ТОП 10:

И его распространение по свету



Зеркало

Появление зеркала из стекла

До тех пор, пока люди не научились изготавливать плоское стекло, тонкое и прозрачное, до тех пор, пока они не научились накладывать слой расплавленного металла на стекло, чтобы оно не трескалось от «термического шока», размеры зеркал не превосходили размеров маленького блюдца. Успехи на этом пути достигались с большим трудом, так что процесс шёл медленно, но при этом делались важные открытия, ставшими серьёзными вкладами в дело развития производства вообще. Первым препятствием, которое требовалось преодолеть, была необходимость добиться прозрачности стекла. Стекло, которое изготавливали в глубокой древности, делали в основном из песка, содержавшего окись железа, из-за чего оно приобретало зеленоватый оттенок и было мутным; попытки обесцветить стекло с помощью добавления в песчаную массу окиси марганца приводили к далеко не блестящему результату, стекло получалось «грязноватым», с желтоватым или сероватым оттенком, к тому же в нём образовывались какие-то плотные комочки и пузыри. Результаты несколько улучшились, когда был изменён состав массы и когда были установлены и строго соблюдаться пропорции составляющих частей смеси так постепенно, шаг за шагом достигался прогресс в деле обесцвечивания стекла. И всё же у стеклодувов Средневековья гораздо лучше получалось цветное стекло, чем бесцветное стекло.

Зеркало совести. 1500 г.
Вторая трудность состояла в том, чтобы научиться изготавливать плоское стекло правильной формы, которое могло бы служить для остекления окон и создания витрин. У монаха Теофила, писавшего в XII в., можно найти многочисленные сведения о технике выплавки стекла, применявшегося в то время. Тогда французские стеклодувы считались признанными мастерами своего дела, и Теофил раскрыл их секрет: они клали в массу две части золы от сожжённого букового дерева на одну часть промытого стекла; далее он повествовал об их методе, т. е. о выдувании стекла, что было унаследовано ещё от стеклодувов Античности. Подобная техника усовершенствовалась на протяжении всего Средневековья; состояла она в том, что некоторое количество расплавленной массы брали на конец стеклодувной трубки, в трубку дули с большой силой, одновременно вращая её вместе с образовавшимся на конце стеклянным шариком; в результате таких действий стекло вытягивалось, и шар превращался в нечто вроде плоского диска, в котором в самой ровной и плоской части можно было вырезать небольшие квадратики. Именно эти квадратики, ромбики и треугольники, оправленные в свинцовые рамочки, и служили в Средние века для оправки окон. Однако ещё долгое время люди отдавали предпочтение промасленной бумаге, а не сверхдорогим квадратикам стекла, чтобы заделывать оконные проёмы. Известна забавная история из жизни средневековой Англии: герцог Нортумберлендский, покидая свой замок, приказал вынимать из окон стёкла и прятать их в надёжное место, чтобы они не побились. Когда Мария Медичи повелела вставить в окна своего дворца прозрачные «белые» стёкла вместо цветных витражей, это было воспринято как проявление неслыханной роскоши. В 1674 г., во время осады города Великая Мадемуазель (старшая дочь брата французского короля) остановилась на ночлег в «доме крестьянина, в котором все оконные рамы были затянуты промасленной бумагой, кроме одного, где было вставлено стекло, да и то это было стекло от лампы»! Короче говоря, стекло было редкостью ещё в начале XVII в., и наряду со стеклом в ходу ещё была промасленная бумага. Когда в 1781 г. вышла знаменитая энциклопедия, то и там в одной из статей описывался труд мастеров, затягивавших такой бумагой окна.

По сравнению с производством оконного стекла производство зеркал осложнялось ещё одним обстоятельством: следовало производить так называемое амальгамирование. Техника, известная с античных времён, унаследованная от стеклодувов Древнего Рима, состояла в том, что на стекло наносили слой расплавлено металла, чаще всего свинца, но слой стекла должен быть в этом случае достаточно тонок, так как толстое не выдержало бы жара. Когда римляне выдували на конце стеклодувной трубки шар или пузырь из стекла, они вливали в этот пузырь расплавленный свинец, который собирался в выпуклой части, и эту часть потом обрезали. Таким образом, размеры зеркала не превышали размеров небольшого колпачка, и получалось оно изогнутым, о чём свидетельствуют изображения зеркал, которое мы видим на картинах фламандских мастеров и на немецких гравюрах XV-XVI вв. Именно такое зеркало лежит на столе у менялы Квентина Массейса, и именно такое зеркало висит в комнате четы Арнольфини, запечатлённой Яном ван Эйком; эти зеркала размером не больше блюдца и дают искажённое изображение. Но уже через сто пятьдесят лет на полотнах Веласкеса «Менины» и Э. де Витте « Дама за клавесином» эти художники изобразят гораздо более крупные зеркала, к тому же совершенно плоские.

