Обеспечение условий социальной защиты семьи и сохранения ребенка в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение условий социальной защиты семьи и сохранения ребенка в семье



Цель государственной и общественной политики в отношении семьи — создание условий перспективного детства, поддержка се­мей с детьми, минимизация причин, провоцирующих распад и де­градацию семьи, и необходимость изъятия из нее ребенка.

Предлагаемые меры должны способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содей­ствовать развитию и укреплению семьи как гуманитарного и соци­ального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателем социального здоровья и благополучия семьи, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установле­нию гармоничных внутрисемейных отношений.

Для сохранения естественных семейных условий жизни и разви­тия детей, снижения уровня «социального» сиротства необходимо принять ряд первоочередных мер, направленных на:

—упрочение родительской ответственности за создание благо­
приятных условий для развития и воспитания детей в семье;

—государственную поддержку сот га ал ьно- незащищенной семьи
путем введения именного с оци ал ьно-образовательного полиса на
каждого ребенка;

—создание государственной системы служб сопровождения со­
циально- незатцищеиных семей;

~ формирование общественных отношений признания как соци-


альной нормы благополучной семьи, создающей все необходимые условия для жизни и развития детей в естественных условиях се­мейного воспитания.

Нормативно-правовое обеспечение

1. Средством решения ключевых проблем «социального» сирот­
ства можег стать введение для каждого ребенка, воспитывающего­
ся в социально = незащищен но и семье, социально образовательного
полиса в размере 20 минимальных зарплат в месяц (10 минималь­
ных зарплат — социальная часть, направленная в семью на созда­
ние необходимых условий для жизни ребенка. 10 минимальных зар­
плат — образовательная часть, поступающая на личный счет ребен­
ка и передаваемая в то учреждение, которое обеспечит образование
и реабилитацию ребенка).

Реализация этой идеи позволит адресно направлять не толь­ко социальное пособие, но деньги, предусмотренные в бюджете на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей. Право выбора образовательного учреждения должно быть предоставлено родителям или лицам, их замещающим; контроль за расходованием средств должен быть обеспечен службами сопро­вождения социально незащищенной семьи.

Право на получение социально образовательного полиса на каж­дого ребенка должно приобретаться каждой семьей вместе с по­становкой на учет в службе помощи социально неблагополучным семьям.

В результате введения такого полиса государство все больше будет поддерживать семью, а не возложит на себя обязанности и все бремя заботы о детях-сиротах (оплата аренды помещений, ком­мунальные услуги, питание, персонал, материальное снабжение и т.д.).

2. Необходимо ввести в Семейный кодекс понятие «родитель­
ской ответственности», предусматривающей обеспечение комплекса
прав, обязанностей, властных полномочий и ответственности роди­
телей (и лиц. их заменяющих) в отношении ребенка и его собствен­
но с ги.

Научно-методическое обеспечение, проектирование новых программ, служб, систем

1. Необходимо обеспечить научное осмысление изменений вос­питательной роли семьи, прогноз ее социальных последствий, оче­видна необходимость выработки новой педагогической идеологии семейного воспитания. Необходимо обеспечить подготовку и изда­ние серии книг «Библиотеки семейного воспитания», отражающей


международный и российский опыт построения взаимоотношения взрослых и детей в семье.

2. Следует создать государственную систему служб помощи со­
циально незащищенным семьям, обеспечивающих социальные га­
рантии для жизни и воспитания ребенка в родной семье. Отсюда
вытекает ряд специальных обязанностей местных органов власти
по отношению к семье и ребенку:

— выявление детей, требующих социальной помощи, и предо­
ставление им информации о соответствующих службах;

— исследование и оценка состояния семьи и ребенка:

— предотвращение насилия и пренебрежения интересами ре­
бенка;

— обеспечение предоставления помощи семье и детям но их ме­
сту жительства;

— организация консультативных центров для социально неза­
щищенных семей;

— обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья
и их семей всем комплексом необходимых услуг.

