Что такое эффективность вообще и эффективность менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое эффективность вообще и эффективность менеджмента



в частности?............................................................................................................. 152

Вопрос 149

Каковы критерии эффективной деятельности менеджмента
организации?.........................................................................................................153

Вопрос 150

Какие экономические показатели характеризуют эффективность
менеджмента?............................................................ …………………………...154

Вопрос 151

Как повысить эффективность менеджмента?...............................................155

Глоссарий……………………………………………………………………………157

Рекомендуемая литература.........................................................................................173

Раздел 1

МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Вопрос 1

ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ?

Ответ

Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с XVI в., образованное от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать). См. Тьетар Р.-А Менеджмент / Пер. с фр.; Под ред. Д. О. Ямпольской. - СПб.: ИД «Нева», 2003. С. 10.

Существует множество определений менеджмента. Нормативное,
т. е. обязательное для применения, определение менеджмента отсут-
ствует.

Чтобы узнать, насколько различаются взгляды на менеджмент как понятие, приведем несколько определений разных авторов из разных источников.

Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.:

Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 446.

Менеджмент (англ. management — управление, заведование, орга­низация) — управление производством; совокупность знаний, прин­ципов, средств и форм управления производством в условиях рыноч­ной экономики.

Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. С. 469.

Менеджмент (англ. management) управление производством; со­вокупность принципов, методов, средств и форм управления произ­водством с целью повышения эффективности производства и увели­чения прибыли.

Экономико-математический энциклопедический словарь / Гл. ре­дактор В. И. Данилов-Данильян. М.: Большая Российская энцикло­педия: ИНФРА-М, 2003. С. 289.

 

Менеджмент — способ организации совместной трудовой деятель­ности людей.

Глухов В. В. Основы менеджмента: Учебн.-справ. пособие. — СПб.: Специальная литература, 1995.

Менеджмент — совокупность принципов, методов и средств управ­ления производством с целью повышения эффективности производ­ства и увеличения прибыли.

Тьетар Р.-А. Менеджмент / Пер с фр.; Под ред. Д. О. Ямпольской. СПб.: ИД «Нева», 2003. С. 10.

Менеджмент — процесс управления организацией (искусство и спо-

соб руководства).

Абчук В. Д. Менеджмент: Учебник. — СПб.: Союз, 2002.

Менеджмент — это управление организацией в условиях рыночной экономики. Управление — воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.

Дафт Р. Л. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2002. С. 802.

Менеджмент — эффективное и производительное достижение це­лей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами.

Приведенные выше определения английского термина «менедж­мент» по времени относятся к рубежу XX и XXI вв. В России существу­ет мнение, что нет смысла использовать англоязычный термин взамен русского слова «управление». К сожалению, с этим мнением нельзя со­гласиться. Дело в том, что в науке существует такое понятие, как эпони­мия. Это означает, что новому понятию или явлению присваивается имя того, кто впервые его определил или заметил, внес наиболее весо­мый вклад в его изучение, добился наибольших успехов в решении связанных с ним задач или проблем. С этой позиции следует считать справедливым, что англоязычное «менеджмент» используется во всех языках мира. Это означает только одно: наибольших успехов в менед­жменте достигли англоязычные нации. Американские и английские исследователи являются признанными «законодателями моды» в об­ласти менеджмента, а остальные, как правило, заимствуют, адаптиру­ют и развивают их идеи применительно к собственным национальным условиям. Хотя у истоков менеджмента наряду с англичанином (а точ­нее — шотландцем) Адамом Смитом стоят француз Анри Файоль, не­мец Макс Вебер.

В Советском Союзе термин «менеджмент» считался буржуазным и по идеологическим соображениям не использовался применительно

 

 

к отечественной практике. Отголоски такого подхода видны в опре-дслениях Нового иллюстрированного энциклопедического словаря (см.) и В. А. Абчука (см.): в обоих случаях упоминается принадлеж­ность понятия «менеджмент» к условиям рыночной (альтернативной Командной, плановой, социалистической) экономики. Получается, что в «нерыночной экономике» менеджмента попросту нет, а есть что-то другое. А именно: управление социалистическим производством. Так, в учебнике «Теория управления социалистическим производством» приводится следующее определение: «Под управлением социалисти­ческим общественным производством понимается процесс воздействия на коллективы трудящихся, использующих средства производства, при­надлежащие обществу, для изготовления продукции и оказания услуг в целях создания благоприятных условий для повышения материаль­ного и культурного уровня жизни трудящихся» (Теория управления социалистическим производством: Учебник для студентов инж.-экон. спец. вузов / Под ред. О. В. Козловой. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Экономика, 1983. С. 26).