Зеркала всё ещё были предметом роскоши, но стали всё чаще встречаться в замках, а в городах – в домах богатых горожан, их продавали на больших ярмарках, но однако же наряду со стеклянными зеркалами люди по прежнему пользовались и стальными зеркалами.

Надо сказать, что стеклянное амальгамированное зеркало пока ещё давало очень несовершенное изображение, и любители всяких новшеств и занятных вещиц ценили их в основном за «оптические эффекты». Иногда зеркала служили для украшения парадной одежды, а

Квентин Массейс. Меняла и его жена. 1530 г.  

 

 

порой играли определённую роль и в религиозных церемониях. Чудодейственные свойства зеркал подвергались изучению со стороны учёных мужей Средневековья, в особенности последователи так называемой Оксфордской школы. Не могли пройти мимо чудодейственной силы зеркала и писатели той эпохи. Так, Жан де Мен посвятил двести пятьдесят пять строк «Романа о розе» «великим и чудодейственным свойствам зеркала».

В зеркале

Зеркало - один из «тайных» символов «Портрета четы Арнольфини». Но независимо от того, какой смысл вложил ван Эйк в эту деталь, зеркала часто и с разными целями вводили художники в свои работы.

В этом шедевре ван Эйка внимание зрителя приковывает к себе висящее на стене зеркало.

Поверхность зеркала здесь отражает окно, подсвечник, кровать, спины супругов Арнольфини и ещё двоих не видимых нам, людей. Зеркало помогает художнику «углубить» пространство картины. Кроме того, оно позволяет показать фигуры и предметы, которые «работают» на образы героев портрета, но которые «реально» зритель рассмотреть не может.

Несмотря на то, что в XV веке подобные зеркала были непременной частью интерьера в городских домах зажиточных бюргеров, многие исследователи находят данную деталь «говорящей», придавая ей важное символическое значение. Существуют многочисленные попытки разгадать эту символику. Тема произведения – принесение клятвы супружеской верности. По некоторым свидетельствам, такое «домашнее» обручение, совершенное при двух свидетелях (именно два человека, присутствующие при этом, отражаются в зеркале; один из них – видимо, сам художник), было распространено в тогдашних Нидерландах и приравнивалось по значимости к церковному. Иногда это «домашнее» обручение трактуется как тайное венчание, однако такое предположение кажется маловероятным. Мы не знаем ни одной причины, по которой преуспевающий купец Арнольфини, представлявший в Брюгге интересы торгового дома Медичи, и не менее знатная горожанка Джованна Ченами могли стремиться к заключению тайного брака.

В своей первоначальной интерпретации картины ван Эйка знаменитый искусствовед Эрвин Панофский (1892-1968) не уделил зеркалу особого внимания, но позже вернулся к этой детали, утверждая, что тут мы имеем дело с «незапятнанным зеркаом», символизирующим чистоту Пресвятой Девы. Эта точка зрения имеет большое хождение среди современных искусствоведов.

«Зеркальный» приём удвоения изображения использовали очень многие художники. Соотечественники ванн Эйка, виднейшие представители Северного Возрождения, Робер Кампен (ок. 1378-1444) и Квентин Массейс (ок. 1465-1530) писали сцены, отражающиеся в круглых зеркалах, а великий Веласкес (1599-1660), имевший, кстати, возможность познакомиться с шедевром ван Эйка в коллекции испанского короля, включил зеркало в свои загадочные «Менины» (1656), чтобы обнаружить присутствие в изобразительном «сюжете» короля и королевы.

 

«Алтарь Генриха ван Верля» (ок. 1438) Робера Кампена содержит изображение зеркала, отражающего фигуру Иоанна Крестителя с жертвенным ягнёнком в руках.