3, Организационная поддержка политики помощи семье с
детьми должна быть обеспечена в том числе путем проведения мо­
ниторинга с последующим анализом результатов социально-эконо­
мического и воспитательного потенциала семьи, положения детей в
семьях разного тина, в первую очередь в семьях социального рис­
ка. Необходимо разработать методологию и механизмы экспертизы,
принимаемых органами законодательной и исполнительной власти
решений, с точки зрения их воздействия на воспитательный потен­
циал семьи.

Кадровое обеспечение

Важно обеспечить расширение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (педагогов-психологов, социаль­ных и коррекционных педагогов, семейных психологов) для работы с современной семьей. Главной задачей этих специалистов должны стать гарантии сохранения семьи и улучшения семейного климата, обеспечивающего условия для полноценного развития всех членов семьи.

Материально-техническое и информационное, обеспечение

1. Необходимо разработать и сделать доступным для населения оанк данных по системе социальной защиты родителей с детьми, в котором должны быть отражены все права и обязанности совре­менных родителей, приведены конкретные данные по всем типам


социальных поддержек, представлены адреса служо помощи и под­держки семьи и ребенка.

2. Целесообразно продумать и организовать информационную поддержку в средствах массовой информации положительного об­раза семьи, гарантирующей качественное воспитание и развитие детей, примеры решения семьей проблем ребенка, в том числе и девиантного поведения.

5.4. Создание условий воспитания в приемных и патронатных семьях

Идея семейного воспитания должна быть положена в основу программы развития системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необ­ходимо принять все необходимые меры по созданию условий се­мейного воспитания или воспитания, приближенного к семейному, для всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными средствами реализации данной идеи могут высту­пать:

— расширение возможностей для семейного устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, не только па опеку и усы­
новление, но и в приемные и патронатныс семьи; организация се­
мейных пансионатов, центров семейного воспитания и других форм
устройства детей в семьи граждан на профессиональной основе;

— разукрупнение существующих сиротских учреждений, пере­
стройка воспитательного процесса в них в логике создания семей-
но-воспитательных разновозрастных и разнополых групп, для ко­
торых характерна модель семейных отношений и реализации всех
базовых функций семьи, в том числе любви к ребенку безотноси­
тельно к его социальной успешности или неуспешности;

— развитие системы поддержки и психо л ого-педагогического со­
провождения всех форм приемной и патропатной семьи;

— реорганизация имеющейся системы усыновления, опеки и по­
печительства;

— создание системы поддержки и сопровождения семей, создан­
ных детьми-сиротами,

Нормативно-правовое обеспечение

1. Применение такой формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как воспитание в семьях раз­личных типов, требует принятия законов Российской Федерации «О формах передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попече-


ния родителей на воспитание», «Об органах опеки и попечитель­ства, о службах помоши приемной патронатной семье».

2. Развитие института приемных семей сдерживается отсутстви­
ем законов субъектов Российской Федерации об оплате труда при­
емных родителей и льготах для приемной семьи. На федеральном
уровне должны быть решены вопросы по обеспечению трудовых и
социальных гарантий приемных родителей, в частности их пенси­
онного обеспечения.

3, В условиях, когда функции опеки и попечительства нахо­
дятся в компетенции органов местного самоуправления, назрела
необходимость а создании законодательной базы для установления
единых государственных минимальных стандартов по социалыю-
правовому обслуживанию детей, нуждающихся в государственной
защите, и организации работы органов местного самоуправления
по опеке и попечительству над детьми, в связи с чем необходи­
мо принять Федеральный закон «О государственных минималь­
ных социальных стандартах организации работы органа местно­
го самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над
детьми».

Научно-методическое обеспечение, проектирование новых программ, слуэк.6, систем

1.Требует коренной реорганизации действующая система рабо­
ты органов опеки и попечительства. Особое внимание органов опеки
и попечительства необходимо направить на предупреждение «соци­
ального» сиротства, а также на подбор потенциальных родителей,
систематическую работу с ними по созданию более комфортных
условий проживания детей-сирот в семьях различного типа: опе­
кунская семья, приемная семья, патронатная семья, семейно-вос-
питательная группа. Необходимо разработать научно-мет одические
рекомендации для органов опеки и попечительства по реализации
их задач в новых условиях.

