Обучение движению ребенка, подростка и взрослого человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение движению ребенка, подростка и взрослого человека



«Жизнь — это движение». В наше время, когда мы так мало двигаемся, следует все время помнить об этом. Но как же определяется движение, как оно возни­кает, как ему научиться, как его приме­нять на практике? Двигательное поведе­ние очень индивидуально. Каждый чело­век двигается по-своему, у него есть свои, только для него характерные дви­жения. Они зависят от общего строения тела, от его конституции, от самой лич­ности. Движением управляет человечес­кий мозг. Такие образцы движения как, например, ходьба, положение стоя, сидя или прыжки как бы хранятся в нашем мозге и по мере необходимости реали­зуются автоматически. Вплоть до рожде­ния в мозге ребенка созревают клетки, число которых увеличивается делением. После рождения деление клеток прекра­щается, и тогда начинается процесс обу­чения. Отдельные клетки соединяются между собой синапсами. Так складыва­ется упорядоченная сеть путей и связей.

Такие сети включают в себя также инди­видуальный запас образцов движения. С началом полового созревания в организ­ме выделяется гормон, который делает невозможным дальнейшее установление связей между клетками. Это означает, что новые пути больше не могут быть проложены. Вот почему детство играет определяющую роль для всех сфер жиз­ни. Чтобы нагляднее представить себе этот процесс, я часто сравниваю мозг с планом города (рис. 1.1).

К моменту рождения человека в его голо­ве уже существует множество отдельных


«домов», а потом приходит время прокла­дывать между ними «улицы». Так склады­вается целая сеть коммуникаций. Если, например, нам надо добраться от пункта А в пункт Б, то сразу прокладывается пря­мой путь от А к Б, который теперь навсег­да связывает эти пункты. Таким способом дети спонтанно осваивают сложные ком­плексы движений. Взрослый же человек должен сначала поискать прямую дорогу от пункта А к пункту Б в своем «городе», существующем в голове. И если такого пути нет, то, возможно, ему удастся найти путь от пункта А к пункту Б через пункт В.

Это означает, что у взрослого человека новое движение складывается только из уже заложенных в сознании, т. е. знако­мых ему элементов движения. Он не мо­жет больше прокладывать новые пути в своем «городе». При этом он зависит от того, насколько развита сложившаяся сеть коммуникаций и насколько хорошо



он в ней ориентируется, потому что очень часто случается, что уже сложившиеся прямые пути как бы забыты, заброшены, и тогда приходится «ехать в объезд», что совершенно не нужно. Эта картинка объясняет нам, почему взрослый чело­век, когда-то уже выполнявший некое движение, не может его повторить. Най­денный обходной путь должен быть про­ложен основательно, он должен быть хо­рошо «наезжен», чтобы потом его можно было бы найти и «во сне». Вот почему взрослый должен тренировать и заучи­вать новые движения.

Нервные пути мозга передают сигнал невероятно быстро. Поэтому и обходной путь может быть использован без поте­ри времени. Но в профессиональном спорте большинство спортсменов при­общены к нему уже с раннего детства, а те немногие звезды, которые начали за­ниматься спортом позже, все равно, так или иначе, смогли приобрести опыт раз­нообразных движений еще в детстве.

Пути, проложенные в мозге, но не ис­пользовавшиеся долгое время, могут прийти в запустение, стать непроходи­мыми, и им может потребоваться своего рода обновление или чистка. Чем мень­ше взрослые тренируют разнообразные движения, тем больше становится таких «заброшенных» путей. Как следствие этого у человека появляются проблемы с осанкой и несогласованность двига­тельного поведения — болезнь нашей цивилизации. Возвращение этих забро­шенных путей к жизни, их «расчистка» — это напряженный труд, требующий боль­ших физических и временных затрат.

Даже если вы занимаетесь верховой ез­дой не с самого детства, все же не стоит расценивать свой случай как безнадеж­ный и закрывать книгу на этом месте.

Верховая езда — это вид спорта, осно­ванный на множестве разнообразных движений, знакомых нам с раннего дет­ства. Так, в иппотерапии шаг лошади ис­пользуется именно потому, что движения ее спины как бы передает корпусу всад­ника образ обычной ходьбы. Движения лошади имеют очень много общего с ходьбой человека. Сами движения и не­обходимые реакции в корпусе всадника в обоих случаях почти идентичны. В этом заключается одна из причин большой оздоровительной ценности верховой езды. И даже тот, кто начал заниматься конным спортом в более позднем возра­сте, может стать хорошим всадником.

