатриев имел свои особенности и включал некоторые военные искусства, особые виды борьбы.
Самым большим камнем преткновения при духовном развитии для людей такого склада является их жажда лидерства, желание невероятных свершений и признания заслуг.

Тип каппха.

 

" У людей с конституцией слизи - прохладное тело,
суставы и кости не выделяются, он и мясисты и белы,
формы округлы.
Голод, жажду, страдания переносят легко,
тела у них крупные, живут долго, богато.
Сон у них крепкий. Они широки душой,
имеют от природы хороший нрав""
Чжуд-ши". Тантра объяснений.

 

Этот тип телосложения часто встречается среди славян и жителей скандинавских стран. Каппха-доша, преобладающая доша в этом типе, есть комбинация стихий земли и воды. Это тяжелая, холодная и устойчивая доша, обеспечивает ее обладателю физическую выносливость и крепость, но в области эмоций она тяготеет к гуне тамас. В конституции проявляет себя более всего в жировых тканях. Из органов чувств у людей такого типа особенно развиты обоняние и вкус, иногда чрезвычайно чувствительные и тонкие и потому - уязвимые: простуженная каппха с насморком теряет больше впечатлений о мире, чем простуженная питта.

 

1. Телосложение.
В главе 6, посвященной описанию каппха-доши, уже говорилось о том, что более всего каппха-доша представлена в области грудной клетки. У людей типа каппха, как правило, широкая грудная клетка и широкие плечи, а вот щиколотки и запястья часто бывают изящно-тонки, особенно у женщин. Рост у каппх может быть любой, но корпус всегда массивный, крупный. Про таких людей говорят: дородный.
Мускулатура у мужчин не очень выражена, не так картинно-рельефна, как у питт, но физическая сила их велика. Это же относится и к женщинам. "Коня на скаку остановит" скорее женщина-каппха, чем женщина-питта или женщина-вата.
У людей этого типа часто большие влажные глаза. У жечщин - полное, чуть круглое лицо эпохи Ренессанса. Руки и ноги в норме теплые. Волосы и кожа - мягкие. Цвет лица яркий; в молодости лицо женщины-каппхи, если она здорова, ярко-белое с легким нежно-розовым румянцем.
В весе каппхи прибавляют чрезвычайно легко, иногда кажется, что им достаточно посмотреть на еду, чтобы прибавить пару килограммов; жир откладывается, в основном, на бедрах и ягодицах. Сбрасывают вес они с большим трудом, но уж очень тучными становятся только, если равновесие каппха-доши нарушено. Если же она в норме, той самой норме, которая предусмотрена Природой, то они просто массивны, дородны, но не тучны или жирны.
Попытки женщин такого телосложения обрести пропорции, свойственные женщинам типа вата или питта, не просто бесполезны - они опасны. Имея крупный корпус и врожденную тенденцию организма создавать соединительные ткани, добиться изящной худобы можно только одним способом - совершенно расстроив каппха-дошу, приведя себя в состояние крайнего истощения, пред-болезни.
Из трех одинарных типов телосложения в индо-тибетской медицине лучшим считается телосложение типа каппха, поскольку их обладатели сильны и выносливы. Это давало (и дает!) им преимущество в суровых условиях жизни, где преобладает физический труд; по-видимому, с этим же обстоятельством связано и утверждение, что люди такого телосложения - долгоживущи.
Движения каппх обычно медлительны, но это вовсе не исключает стремительного и сильного броска. Вообще же движения их легки, плавны и по-своему очень красивы. В народных русских танцах видна эта спокойная, терпеливая, уверенная в себе красота - сила. Она заметна и в русской храмовой архитектуре; она вообще присуща России, с ее медленно текущими реками, холмистыми равнинами, мощными борами... И в русских женщинах часто встречается эта статность и спокойная, лебединая плавность движений. Именно об этом типе женщин писал Николай Гумилев:
"Я красавиц таких, лебедей
С белизною такою молочной,
Не встречал никогда и нигде -
Ни в заморской стране, Ни в восточной".
Едят и говорят каппхи медленно, иногда нарочито медленно. В них развито стремление к физическому усилию, к физическому труду. Они сильны и исключительно выносливы, их редко одолевает усталость.

2. Пищеварение
Пищеварение у каппх медленное, встречается пониженная кислотность желудка, аппетит в норме небольшой. Каппхи могут позволить себе обходиться без завтрака.
Никто не получает такого эмоционального наслаждения от еды, как каппха. Они бывают истинными гурманами и отличными поварами, поскольку имеют прекрасное обоняние, ценят тонкие вкусовые ощущения и обладают врожденным умением выбирать нужную для себя пищу. Если каппхи не "перехватывают" между завтраком, обедом и ужином, и не злоупотребляют сладким, пищеварение у них долго сохраняется нормальным.

 

3. Органы чувств, сон.
Более всего каппхи познают мир через вкус и запах. Обоняние и чувство вкуса - их главные рецепторы, и они умеют ими пользоваться. Пока эти "датчики" в порядке, каппха бывает здорова, потому что может пользоваться своей удивительной способностью - умением выбирать подходящую пищу.
Спят каппхи замечательно. Сон их глубок и продолжителен. Каппхе нужно более 8 часов, чтобы выспаться. Страдают они не бессонницей, а пересыпанием. Просыпаются долго, любят полежать в постели, потом выпить чашечку кофе... Чтобы "придти в себя", окончательно проснуться, каппхе нужно время. Прилив сил они испытывают вечером, поэтому, если позволяют обстоятельства, ложатся и встают поздно.

4. Особенности буддхи.
Здоровые каппхи - отличные партнеры. Они нежны, терпимы, довольствуются малым и стараются сохранить status quo. Они словно окружены атмосферой спокойствия, умиротворения и защищенности; они спокойны и устойчивы - это очень действует на окружающих. Здоровая каппха бывает деятельной,
К людям каппхи относятся с теплой симпатией, умеют прощать и быть снисходительными и нетребовательными. В обращении они просты. Самооценка у них высокая и мнение окружающих для них менее важно, чем для людей других типов.
Все каппхи запасливы. Они умеют запасать деньги, пожитки, еду, жир в теле, слова, энергию. Когда каппха в норме, процесс запасания очень продуман и целесообразен.
Человеческий мир без каппх был бы слишком взбалмошным и неустойчивым. "Земля - всему опора", - говорят в Индии. Устойчивость, доброта, терпение и сила каппх - это опора и надежда для всех.
В русской и мировой литературе каппх очень много, и очень точно подмечены разные симптомы расстроенной каппха-доши. Классическим образом здоровой каппхи можно считать Пьера Безухова (из романа Л.Н.Толстого "Война и мир"), в тот период его жизни, когда он был освобожден из французского плена и вернулся домой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.49 (0.026 с.)