2. Многочисленные проблемы, возникающие в семьях, создан­
ных деть ми-сиротами, требуют безотлагательного создания систе­
мы служб и центров исихол ого- педагоги ческой, мс дико-социальной
помощи и сопровождения таких семей. Такие службы должны га­
рантировать поддержку молодых родителей и одновременно стре­
миться к разьигию самостоятельности и ответственности родителей
за собственное благополучие и благополучие своего ребенка.

Кадровое обеспечение

1. Необходимо обеспечить создание системы помощи приемной семье, взявшей на воспитание ребенка-сироту, организацию регу-


лярных педагогических, психологических и медицинских консуль­таций и сопровождение приемных родителей путем системы повы­шения педагогической квалификации родителей, проведения псп-холого-педагогических тренингов и семинаров.

2. Развитие се мейно- в ос цитате ль но г о стиля отношений в совре­менных детских домах требует научно-методического осмысления, широкого распространения передового педагогического опыта, из­менения учебных планов подготовки и переподготовки педагоги­ческих кадров для системы интернатных учреждений, введение в номенклатуру специальностей высшей школы новых единиц — пе­дагог-ре аби лито дог, педагог-б ос питатель для детей-сирот и детей. лишенных родительской опеки, семейный психолог.

Материально-техническое и информационное обеспечений Необходимо сделать более эффективным, информативным и мобильным функционирование Федерального межведомственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, что позволит координировать усилия разных ведомств е решении проблем устройства детей в семьи и другие формы се­мейного воспитания.

5.5. Обеспечение воспитания детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

в образовательных учреждениях

Сложившаяся система образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в дальнейшем совершенствовании путем поддержки имеющихся по­зитивных тенденций и развития современных инновационных тех­нологий социализации и интеграции.

Перспективная организация жизни и быта воспитанников, мак­симально приближенных к семейным, создание новых форм и воз­можностей для воспитания и развития детей- Обучение их востре­бованным в будущей жизни трудовым и семейным навыкам: со­здание для воспитанников кризисной и юридической службы, шве-пальпых судов для защиты от насилия и жестокости.

Нормагпивио-правоаое обеспечение

1. Необходимо расширить правовые гарантии защиты имуще­ственных и жилищных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: разработать меры по гарантированному трудоустройству и дальнейшему образованию выпускников интер­натных учреждений.


 

2. Разработать и внести дополнения и изменения в Типовое по­
ложение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, гарантируюших психолого-
педагогическое медико-согшальное сопровождение развития детей,
их социальную адаптацию и подготовку к вступлению в самостоя­
тельную жизнь.

3. Требует систематизации и определенных государственных га­
рантий создание служб психолого-педагогического, медико-соци­
ального сопровождения детей-сирот в учебно-образовательном про­
цессе и профессиональном самоопределении.

4. Следует разработать и принять типовое положение о социаль­
ных гостиницах для выпускников детских домов как необходимой
форме постинтернатной адаптации.

5. Следует обеспечить более широкое развитие попечительских
советов интернатных образовательных учреждений, привлечение
негосударственных, общественных и коммерческих структур в сов­
местном с 1 осударством учредительстве, финансовой и материаль­
ной поддержке учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Необходимо разработать законодатель­
ную основу деятельности попечительских советов и положение о
соучредительстве.