В движении выражается вся личность человека. Состояние нашего внутренне­го «я» решающим образом влияет на ха­рактер движения. Когда дела идут хоро­шо, то мы держимся совсем иначе, не­жели в моменты душевного кризиса. Правильная осанка, прямая и свободная походка всегда служат для нас знаком внутренней уверенности и душевного равновесия. Сгорбленный, поникший че­ловек, втягивает голову в плечи и прячет от всего окружающего мира не только свою голову, но и свою личность.

Страх, стрессы, монотонность и хаотич­ность, а также перенапряжение сил и сбой координации всегда были врагами двигательного обучения. Страх блокиру­ет движение. При испуге немедленно проявляются защитные рефлексы: чело­век зажимается, вскидывает руки, сгиба­ется пополам (а в крайних ситуациях при­нимает даже положение эмбриона). В стрессовой ситуации возможны только автоматические реакции, и тонкая на­стройка движений, которая будет адек­ватна реальной ситуации, становится невозможной. Так, при езде верхом в со-



стоянии стресса невозможно адекватное реагирование на конкретную ситуацию, и ни о какой тренировке новых движений не может быть и речи. Например, всад­ник, находящийся в стрессовом состоя­нии, выполнит одержку жестко и грубо и не сможет уловить тонкие сигналы, по­ступающие от лошади, учитывать кото­рые просто необходимо для дозирова­ния и согласования средств управления.

Монотонность, застывшая рутина, тупое повторение и, наконец, просто скука ме­шают прогрессу в обучении, так как успеш­ная тренировка неразрывно связана с ра­достью новых переживаний и получением нового опыта. Прямой и столь же бесплод­ной противоположностью этому является хаотичное обучение, когда отличить новое от уже известного становится просто не­возможно. Действительно успешное обу­чение продвигается вперед небольшими шагами, балансируя по острой кромке между монотонностью и хаосом.

Когда в обучение вводятся какие-то но­вые элементы или изменения, то все ос­тальные основные предпосылки должны оставаться прежними. На новой лошади нужно сначала повторить прежние уро­ки. Незнакомые упражнения следует ос­ваивать постепенно, постепенно увели­чивая уровень сложности. Например, одержка сначала выполняется на опре­деленном отрезке длинной стенки, затем на определенной требуемой точке и только после этого без ориентации на разметку в точке Х. Перенапряжение сил или координации чаще всего является следствием неправильной постановки цели. Однако ложные цели часто ставит не тренер, а сам ученик.

Общая модель развития двигательного поведения позволяет сформулировать три четких принципа процесса обучения:


от корпуса к конечностям;

1) от грубой формы к совершенной;

Через движение к осанке.

Корпус необходимо развить раньше ко­нечностей, так как он должен обеспе­чить для них стабильную опору. Ма­ленький ребенок учится сначала опи­раться на плечи, затем на локти, а толь-ко потом уже на руки. И только тогда, когда он делает это уверенно, он начи­нает осваивать хватательные движения пальцами. Целенаправленные движе­ния конечностей возможны только тог­да, когда корпус находится в стабиль­ном положении, следовательно: от кор­пуса к конечностям.

Поначалу движения получаются несколь­ко размашистыми и выполняются с боль­шими физическими затратами, чем это необходимо. Затем движения оптимизи­руются и осуществляются более эконом­но, с минимальной затратой сил, иначе говоря: от грубой формы движения к бо­лее совершенной.

В новой позиции сначала необходимо освоить само движение, а уже только после этого можно обрести координа­цию в осанке. Прежде чем встать на ноги и обрести равновесие, ребенок, стоящий на четвереньках, будет шататься и рас­качиваться. Сначала он учится ходить и только потом — спокойно стоять, следо­вательно: через движение к осанке.

Если вы хотите ездить верхом, то должны действовать согласно этим принципам. Прежде чем научиться контролировать положение своих конечностей, необходи­мо добиться стабильного положения кор­пуса. Требовать от всадника правильного положения рук и ног (каблук вниз) сразу на первых занятиях совершенно бес­смысленно! Помните: от корпуса к конеч­ностям! Тот, кто хочет с первого раза ов-

 

 



ладеть более развитыми, тонкими фор­мами движения, ставит перед собой за­ведомо невыполнимые цели. Сначала следует освоить более грубые, «черно­вые» формы движения, а потом уже шаг за шагом отрабатывать и оттачивать их, постепенно достигая совершенства.

