Вариационная оценка перспектив развития Волгограда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вариационная оценка перспектив развития Волгограда



 

Вариационные условия стратегии развития Волгограда до 2030 году заданы вариативностью Прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года, разработанного Министерством экономического развития РФ. Перспективы среднесрочного и долгосрочного развития Волгограда предполагают базовый и оптимистический варианты.

 

Варианты развития Волгограда в среднесрочный период

 

Перспективы развития Волгограда в среднесрочном периоде коррелируют с прогнозом социально-экономического развития Волгограда на 2016 год и плановый период 2017 – 2018 годы (коррелирует с базовым вариантом прогноза).

Развитие Волгограда в среднесрочном периоде будет происходить в условиях высокой вероятности усиления рецессионных тенденций в макроэкономике и экономике региона, оптимизации расходов вышестоящих бюджетов, что создаст препятствия активной динамике развития Волгограда. В ходе подготовки к проведению ЧМ-2018 ожидается высокий риск притока низкоквалифицированной рабочей силы, усугубления экологических проблем, роста протестных настроений и митинговой активности (что подтверждается опытом организации Чемпионата мира по футболу 2014 года в Бразилии). Позитивные эффекты активизации инвестиций в значительной степени будут сконцентрированы в сфере инфраструктуры и не окажут решающего воздействия на ускорение развития городской экономики. Вместе с тем, преодоление инфраструктурных ограничений создаст каркас стабильного развития в среднесрочной перспективе.

Исходя из оптимистического варианта прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2016 год и плановый период 2017 – 2018 годы, перспективы развития исходят из высокой вероятности существенного роста инвестиционной привлекательности Волгограда в среднесрочной периоде в связи с подготовкой к проведению ЧМ-2018, началом реализации крупных инвестиционных проектов, что создаст стимулы интенсивному развитию строительной индустрии, жилищно-коммунального хозяйства, сервисного сектора городской экономики (прежде всего, туристического и гостиничного бизнеса, торговли, общественного питания, пищевой промышленности, оказания платных услуг населению, информационных и бизнес-услуг), формированию и накоплению инфраструктурных конкурентных преимуществ, реализации многочисленных мультипликативных эффектов как для экономики, так и для социокультурной сферы. Инвестиции, операционные расходы и расходы туристов на территории Волгограда приведут к созданию новых рабочих мест и повышению доходов населения, что позитивно скажется на состоянии внутреннего потребительского рынка. Кардинально повысится международная узнаваемость Волгограда (туристы и дистантные болельщики, освещение турнира в мировых средствах массовой информации и др.).

Подготовка к проведению ЧМ-2018 даст инвестиционный «толчок» социально-экономическому развитию Волгограда. Произойдет мощное развитие всей инфраструктуры города, как транспортной, так и социальной. За счет привлечения средств вышестоящих бюджетов будет построена рокадная дорога на правом берегу р. Волги (от п. Спартановка в Тракторозаводском районе до наб. им. В. Высоцкого в Кировском районе), которая позволит не только вывести из исторического центра Волгограда многочисленный легковой транспортный поток, но и улучшить архитектурный облик города со стороны Волги. Предусмотрено развитие транспортных связей предполагаемой для строительства стадиона площадки с Центральным районом и аэропортом. Будет осуществлена реконструкция магистралей общегородского значения с непрерывным движением. Для увеличения пропускной способности городских дорог и ликвидации незаконных парковок будут созданы дополнительные парковочные места и установлены современные светофоры. Реконструкция аэропорта Волгограда позволит обеспечить прием современных воздушных судов и снять инфраструктурные ограничения роста авиаперевозок. Реконструкция автовокзала Волгограда позволит расширить занимаемую им территорию. Будет интенсивно развиваться гостиничная инфраструктура, особенно строительство гостиниц уровня 4-х и 5-ти звезд для размещения участников и зрителей ЧМ-2018.

Эффекты инвестиционного и инфраструктурного «бума» окажут позитивное влияние на все отрасли экономики города, в частности, за счет активизации промежуточного потребления в цепочках создания стоимости (рост объемов производства в отраслях, непосредственно связанных с проведением ЧМ-2018, приведет к росту объемов потребляемых ими ресурсов, производимых другими отраслями). Инвестиции в систему безопасности предсказуемо приведут к снижению уровня преступности на территории Волгограда. Осуществление волонтерской программы создаст необходимые условия для диффузии ценностей местного патриотизма и толерантности в молодежной среде.