Научно-методическое обеспечение, проекта ропт т.е. новых програ.мм. служб, систем

1.Целесообразно изучить возможности постепенного отказа от
системы школ-интернатов как учреждений, ограничивающих соци­
ализацию и интеграцию детей-сирот. Школы-интернаты должны
стать исключением (специализированные школы-интернаты, дея­
тельность которых обоснована особыми задачами реализуемых В
них для отдельных категорий детей специальных (коррекциоштых)
или лечебно-реабилитационных программ). Дети-сироты должны
получать основное, дополнительное, специальное или профессио­
нальное образование в тех же учреждениях, что и дети, прожи­
вающие в семьях. Необходимо обеспечить максимальное преодо­
ление «госпитализма» и сегрегации учреждений для детей-си рог,
стремления сосредоточить все вилы активности детей в стенах од­
ного учреждения. Нельзя допускать, чтобы те или иные особенно­
сти развития ребенка выступали определяющими в отношении ею
Жизненных перспектив, служили ограничителем возможностей со­
циальной адаптации.

2. Необходимо развивать систему социально-реабилитационных
Центров или комплексов для социально-профессиональной реаби-


литании детей-сирот, разработать учебные программы и методи­ческие рекомендации по пост интернат ной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей.

3. В особой поддержке нуждаются процессы социальной адапта­
ции и профессионального трудоустройства выпускников специаль­
ных (коррекцийиных) образовательных учреждений. Наряду с раз­
работкой системы мер. стимулирующей создание и квотирование
рабочих мест в условиях рыночной экономики для этой категории
детей-сирот, необходимо качественно изменить сроки, содержание
и профили профессионального обучения. Целесообразно пересмот­
реть номенклатуру специальностей, осваиваемых детьми-с и ротам и
в коррекциониых образовательных учреждениях и привести ее в
соответствие с региональными требованиями рынка труда.

4. Взаимодействие учреждений для детей-сирот и других обра­
зовательных учреждений требует существенного совершенствова­
ния. Построение жизнедеятельности школьного коллектива, в кото­
ром обучаются дети-сироты, требует особого педагогического так­
та, высокой психо лого- педагог и ческой культуры, обеспечения по­
стоянной связи с педагогами детского дома и различных форм пе­
дагогической поддержки.

5. Качество воспитательного процесса в интернатных образова­
тельных учреждениях требует переосмысления на новом этапе ста­
новления системы образования культуры работы педагога-вое пита­
теля по работе с детским коллективом, развитии самоуправления,
творческой инициативы и самореализации каждого ребенка.

6. Анализ сферы досуговой деятельности детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, требует существенного рас­
ширения возможности получения ими различных форм дополни­
тельного образования как в школе, так и различных внешкольных
клубах и центрах творчества.

7. Развитие системы учреждений для детей-сирот и детей, остав­
шихся без попечения родителей, предполагает углубленные науч­
ные и практические исследования закономерностей и формирова­
ния личности ребенка-си роты. Требует качественного анализа и пе­
реосмысления с последующим внедрением перспективный опыт ра­
боты различных образовательных учреждений для детей-сирот.

Кадровое обеспечение

Система подготовки, переподготовки и повышения квалифика­ции кадров для работы с детьми-си ротам ц требует существенного обновления. Необходимо обеспечить во всех ее звеньях ориентацию


на повышение социальной, медицинской и психологической подго­товки воспитателей, учителей, психологов, социальных педагогов для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попе­чения родителей. Нужно разработать учебные и научно-методиче­ские пособия, адресованные педагогическим работникам и органи­заторам сиротских образовательных учреждений; создать програм­мы повышения квалификации для педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, руково­дителей этих учреждений об особенностях построения образова­тельного процесса в интернатных учреждениях.

Материально-техническое и информационное обете'ч.ение

1. Предполагается совершенствование материально-технической
базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попече­
ния родителей. В особой финансовой, материальной и ресурсной
поддержке нуждаются библиотеки и медиотеки интернатных учре­
ждений.

2. Организация образовательных учреждений для детей-сирот
и детей, оствшихся без попечения родителей, по семейному типу
требует реорганизации помещений с учетом создания новых форм
устройства детей. Организация центров постинтерпатной адапта­
ции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тре­
бует соответствующего материально-финансового обеспечения.

3. Необходимо разработать новые механизмы лицензирования и
аккредитации деятельности учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также аттестации персона­
ла в связи с переориентацией их работы на принципы семейного
воспитания.