Поскольку определение понятия «менеджмент» является делом слож­ным и неблагодарным, некоторые авторы «толстых» учебников вооб­ще не дают никакого определения этому понятию. Например, хорошо известный учебник М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» (М.: Дело, 2005) на с. 41 приводит определение не ме­неджмента, а управления: «Управление — это процесс планирования, организаций, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».

В условиях, когда общепринятое определение понятия отсутствует, формирование собственного определения этого понятия можно счи­тать вполне правомерным. Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет имеет давние традиции пре­подавания менеджмента, сложившуюся научную школу и систему взгля­дов на менеджмент. Поэтому собственное определение этого важного понятия является вполне правомерным. Учебное пособие «Общий ме­неджмент» (Дайджест учебного курса) / Под ред. А. К. Казанцева. — М.: ИНФРА-М, 2001) дает следующее определение: «Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельно­сти, направленных на формирование и обеспечение достижения це­лей путем рационального использования имеющихся ресурсов» (с. 7).

Это определение рекомендуется к использованию автором данного учебного пособия (А. Н. Цветков).

 

Вопрос 2

КАК СООТНОСЯТСЯ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНИЕ», «МЕНЕДЖМЕНТ», «РУКОВОДСТВО»?

Ответ

Управление является более широким понятием, чем менеджмент. Термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам. Управлять можно:

• автомобилем;

• самолетом;

• яхтой;

• распределением ресурсов различного вида (электроэнергия, теп­ло, финансовые средства, полномочия);

• коллективом;

• отдельным человеком;

• биологическим объектом (дрессированное животное);

• совокупностью биологических объектов (косяк рыбы, табун ло­шадей, стадо коров, отара овец);

• развитием биологических объектов.

Осуществлять менеджмент можно только по отношению к чему-то социальному, обладающему разумом и волей:

• отдельному человеку;

• коллективу — общности людей по признаку единства деятельно­сти (бригада, цех, отдел, организация, учебная группа, ученический класс);

• социуму — общности людей по признаку единства намерений (компания на отдыхе, пассажиры самолета, собрание акционеров, митинг, сельский сход).

Менеджмент предполагает выполнение определенных повторяющих- ся функций для достижения социальным объектом некоторой цели или состояния.

Кроме того, менеджер осуществляет руководство, т. е. оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей.

Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния

 

на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство являет­ся более узким понятием, чем менеджмент.

 

 

Вопрос 3

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Основная цель менеджмента как области практической деятельности заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие управля­емого объекта. Это означает, что все элементы объекта управления должны функционировать согласованно и эффективно. При этом долж­но учитываться влияние на объект внешней среды.

Действительно, менеджер имеет достаточно четко сформулирован­ные цели и задачи управляемого объекта и располагает возможностью привлекать для достижения этих целей и решения задач некоторые объемы ресурсов различного вида. В этих условиях менеджер должен добиваться того, чтобы цели достигались и задачи решались с привле­чением как можно меньшего количества ресурсов, что означает «эф­фективно». При этом все элементы управляемого объекта, в свою оче­редь, должны быть четко информированы и обеспечены ресурсами настолько, чтобы выполнять свои функции в рамках достижения об­щих целей и решения общих задач, что означает «согласованно».

Минимизация используемых ресурсов означает, что цели достига­ются и задачи решаются на приемлемом и допустимом уровне каче­ства. То есть в условиях одинакового качества достижения целей и ре­шения задач более эффективным будет считаться менеджмент, который привлек меньшее количество, ресурсов,

Гармония развития означает, что достигаемые цели и решаемые за­дачи учитывают интересы всех элементов управляемого объекта.

Основная цель менеджмента достижима, но ее достижение затруд­няется сложностями, приходящими из внешней среды. Внешняя среда постоянно меняется, возрастает ее разнообразие, изменяются требо­вания к работнику и сам характер его труда. Это порождает неопреде­ленность развития объектов менеджмента, необходимость адекватно оценивать возникающие риски. Вместе с тем возрастающая сложность внешней среды является объективным фактором, и менеджер должен с этим считаться.

