Кризисы и жизненный цикл организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризисы и жизненный цикл организации



 

Любая организация мира в различные периоды существования проходит через кризисы развития. В широком смысле это процесс, который ставит под угрозу существование организации. Зачастую кризисы наступают для руководства организации неожиданно. Однако, как показывает практика, о возникновении кризиса свидетельствует множество симптомов: снижение доходов от реализации продукции (работ или услуг), снижение других показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. До 80 % компаний не в состоянии преодолеть подобные кризисы развития и уходят с рынка.

Сама возможность кризиса определяется рискованным развитием любой организации, которая существует всегда. Практика показывает, что кризисы в организации не только возможны, но и отражают: а) собственные циклы развития организации, б) связаны с циклическим развитием всей социально-экономической системы. Таким образом, функционирование и развитие любой организации происходит циклически. Эти циклы могут переплетаться, накладываться друг на друга или отличаться различными фазами. В процессе развития организации происходит чередование «эволюционных» этапов, на которых происходит количественное изменение параметров деятельности, и «революционных» этапов качественного усложнения структуры, качественных скачков, самоорганизации, поднимающей системы вверх по оси сложности. Рост производства продолжается до некоторого момента, пока возможности не оказываются исчерпанными. Дальнейшее увеличение затрат на ресурсы приводит к снижению эффективности, падению производства. В этой точке происходит качественная перестройка системы - скачком возникает более сложная структура, обеспечивающая резкое повышение эффективности производства. На все последующие кризисные моменты система «организация» отвечает самопроизвольным переходом к более сложным структурам с большей эффективностью производства.

Промежуточные кризисные ситуации и заключительный кризис в процессе развития и функционирования организации показаны на рис. 1.3.


Рис. 1.3. Жизненный цикл организации и кризисные ситуации

 

Возникновение Становление Развитие Зрелость Спад Антикризисный процесс время, t

1,2,3,4,5 – кризисные ситуации

 

На первом этапе, этапе зарождения организации, создания ее первоначальной структуры угроза кризиса связана с возможной нехваткой ресурсов для развития, а также со стилем руководства. Для российских организаций эта стадия длится от нескольких месяцев (для небольших организаций, и организаций, занимающихся торгово-закупочной деятельностью) до 3-4 лет (для крупных промышленных организаций).

На втором этапе - этапе становления, происходит освоение и завоевание определенного сегмента рынка, упрочение позиций организации на рынке, выработка конкурентной стратегии. Здесь организация проходит критическую точку - начало безубыточности, начинает формирование своего стратегического потенциала. На этом этапе также существует опасность кризиса, в основном из-за внешних причин, внешних циклов развития экономики или политических причин.

Третий этап - этап роста организации, на котором она достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке. Здесь возможно деление на две стадии: ускорения и замедления роста. На стадии ускорения роста организация развивается быстрыми темпами, быстро растет объем получаемой прибыли. На стадии замедления роста возможности организации подходят к своему пределу, темпы прироста прибыли организации замедляются, хотя все еще имеют место. Организация подходит к пику своей деятельности.

Четвертый этап - это зона устойчивости. Организация достигает вершины успеха, самых высоких доходов. Общее состояние организации стабилизируется: прекращается расширение производства, объем реализации и доходы достигают своего максимума. Важнейшей задачей управления в данном случае является максимальное увеличение продолжительности этого этапа. Об этом необходимо позаботиться заранее, так как после фазы устойчивости, как правило, начинается фаза спада.

Пятый этап - этап спада, характеризуется снижением объема прибыли, спадом деловой активности организации, ухудшаются практически все финансовые показатели деятельности организации, нарушается структура баланса. Организация «заболевает» и переходит на последнюю стадию своего существования - стадию «умирания».

Шестой этап характеризуется деструктуризацией организации, прекращением ее существования в прежнем виде. На данном этапе применяются процедуры по преодолению кризиса (недопущение банкротства), либо происходит ликвидация организации как экстремальная форма антикризисного процесса.