Контрольные вопросы и задания

1.Проанализируйте основные законы Российской Федерации, гаран­
тирующие права детей-сирот.

2. Рассмотрите основные меры по улучшению положения детей-сирот
и детей, оставшихся без попечении родителей, используя законодательно-
правовую базу Российской Федерации.

3. Составьте таблицу, отражающую права и обязанности родителей
за обучение и воспитание детей (по законодательно-правовой базе Рос­
сийской Федерации).

4. В чем заключается ответственность родителей за обучение и вос­
питание детей и как она отражена в законодательно-правовых актах Рос­
сийской Федерации?


5. Дайте обоснование роли общества и государства для социальной
защиты ребенка:

— в кровной семье;

— в условиях разных форм семейного устройства;

— в интернатных учреждениях.

6. Подтвердите ваши заключения законодательно-правовым и актами,
используя материал приложений к данному учебному пособию.


Литература

1. Авдеева Н. II. Развитие образа самого себя у младенца. М., 1982.

2. Авдеева Н. Н. Младенческий возраст // Психическое развитие вос­
питанников детского дома. М,, 1990.

3- Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. Х-4.

4. Азаров Ю. Беспризорность и детская преступность — наши беды
// Воспитание школьников. 2002. №7.

5. Акивис Д, С. Отцовская любовь. М., 1989.

6. Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и со­
циальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология.
1997. № 1.

7. Альманах психологических тестов. М., 1995.

8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1982.

9. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб., 2004.

 

10. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влия­
ния воспитания и семейных отношений. М., 1999.

11.Бане М., Рикардс А., Харви Р. Работа с детьми, оплакивающими
потерю близких. М., 2004.

12. Бардыше.вская М. К. Дети с недостатком эмоциональных привя­
занностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского
попечения. М., 1995.

13. Басилова Т. А. Основные этиопатогенетические факторы наруше­
ний психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты:
консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой.
М., 19Э8.

14. Басе А,. Дарки А. Опросник. См.: Ретн А. А. Психология изучения
личности. СПб., 1999.

15. Батуев А. С., Катавцев А. Г.. Соболева М.В. Зрительное пред­
почтение как проявление привязанности у детей первого года жизни //
Вопросы психологии. 1990. №4.

16'. Белтева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.


17. Берне Р. Развитие аЯ-концепции» и воспитание. М., 1986.

18. Беспризорные и безнадзорные дети: Итоги общероссийского со­
циологического зондажа. М., 2002.

19. Бобылева И. Л. Семейный центр — форма патронатного воспита­
ния // Пагронатиое воспитание в России на современном этапе / Сост.
Н.П.Иванова. М., 2002.

20. Бодрова М. Г., Бобъмева И. А., Зотова И. А. и др. Из опыта
работы по программам социальной адаптации детей-сирот / Под ред.
Е. В. Се Лениной. Владимир. 2002.

21. Божович Л. И. Психологическое изучение детей и школе-интер­
нате. М., 1960.

22. Божович Л. И. Личность и ее формирование и детском возрасте.
М., 1968.

23. Божович Л. И. Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.

24. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред.
Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995.

25. Бойко В. В., Огаини К., Копытечкова О. И. Социально защищен­
ные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб., 1999.

26. Боулби Дж. Привязанность / Пер. с англ. М., 2003.

27. Браун Дж., Кристенеч, Д. Теория и практика семейной психоте­
рапии. СПб., 2001.

28. Брутпман В. И., Родионова М. С. Формирование привязанности
матери к ребенку в период беременности //Вопросы психологии. 1997. №6.

29. Ьругпман В. И., Северный А. А. Некоторые современные тенден­
ции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социаль­
ного сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи:
защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998.

30. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.. 2001.

31. Бютиер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

32. Вершинин В. Малообеспеченная семья: Тайны семейной дидакти­
ки // Народное образование. 2002. №6.

33. В пиарская Е. М. Младенческие крики (их происхождение, струк­
тура, динамика и значение для раннего психического и речевого раз­
вития ребенка) // Изучение динамики речевых и нервно-психических
нарушений. Л., 1983.