 

Варианты развития Волгограда в долгосрочный период

 

Перспективы развития исходя из базового варианта прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2016 год и плановый период 2017 – 2018 годы предполагают значительную вероятность снижения и стабилизации темпов социально-экономического развития Волгограда после проведения ЧМ-2018. Инфраструктурное наследие ЧМ-2018 повысит уровень комфортности городской среды и будет способствовать улучшению социального климата, но точечные локальные улучшения не создадут требуемого импульса качественным изменениям. Высок уровень постфактумных рисков проведения ЧМ-2018, что может создать тормозящий эффект для устойчивого развития города. Значительной проблемой может стать сокращение числа туристов после ЧМ-2018 из-за ухудшения стандартов обслуживания (аэропорт, такси, общественное питание, услуги связи, медицинское обслуживание, розничная торговля и т.д.) и в целом низкого качества туристических услуг, что приведет к недозагруженности гостиничной инфраструктуры и сохранению низкого уровня туристической активности. Вместе с тем, опыт организации матчей ЧМ-2018 станет основой улучшения инвестиционного климата и консолидации интересов основных заинтересованных сторон.

Повышение узнаваемости бренда Волгограда приведет к поступательному расширению частных инвестиций в туризм и развитию образовательных программ для специалистов туристической отрасли, что потребует активизации маркетинговых усилий, направленных на формирование позитивного имиджа города в России, ближнем и дальнем зарубежье. Сложившиеся в ходе подготовки к ЧМ-2018 цепочки создания стоимости могут преобразоваться в полноценные бизнес-кластеры (строительство и производство стройматериалов и др.). Темпы прироста объемов инвестиций в основной капитал сохранят устойчивую позитивную динамику. Произойдет модернизация производственных и организационных технологий на ведущих предприятиях, уровень износа основных фондов будет постепенно снижаться. Активизируется развитие инновационной деятельности, будет происходить увеличение удельного веса производства и экспорта высокотехнологичной продукции в общей структуре выпуска волгоградской промышленности. Проведение ЧМ-2018 позволит индустриям общественного питания и торговли получить важнейший опыт, что приведет к повышению уровня компетенций работников и менеджеров, позволит качественно улучшить уровень обслуживания. Рост торговых предприятий и увеличение торговых площадей приведет к существенномурасширению каналов продвижения продукции и ассортимента предлагаемых товаров, что будет способствовать росту оборота внутренней торговли.

Исходя из оптимистического варианта прогноза перспективы развития характеризуется тем, что ЧМ-2018 года станет поворотной точкой к трансформации экономики города и его международному позиционированию.

Наследие ЧМ-2018 приведет к расширенному воспроизводству всех капитализируемых факторов городского развития:

1) подготовка специалистов в областях, связанных с проведением крупных мероприятий и управлением ими;

2) строительство стадионов и других спортивных и досугово-развлекательных объектов, приобретение технических средств обеспечения безопасности и телекоммуникационного оборудования;

3) внедрение концепции социально-экологической ответственности в практику градостроительной деятельности и муниципального самоуправления;

4) укрепление статуса и репутации города на федеральном и международном уровнях, повышение позиций в рейтингах;

5) развитие межотраслевых цепочек создания стоимости;

6) рост популярности Волгограда как объекта международного туризма;

7) расширение доходной базы бюджета, приток долгосрочных инвестиций.

ЧМ-2018 позволит полностью переосмыслить имидж города и представить его на международной арене как креативную, инновационную, постиндустриальную столицу Нижнего Поволжья. Это позволит вовлечь всех горожан в коллективный городской проект, вызвать у них доверие и оптимизм, чувство гордости и высокой самооценки. Волгоград станет признанной площадкой проведения международных событий в спортивной, научно-образовательной, культурной сферах. На основе эффекта масштаба и локальной концентрации традиционных и инновационных видов экономической деятельности, Волгоград преобразуется в полноценную агломерацию. Произойдет изменение профиля специализации Волгограда, повышение удельного веса креативных индустрий будет сопровождаться технологической модернизацией традиционной промышленности, активизация международных и межрегиональных связей в инвестиционной деятельности.

После ЧМ-2018 Волгоград сможет привлечь крупных российских и иностранных инвесторов для реализации долгосрочных проектов. Реализация политики импортозамещения создаст необходимую мотивацию у субъектов крупного и среднего промышленного бизнеса к инвестициям в модернизацию технологий. Будет происходить стабильное повышение активности и эффективности привлечения Волгоградом средств вышестоящих бюджетов, расширится практика использования механизма МЧП при реализации инвестиционных проектов. Доля ведущих отраслей обрабатывающей промышленности города в структуре отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, несмотря на позитивную динамику выпуска и технологическую модернизацию, останется стабильной или даже снизится под воздействием ускоренного роста сферы услуг: финансовых, страховых, транспортно-логистических, туристических, медицинских, образовательных, исследовательских, консалтинговых, инновационно-посреднических и др. Активизируются процессы формирования инновационно-промышленных кластеров, индустриальных парков, а также новых объектов инфраструктуры инноваций (для их коммерциализации). Особую роль в промышленном развитии будет играть сектор малых инновационных предприятий (стартапов).