 

Выводы

 

1. Кризис - глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности. Понимание эволюции феномена кризиса и современных концепций важно не только в теоретическом плане, но и для практики управления кризисными ситуациями, т.е. для снижения соответствующих рисков до социально приемлемого уровня и смягчение негативных последствий.

2. Предметной областью данного учебного пособия являются организационные кризисы как на макро-, так и на микроуровне. Кризис организации вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрами окружающей среды, что в свою очередь обусловлено неверной стратегией, неадекватной организацией бизнеса и, как следствие, слабой адаптацией к требованиям рынка. Задача специалистов по связям с общественностью в этом случае – предотвращать эти кризисы, разрешать или устранять их наиболее опасные общественные последствия. В большинстве случаев организационные кризисы поддаются определенному предвидению и позволяют управлять их протеканием.

3. Кризисы – неотъемлемый атрибут социальной жизни, поэтому организация в процессе своей деятельности сталкивается с кризисными ситуациями. Функционирование и развитие любой организации происходит циклически: периоды стабильной деятельности сменяются скачкообразными, неопределенными во времени этапами, на которых происходит количественное изменение параметров деятельности. Эти циклы могут переплетаться, накладываться друг на друга или отличаться различными фазами.

Вопросы для самопроверки

 

1. Каковы изменения претерпело понятие кризис в процессе своего развития?

2. Каковы основные теоретические подходы к понимания феномена кризиса? В чем их достоинства и ограничения?

3. Какие признаки характеризуют кризис и его особенности?

4. Как соотносятся понятия конфликт и кризис? Выскажите свою точку зрения по данному вопросу.

5. В чем проявляется человеческий фактор кризиса?

6. Что представляет собой организационный кризис? В чем его отличия от других видов кризиса?

7. Каковы варианты развития системы после потери устойчивости? Как они соотносятся с категориями теории систем?

8. Что представляет собой жизненный цикл организации?

9. Какие социоэкономические процессы отображают организационные кризисы?

10. Какие кризисы возникают на разных этапах жизненного цикла организации?

11. Можно ли управлять различными кризисами, которые обусловлены жизненным циклом организации?

 

Практические задания и упражнения

1. Заполните таблицу: «Основные концептуальные подходы к изучению феномена кризиса».

 

Теория Представители Основные положения
     

 

2. Постройте график прохождения организацией кризисов в своем развитии. Обоснуйте свои положения и выводы.

 

3. На основе учебной, научной литературы, интернет-источников рассмотрите наиболее известные организационные кризисы, определите на каких стадиях жизненного цикла кризисы появлялись, чем они были вызваны?

 

Библиографический список

 

Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. И.К. Ларионова. М.: Дашков и К, 2005, 292 с.

Антикризисное управление: Учебное пособие / Под ред. К.В. Балдина. М.: Гардарики, 2006, 271 с.

Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2003, 432 с.

Асаул А.Н. и др. Теория и практика принятия решений по выходу организации из кризиса. СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007, 224 с.

Бажутин А.С. Концептуальные и методологические основы определения понятия кризиса // Вестник Удмуртского университета, 2008, вып. 2, С. 5-17.

Гончаров М.И. Консалтинг в антикризисном управлении: теория и практика. М.: Экономика, 2006, 248 с.

Зуб А.Т. Антикризисное управление: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2006, 320 с.

Кирсанов К.А., Попов С.А. Антикризисное управление: Учебное пособие. М.: Собрание, 1999, 144 с.

Кирсанов К.А. Экономическая безопасность в категориях теории кризисов // Экономика и управление, 2012, № 1, С. 183-187.

Колчина Н.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2008, 464 с.

Кризис и социально-экономическое развитие // Вопросы социального обеспечения, 2010, № 1, С.4-6.

Попов Р.А. Антикризисное управление: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2006, 429 с.

Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008, 576 с.

Управление общественными отношениями: Учебник / Под общ. ред. Комаровского В.С. М.: Издательство РАГС, 2003, 400 с.

Шишова А. Кризис и его последствия // Служба кадров и персонал, 2008, № 12, С.3-5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.049 с.)