34. Виткии Д. Мужчина и стресс. СПб., 1996.

35. Власова Т. Л., Певзне.р М. С, О детях с отклонениями в развитии.
М., 1973.

36. Волошина Л. С. Генезис агрессивно-насильственных преступлений
// Насилие, агрессии, жестокость: Криминально-психологическое иссле­
дование. М., 1990.

37. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред.-
сост. П. П. Иванова, М.. 1996.

38. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиангным поведением /
Под ред. М. И. Рожкова. М., 2001.


39. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей ;'/ Педа­
гогика. 1999. Х'4.

40. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.,
1960.

41. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития аномального
ребенка // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.

42. Выготский Л. С. Педагогика подростка. М.; Л., 1931.

43. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка //
Психология личности. М., 1982.

44. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клини­
ка трудного детства // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.

45. Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых
детей / / Там же.

46. Выготский Л. С. Психология возраста // Там же. Т. 4. М., 1982.

47. Выявление и устройство детей я подростков, оставшихся без по­
печения родителей, в 2001 г.: Аналитическая справка // Вестник обра­
зования России. 2002. №16.

48. Гаврилова С. Труд — основа воспитания (о работе педагогического
коллектива детского дома г. Лакипска Владимирской области) // Народ­
ное образование. 1997. №12.

49. Галигузова Л. И. Проблема социальной изоляции детей //' Вопро­
сы психологии. 1996. №3.

50. Гарбузов В. И, Воспитание ребенка. СПб.; М.. 1997.

51. Гарбузов В. П., Захаров А. И., Исаев Д. П. Неврозы у детей и их
лечение. Л., 1977.

52. Гернст М. Детоубийство. М., 1911.

53. Глико Л. В. О введении явного приема внебрачных детей в приюте
Киевского земского управления. Киев. 1911.

 

54. Голод С. И. Семья и брак: И сто рико-социологически и анализ.
СПб, 1998.

55. Государственный доклад -Ю положении детей в Российской Фе­
дерации. 2002 год». М., 2002.

56. Гревцева Г., Ситдикова Л. Детская беспризорность: причины и
следствия // Учитель, 2004. №2.

57. Гуггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия: Профилактика дет­
ской агрессивности и жестокости и борьба с ними /' Пер. с нем. СПб.,
2000.

58. Гусароьа Г. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в Самарской области // Народное образование.
2001. №7.

59. Дармодехин С. В. Семья и государство // Педагогика. 1999. JV* 1.

60. Дармодетт С. В. Безнадзорность детей в России // Там же. 2001.
№ 5.

61. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в
неполной семье // Социологические исследования. 2001. № И.


 




62. Дементьева И. Ф.. Зубарева Н. Степень социальной ответе! ес ппо-с'ш подростков в полной и неполной семьях //' Воспитание школьников 2003. №10.

03. Дениссеич Н. Н, Проявление самостоятельности в процессе сов­местной деятельности младших школьников в условиях школы-интерна­та // Начальная иг кола. 1996. Л'а7,

64. Дерябина О. А!. Родители приемных детей: отбор или подготовка?
// Сироты России: проблемы, надежды, будущее. М., 1994.

65. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под
ред. Е.А.Стребелевой. М., 1998.

66. Дети улиц. СПб., 2000.

67. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л.М. Ши-
пицыной. СПб.. 2003.

68. Добсон Д. Непослушный ребенок. СПб., 1995.

 

69. Довгалевская А. И. Семейное воспитание приемных детей. М.
19-18.

70. Да в га л евг, кая А. И. Вопросы семейного воспитания приемных де­
тей в СССР: Авторсф. канд. дис. М., 1957.

71. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.

72. Дубинко Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление
агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2000. №1.

73. Дубровина И- В., Лисина М. И. Особенности психического разви­
тия детей в семье и вне семьи //' Возрастные особенности психического
развития детей. М., 1982.

74. Дубровина И. В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитан­
ников детского дома. М., 1990.