       
 
Ян ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини» 1434
 
   

 

 


 
 
Веласкес. «Менины» 1654

 

 


От предмета роскоши

к предмету первой необходимости.

 

Секрет Венеции

Куртуазный XIV век отразился в зеркалах со всей своей утончённой любезностью, блеском, роскошью и рыцарственной любовью. Каждое зеркальце отражало Венеру – очаровательную, капризную, желающую окружить себя всевозможными безделушками, ежеминутно угождающими ей и лелеющими её красоту. Зеркала всех форм и размеров – карманные и туалетные, круглые и прямоугольные, сделанные из золота и серебра, олова и горного хрусталя – были украшены тонкой резьбой из слоновой кости и ласкали взор милыми сценками любовных признаний.

В XV веке мастерство венецианских стеклодувов поднялось на недосягаемую высоту. Тайна сотворения стекла хранилась на острове Мурано, в укромной морской лагуне недалеко от Венеции. Специально созданный Совет Десяти под предлогом предотвращения пожаров в городе держал прославленных мастеров, как узников, на острове, обеспечив себе тем самым полную монополию на производство стекла. В 1516 г. братья Андреа и Доменико из Мурано создали первое зеркало из цельного хрустального стекла: они разрезали вдоль ещё горячий стеклянный цилиндр и раскатали половинки на ровной медной столешнице. Получилось чистейшее блестящее зеркальное полотно. Это открытие, равносильное революции в истории зеркал, постепенно привело к тому, что металлические зеркала стали исчезать и в XVII в. на всей территории Европы распространилась техника литья зеркального стекла.

На протяжении всего XVI в. стеклодувы Лотарингии пытались выбрасывать на рынок массу небольших зеркал, «весьма сходных» по качеству с венецианскими зеркалами, как они сами утверждали, пытались составить конкуренцию венецианским мастерам, но на деле так и не смогли сравниться с ними в совершенстве. Настоящее венецианское зеркало оставалось в XI в. вещью редкой и чрезвычайно дорогой, так что самым распространённым предметом обихода ещё два столетия оставались хорошо отполированные металлические зеркала.

Самым заурядным среди зеркал было небольшое стальное зеркало. Его покупали на ярмарке или у галантерейщика. Торговец, торгующий вразнос, броди по улицам и созыва покупателей возгласами: «А вот красивые зеркальца, превосходно отполированные! Предназначены они, милашки, чтобы отражать ваши мордашки! Продаём кошельки, шнурки да пояски! Иголки и ножницы для рукодельниц! А так же зеркала для милых прелестниц!»

Зеркало. Османская империя.
Венецианское зеркало. XVIII в.
Во Франции зеркала теперь покупали всякие, различного качества , по очень разным ценам. Зеркало теперь считалось совершенно необходимым предметом туалета и было частью приданого юных горожанок наравне с пяльцами, игольником и гребнем. Карманное зеркало обычно было размером с современную пудреницу, хранилось в футляре, в ларце или шкатулке, круглой или прямоугольной, из слоновой кости или из дерева редкой породы: эбенового (чёрного) или из более скромной груши; футлярчик чаще всего носили на поясе, и дама в любую минуту могла подрумянить щёки и поправить чепец. Зеркала эти иногда представляли собой настоящие драгоценные вещицы, которые могли служить превосходными украшениями, вроде тех, что описаны в перечне сокровищ, принадлежавших Карлу V: эти зеркала имели серебряные или золотые футляры, изукрашенные драгоценными камнями, сапфирами и жемчугом (1380). Чаще всего сами зеркала до нас не дошли, но мы и сегодня можем любоваться искусной работой ювелиров, изготавливавших украшенные чеканкой или эмалями футляры, на которых достаточно хорошо сохранились изображения сцен на охоте или любовных утех.

Зеркало, перед которым совершался туалет, было крупнее, чем карманное, и более походило на зеркала времён античности. Обычно оно было снабжено деревянной, костяной или серебряной ручкой в зависимости от его цены, а также имело небольшие закрывающиеся ставни или к нему был приделан кусок матери, чтобы защитить отполированную поверхность от царапин, загрязнения и окисления. Держали такое зеркало в руке, и на многочисленных миниатюрах мы видим дам с такими зеркалами. Иногда зеркало крепилось на ножке, чаще деревянной, украшенной тонкой резьбой, и такую ножку называли «дамуазель» или «лакей», благодаря ей зеркало прямо стоять на любом предмете меблировки и даже могло наклоняться, если в месте крепления ручки имелось особое приспособление в виде шпинделя. Ножка эта порой достигала размеров весьма значительных, в высоту человеческого роста.