Проведение ЧМ-2018 станет фактором диверсификации форматов и расширению сети предприятий сервисного сектора экономики Волгограда. Рост разнообразия современных форматов торговли выразится в развитии как супер- и гипермаркетов, многофункциональных торгово-развлекательных центров, так и магазинов «шаговой доступности». Будет непрерывно расширяться сеть предприятий торговли и общественного питания, реализующих продукцию посредством электронной коммерции. Приоритетное развитие получит система фирменной торговли местных производителей. Произойдет глобальное позиционирование города как центра туризма и активного отдыха, этнокультурного пространства с глубокой и насыщенной историей. Будет углубляться диверсификация туристической индустрии: деловой, экстремальный, водный, этнокультурный, лечебно-рекреационный и другие виды туризма, а также получат развитие комплексные туристические услуги. Темпы роста туристического потока после проведения ЧМ-2018 стабилизируются. Местное сообщество станет ключевым партнером муниципалитета в совершенствовании городского хозяйства, социокультурном прогрессе, улучшения имиджа Волгограда, что будет способствовать повышению самооценки населения, развитию городской идентичности, росту благосостояния и формированию позитивных ожиданий в отношении будущего города.

Наиболее вероятным вариантом устойчивого развития Волгограда в долгосрочном периоде является базовый (инерционный) вариант, задающий систему императивов (ограничений снизу) муниципального стратегического планирования, тогда как предпочтительным выступает оптимистический (инновационный) сценарий, формирующий систему ориентиров, близких к максимальным значениям качественных и количественных индикаторов изменений.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица 1

 

Ожидаемые результаты (целевые индикаторы) реализации стратегии

 

№ п/п Показатели Ед. изм.          
               
Направление: развитие человеческого капитала  
Демография  
1. Ожидаемая средняя продолжительность жизни лет 71,4*   77,2    
2. Численность населения тыс. чел. 1017,4 1016,3 1028** 1045**  
3. Смертность от всех причин случаев на 1 тыс. населения 13,06 11,8 10,5    
4. Коэффициент жизненности %     100 -110 Более 110  
5. Суммарный коэффициент рождаемости промилле 1,25 1,3 1,4 1,5  
6. Младенческая смертность промилле 8,1 Не более 8,5      
Образование  
7. Доля детей в возрасте 1 – 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1 – 6 лет %          
8. Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего образования, среднего общего образования в общей численности обучающихся % 43,5        
9. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным программам в учреждениях сферы образования %          
10. Обеспеченность школами на 1000 жителей мест   91,0 91,5 91,5  
11. Доля выпускников, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике % 98,5        
               
12. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений % 3,2        
13. Удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности % 46,7 55,6 * *  
Культура  
14. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам в учреждениях дополнительного образования детей в сфере искусства % 11,5 11,7 12,2 12,6  
15. Доля библиотек, имеющих доступ к сети Интернет %          
16. Доля музеев, имеющих доступ к сети Интернет %          
Физическая культура и спорт  
17. Доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом на территории городского округа Волгоград % 28,2 34,5 36,1 47,5  
18. Уровень фактической обеспеченности спортивными залами на территории городского округа Волгоград % 45,1 49,5 56,5 61,5  
19. Уровень фактической обеспеченности плавательными бассейнами на территории городского округа Волгоград % 12,7        
20. Уровень фактической обеспеченности плоскостными сооружениями на территории городского округа Волгоград % 31,2 34,9   48,5  
21. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам в учреждениях дополнительного образования детей в сфере физкультуры и спорта % 9,1 9,7      
Социальная поддержка  
22. Количество получателей мер социальной поддержки тыс. чел. 132,1        
23. Количество семей с детьми, получающих меры социальной поддержки тыс. ед. 50,3        
24. Количество жителей Волгограда, получивших поощрение трудовых, профессиональных, общественных и спортивных заслуг тыс. чел. 13,7 0,93      
25. Улучшение среды жизнедеятельности отдельных категорий граждан да/нет да да да да  
26. Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных муниципальных объектов Волгограда % 19,6 41,3 Не менее 50 Не менее 50  
               