75. Егорова Т. В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР
//Дефектология. 1972..*Ы.

76. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школь­
ников, отстающих в развитии. М., 1993.

77. Егорова М. А. Особенности представлений воспитанников детско­
го дома о социальных отношениях // Дефектология. 1997..\' 5.

78. Житникова Л. М. Формирование у детей дошкольного возраста
классификации как способа мнемической деятельности // Вопросы пси­
хологии. 1967. №2.

79. Зарсцкчй В. К., Дубровская М. О., Ослоп В. Н., Холмогорова А. Б.
Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.

80. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.
М., 1986.

81. Захаре/в А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.
СПб., 2000.

82. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 2000.

83. Зезииа М. Р. Система социальной зашиты детей-сирот в СССР //
Педагогика. 2000. № 3.

84. Земска М. Семья и личность / Пер. с пол. М., 1986.


 

85. Зерницкий О. Ь. Мотивация усыновления и особенности родитель­
ских позиций в семьях с приемными детьми /'/ Вестник психосоциальной
и коррекций нно-реабилитацией ной работы. 2002. 1.

86. Зш1елева 3. А. Агрессивное поведение подростков и личность ро­
дителей /7 Психологическая наука и образование. 2001. №4.

87. Зииченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

88. Зорина Т. Детские деревни — SOS: негосударственные детские до­
ма с семейным типом воспитания /'/ Защити меня! 2003. № 3.

89. Иванов С. И. Одинокие дети. М., 1991,

90. Иванова Н. П., Заводилкина О. В. Дети и приемкой семье; Советы
начинающим родителям. М., 1993.

91. Иванова Н. П., Бобылева, И. А., Заводилкина О. В. Социально-пси­
хологическая адаптация детей в заметающей семье. М., 2002.

92. Иванова Я, П., Бобылева И. А., Завос>илкина О. В. Воспитание де­
тей в семье в контексте социальных изменений // Начальная школа.
2004. №3.

93. Hjapt) К. Е. Эмоции человека. М., 1980.

 

94. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.
Л.И.Вожович. Л. В. Благопадежипой. М., 1972.

95. Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-
сирот и детей, оставшихся Сез попечения родителей: опыт, проблемы,
перспектива / Под ред. Л. В. Гаврнлина. Владимир, 2002.

96. Иовчук И. М.. Морозова К. И., Щербакова А. М. Психолого-меди-
ко-педагогичсскан поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях
// Народное образование. 2001. № 7.

97. Иовчук Н.М., Морозова Е. И., Щербакова A.M. Школа родите­
лей: (Об одной из моделей службы пс ихо лого- мед икс-педагог и ческой
поддержки детей-сирот, воспитывающихся в семьях) //' Детский дом.
2004. №3 (12).

98. Исаев Д. Н. Психологический стресс и психосоматические рас­
стройства в детском возрасте. СПб., 1994.

99. Исколъдский Я. В. Исследование привязанности ребенка к матери
в зарубежной психологии //' Вопросы психологии. 1985. №6.

100. Истомина 3. М. Формирование у дошкольников смыслового со­
отношения как приема напоминания /'/ Развитие логической памяти у
детей. М., 1976.

101. Истомина З.М. Развитие памяти. М,, 1978.

102. Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над
детьми. М.. 1998.

103. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

104. Казакова Е.И., Тряпицына А-И. Диалог на лестнице успеха:
(Школа на пороге нового века). СПб., 1997.

105. КазберюкН.А., Замотин Б. А., Мастюкова Е.М. Характер вли­
яния отдельных факторов риска и их групп на состояние здоровья детей
дома ребенка в период адаптации // Дефектология. 1996. JV»4.


 





62. Дементьева И. Ф.. Зубарева Н. Степень социальной ответстветш1>.
сти подростков в полной и неполной семьях / ' Воспитание школьника
2003. №10.

63. Деписевич Н.И. Проявление самостоятельности в процессе сов­
местной деятельности младших школьников в условиях школы-интерна­
та.•/' Начальная школа. 1996. №7.

