Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Потребительский выбор и его особенности
Потребителя на рынке интересует три вопроса: ♦ Что купить? ♦ Сколько стоит? ♦ Хватит ли денег на покупку? Ответы на эти вопросы зависят от полезности и цены товара, а также от дохода потребителя. Исследование этих категорий и составляет содержание теории потребительского выбора. Есть три подхода к изучению потребительского поведения: ♦ кардиналистский; ♦ ординалистский; ♦ анализ поведения потребителя на основе «эффекта дохода» Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения основывается на теории предельной полезности (разработан Менгером, Бем-Баверком, Госсеном). Считается, что полезность — главный фактор потребительского выбора. Кардиналистская концепция исходит из того, что потребитель умеет измерять количественно полезность товаров и услуг в условных единицах — ютилях, в соответствии с которой он строит свои потребительские предпочтения. Чтобы применить концепцию предельной полезности для исследования спроса, сделаем важное предположение о том, что каждый потребитель исключительно рационален и, приобретая товары, стремится повысить общую полезность потребляемых благ. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации общей (интегральной) полезности: потребитель достигает максимального удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых благ в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми. Полезность — это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага. Измеряется не в денежном выражении, а в условных единицах — ютилях. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность (TU) — это совокупная полезность от всего количества потребляемого блага (рис.5). Предельная полезность (MU) — это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу: MU = ΔTU/ΔQ (рис.6). Рис. 5. Общая полезность Рис. 6. Предельная полезность Взаимосвязь между TU и MU: 1. TU растет максимальными темпами, когда MU максимальна (при первых единицах блага Q). 2. Когда MU = О, TU перестает расти и достигает своего максимума. 3. Когда MU < 0, то TU — убывает. 1-й Закон Госсена: закон убывающей предельной полезности — по мере того, как растет количество потребляемого товара, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается. Следствие из закона: для потребителя важно не только количество потребляемого товара, но и способ его употребления (будущая концепция маркетинга).
2-й Закон Госсена: при потреблении нескольких товаров (А,В...п) общий уровень полезности от их потребления будет максимальным, при равенстве их предельных полезностей. TUmax = MUA = MUB = MUN, отсюда MUA/PA = MUB/PB =... MUN/PN — условие равновесия потребителя в кардиналистской концепции. Вопрос 2. Потребительское поведение в категориях кривых безразличия
Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса разработан Дж. Хиксом, Е. Слуцким, Р. Аленом, В. Парето. В данном подходе индивидуальные предпочтения товаров строятся на способности покупателей сравнивать не отдельные товары, а наборы товаров. Каждый набор товаров А, В,С... состоит из двух товаров х и у, но в разном количественном соотношении. Полезность набора товаров имеет в этом случае порядковую измеримость. Основные аксиомы порядкового подхода: 1. Сравнимость наборов товаров. Каждый набор товаров А, В, С... может быть сравнен потребителем, в результате, если набор А более предпочтителен (лучше), чем набор В, то это обозначается знаком (>) — А > В, если безразличны наборы (-) — А - В, это означает потребительскую равноценность наборов. 2. Транзитивность наборов. Отражает последовательность потребительских предпочтений набора товаров. Если А > В, а В > С, то А > С, или А В и С В, то А С, или А > В, и В - С, то А > С. 3. Ненасыщаемость (строгая монотонность отношений предпочтения). Если А = В, то это означает равное количество входящих в наборы А и В товаров x и у, но если в набор А входит на одну единицу больше товара х или у, то он для потребителя становится более предпочтителен, чем В, т.е. А > В. При порядковом подходе для исследования спроса используются кривые безразличия и бюджетные линии. Кривая безразличия — это линия, каждая точка которой представляет собой наборы товаров А, В, С, имеющих одинаковую полезность для потребителя (TU-const). Множество кривых безразличия составляют карту безразличия (рис. 7),где более высокая (дальняя) кривая отображает относительно большую полезность (UII> UI).
Предельной нормой замещеия (MRSxy) называется количество блага у, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение блага х на единицу с тем, чтобы полезность набора осталась прежней: MRSx y = - у/ х
Кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя в потреблении наборов товаров А, В, С, которые не зависят от дохода потребителя и цен на товары х и у, поэтому изменения в доходе и ценах не влияют на положение кривых. Свойства кривых безразличия: 1. Кривые безразличия не пересекаются (параллельны друг другу). 2. Чем дальше от начала координат находится кривая безразличия, тем больший уровень полезности для потребителя она отражает. 3. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, как 4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку в пространстве товаров х и у. 5. Предельная норма замещения одного блага другим (MRSx,у) Если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его финансовые возможности. Бюджетная линия потребителя — это прямая, точки которой показывают допустимые наборы товаров при условии полного использования дохода (рис. 8). Бюджетные ограничения для двух товаров х и у выражаются формулой: РхХ + РуУ < I, где Рх — цена товара x:; X — количество товара х; Ру — цена товара у, У — количество товара у; I — величина дохода потребителя. Наклон бюджетной линии равен отношению цен соответствующих товаров: -Рх/Ру. Изменение соотношения цен на товары изменяет угол наклона бюджетной линии (1) на рис. 8.
