Зеркало и меблировка в XVIII в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зеркало и меблировка в XVIII в.



Рама для зер -кала.Вышивка.Англия.XVIIIв..
Брошь украшав-шая шляпу.Франция. XVIв.
Зеркала вставляли, встраивали в предметы меблировки. Зеркало могло служить украшением письменному прибору, шкафчику для хранения корреспонденции, письменному столу, отделениям шкафа, настенным светильникам и т. д. Зеркало стало необходимым для дамского туалетного столика и для мужского туалета перед которым мужчины брились. Лазар Дюво начал специализироваться на торговле туалетными столиками для великосветских дам, стоиками из ценных пород дерева, украшенных чудесными зеркалами, которыми его клиентки аристократки были очень довольны; в особенности были роскошны и даже величественны столики мадам де Помпадур с их бесчисленными отделениями для щёточек, флакончиков, с множеством ящичков и зеркал в изящных ажурных оправах. На протяжении долгого времени туалет представлял собой лишь кусок дорогой ткани: тонкого полотна, саржи или сукна, атласа или муслина, а то и вовсе кружевное покрывало, что набрасывался на сундучок или шкафчик, на котором стояли или лежали все аксессуары, необходимые для ухода за лицом и причёской. То, что мы сегодня называем туалетным столиком, а тогда именовали просто туалетом, находилось обычно в каком-нибудь укромном местечке, в будуаре, маленьком кабинетике, в гардеробной, где иногда спала служанка, и где хранили бельё. В XVII в. они ещё были редкостью, а в веке XVIII стали явлением вполне заурядным.

Последним писком моды в деле украшения жилых помещений особняков парижских аристократов были трюмо; обычно честь изобретения сего предмета меблировки приписывают Роберу де Котту (1656-1753); архитекторы в тот период задумывались над тем, чтобы разместить над каминами зеркала, и кто-то из них осуществил эту идею на практике, но вполне вероятно, что де Котт вовсе не был первым. Как бы там ни было в описях парижан подобные новинки упоминаются с конца XVII в., но наибольшее распространение трюмо получают во времена Регенства, а в среде городской буржуазии – после 1750 г.

Словом «трюмо» стали называть зеркала, размещённые между окнами, состоявшие из двух или трёх небольших зеркал, соединённых вместе, или представлявших собой одно большое зеркало, укреплённое на ножках и оправленное в красивую деревянную раму, украшенную пилястрами с различными орнаментами; в высоту трюмо могло достигать двух метров.

Зеркало, бывшее в эпоху Людовика XIV предметом редким и дорогим, которым пользовались лишь в узком кругу избранных, спустя сто лет стало предметом обихода из числа заурядных, ибо около 70% парижских семей им пользовались, а в провинции немалая часть населения тоже уже обладала этим сокровищем. Женщины украшали зеркалами свои будуары и гостиные, свои спальни и альковы, стены и потолки, лестничные пролёты и площадки, гардеробные и просто предметы меблировки.

Зеркало из резиденции Вильгельма I Прусского. Конец XIX в.
Воображение изобретателей-новаторов работало плодотворно, и в конце XVIII в. так называемое псише, т. е. большое наклонное зеркало на ножках, стало символом эпохи и заняло почётное место в будуарах. Оно представляло собой увеличенный вариант туалетного зеркала или туалетного стоика. Сначала его называли зеркальной ширмой, по примеру тех зеркальных ширм, что ставили перед каминами. Итак, псише представляло собой нечто вроде туалетного столика двухметровой высоты, правда, оно не имело ни собственного столика, ни ящичков, а имело с боков только два бра, предназначенные для свечей, или два канделябра для тех же целей; постепенно псише изменялось и делало приобретения: с боков появлялись дополнительные зеркала и небольшие

боковые шкафчики, но одно оставалось неизменным, а

именно то, что центральное зеркало могло поворачиваться в любую сторону под определённым углом.

По мере распространения во всё более и более широких кругах и соях населения, по мере увеличения его размеров общественный статус зеркала изменялся. Когда оно превратилось в предмет обихода, в предмет обычный, оно как бы растворилось среди остальной меблировки и остального декора, и перестало привлекать внимание. Зеркала сыграли большую роль в новом стиле обстановки жилища, но это были уже не прежние зеркала, окружённые резной и золочёной рамой, наподобие тех рам, в которые были заключены огромные полотна на исторические сюжеты, это были скромные зеркала в слегка позолочённых лёгких простеньких рамах из багета, не привлекавшие к себе внимания. Располагались они повсюду: в простенках и над камином, одним словом, «куда бы не пожелали повернуться дамы, они могли видеть себя во весь рост и любоваться собой в своё удовольствие».

В конце XVIII в. реальностью стали прекрасные грёзы, сны и мечты, очаровавшие души героев волшебных сказок. Зеркала завоевали, заполонили все места, где протекала жизнь и где они заменили гобелены, ковры, декоративные ткани; они украшали стены новомодных кафе, лавочек, где продавали прохладительные напитки, и домов свиданий. Все страны Европы охватило настоящее безумие, и эта мания обходилась государствам очень и очень дорого. Власти Женевской республики издали эдикт, в соответствии с которым гражданам запрещалось под страхом наложения крупного штрафа «иметь в каждой комнате более одного зеркала и иметь зеркала, размерами превосходящие в высоту 32 дюйма». Далее следовало такое положение: «Мы запрещаем даже людям, имеющим высокое положение в обществе, иметь более двух зеркала указанных размеров, а лицам менее знатным и занимающим более скромное положение, запрещается иметь более одного зеркала высотой в 24 дюйма». Вероятно, в данном случае заботам о соблюдении строгости нравов сопутствовала и забота об экономии…

Рисунок из журнала «Gazette du Bon Ton».1921 г.
Искусство красивого, изящного, изысканного образа жизни из высшего света постепенно распространялось на другие слои общества, захватывая прежде всего сначала городскую буржуазию, а уже оттуда проникая и в среду простонародья.

Туалетный столик.Англия1851г.
Можно сделать вывод, что в среде парижского простого люда в основном были распространены зеркала небольшие. Так, героиня романа Мариво Марианна сетует на то, сто у своей квартирной хозяйки нашла лишь маленькое зеркальце, чтобы померить чудесное платье, подаренное её покровителем, и осталась очень недовольна, потому что могла видеть себя ишь наполовину.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.005 с.)