Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативно-правовые основы обучения и воспитания детей
За последние годы законодательство по вопросам обеспечения и охраны прав детей претерпело значительные изменения [6, 192, 217, 239]. Приняты Семейный кодекс РФ (принят 8 декабря 1995 г.. вступил в силу с 1 марта 1996 г., Д''223-Ф3.), Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите дстей-сирог и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят 4 декабря 1996 г., вступил в силу с 27 декабря 1996 г., а в полном объеме— с 1 января 1998 г., №159-ФЗ), Федеральный закон «Об образовании (принят 10 июля 1992 г.. в новой редакции 13 января 1996 г., вступил в силу в новой редакции с 23 января 1996 г., К?12-ФЗ): внесены изменения в Жилищный и Гражданско-процессуальный кодексы, введены специальные нормы в новые Гражданский и Уголовный кодексы, принято большое количество различного рода подзаконных актов. Таким образом, нельзя не отметить внимание законодателя к вопросам охраны прав детей. Позитивным является также и то, что новое российское законодательство разработано с учетом норм международного права, в том числе Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г., ратифицирована 15 октября 1990 г.). Итак, на сегодняшний день права, обязанности и ответственность родителей или законных представителей детей регламентированы Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании». Типовым положением об общеобразовательном учреждении с учетом положений Всеобщей декларации прав человека. В связи с правовыми нормами, изложенными в перечисленных законах и положениях родители (законные представители) имеют право: — на получение их детьми впервые бесплатного начального, го профессионального образования в образовательнт ях (ОУ) в пределах государственных образовательн JL (ст. 50 п. 7 Закона РФ «Об образовании» (ЗОО)}; L i1 — преимущественное право на воспитание своих Д| ' - — дать ребенку начальное общее, основное общее |, ,1( т\ ' • ' п.З). ij Ст. 52 п. 1. 300 предоставляет родителям возм] ра:.„
1) формы образования (в ОУ, в семье, самообраз' 2) образовательного учреждения; 3) защиты законных прав и интересов ребенка;
4) дополнительных (в том числе платных) об] В случае задолженности у ребенка по двум и 6q 1) повторное обучение (в том же классе); 2) в классе компенсирующего обучения с меньпп, i 3) обучение в форме семейного обучения. Ст. 15 п. 7300 предоставляет возможность род]. с оценками успеваемости обучающихся, уставом O^'t , кальными актами ОУ. ',!•. , Д |, Ст. 19 п. 16 300 регламентирует взаимоотноше*..([ ростком и местными органами управления и образов 5!' ' "1Я V взаимному согласию с местными органами управлен!| jfa при достижении обучающимся 15 лет. ребенок може.| J1',1 я. ч ' до получения и^! основного общего образования. •. ^ | В ст. 50 п. 10 300 содержатся нормы, регул! W вод детей f другие обра:ювательные учреждения. rkL I'.i1 с органами управления, образования и заключению!.V дагогичсской и меди ко-педагогической комиссий, де1 '• В cm. 19 п. 7 300 говорится о том, кто имеет Дарственные пособия. Пособия выделяют: \, 1) на детей малообеспеченным семьям: 2) многодетным и одиноким матерям (отцам); 3) инвалидам с детства: 4) на детей военнослужащих срочной службы; 5) на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей. Ст. 19 п. 8 300 регламентирует вопрос дополнительных денежных средств. При осуществлении воспитания и образования ребенка в семье родители могут получать дополнительные денежные средства: — на получение профессиональной консультации педагогов и — на определение ребенка в ГПД; — на организацию досуга детей в школе и в учреждениях до — на информацию о квалификации педагогов; — на защиту прав личности (в том числе тактичное отношение
— на участий в управлении ОУ:
1) избирать ц быть избранным в Совет ОУ и другие органы; 2) участвовать в выработке и принятии Устава ОУ и других 3) привлекать дополнительные источники финансирования для 4) разрешать конфликтные ситуации с детьми в ОУ. Родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) обязаны согласно ст. 18 п. 1 300 заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте; согласно ст. 52 п. 2 ЗОО выполнять Устав ОУ и другие локальные акты ОУ, в том числе договор между ОУ и родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников); согласно ст. 63 п. 1 СК обеспечить получение детьми основного общего образования до 18-летнего возраста и своевременно: согласно ст. 17 п. 5 СК родители должны: 1) проводить медицинское обследование детей для правильного 2) информировать детей об их правах, обязанностях, нормах 3) обеспечивать детей школь но-письменны ми принадлежно
4) получать информацию из ОУ о результатах образования ре 5) информировать ОУ о причинах отсутствии ребенка на уроках 6) в течение месяца принять меры к трудоустройству либо Cm. J,0 п. 7 СК регламентирует обязанности родителей при получении государственных пособий. Так. родители или законные пред* гавители детей имеют право распоряжаться пособиями и использовать их по уходу за ребенком на; 1) содержание детей в школе-интернате; 2) приобретение необходимых школьно-письменных принадлеж Родители не имеют права принуждать ребенка к труду, попрошайничеству в ущерб получения им основного общего образования. Родители обязаны создать необходимые условия в семье для выполнения ребенком домашних заданий и получения им основного общего образования, для чего им следует: 1) определить место для выполнения уроков; 2) оказывать посильную помощь ребенку в обучении; 3) организовать разумный режим дня школьника, в том числе 4) исключить причинение вреда психическому, физическому Ст. 65 СК запрещает родителям пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители согласно ст. 69 СК не имеют права па: — отказ без уважительной причины взять своего ребенка домой — принуждение или поощрение употребления ребенком табака, — умышленное преступление против жизни или здоровья своих — уклонения от содержания своих детей (с том числе злостное