Зеркала вошли в моду, в них возникла потребность, и удовлетворение этой потребности обойдётся Франции в баснословные суммы, ибо королевский двор в полном составе не сможет устоять перед соблазном новинок. Пример подавали, как говорится, самые «верхи». Екатерина Медичи, как истинная итальянка, уже хорошо знакомая с этими «сокровищами», после смерти Генриха II повелела оборудовать для себя знаменитый «Зеркальный Кабинет»: на камине стоял портрет покойного короля, причём весьма необычный, ибо король на нём был запечатлён смотрящимся в зеркало и отражающимся в нём; на стенах повсюду висели зеркала, как писал очевидец: «Среди роскошных резных панелей и гобеленов оного кабинета укреплены были в прекрасных рамах и оправах сто восемнадцать зеркал из Венеции».

Франция словно сошла с ума! Безумная страсть охватила дворянство. В описи имущества Фуке значительное место занимает «коллекция» зеркал в самых разнообразных рамах: золотых, серебряных, из лакированного дерева, из слоновой кости и из черепахового панциря. Мазарини, являвшийся обладателем множества дорогих зеркал , в одном из писем предлагал их в качестве награды за выигрыши в лотерею. В кабинете дофина, по свидетельству описавшего его Фелибьена, «на стенах и на потолке на фоне панелей из наборной мозаики, в основном из чёрного дерева, повсюду блистали зеркала». В описи мебели, принадлежавшей королевскому дому, составленной в царствование Людовика XIV, упомянуты пятьсот шестьдесят три зеркала.

Французская знать разорялась не только на настенные зеркала, но и на зеркала, служившие украшениями попадавшие в описи в один разряд с вместе с ожерельями и кольцами; часто такие драгоценные безделушки преподносились в качестве свадебных подарков. Последним же писком моды считалось зеркальце в футлярчике, прикреплявшемся при помощи цепочек к поясу.

Страстное увлечение, охватившее дворянство, очень быстро захватывает и почтенные семейства государственных чиновников, занимающих видные посты в сфере управления страной, а также богатеющих парижских буржуа.

Зеркальная галерея

Зеркальная галерея. Версаль.

 

Когда изумлённым взорам публики была для обозрения открыта Зеркальная галерея в Версале в 1682 г., совместное творение Лебрена и Мансара было встречено восхищёнными криками. Что ещё может стать столь ярким символом ослепительного, блистательного царствования Короля-Солнце, как не эта чудесная, восхитительная галерея, в зеркала которой может смотреться королевский двор, с головы до пят увешанный драгоценностями, может смотреться и видеть себя в полный рост, может любоваться собой и восхищаться своим блеском и величием!

Итак, в декабре 1682 г. галерея ещё не была готова полностью, но уже были установлены все панели и зеркала, заказанные для королевских празднеств в 1678 г. Для приглашённых на один из этих блестящих «парадов», газета «Меркюр Галан» служил зеркалом и показывал все детали меблировки и украшений галереи, придававших ей столь своеобразную красоту, что её с трудом могли вообразить те, кто не были туда допущены. «Зеркала располагаются напротив настоящих окон и представляются как бы ложными окнами; они многократно, миллион раз множат все предметы, в том числе и друг друга, так что галерея кажется бесконечной…» Серебряные ланжероны, поддерживающие жирандоли, чередуются с серебряными вазонами, в которых высажены померанцевые деревца, большие и малые канделябры, бра, жирандоли, стоящие на круглых столиках на одной ножке, сияли тысячами и тысячами огоньков, и эти огоньки отражались в зеркалах, так что получалась россыпь огней». Всё, что искусство и человеческая изобретательность смогли создать прекрасного в области убранства и украшения жилища: картины, статуи, мраморные и бронзовые вазы, ковры, изготовленные на мануфактуре Савонри, драпировки из дамаста, т. е. из шёлковой узорчатой ткани, и, конечно же, зеркала, - всё здесь собрано для того, чтобы служить королю и возвеличивать его.