Молодежная политика  
27. Численность детей и молодежи, вовлеченных в социально-экономические, научно-технические, общественно-политические, творческие, интеллектуальные, спортивные, досуговые мероприятия тыс. чел. 139,5 158,7 169,4 180,6  
28. Численность детей и молодежи, охваченных системой информирования по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе тыс. чел. 131,1   183,4 194,4  
29. Численность населения городского округа Волгоград в возрасте 14-29 лет, занятость которого организована в муниципальных учреждениях сферы молодежной политики тыс. чел. 14,8   17,2 18,6  
30. Удельный вес молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, охваченной всеми формами и видами направлений государственной молодежной политики % 64,6 83,7 88,8 94,3  
Направление: развитие экономики  
Развитие промышленного потенциала  
31. Индекс физического объема промышленного производства по средним и крупным предприятиям (к 2013 г.) %          
32. Объем отгруженных товаров, работ, услуг организациями промышленных производств на 1 жителя тыс. руб. 398,7        
33. Удельный вес инвестиций в основной капитал в общем объеме отгруженной продукции % 19% 27% 33% 33%  
34. Уровень регистрируемой безработицы % 0,73 0,83 0,7 Менее 0,6  
Предпринимательство  
35. Удельный вес занятых в сфере малого предпринимательства в общей численности занятых в экономике Волгограда % 33,5 35,9 41,3 Свыше 41,3  
36. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения Волгограда ед. 39,6     Свыше 44  
37. Число индивидуальных предпринимателей тыс. чел. 25,7 26,4   Свыше 33  
38. Количество объектов приемной сети бытового обслуживания населения ед.          
39. Количество посадочных мест в общедоступной сети общественного питания на 1000 жителей, мест ед. 35,8 41,5      
40. Обеспеченность населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 чел.) кв. м. 688,3   1096,8    
               
Инвестиции  
41. Прирост объема инвестиций в основной капитал, в сопоставимой оценке к предыдущему году % 37,6 3,2      
42. Инвестиции в основной капитал на душу населения тыс. руб. 84,33   128,5 293,8  
43. Прирост объема инвестиций, освоенного в рамках проектов МЧП, к предыдущему году % н/д 4,5 5,5    
Туризм  
44. Количество въезжающих в Волгоград туристов Тыс. чел 404,7   1000-1500 1000-1500  
Финансово-бюджетный потенциал  
45. Темп роста налоговых доходов, поступающих в бюджет Волгограда (по нормативу 100 процентов) за отчетный период к предшествующему году % 110,1   106,7 106,9  
46. Отношение объема дефицита бюджета Волгограда к общему годовому объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений %          
47. Бюджетная обеспеченность на душу населения за счет налоговых и неналоговых доходов руб.          
48. Доля недействующих (в стадии банкротства и ликвидации) муниципальных унитарных предприятий в общем числе МУП Волгограда %   10,5      
Направление: развитие территории и инфраструктуры города  
Градостроительство и землепользование  
49. Площадь застроенной и подлежащей застройке территории, в отношении которой утверждена подготовленная на основе Генерального плана городского округа документация по планировке территории га          
50. Доля площади земельных участков, зарегистрированных в муниципальную собственность Волгограда, к общей площади Волгограда % 17,91 18,25 18,34 -  
Экология  
51. Обеспеченность жителей Волгограда зелеными насаждениями кв.м./чел 10,8 13,5      
52. Количество ТБО, направляемых на утилизацию тыс. т 34,5   575,5    
53. Доля проб, превышающих предельно допустимые концентрации %          
54. Снижение площади лесных пожаров в городских лесах % 1,2   0,8 0,9  
55. Уровень загрязнения поверхностных вод % 44,6 41,7 32,5    
56. Уровень загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА)     3,7 7,2      
               