Чуткое балансирование и кажущаяся спокойной посадка достигаются усиле­нием двигательной активности. Неуве­ренная и неспокойная посадка, типичная для начинающего, — это не ошибка, а первый шаг на пути обретения равнове­сия в движении: от движения к осанке.

Здесь весьма полезным является полу­чение точного представления о соверша­емом движении. Для того чтобы вырабо­тать собственное внутреннее представ­ление о формах движения, необходимо внимательно понаблюдать за хорошими всадниками. Ребенок может непроиз­вольно скопировать любое новое движе­ние. Например, он видит, как другой ре­бенок бежит трусцой, а потом и сам мо­жет легко повторить это, причем никто не показывал ему отдельные элементы и не объяснял, как это делается. Взрослому же нужно и то и другое, и образ движе­ния, и его объяснение. Процесс обучения взрослого человека гораздо более осоз­нанный, каждое новое движение он сна­чала прокручивает в голове. Взрослому требуется больше детальных объясне­ний. Каждое новое движение должно быть сначала разделено на этапы и толь­ко потом вновь сведено воедино. Очень важно иметь завершенный образ пра­вильного движения, чтобы отдельные его элементы складывались и соединялись между собой в правильном порядке.

Вот типичный пример: новичка впервые отпускают с корды, и он должен отраба­тывать езду шагом. Взрослый сейчас же спросит: «Как мне заставить лошадь сдви­нуться с места и как ею управлять?» А так как он еще не умеет согласовывать свои движения с движениями лошади, техни­ческие разъяснения, естественно, не по­могут ему сразу, и он придет в замеша­тельство. Начинающий всадник должен попробовать вжиться в ситуацию, как бы распробовать ее сам, доверившись при этом движениям лошади. Дети в этой си­туации имеют определенное преимуще­ство. Ведь они считают лошадь своим другом и потому доверяются ей с боль­шей непосредственностью, чем взрос­лые. Они гораздо более открыты и гото­вы учиться движениям у лошади. Поэто­му я советую начинающим всадникам всегда оставаться немного ребенком, на­учиться отключать мысли о технической стороне движения, открыться и доверить­ся новому переживанию, новому опыту.

Итак, мы видим, что обучение движению проходит не только на практике, но в зна­чительной степени в сознании всадника. В спорте это называется ментальным тре­нингом. Ментальный тренинг заключает­ся в сознательном, планомерном повторе­нии в уме всего процесса движения с мак­симальной внутренней отдачей. Это опре­деление содержит определенный объем информации в свернутом виде. Движение продумывается точнейшим образом, вновь и вновь проигрывается в уме. При этом оно оптимизируется, на него выра­батывается позитивная установка. Более ясным становятся сам процесс движения, условия его результативности, а, значит, его смысл и целесообразность. Когда всадник осознает необходимость прямо сидеть в седле, он будет больше стремить­ся к этому. Кстати, ментальная подготовка особенно важна именно в профессиональ­ном спорте, так как стресс, страх, довле­ющая установка на результативность мо-




гут вызвать у всадника сильную внутрен­нюю или внешнюю блокировку, и он про­сто не сможет показать, на что он спосо­бен. В этом случае ментальный тренинг очень полезен.

1.2.

Программа обучения всадника

Ни в одном другом вопросе нет такой нео­пределенности и расхождения взглядов как в вопросе о том, какими должны быть этапы обучения верховой езде. Чему учить в первую очередь, а что в этом процессе имеет второстепенное значение? На что обращать особое внимание? Начинать обучение верховой езде со стременами или без них? Надо ли начинать с облегчен­ной посадки или сразу с выездковой? На все эти вопросы существует множество разных ответов. Различие индивидуальных мнений проявляется при проведении ква­лификационных соревнований по верхо­вой езде для молодых всадников. Очень важно рассматривать поведение начина­ющего всадника не как совокупность оши­бок (кивающая в такт движениям лошади голова, неправильное положение ног, «зак­рытые», т.е. лежащие плашмя на холке руки), а как езду начинающего, которому на пути обучения что-то стало уже под силу, а что-то осталось пока недоступным. Для успешного занятия важно, чтобы тренер видел, какой следующий шаг способен освоить ученик. Во всех прочих видах спорта обучение построено таким обра­зом, что оно делится на четкие этапы, и каждый следующий шаг основан на преды­дущем. Обучение верховой езде, которая является комплексным видом спорта, свя­зано с особыми трудностями. В этой об­ласти успех зависит не только от всадника, но и от его окружения и особенно от лошади. Обучение верховой езде нельзя втиснуть в одну четкую схему. Просто не­возможно дать определенный ответ на так часто задаваемые родителями детей или самими начинающими взрослыми вопро­сы: «Сколько потребуется уроков на кор­де, чтобы начать ездить самостоятельно?» или: «За сколько уроков можно научиться ездить верхом?».

