Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Условия и причины возникновения рынкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рынок является одним из достижений мировой цивилизации. При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Рынок выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают: · отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе; · обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами; · процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда; · кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент; · процесс функционирования рыночной инфраструктуры, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие элементы. Рынок функционирует при определенных условиях. Условия формирования рынка можно разделить на две группы.Первая группа связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся: · реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной); · демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; · создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товаров и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок. Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования ресурсов. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.
Рынок сегодня нельзя не рассматривать с учетом сложившегося типа хозяйствования между многочисленными субъектами. С этой точки зрения рынок имеет следующие черты: - свободный выбор партнеров; - эквивалентность обмена; - взаимовыгодные обязательства договаривающихся сторон; - конкуренция. Для рынка как типа хозяйствования важной является не только формула "производство - рынок - покупатель", но и формула "покупатель - рынок - производство". Их тесное взаимодействие формирует рыночный механизм как единое целое. С прагматических позиций рынок выступает не только как чисто экономическое явление. Ему присущи и важные социальные аспекты. В этом смысле сейчас часто говорят о социально-ориентированном рынке. Он формирует разнообразие форм собственности, уровень жизни населения, его благосостояние, структуру потребления, организационно-правовую систему и т.п. Для понимания сущности рынка высокую значимость имеют составляющие его элементы. К ним в первую очередь относятся: обмен, товары, продавцы-покупатели и цена. Именно случайный обмен стал исходной основой возникновения рынка. Несколько позже обменивающиеся стороны, продукция производителей, стали называться соответственно продавцами и покупателями, товарами. В то же время появилась и цена. Затем возник обмен, обусловленный общественным разделением труда, которое тоже следует рассматривать как составной элемент рынка. Дальнейшее развитие рынка порождает новые элементы. Обмен с помощью денег формирует товарно-денежные отношения. В орбиту товарного мира включаются все новые и новые виды товаров, в том числе и разнообразные услуги. Регулярность, а затем и всеобщность обмена, создают сферу товарно-денежного обращения. Изучение рынка невозможно без таких его атрибутов, как торговый (купеческий) капитал и торговая прибыль. Наконец, в условиях рынка складываются особые экономические отношения, и это тоже нельзя игнорировать.
Вопрос 2. Функции рынка К важнейшим функциям относятся: · Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены, в результате производство начинает сокращаться · Стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда. · Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними), · Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене. · Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономически нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
Вопрос 3. Структура рынка Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики Экономическая структура рынка определяется. · формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная); · структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов; · особенностями сферы товарного обращения; · уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства; · видами торговли, используемыми в стране. Рынки можно подразделить по следующим критериям: 1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: • рынки материальных благ и услуг; • рынки средств производства; • рынки научно-технических разработок; • рынки ценных бумаг; • рынки рабочей силы 2. Рынки можно классифицировать по товарным группам: • рынки товаров производственного назначения; • рынки товаров народного потребления, продовольственных товаров; • рынки сырья и материалов и т.д. 3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки: • внутрирегиональные; • межрегиональные; •национальные; • международные (мировые). 4. По степени ограничения конкуренции различают: • монопольный; • олигопольный; • межотраслевые рынки. 5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на: • рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; • рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане; • рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции. 6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: • легальные, официальные; • нелегальные «теневые», «черные» и т д. Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков:
Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки: · товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары; · рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные; · рынки жилья и зданий непроизводственного назначения. Рынки факторов производства. В их состав входят: · рынки недвижимости; · орудий труда; · сырья и материалов; · энергетических ресурсов; · полезных ископаемых. Финансовые рынки. Это: · рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки; · кредитные рынки; · рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др.; · валютно-денежные рынки. Рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства. Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила используется в соответствии с законами рыночной экономики. В литературе существуют различные подходы и критерии оценки рынка. Например, в известном учебнике "Общая экономическая теория (политэкономия)" под ред. В.И. Видяпина и Г.П. Журавлевой выделяются следующие типы рынков: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный. Первый из названных типов рынка возник на начальном этапе становления товарного производства. Обмен между производителями носил случайный характер, преимущественно в товарной или бартерной форме. На этом этапе под воздействием мотиваций в росте производства нужных потребителям товаров, а также общественного разделения труда происходит дифференциация между членами общества на богатых и бедных. Следующий тип - свободный рынок. Его называют еще и классическим. Для него характерны: - неограниченное количество участников рыночных отношений; - свободный выбор всеми членами общества видов деятельности; - наличие свободной конкуренции между производителями; - движение факторов производства без особых ограничений. Основу регулируемого типа рынка составляют свободное предпринимательство и воздействие на него государства. Свободная хозяйственная деятельность, основываясь на инициативном, творческом, а порой и рисковом труде, наряду с преимуществами, предполагает определенные социально-экономические последствия. Задача государства - снять или как-то ограничить эти негативные последствия. В связи с этим в ход пускаются различные экономические рычаги: цена, прибыль, госзаказ, налоги и т.п.
Деформированный тип рынка чаще всего характеризуется чрезмерным государственным вмешательством в рыночный механизм саморегулирования. Он существует сам по себе и с помощью присущих ему основных элементов (прибыль, цена, конкуренция, спрос, предположение и др.), обеспечивает развитие экономики. Государство должно поддерживать это развитие, используя свои демократические рычаги для достижения оптимума между регулирующим воздействием и рыночным механизмом.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.007 с.) |