ТОП 10:

Зеркало как украшение в эпоху Людовика XIV



Аристократическое общество времён ЛюдовикаXIV питало к зеркалам истинную страсть. Зеркала ассоциировались в умах людей того времени со светом, а ведь XVII в. был «веком оптики и зрения»; зеркала как бы освещали тёмные, мрачные залы и комнаты, они как бы «облегчали» толстые стены, они имитировали окна и походили в своих дорогих рамах на драгоценные украшения, на безделушки. Часто зеркала располагались прямо напротив окон и отражали пейзажи, выполняя роль картин, ибо были прекрасно приспособлены к тому недолговечному союзу искусства и природы, что был возведён в принцип и провозглашён в качестве такового как свод правил высшего света. Осуществлявшиеся недавно реставрационные работы в особняке семейства Лепетелье де Сен-Фаржо в Париже позволили сделать несколько интересных находок, свидетельствовавших о модах и вкусах той эпохи: так, под укреплёнными на стенах зеркалами кое-где были обнаружены картины с изображениями особняка, находившегося как раз напротив; картины в точности повторяли то, что отражалось в зеркалах.

Природа в те времена тоже стала одним из элементов декора и подвергалась в этой «роли» определённой стилизации, чтобы превратиться в произведение искусства. Мадемуазель де Скюдери представляла себе идеальный «сельский дом», созданный по образу и подобию дворца, описанного в произведении под названием «Борьба любви в сновидении Полифила»; так вот, в этом «скромном жилище» должно быть множество зеркал, «расположенных напротив оконных проёмов таким образом, чтобы они отражали сельские виды и чтобы создавалось впечатление, что эта восхитительная гостиная не имеет с трёх сторон стен и совершенно открыта». Зеркала размещали между резными деревянными панелями и точёными мраморными пилястрами во дворах дворцов и замков для того, чтобы в них отражались прекрасные виды природы, что должно было способствовать радостному возбуждению взоров, духа и разума. Зеркала были повсюду, в том числе и в парках: так своды грота в парке Сен-

Ручное зеркало. XVIII в.
Жермен были сплошь покрыты
Зеркало.Англия. XVIII в.
зеркалами. «Когда пускали воду, то тотчас же можно было увидеть сотню каскадов вместо одного и бесчисленное множество струй, бьющих со всех сторон. Каждое зеркало отражает некие предметы и «посылает» их изображения другим зеркалам, так что зеркало, не отражающее какой-либо предмет непосредственно, как бы «заимствует» его изображение у соседних зеркал». Простота реального мира бледнеет и исчезает перед лицом множественности мира искусственного. В этом царстве блеска и роскоши богатство выставляет себя напоказ и многократно преумножается. «Итак, ничто не теряется среди этих зеркал», - добавляет в конце автор сего описания, выказывая у него наличия здравого смысла, вполне достойного какого-нибудь почтенного счетовода.

По богатству и красоте огранки края зеркала можно распознать, что оно побывало в руках одного из признанных мастеров своего дела. Они закупали зеркала после амальгамирования и гранили их, а также вставляли в рамы, проявляя вкус и выдумку. Использовались рамы из красного, чёрного дерева, из кедра, из палисандра, из золочёной бронзы; эдикты, запрещавшие использовать для этих целей драгоценные металлы, принуждали мастеров прибегать к помощи фантазии и являть чудеса искусства как в смысле используемых материалов, так и предаваемых рамам форм: так, применяли и кожу, и черепаховый панцирь, и резьбу по дереву, столь тонкую, что дерево превращалось в кружево; около 1770 г. стаи изготавливать зеркала круглой формы, а также прямоугольные, но в особых рамах с капителями «а-ля Дофина». Зеркала защищали от внешнего воздействия среды с помощью маленьких изящных занавесочек: шёлковые или из тафты, украшенных галунами, шнурами, тесьмой. В XVIII в. на верхней части зеркальных рам появляются изображения фантастических животных и даже статуэтки; на рамах возникают орнаменты, в которых используются китайские мотивы, а также появляются рамы в стиле «рокайль», в которых обильно используются орнаменты в виде переплетённых ветвей, ажурной вязи в виде цветочных гирлянд и ожерелий диковинных морских раковин. Изогнутые капители с причудливой резьбой соперничают в красоте и изяществе со строги ми лепными украшениями в классическом стиле, имитировавшим стиль искусства Древней Греции и Древнего Рим. Размеры зеркала были самые разные: самые заурядные, так сказать, расхожие модели были высотой в фут и включали всего одно зеркало, но встречались и такие, где два зеркала располагались друг против друга.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.53.231 (0.004 с.)