Школа верховой езды — это не автошко­ла, где для получения водительских прав обязателен некий минимум занятий, и ученики соревнуются за их сокращение. В верховой езде важную роль играют сама ситуация и лошадь. И ранний переход к работе без корды, т.е. к самостоятельной езде, не всегда оказывается полезным. Ученики, которые долго вырабатыват пра­вильную посадку на корде, впоследствии часто добиваются больших успехов, так как им не приходится учиться справлять­ся со всеми требованиями одновремен­но. Не случайно венская школа верховой езды, выпускники которой так славятся великолепной посадкой, проводит на­чальное обучение всадников в течение многих месяцев исключительно на корде.

Но в то же время с точки зрения психоло­гии самостоятельная езда без корды так­же оказывается весьма эффективной, так как дает начинающим очень сильный сти­мул. Взвесить все эти «за» и «против» — вот сложная задача тренера. Научить ездить верхом по какой-то застывшей методике невозможно. И все же существуют крите­рии, по которым можно определить пер­востепенные и второстепенные задачи. Теория верховой езды выделяет такие комплексные элементы, как посадка, при­менение средств управления, развитие чувства лошади и результативность вер­ховой езды. Читателям этой книги я хочу



представить именно этот путь обучения, причем эти сложные комплексы я разбила на отдельные подразделы. Процесс обуче­ния всадника верховой езде можно срав­нить с некой схемой или последователь­ностью тренировки и обучения лошади.

Контакт

Достижение контакта с лошадью служит важнейшей предпосылкой для обучения верховой езде. Надежный внутренний контакт всадника и лошади позволяет снять страх и создает атмосферу взаим­ного доверия. Нередко такая невидимая внутренняя связь оказывается прочнее технических навыков. Многим, навер­ное, доводилось наблюдать лошадей, преподносящих неприятные сюрпризы взрослым всадникам, но никогда не до­пускающих такое поведение по отноше­нию к детям. И действительно, большие достижения в верховой езде базируют­ся именно на внутреннем контакте, на взаимопонимании всадника и лошади.

Баланс

Первое, что требуется от новичка, сев­шего на лошадь, — это равновесие. Без сохранения равновесия, т.е. без балан­са в движении, он либо упадет с лоша­ди, либо будет удерживаться на ней с большим трудом. Тренировка баланса, особенно верхней части корпуса — это необходимое условие для всего даль­нейшего обучения. Для этого полезно периодически ездить без седла, что по­зволяет непосредственно чувствовать движения лошади и реагировать на них. Первая цель начинающего всадника зак­лючается в сохранении вертикального положения корпуса на всех аллюрах ло­шади, что происходит в результате по-

стоянного совершенствования опреде­ленных движений.

Раскрепощенность

Всаднику, который научился сохранять равновесие в движении, уже не нужно затрачивать больше физических сил, чем этого требует конкретная ситуация. Ни одна мыщца не будет напрягаться слиш­ком долго, ритмичное напряжение и рас­слабление мускулатуры будут происхо­дить одновременно с процессом движе­ния лошади. Раскрепощение не следует путать с понятием слабости и вялостью мускулатуры. При правильном раскрепо­щении мускулатура работает экономно, в оптимальном для тела режиме, и ее ос­новной тонус соответствует требовани­ям ситуации: на сокращенной рыси он, например, выше, чем на шагу со свобод­ным поводом. Только раскрепощенная посадка позволяет контролировать по­ложение конечностей и делает их движе­ния независимыми, что служит основой для точного применения средств управ­ления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.018 с.)