 

Вопрос 4

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕМ МЕНЕДЖМЕНТА?

В КАКИХ АСПЕКТАХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МЕНЕДЖМЕНТ?

Ответ

Менеджмент определяется в нескольких аспектах, с нескольких точек зрения. Самое общее содержание менеджмента — это вид деятельно- сти, который характеризуется основной целью, т. е. когда мы произно- сим слово «менеджмент», то чаще всего представляем именно дея- тельностъ по постановке целей, планированию действий, организации согласованных действий, контролю выполнения этих действий и ре­гулированию процесса в зависимости от результатов контроля.

Реже менеджмент воспринимается как наука, хотя вполне обосно­ванно претендует на эту трактовку. Действительно, менеджмент имеет определенные систематизированные принципы, методические осно­вы, методы, технологии. Известно, как должен действовать менеджер, чтобы добиться гармоничного развития управляемого объекта, сфор­мулировать цели развития, определить необходимые ресурсы для достижения этих целей, организовать согласованные действия, про­контролировать ход процесса и внести необходимые изменения в ис­ходные условия, если ход процесса существенно отличается от жела­емого. Для создания инструментария менеджмента выполняются научные исследования высокого уровня с привлечением достижений таких наук, как экономика, математика, психология, социология и др.

Вместе с тем приходится сталкиваться с ситуацией, когда практи­кующий, реальный менеджер понятия не имеет обо всех этих научных исследованиях и разработанных инструментах и методах. Но основ­ная цель при этом достигается: объект управления развивается доста­точно гармонично. Это может означать только то, что в данном случае менеджмент проявляется как искусство, требует таланта, или «дара». В настоящее время, когда внешняя среда управляемого объекта столь изменчива и многообразна, менеджмент все чаще воспринимается как искусство, потому что менеджмент как наука не в состоянии объяс­нить многие аспекты действий успешного менеджера: ничего не оста­ется кроме того, как признать, что успешный менеджер — это просто-напросто гений, менеджер «от бога»!

И наконец, термин «менеджмент» воспринимается в определенном контексте как совокупность людей, занятых управлением. В этом слу­чае имеется в виду команда менеджеров.

 

 

Таким образом, менеджмент имеет смысл рассматривать с четырех
точек зрения:

• вид деятельности;

• наука;

• искусство;.

• команда, осуществляющая вид деятельности.

 

 

Вопрос 5

ЧТО ОТНОСИТСЯ К ОСНОВНЫМ КАТЕГОРИЯМ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Категория определяется как высшее родовое понятие, обозначающее какой-нибудь наиболее общий, отвлеченный разряд явлений, предме-тов или их признаков. Выделяя в определенной области объективной реальности категории, удается более четко обозначить границы этой области. Перечисление категорий чаще всего исчерпывает эту об­ласть.

К таким высшим понятиям в области менеджмента чаще всего от­носят следующее:

• объекты и субъекты менеджмента;

• виды менеджмента;

• функции менеджмента;

• методы менеджмента;

• принципы менеджмента.

О чем бы в области менеджмента мы ни говорили, что бы ни обсуж­дали, речь будет идти о какой-нибудь из этих категорий.

 

Вопрос 6

ЧТО ТАКОЕ ОБЪЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Объектом менеджмента следует признать все, в отношении чего осу- ществляется менеджмент. Объекты менеджмента достаточно разнообразны. К ним относятся, например, функциональные области:

• производство;

• сбыт;

 

 

• снабжение;

• инновации;

• персонал;

• финансы и т. п.

То есть существует производственный, финансовый менеджмент, управление персоналом (иногда говорят «персональный менедж­мент»), инновационный, логистический менеджмент. Со смысловой точки зрения целесообразно было бы говорить «менеджмент произ­водства», «менеджмент финансов», «менеджмент инноваций» (или «менеджмент в условиях инноваций»), «менеджмент персонала». Используемые в настоящее время термины являются переводными, и при переводе смысл несколько исказился, поэтому, как правило, требуются дополнительные пояснения.