Окончательно все работы по обустройству галереи были завершены в ноябре 1684 г., последние зеркала в проёмах устанавливали накануне торжественного открытия галереи. Замысел по созданию этой галереи был сам по себе чрезвычайно смел, даже дерзновенен, хотя в те времена кое-где уже имелись зеркальные кабинеты. Галерея представляла собой длинную анфиладу, где зеркала числом более трёх сотен (306), заполняли все проёмы между окнами, были они без рам и соединялись тонкими, ажурными вызолоченными «трубочками», так что создавалось впечатление, что с обеих сторон располагаются гигантские целые зеркала и в ослепительном потоке света, так что у современников создавалось впечатление, что их взорам представилось совершенно новое явление: «архитектура пустого пространства».

Торжество зеркала

«Зеркала завоевали интерьеры квартир и домов горожан», - вполне справедливо отмечал некий наблюдатель в 1870 г., - и завоевали потому, что они даруют горожанам то, чего им более всего не хватает: пространство; они оживляют и как бы увеличивают в размерах маленькие комнаты; можно сказать, что зеркало – это первый предмет роскоши, который позволяет себе приобрести человек экономный, но оно того стоит, ибо оно чрезвычайно украшает жилище и делает его просторней; размещённые между двумя гостиными, зеркала создают в современных квартирах атмосферу изысканности и элегантности».

Во времена Второй империи в моду вошли большие стёкла в витринах магазинов, и изобретение специальных средств, защищавших стёкла от растрескивания, способствовало тому, что магазины и лавки преобразились внешне, отчего улицы стаи выглядеть гораздо лучше. Лавки стаи напоминать прекрасные просторные оранжереи, залитые потоками света, где товары, отражаясь в многочисленных зеркалах, пробуждали у покупателей бурю восторгов и желаний.

А как обстоят дела сегодня? Мы живём среди зеркал. Они не выделяются теперь дорогими и красивыми рамами или гранёными краями, которые ранее как бы отделяли их от внешнего мира и заключали отражение в заточение, являясь чем-то вроде волшебных скобок в реальном мире. Теперь зеркала предстают перед нами в обнажённом виде, они плоски, холодны, безупречны, незапятнаны, они посылают отражение внешнего мира миру внутреннему и наоборот, и всё превращают в великолепное зрелище. Они стали привычны настолько, что для нас ежедневно по утрам видеть своё лицо, когда мы умываемся и причёсываемся, столь же естественно, как дышать. Зеркало является не только принадлежностью интимных уголков нашего жилища, нет, оно находит себе место и на улице, оно оккупирует стеклянные стены огромных жилых зданий, заполняет городские пространства, и эти обстоятельства сподвигли американского фотографа Дэвида Хокни высказать полушутливое- полусерьёзное суждение: «Если при осмыслении жизни не принимать во внимание зеркало, то это означает осмысливать и рассматривать себя лишь наполовину».

 

 

План

Необходимости

1.Секрет Венеции

2.Зеркало как украшение в эпоху Людовика XIV

3.Зеркало и меблировка в XVIII в.

4.Начало эры зеркального шкафа

III.Торжество зеркала

Список литературы

1. Сабин Мельшиор-Бонне. «История зеркала». Москва. Новое литературное обозрение. 2005. 456 с.

2. Мир вещей (Современная энциклопедия Аванта+). Ред. группа: Т. Евсеева, А. Чернова. Москва. Аванта+. 2005. 444 с.

3. Еженедельное издание «Художественная галерея». Выпуск №33, 2008. Киев. Де Агостини. 41 с.

4. Мариво. Жизнь Марианны, или Приключения графини де***. Москва. Знание 1992г. 424с.

5. Comtesse de Gence. «Le Cabinet de Toilette d`une honnete Femme». Paris. 1921. 466 p.

6. Эмиль Золя. Дамское счастье. Киев. "Молодь". 1993. 258 с.

7. Дэвид Хокни. «Дэвид Хокни: фотографии». Центр Помпиду. 1982.

 

Зеркало

и его распространение по свету

 

 

Увидев собственное отражение в чистой водной

глади, человек не захотел расстаться со своим

двойником и возжелал встречаться с ним везде и

всюду. Так родилось зеркало.