— принуждение или поощрение противоправных действий со — злоупотребление своими родигельскими правами. Ст. 52 п. 44 СК определяет ответственность родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) следующим образом: «родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования, ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года?-. Таким образом, ответственность родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) наступает в административном, гражданском и уголовном порядке, если они нарушают вышеизложенные статьи. Однако ненадлежащий контроль за выполнением законодательных актов и даже их полное игнорирование, отсутствие мер наказания за несоблюдение прав, обязанностей и ответственности родителей за обучение и воспитание детей — все это приводит к тяжелой ситуации увеличения «трудных» детей, «социальных» сирот, беспризорных и безнадзорных, наркоманов и токсикоманов. Действующие законодательные нормы носят в основном декларативный характер, провозглашая достаточно широкий объем прав ребенка, но механизм их реализации законодательно не создан. Причем проблемы кроются, как правило, не в отсутствии нужного закона, а в системе организации работы правоохранительных и правоприменительных органов (суды, прокуратура, судебные приставы, милиция, органы опеки и попечительства и т. п.). Однако частично эту проблему все-гаки можно решить путем принятия новых актов и внесения изменений в отдельные существующие нормативные акты. В этой связи можно предложить следующее. 1.Дополнить ст. 50 ЗОО созданием межведомственных социаль 2. Дополнить ст. 65 СК правом суда при рассмотрении споров по 3. Внести в ст. 63 СК следующие направления: а) в название статьи —
Права, обязанности и ответственность родителей'ПО1 воспитанию и образованию детей; б) дополнить п. I — •;.">': '•. Родители несут ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Решение об ограничении родителей в исполнении ими родительской ответственности может быть принято при их согласии непосредственно органами власти (в случае, если нарушены условия воспитания и обучения), либо это решение принимается судом (в том случае если произошло насилие над ребенком или существует обоснованная угроза насилия либо пренебрежение интересами ребенка). Если принято решение об ограничении родителей в их родительской ответственности, то местные органы власти берут на себя исполнение той части ответственности, в которой ограничены родители. Следовательно, в ст. 63 может быть введено понятие о совместном исполнении родительской ответственности (например, отчимом и обоими кровными родителями, родителями и местными органами власти) с четким обозначением, кто и какую часть этой ответственности берет на себя. 4. Усилить меры уголовной ответственности за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей. Предусмотреть (вернуть) административную ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за данный вид правонарушений. В настоящий момент установлены следующие виды ответственности: Ст. 69 СК предусматривает лишение родительских прав. Ст. 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного, либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или jes такового». Ранее Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» содержал ст. 164, предусматривающую административную ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей; в Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» такая норма отсутствует. Данные предложения по внесению изменений и дополнений в Российское законодательство ни в коей мере не снижают значимости нравственно-моральных принципов укрепления ответственности родителей за обучение и воспитание детей. Замена семейного воспитания общественными формами фактически разрушило малые сообщества как основы векового уклада жизнедеятельности человека, естественного хода передачи социального опыта. Необходимо повышать статус семьи, укреплять ее устои, пропагандаровааь всеми средствами массовой информации культ семьи.
Нужно законодательно закрепить ответственность определенных органов и учреждений, а также родителей, лиц и органов, их заменяющих, за получение несовершеннолетними обязательного основного общего образования, пока не будет введена статистика беспризорных детей и подростков, не посещающих учебные заведения. Необходимы решительные меры в борьбе за детей, их счастливое детство ы стабильное будущее для страны: введение ответственности должностных лиц, работающих в органах образования и местного самоуправления, за неисполнение Закона «Об образовании», предусматривающего для всех обязательное основное образование; государственный учет бродяжничающих детей и тех подростков, кто нигде не учится и не работает, контроль за неблагополучными семьями. Нужен единый координирующий орган по работе и контролю за несовершеннолетними бродяжками и правонарушителями. До недавнего времени в определенной степени этим занимались органы Министерства внутренних дел РФ. Но с введением Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» проблемы безнадзорности «перекинули» центрам временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Нужна координация в работе министерств социального блока и органов исполнительной власти на местах, чтобы создать в стране полноценную систему профилактики «социального* сиротства, безнадзорности, правонарушений и преступности несовершеннолетних. На предшествующих этапах развития системы призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общество и государство ориентировались преимущественно на преодоление педагогическими и экономическими средствами социального неблагополучия, порождающего для каждого конкретного ребенка множественные ситуации риска дисгармонического развития [83, 169]. Современное положение дел требует обеспечения согласованной реализации действий: —по социальной защите семьи и сохранению ребенка в семье; —по созданию условий воспитания и развития для каждого ре —по обеспечению качественного образования, воспитания и пси В каждом из этих направлений можно выделить ряд проблем, на решение которых должна быть направлена государственная программа социальной защиты детей-си рот.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.033 с.) |