Объект менеджмента определяется некоторым уровне иерархии. Осуществлять менеджмент можно по отношению к рабочему месту, элементу структурного подразделения (группа, бригада, участок, сек­тор), структурному подразделению (цех, отдел, лаборатория, депар­тамент, дивизион, производство, управление, служба), организации в целом (предприятие, учреждение). А также по отношению к комп­лексу (промышленно-финансовая группа, холдинг, городское хозяйство, сетевая структура), отрасли (химическая промышленность, прибо­ростроение, оборонно-промышленный комплекс, транспорт, сельское хозяйство, связь, лесное хозяйство) и национальной экономике в це­лом. Правда, существует точка зрения, что менеджмент может осуще­ствляться по отношению к объектам не выше организации, а выше — это уже не менеджмент, а социальное управление.

Объект менеджмента может также определяться его видом. Можно управлять операцией, проектом или системой. Перечисленные выше объекты менеджмента по уровню иерархии относятся к системам. Но человеческая деятельность не ограничивается деятельностью в рам­ках систем. В последнее время все большее значение приобретает управление проектами, которое можно считать альтернативой тради­ционному взгляду на менеджмент как управление стационарной со­циальной системой. В принципе, например, производство автомобиля можно представить себе как проект, и тогда автомобильное производ­ство со сложнейшим оборудованием можно трактовать как ресурс, привлекаемый для реализации проекта.

Вопрос 7

ЧТО ТАКОЕ СУБЪЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Субъектами менеджмента следует признать всех, кто осуществляет травление социальными объектами, т. е. менеджеров.

Менеджер — это лицо, занимающее постоянную, должность, наде­ленное полномочиями и обладающее ответственностью в области организации определенных видов деятельности.

Менеджеры различаются по иерархическому уровню.

Высший уровень, топ - менеджеры, руководят организацией в це­лом или являются заместителями высшего менеджера. Например, к топ-менеджменту относится не только директор фирмы, но и его за­местители: по производству, по экономике, по кадрам, по маркетингу, главный бухгалтер. Вся эта «верхушка» (от англ. top — верхний, выс­ший) представляет собой управленческую команду и решает как общие вопросы развития организации (директор), так и вопросы развития функциональных направлений деятельности (заместители директора по функциональным направлениям).

Средний уровень менеджмента, миддл-менеджеры, представлен руководителями структурных подразделений организации (начальни­ки цехов, отделов, производств, филиалов, дивизионов). Эти менедже­ры решают вопросы общего характера для своих структурных подразде­лений и отвечают за основную деятельность организации (производство продукции или оказание услуг).

Низший уровень менеджмента, супервайзеры, представлен руко­водителями, которым непосредственно подчинены исполнители: ра­бочие, рядовые сотрудники и специалисты. К супервайзерам относят­ся руководители групп, бригад, секторов, организаторы определенных видов работ и операций. Например, руководитель строительства заго­родного дома отправляет двух рабочих копать канаву для водопрово­да. При этом он назначает старшего. Этот старший будет супервайзером по отношению ко второму рабочему. В данном случае речь идет о выполнении определенного вида работ когда не создается постоян­ное структурное подразделение (бригада или группа).

Субъектом менеджмента может быть и юридическое лицо, организа­ция. В этом случае объектами менеджмента также будут организации. Например, холдинговая схема предполагает наличие управляющей компании и нескольких «дочек» — дочерних фирм, для которых реше­ния, принимаемые управляющей компанией, являются обязательными.

Вопрос 8

ЧТО ТАКОЕ ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Менеджмент как деятельность можно структурировать, например, по признаку объекта менеджмента. По этому признаку менеджмент бы­вает общим (генеральным) и специальным (функциональным).

Генеральный менеджмент (переводится как «общий»; не имеет ни­чего общего с лампасами и большими звездами на погонах!) объектом имеет деятельность организации или ее самостоятельных хозяйствен­ных единиц. Генеральный, или общий, менеджмент осуществляет и директор компании, и руководитель дивизиона (подразделение, обла­дающее экономической самостоятельностью, т. е. правом принимать решения по формированию экономических результатов деятельности и отвечать за эти решения). В рамках общего менеджмента решаются задачи, связанные с любыми вопросами функционирования объекта менеджмента. Но генеральный менеджер не в состоянии быть одина­ково компетентным по всем вопросам. Поэтому возникает необходи­мость в специальном, или функциональном, менеджменте.