При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному (2) на рис.
Вопрос 3. Бюджетное ограничение и равновесие потребителя Потребитель, опираясь на свои предпочтения при заданном бюджете и ценах, пытается определить какое количество каждого блага следует купить. Для рационального потребителя это означает, что необходимо максимизировать общую полезность при условии бюджетного ограничения. Данный выбор можно изобразить графически. Используя кривые безразличия и бюджетную линию (R): На рис. 2.3.1 точка касания бюджетной линии (Е) с самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя, точки А и В не являются равновесными, т.к. пересекаются с более низкой кривой безразличия. удовлетворение от потребления и покупки товаров х и у. В точке (Е), где угол наклона кривой безразличия (MRSx.y), равен углу наклона бюджетной линии (Рх/Ру), возникает равновесие потребителя. Условие потребительского равновесия: MRSx,y = Рх/Ру, MRSx.y = MUx/MUy = Рх/Ру, MUx/Px = MUy/Py. Состояния углового равновесия характерны для ситуаций, когда товары х и у абсолютные заменители (MRSx.y = const) или совершенно дополняющие блага (автомобиль и номерной знак, MRSx.y = 0). Графически угловое равновесие потребителя (рис. 10 и 11) выглядит так: Рис. 10. Рис. 11. Абсолютные заменители Совершенно дополняющие блага
Равновесие потребителя имеет место на одной из осей в вершине угла, образуемого бюджетной линией (в точке Е). Другими словами — потребитель воздерживается от покупки блага х и все ресурсы направляет на покупку блага у. Равновесие потребителя всегда имеет место в вершине прямого угла (точка Е)
Вопросы для самоконтроля 1. В чем отличие ординалистского подхода от кардиналистского? 2. Что показывают кривые безразличия и их свойства? 3. Что выражают собой наклоны кривых безразличия и бюджетной линии? 4. Каковы условия смещения кривых безразличия и бюджетной линии? Литература:
1. Бакалавр: Микроэкономика [Электронный ресурс]: электронный учебник/ под ред. А.Ю. Юданова.- М.: Кнорус, 2013. 2. Пиндайк, Р. Микроэкономика [Текст]: учебник / Р. Пиндайк. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2012. – 608 с.: ил. - ("Классический зарубежный учебник"). 3. Басовский, Л.Е. Микроэкономика [Текст]: учебник/ Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская.- М.: ИНФРА-М, 2012.- 224 c.- (Высшее образование). 4. Максимова, В.Ф. Микроэкономика [Текст]: учебник/ В.Ф. Максимова.- 7-е изд., перераб. и доп..- М.: "Синергия", 2012.- 496 c.- (Университетская серия). 5. Микроэкономика [Текст]: учебник / под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. - М.: Изд-во «Юрайт», 2013. – 263 с. - (Бакалавр. Базовый курс). 6. Маховикова, Г. А. Микроэкономика [Текст]: учебник / Г. А. Маховикова. - М.: Изд-во «Юрайт», 2013. – 268 с. - (Бакалавр. Базовый курс). 7. Розанова, Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов [Текст]: учебник / Н. М. Розанова. - М.: Изд-во «Юрайт»: ИД «Юрайт», 2013. – 985 с. - (Учебники НИУ ВШЭ). 8. Тарасевич, Л. С. Микроэкономика [Текст]: учебник для бакалавров / Л. С. Тарасевич. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Юрайт», 2013. - 543 с. - (Бакалавр. Углубленный курс). Тема 9. Теория производства Цели: 1. овладеть основными понятиями темы, определить свойства производственной функции, рассмотреть эффекты от масштаба производства; 2. сформировать у студентов мировоззрение по вопросам отношения к производству; 3. стимулировать студентов к изучению дополнительной литературы по данной теме. Ключевые слова: факторы производства (капитал, труд), производственная функция, изокванта, средний продукт, предельный продукт труда, общий объем продукта, предельный продукт капитала, изокоста, эффект масштаба Вопросы: 1. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности. 2. Изокоста и равновесие производителя.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.240 (0.024 с.) |