Первые зеркала

Наделённое таинственной силой, зеркало в древности считалось магическим предметом, отражающим суть не только материального мира, но и суть, и секреты мироздания в сознании человека. В зеркале бог Брама испокон веков видел себя и все чудеса своего могущества. В древнекитайской мифологии зеркало – эмблема «всевидящего ока». Китайская богиня Дянь- му, стоя на облаке, держит в поднятых руках два зеркала; когда она сближает и разводит их, рождаются молнии. Богиня освещает ими сердца грешников, которых должен наказать бог грома Лэй-гун, поэтому Дянь-му ещё называют зеркалом бога грома.

Есть предположение, что у некоторых народов зеркало символизировало небесный свод, а рисунки на нём были чем-то вроде солнечного календаря. Так, на Алтае нашли зеркало с изображением звериных глаз на дугах: знаки интерпретировались как точки восхода и захода солнца, а само зеркало как мини-модель Вселенной.

Интересен свадебный обряд у иранцев: на белую скатерть ставят зеркало, подаренное женихом, а по обе стороны от него зажигают свечи – одну для жениха, другую для невесты. При заключении договора новобрачные вместе смотрятся в него, и часто именно отражёнными в зеркале они впервые видят друг друга.

В странах Древнего Востока зеркала появились ещё в бронзовом веке. К веку железному они были распространены во всех очагах цивилизации от Восточной Азии до Америки. Древние средиземноморские цивилизации, столь высоко ценившие красоту, такие, как Древняя Греция и Древний Рим, как этруски, а ещё раньше – Древний Египет, уже знали, что такое металлическое зеркало. Там делали небольшие зеркала, обычно применяя для этой цели сплав меди и олова, т.е. бронзу; чаще всего их делали из очень тонких листов металла, чтобы этот металл меньше окислялся. Честь изобретения сплава приписывали Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. На древнегреческих сосудах, относимых к 5 в. до н.э., мы можем видеть щеголей и щеголих из Коринфа, глядящихся в маленькие кружочки отполированного металла, к которым приделаны ручки или ножки; иногда даже можно рассмотреть, что оборотная сторона этих кружков украшена изображением сцен из мифов. Делали зеркала из серебра, очень редко из золота; слой серебра или позолоты накладывали, когда металл

Зеркало. Китай. Эпоха Тан. Бронза. Заднюю часть зеркала украшают животные четырёх сторон света. Север-черепаха-зима; восток-дракон-весна; юг-феникс-лето; запад-тигр-осень. Заяц символизирует луну.
Короб для зеркала в форме знака «анх». Гробница Тутанхамона. Музей Каира.
Обратная сторона зеркала, украшенная мозаикой из ракушек и камней. Инки.
Царица за утренним туалетом. Рельеф из храма Ментухотепа II. Фивы. Одиннадцатая династия. Музей Каира.
пребывал в расплавленном состоянии. Зеркала эти почти всегда были выпуклыми или вогнутыми и потому либо уменьшали размеры отражавшегося в них предмета, либо увеличивали. Обычно они были очень невелики от 15 до 20 сантиметров в диаметре, и бывали вставлены в деревянные рамки и служили карманными зеркальцами, либо имели припаянную ручку или кольцо, за которое их держали рабы, когда хозяин или хозяйка занимались своим туалетом; впоследствии такие зеркала при помощи припаянных колец прикрепляли к стенам; наконец, некоторые зеркала опирались на специальные подставки, часто представляющие собой мужские или женские фигуры, в свой черёд крепившиеся к трём ножкам. Кромки металлических зеркал или деревянные рамки украшали орнаменты в виде завитков, именуемых волютами, в виде гирлянд из листьев, впоследствии получивших в архитектуре наименование пальметт. Владельцы зеркал очень пеклись о своих сокровищах, очень дорожили ими и оберегали их от окисления, от пятен и царапин, прикрывая маленькими занавесочками Этрусские женщины тоже пользовались зеркалами с ручками, на ножках или в деревянных рамках, зеркалами, похожими на греческие, их нередко находят в захоронениях. Что касается богатых римлянок, то про них можно сказать, что они буквально не могли обходиться без зеркал из-за чего Сенека и изрёк по их поводу следующую сентенцию, содержащую долю истины, но всё же не лишённую явного преувеличения: «За одно-единственное из этих зеркал из золота или серебра, инкрустированных драгоценными камнями и украшенных чеканкой, женщины способны заплатить сумму, равную той, что в прошлом государство давало в приданное дочерям бедных полководцев!» Римляне изобрели новые формы зеркал, стали их делать квадратными или прямоугольными, с ручками из слоновой кости (быть может, такие ручки были позаимствованы у этрусков), к кромке зеркала прикреплялись маленькие тонкие губки, предназначавшиеся для протирки металлической поверхности, так как её надо было