Этот менеджмент представляет собой управление определенными сферами деятельности (функциональными областями) организации | в целом или ее звеньев. К числу таких функциональных областей мож­но отнести:

• производство (производственный менеджмент; операционный ме­неджмент; управление производством);

• персонал (человеческие ресурсы; human resource; HR-менедж-мент);

• финансы (финансовый менеджмент);

• сбыт;

• изучение рынка;

• материально-техническое обеспечение;

• исследования и разработки;

• информационные системы;

• инвестиции;

• транспортировку.

Управление этими функциональными областями предполагает, как правило, создание специализированных функциональных структур­ных подразделений (подразделения основного производства: цехи,

 

 

производства, отделы, дивизионы; подразделения финансов: финан­совые отделы, управления, департаменты; подразделения маркетинга: уделы, управления, департаменты; подразделения исследований и раз­работок: отделы, лаборатории, центры).

По признаку содержания менеджмент как деятельность структу­рируется на нормативный менеджмент, стратегический менеджмент и оперативный менеджмент.

Содержанием нормативного менеджмента является разработка и ре­ализация философии организации (миссия, видение, ценности, куль­тура), ее предпринимательской политики (рыночная позиция, ниша рынка), формирование общих стратегических намерений. То есть в рам­ках нормативного менеджмента формируются основные принципы функционирования организации, определяется, чем и для чего она будет заниматься, на каких принципах, опираясь на какие ценности. Нормативный менеджмент важен как идеологическая основа деятель­ности организации.

Содержанием стратегического менеджмента является выработка набора стратегий (стратегию лучше всего определить как некую за­конченную логику действий; в этом смысле отсутствие стратегии — тоже стратегия, но непродуктивная). В рамках стратегического менедж­мента формируются цели организации. Эти цели распределяются во времени, формируя потенциал успеха организации.

Содержанием оперативного менеджмента (не путать с операцион­ным!) является разработка мер тактического характера (краткосроч­ных и максимально конкретных), направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации. Сюда отно­сится формирование заданий конкретным исполнителям, организаци­онные действия по определению подчиненности и ответственности, установление устойчивых информационных связей (коммуникаций), создание систем мотивации деятельности, контроль выполнения за­даний исполнителями, регулирование деятельности исполнителей.

 

Вопрос 9

ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА? Ответ

Этот вопрос в настоящее время не имеет однозначного ответа, особен­но по составу этих функций. Проблемой определения функций как таковых и их оптимального состава заняты в основном отечественные

 

 

исследователи. Классические учебники менеджмента зарубежного ав­торства (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Р. Дафт, Р. Кох) уделя­ют этому вопросу минимальное внимание и даже не включают термин «функции менеджмента» в тезаурусы и глоссарии.

В отечественной управленческой мысли понятию «функции менедж­мента» уделяется большое внимание, провоцирующее многочислен­ные дискуссии. Выделение определенного состава функций позволяет лучше структурировать понятие «менеджмент» и объяснить его со­держание. Поэтому следует назвать состав функций менеджмента и привести их классификацию.

Приведенные ниже трактовка и классификация функций отражают позицию научной школы Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета и положены воснову обу- чения менеджменту студентов всех специальностей.

Согласно этой позиции, под функциями менеджмента следует по­нимать устойчивый состав специфических видов управленческой де­ятельности. Эти виды деятельности характеризуются однородностью целей, действий или объектов их приложения. Выделение функций менеджмента позволяет установить правила и процедуры выполне­ния специфических видов управленческой деятельности.

Функции менеджмента имеют универсальный характер и являют­ся содержанием управления любым социальным объектом.

Все функции менеджмента можно разделить на:

общие (основные);

фоновые (вспомогательные, связующие).

Общие функции отражают технологический процесс (последова­тельность действий, методы и средства их выполнения) управления социальным объектом. Управляя любым социальным объектом, ме­неджер выполняет следующие функции:

• формирование целей;

• планирование;

• организовывание действий;

• контроль;

• регулирование.

Действительно, простое перечисление общих функций практиче­ски раскрывает содержание процесса менеджмента.

 

Этот процесс начинается с формирования целей и задач деятель­ности организации.

Сформированные цели должны быть достигнуты. Для этого долж­ны быть спланированы ресурсы, действия и количественные характе­ристики ожидаемых результатов, обеспечивающие достижение сфор­мированных целей, т. е. должно быть выполнено планирование.