57. Обеспеченность всех районов города объектами приема и размещения ТКО с мусоросортировочными мощностями % н/д        
58. Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ в общем количестве загрязняющих веществ выбрасываемых стационарными источниками в атмосферный воздух % 58,8        
59. Доля загрязненных сточных вод в общем объеме сбросов %   71,8      
60. Строительство новых объектов озеленения га н/д 45,8      
61. Уровень утилизации образующихся отходов % 9,5        
62. Озеленённые территории рекреационного значения га 15262,9 15308,7 15349,9    
Жилищно-коммунальный комплекс  
63. Доля сетей теплоснабжения, нуждающихся в замене в общей протяженности сетей % 42,9 35,6 26,1 26,1  
64. Удельный расход топлива на производство тепловой энергии Гкал 154,7 153,5 153,2 153,2  
65. Удельный вес сетей водоснабжения, нуждающихся в замене % 33,8 32,3 30,1 30,1  
66. Удельный показатель аварийности на водопроводных сетях ед./км. 0,053 0,051 0,044 0,044  
67. Доля сетей теплоснабжения, нуждающихся в замене в общей протяженности сетей % 42,9 35,6 26,1 26,1  
Транспорт  
68. Доля улично-дорожной сети Волгограда с асфальтобетонным покрытием %          
69. Доля освещенных автомобильных дорог % 75,8        
70. Перевозка пассажиров транспортом общего пользования тыс. чел. 101007,7 105123,3 147103,5 н/д  
71. Количество дорожно-транспортных происшествий на территории Волгограда ед.          
72. Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях на территории Волгограда чел.          
Жилищный комплекс  
73. Средняя обеспеченность населения общей площадью квартир кв. м/чел. 17,98 19,19 25,7    
74. Ввод жилья на человека в год кв. м/чел. 0,55 0,49 0,52 0,53  
75. Годовой объем ввода жилья тыс. кв.м. 562,9        
Направление: развитие местного самоуправления и обеспечение эффективного взаимодействия органов  
Местное самоуправление  
76. Доля жителей Волгограда, объединенных в ТОС, в общем количестве жителей Волгограда % 12,93        
               
77. Объем средств, привлеченных ТОС Волгограда на развитие своих территорий, в расчете на 1 жителя ТОС руб.          
78. Доля действующих органов территориального общественного самоуправления, имеющих статус юридического лица, в общем количестве действующих органов территориального общественного самоуправления % 63,7     не менее 90%  
 
Муниципальные и государственные услуги  
79. Охват жителей Волгограда услугами, предоставляемыми на базе МФЦ %   Не менее 90      
80. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме (Доля заявителей, обратившихся за получением услуг в электронной форме от общего числа заявителей) %   Не менее 70 Не менее 80 Не менее 90  
81. Доля муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ %          
82. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг % 91,2 не менее 90 не менее 90 не менее 90  
83. Время ожидания в очереди при обращении заявителя для получения государственных и муниципальных услуг мин. более 15 мин не более 15 не более 15 не более 15  
84. Обеспечение организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в т. ч. через МФЦ да/нет да да да да  
Безопасность  
85. Количество погибших в результате несчастных случаев, произошедших в период купального сезона на водных объектах Волгограда чел.   Не более 5      
86. Охват населения города Волгограда мероприятиями централизованного оповещения по сигналам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям % 99,8 99,9      
87. Уровень преступности (количество преступлений на 10 тыс. жителей) ед.     Менее 100 Менее 100  
88. Количество террористических актов ед.          
89. Охват населения, подразделений администрации Волгограда, подведомственных учреждений мероприятиями по пожарной безопасности % 95,8 99,5      
90. Количество зарегистрированных экстремистских акций ед.          
Информационное развитие  
91. Количество интерактивных сервисов ОМС Волгограда ед. н/д     25*  
92. Доля доступных для взаимодействия с гражданами и организациями на основе ИКТ структурных подразделений администрации Волгограда   %          
               
93. Доля структурных подразделений администрации Волгограда, использующих ИКТ для повышения эффективности своей деятельности %          
94. Доля незаконно установленных рекламных конструкций в общем объеме установленных рекламных конструкций %          
95. Доля годового объема размещения социальной рекламы от годового объема распространения наружной рекламы на территории Волгограда (сверх обязательного объема в 5%, предусмотренного Федеральным законом №38-ФЗ от 13.03.2006) % 2,7        
96. Доля рекламных конструкций, установленных с нарушением требований действующего законодательства РФ, от общего количества рекламных конструкций %          
97. Доля разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций современного формата от общего числа выданных разрешений % 3,75        
98. Количество посещений официального информационно-справочного интернет-портала Волгограда тыс. ед.          
Имидж  
99. Участие представителей Волгограда в мероприятиях за пределами города в т.ч.: ед.          
100. Международный уровень ед.          
101. Федеральный уровень ед.          
102. Проведение в Волгограде мероприятий в т.ч.: ед.          
103. Международный уровень ед.          
104. Федеральный уровень ед.          
105. Упоминание в СМИ в т.ч.: ед.          
106. Международный уровень ед.          
107. Федеральный уровень ед.          

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Типовой перечень муниципальных программ, необходимых для реализации стратегии

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.41 (0.022 с.)