Натирать до блеска всякий раз, как зеркало собирались использовать. По мере возрастания богатства римлян и их пристрастия к роскоши даже служанки знатных матрон стали

Утагава Кунисада. У зеркала. 1786-1865 гг.
обзаводиться зеркалами, и на смену бронзе пришло серебро. В эпоху Империи зеркала стали фигурировать и среди мужских принадлежностей. Например, известно, что у Апулея было зеркало, а Ювенал позволил себе насмехаться над императором Отоном, считавшим зеркало одной из важнейших частей своего военного снаряжения!

Этрусское зеркало. III в. до н.э.
Зеркало. Греция. 470 г. до н. э. Бронза.
В домах у самых богатых римлян имелись зеркала таких размеров, что человек мог видеть себя в них в полный рост; «Зеркало показывает всё тело», свидетельствовал Сенека, иногда зеркалами украшали стены жилища, но это уже была совершенно невиданная и неслыханная роскошь.

Кроме металла, римляне изготавливали подобие зеркал из камня. Они очень высоко ценили породу вулканического происхождения за её отражающую способность, очень чёткую и прозрачную, камень именуемый обсидианом, хотя, как отмечал Плиний, «этот камень давал больше теней, чем истинного изображения предметов». Такие подобия каменных зеркал, т. е. превосходно отполированные камни, находят при раскопках в Анатолии, им около шести тысяч лет, т. е. камни-то сами гораздо старше, но человеческими руками они были обработаны примерно шесть тысяч лет назад. Плиний Старший, собравший и приведший в своём труде обильные сведения о применении различных материалов быту, упоминает также и о зеркалах сделанных из рубинов и изумрудов, принадлежали этидрагоценные зеркала императору Нерону и некоторые из них служили для украшения его дворца. По свидетельству Плиния, Нерон украшал «Золотой дом» камнями, в том числе изумрудами, рубина рубинами и «обсианами», как называет Плиний обсидиан, и они, по его выражению, испускали столь ослепительное сияние, что казалось, будто не свет проникает в это здание, а заключён в нём и исходит от стен».

Как писал Сенека, «очень бедным считался то, у кого стены комнат не были украшены пластинами из стекла». Плиний также сообщает о том, что император Домициан, оказавшийся во власти тревоги и опасений за свою жизнь, повелел выложить большие квадраты из обсидиана на всех стенах портиков дворца, чтобы он во время прогулок мог видеть, что происходит у него за спиной, и таким образом уберечь себя от опасностей, которые, как он полагал угрожают его жизни.

Зеркало. VI в. до н.э. Бронза.
Были ли знакомы древние греки и римляне с зеркалами из стекла? Вопрос очень спорный. На этот счёт мы находим лишь два упоминания в письменных источниках: об этом упоминает в своём сочинении Александр Афродисийский, комментировавший в III в. до н. э. сочинения Аристотеля, а немного ранее об этом с некоторыми сомнениями сообщал и Плиний Старший, приписывавший честь изобретения стеклянного зеркала сидонянам, жителям го рода Сидон, прославившимся тем, что они «изготавливали стекло». Что же касается археологических раскопок, то стальные зеркала, обнаруженные при проведении таких работ, датируются более поздним периодом, не ранее III в. до н. э. Было найдено множество экземпляров,
Зеркало. Серебряный клад из Помпей
довольно хорошо сохранившихся, особенно в Египте, в Галлии (Реймс), В Малой Азии, в Германии. Следует признать, что размеры их очень невелики: от2 до 7 сантиметров в диаметре, - так что пользоваться ими было, наверное, очень неудобно, и это заставляет сделать предположение, что служили они скорее всего амулетами и украшениями, а не зеркалами. Раскопки в Антинополе принесли археологам большой урожай маленьких выпуклых зеркал, довольно грубо обработанных и покрытых сзади слоем свинца, одно из которых было вставлено в рамку из гипса, второе, найденное в руке маленькой девочки было вставлено в металлическую оправу, увенчанную маленькой короной; стекло слегка подкрашенное, получалось выпуклой формы, потому что его выдували при помощи стеклодувной трубки, впоследствии с обратной стороны углубления полученной линзы помещали слой расплавленного свинца, бронзы или золота. Именно это процесс был основным при производстве зеркал на протяжении многих столетий, но он был столь многотруден и давал столь посредственные результаты, что на протяжении очень долгого времени люди отдавали предпочтение металлическим зеркалам.