Запланированные действия должны быть организационно обеспе­чены или организованы: должны быть разработаны организационные структуры, привлечена исполнители, скоординирована их работа во времени и пространстве, т. е. выполнено организовывание деятельно­сти. Термин «организовывание» представляет собой некую методи­ческую новацию: чаще можно встретить термин «организация». Но при этом, чтобы избежать путаницы (термин «организация» исполь­зуется также для определения социального объекта), обычно добав­ляют «организация как процесс» или «организация деятельности». Представляется, что, несмотря на трудности произношения, следует в контексте «функция менеджмента» использовать термин «органи­зовывание». В англоязычной литературе различаются «организация» как объект, фирма, компания (organization) и «организация» как дея­тельность, как функция менеджмента (organizing). Неизвестно, зву­чит ли organizing по-английски столь же коряво, как «организовыва­ние» по-русски. Видимо, великий и могучий русский язык в данном случае уступает языку В. Шекспира и Д. Голсуорси...

После того как спланированы ресурсы, действия и количественные характеристики ожидаемых результатов, организационно обеспече­ны необходимые действия, начинается процесс осуществления за­планированной и организованной деятельности. Этот процесс выпол­няет не менеджер, а его подчиненные. Но они могут что-то понять или сделать неправильно, поэтому осуществление деятельности в рамках принятых организационных решений требует контроля на основе уче­та параметров выполнения (оценка состояния работ по выполнению производственной программы, календарного графика, расходования средств, выполнения штатного расписания, плана реализации и т. п.).

В результате контроля выявляются отклонения от первоначально запланированного хода работ. Это означает, что возникает необходи­мость регулирования хода выполнения плана, которое заключается в разработке дополнительных мероприятий, направленных на устране­ние отклонений, или в корректировке сформированных целей. Функция регулирования обеспечивает обратную связь в процессе менеджмента.

 

Фоновые (иногда их называют вспомогательными) функции или связующие процессы не являются какими-то второсортными по от­ношению к основным. Они очень важны и формируют представление о менеджменте как непрерывной деятельности, т. е. создают фон для выполнения основных функций менеджмента, являются своеобраз­ными инструментами менеджера.

К числу фоновых функций можно отнести следующие:

• разработка решений;

• установление коммуникаций;

• мотивирование сотрудников.

Действительно, любое действие менеджера при выполнении основ­ных функций связано с принятием решения, которое по возможности должно базироваться на данных учета и результатах анализа. То есть учет и анализ являются предпосылками и приемами разработки управ­ленческих решений.

Важным технологическим действием в процессе менеджмента яв­ляется установление устойчивых информационных связей между участ­никами процесса, т. е. установление коммуникаций. Если коммуни­кации не обеспечивают исполнителей надежной информацией, то деятельность, скорее всего, будет бесполезной или не осуществится вовсе.

Условия, в которых осуществляется деятельность, должны быть бла­гоприятными, поэтому ее участники должны иметь стимулы к выпол-нению поставленных перед ними задач. Исполнители заданий часто задают менеджеру вопрос: если мы выполним (не выполним) работу качественно и в срок, что нам за это будет? Ответ менеджера на этот вопрос означает осуществление мотивирования сотрудников (при этом стимулы могут быть как позитивными, так и негативными, соответ­ственно награда или наказание сотрудника).

Таким образом формирование системы функций менеджмента по­зволяет наилучшим образом представить себе содержание деятельно­сти менеджера.

 

Вопрос 10

ЧТО ТАКОЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Методы менеджмента — это правила и процедуры, следование кото­рым и выполнение которых позволяет менеджеру добиваться основ­-

ной цели менеджмента: обеспечения гармоничного развития управля-емого объекта.

Это означает, что все элементы объекта управления должны функ­ционировать согласованно и эффективно. При этом должно учиты­ваться влияние на объект внешней среды.

Для достижения такого состояния менеджер пользуется совокуп­ностью приемов осуществления управленческой деятельности.

Перечислить все методы невозможно, тем более что менеджмент постоянно развивается и разрабатываются новые методы.

Имеет смысл привести классификацию методов менеджмента.

Традиционно все методы менеджмента делятся на три большие группы:

• административные;

• экономические;

• социально-психологические.

Это означает, что человечество за всю историю своего существо-
вания выработало всего три способа воздействия на объект управ-
ления
.

Первый способ основан на иерархии: административные методы включают в себя несколько видов воздействий: распорядительное воз­действие, организационно-стабилизирующее воздействие, дисципли­нарное воздействие.