64. Дерябина О. М. Родители приемных детей: отбор или подготовка'1
// Сироты России: проблемы, надежды, будущее. М., 1994.

gj. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития..' Г(о-(ред. Е.Л.Стребелс1Юй. М., 1998. GC- Дети улиц. СПб.. 2000.

67. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Л. М. Ши-
гншыпой. СПб., 2003.

68. Добсон Д. Непослушный ребенок. СПб.. 1995.

69. Довгалевская А. И. Семейное воспитание приемных дс!ей. М.
1948.

70. Доегплевс кал Л. И. Вопросы семейного воспитатшя приемных де­
тей в СССР: Лвтореф. канд. дне. М., 1957.

71. Долъто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.

72. Дубинка Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление
агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2000. № 1.

73. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического разви­
тия детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического
развития детей. М., 1982.

74. Дубровина И. В.. Рузская А-Г- Психическое развитие воспитан­
ников детского дома. М., 1990.

75. Егорова Т. В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР
//Дефектология. 1972. JVM.

76. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школь­
ников, отстающих в развитии. М.. 1993.

77. Егорова М, А. Особенности представлений воспитанников детско­
го дома о социальных отношениях // Дефектология. 1997. Л'* о.

78. Житникова Л. М. Формирование у детей дошкольного возраста
классификации как способа мнемической деятельности // Вопросы пси­
хологии. 1967. №2.

79. Зарецкий Б. К.. Дубровская М. О., Ослоп В. II.. Хл/тмогорова А- В
Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.

80. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.
М., 1986.

81. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.
СПб., 2000.

82. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.. 2000.

83. Зезина Л/. /'. Система социальной защиты детей-сирот в СССР •'.'
Педагогика. 2000. Л'*3.

84. Земска М. Семья и личность / Пер. с иол. М., 1986.


 

85. Зерницкий О. Б. Мотивация усыновления и особенности родитель­
ских позиций в семьях с приемными детьми / / Вестник психосоциальной
и коррекциоппо-реабилитационной работы. 2002..Y» 1.

86. 3uMf.ie.ea 3. А. Агрессивное поведение подростков и личность ро­
дителей // Психологическая наука и образование. 2001. JV'4.

87. Зинченко П. И. Непроизвольное, запоминание. М., 1961.

88. Зорина Т. Детские деревни — SOS: негосударственные детские до­
ма с семейным типом воспитания // Защити меня! 2003. Л"83.

89. Иванов С. И. Одинокие дети. М., 1991-

90. Иванова II. П.. Заводилкина О. Б. Дети и приемной семье: Советы
начинающим родителям. М., 1993.

91. Иванова II. П., Бобылева И. А., Saeodu-лкина О. В. Социально-пси­
хологическая адаптация детей в замещающей семье. М., 2002.

92. Иванова II. П.. Бобъигева И. А., Заводчлкин^а О. В. Воспитание де­
тей в семье в контексте социальных изменений /'/ Начальная школа.
2004. №3.

93. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.

 

94. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.
Л. И. Божович, Л. В. Благо лад ежиной. М.. 1972.

95. Инновационные процессы в региональной системе защиты детей-
сирот и детей, оставшихся 6e.s попечения родителей: опыт, проблемы,
перспектива. / Под ред. Л.В.Гаврнлина. Владимир, 2002.

96. Иовчук Н. М., Морозова К. И., Щербакова А, М. Психолого-меди­
ко-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях
// Народное образование. 2001. №7.

97. Иовчук Н.М., Морозова Е.И.. Щербакова A.M. Школа родите­
лей: (Об одной из моделей службы психолого-медико-педагоги ческой
поддержки детей-сирот, воспитывающихся в семьях) // Детский дом.
2004. №3 (12).

98. Исаев Д. Н. Психологический стресс и психосоматические рас­
стройства в детском возрасте. СПб., 1994.

99. Исколъдский Н. В. Исследование привязанности ребенка к матери
в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1985..У'6.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.158 с.)