Появление зеркала из стекла

До тех пор, пока люди не научились изготавливать плоское стекло, тонкое и прозрачное, до тех пор, пока они не научились накладывать слой расплавленного металла на стекло, чтобы оно не трескалось от «термического шока», размеры зеркал не превосходили размеров маленького блюдца. Успехи на этом пути достигались с большим трудом, так что процесс шёл медленно, но при этом делались важные открытия, ставшими серьёзными вкладами в дело развития производства вообще. Первым препятствием, которое требовалось преодолеть, была необходимость добиться прозрачности стекла. Стекло, которое изготавливали в глубокой древности, делали в основном из песка, содержавшего окись железа, из-за чего оно приобретало зеленоватый оттенок и было мутным; попытки обесцветить стекло с помощью добавления в песчаную массу окиси марганца приводили к далеко не блестящему результату, стекло получалось «грязноватым», с желтоватым или сероватым оттенком, к тому же в нём образовывались какие-то плотные комочки и пузыри. Результаты несколько улучшились, когда был изменён состав массы и когда были установлены и строго соблюдаться пропорции составляющих частей смеси так постепенно, шаг за шагом достигался прогресс в деле обесцвечивания стекла. И всё же у стеклодувов Средневековья гораздо лучше получалось цветное стекло, чем бесцветное стекло.

Зеркало совести. 1500 г.
Вторая трудность состояла в том, чтобы научиться изготавливать плоское стекло правильной формы, которое могло бы служить для остекления окон и создания витрин. У монаха Теофила, писавшего в XII в., можно найти многочисленные сведения о технике выплавки стекла, применявшегося в то время. Тогда французские стеклодувы считались признанными мастерами своего дела, и Теофил раскрыл их секрет: они клали в массу две части золы от сожжённого букового дерева на одну часть промытого стекла; далее он повествовал об их методе, т. е. о выдувании стекла, что было унаследовано ещё от стеклодувов Античности. Подобная техника усовершенствовалась на протяжении всего Средневековья; состояла она в том, что некоторое количество расплавленной массы брали на конец стеклодувной трубки, в трубку дули с большой силой, одновременно вращая её вместе с образовавшимся на конце стеклянным шариком; в результате таких действий стекло вытягивалось, и шар превращался в нечто вроде плоского диска, в котором в самой ровной и плоской части можно было вырезать небольшие квадратики. Именно эти квадратики, ромбики и треугольники, оправленные в свинцовые рамочки, и служили в Средние века для оправки окон. Однако ещё долгое время люди отдавали предпочтение промасленной бумаге, а не сверхдорогим квадратикам стекла, чтобы заделывать оконные проёмы. Известна забавная история из жизни средневековой Англии: герцог Нортумберлендский, покидая свой замок, приказал вынимать из окон стёкла и прятать их в надёжное место, чтобы они не побились. Когда Мария Медичи повелела вставить в окна своего дворца прозрачные «белые» стёкла вместо цветных витражей, это было воспринято как проявление неслыханной роскоши. В 1674 г., во время осады города Великая Мадемуазель (старшая дочь брата французского короля) остановилась на ночлег в «доме крестьянина, в котором все оконные рамы были затянуты промасленной бумагой, кроме одного, где было вставлено стекло, да и то это было стекло от лампы»! Короче говоря, стекло было редкостью ещё в начале XVII в., и наряду со стеклом в ходу ещё была промасленная бумага. Когда в 1781 г. вышла знаменитая энциклопедия, то и там в одной из статей описывался труд мастеров, затягивавших такой бумагой окна.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.176.100 (0.021 с.)