Распорядительное воздействие заключается в том, что менеджер, используя свои полномочия, непосредственно приказывает подчинен­ным действовать определенным образом (приказы, распоряжения).

Организационно-стабилизирующее воздействие основано на рег-
ламентировании, которое определяет функциональные, должностные
и структурные ограничения. Кроме того, регламентирование предпо-
лагает нормирование (нормы потребления ресурсов, нормы результа-
та труда, нормативные соотношения) и инструктирование (ознаком-
ление, объяснение, предостережение).

Дисциплинарное воздействие основано на системе наказаний и дис­циплинарных требований.

Второй способ воздействия на объект менеджмента основан на эко­номическом интересе: экономические методы менеджмента предпо­лагают прежде всего материальное стимулирование как отдельных сотрудников (премии, бонусы, социальный пакет и т. п.), так и струк­турных подразделений организации (различная степень экономиче­ской самостоятельности подразделения, бюджетирование).

 

Третий способ воздействия на объект менеджмента основан на сло- жившейся в организации системе ценностей или культуре: социаль­но-психологические методы менеджмента предполагают установление гармонии в коллективе, основанной как на признании интерес сотрудника как личности, так и на признании сотрудником интересе организации и важности ее целей. К социально-психологическим ме- тодам менеджмента относятся все виды нематериального стимули- рования (похвала начальника, присвоение неформального статуса горизонтальная карьера), формирование сильной организационной культуры, основанной на ценностях, разделяемых всеми сотрудника ми организации.

 

Вопрос 11

ЧТО ТАКОЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА?

Ответ

Принципы менеджмента — это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективно развитие объекта управления.

Количество и состав принципов менеджмента интересует в основном
отечественных исследователей. В общепризнанных и общеизвестным
учебниках по менеджменту зарубежных авторов (например, Р. Дафт;
М. Мескон, М. Альберт, А. Хедоури) нет упоминания или объяснения
принципов менеджмента. Тщательное изучение принципов; выстра-
ивание всевозможных классификаций и систем принципов — npepo-
гатива менеджмента как науки. Для практической деятельности
количество принципов становится минимальным и сводится к сле-
дующему.

1. Принцип целевой направленности. Менеджмент предполагает

установление конкретной цели для управляемого объекта. Менеджер ведет управляемый объект к установленной цели. Поэтому установление цели — обязательное требование к менеджменту как виду деятельности.

2. Принцип иерархической упорядоченности. Иерархия представ-
ляет собой порядок и правила подчинения низших высшим. В со-
циальных системах, которые являются объектами менеджмента,
неизбежно возникает иерархия. Следует различать организация
онную и естественную иерархию. В основе организационной иерар-

хии — назначение на должность. Естественная иерархия возникает на основе личностных качеств: сила, ум, высокий профессиона­лизм и т. п. Злоупотребление организационной иерархией назначениями на должность без учета личностных качеств будущего менеджмера) приводит к снижению эффективности менеджмен­та. Вектор развития этого принципа — от иерархии организаци­онной к иерархии естественной.

3. Принцип научной обоснованности и оптимальности. Этот прин­цип означает, что менеджер должен знать и использовать в своей деятельности достижения наук, связанных с менеджментом (эко- номика, информатика, психология, социология и др.). Менеджмент должен основываться на научных представлениях об управляе­мом объекте. Кроме того, менеджер должен стремиться к макси­мальной рациональности действий и решений (экономия всех ви­дов ресурсов) и к их оптимизации (максимизация результатов и минимизация затрат).

4. Принцип права на интерес. Элементы управляемого объекта (со­циальной системы) имеют право на свои собственные интересы. Менеджер должен учитывать эти интересы и добиваться гармо­нии между интересами организации в целом и интересами ее уча­стников. Игнорирование этого признака приводит к снижению эффективности менеджмента.

5. Принцип инновативности. Менеджер должен глубоко осознавать необходимость и неизбежность перемен в управляемом объекте и воспринимать эти перемены не как бедствие, а как признак жиз­ни и развития. Такого же подхода к инновациям менеджер дол­жен добиваться от подчиненных.

6. Принцип рационального соотношения единоначалия и коллеги­альности. Менеджер должен понимать, что при коллегиальности в обсуждении проблем и путей их решения ответственность за принятие решений и их исполнение полностью лежит на нем.

7. Принцип приоритетности самореализации. Менеджер должен в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.231 с.)