Специальности 1-23 01 04 психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальности 1-23 01 04 психология



Кафедра психологии

Ректор БрГУ

имени А.С. Пушкина М.Э. Чесновский

«___»__________________ 2007 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 1-23 01 04 02

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-23 01 04 ПСИХОЛОГИЯ

для студентов очной и заочной форм обучения

психолого-педагогического факультета

 

Брест 2007

УДК 159(073)

ББК 88.5

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом

учреждения образования

«Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»

Составители:

Г.И. Малейчук, Г.В. Лагонда, Е.И. Медведская,

Е.В. Романюк, Н.Н. Сачик, С.Л. Ящук, О.А. Пшеничная

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент И.Е. Валитова

кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Ничишина

Утверждена на заседании Совета БрГУ имени А.С. Пушкина

(протокол № 8 от 28.03.2007 г.)

 

Утверждена на заседании Совета психолого-педагогического факультета

БрГУ имени А.С. Пушкина

(протокол № 6 от 27.03.2007 г.)

 

Рекомендована на заседании кафедры психологии

(протокол № 8 от 26.03.2007 г.)

 

Учебная программа государственного экзамена по психологии: для студ. очн. и заочн. формы обучения психол.-пед. фак. по специализации 1-23010402 «Социальная психология» специальности 1-230104 «Психология» / [сост.: Г.И. Малейчук, Г.В. Лагонда, Е.И. Медведская, Е.В. Романюк, Н.Н. Сачик, С.Л. Ящук, О.А. Пшеничная]; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, Каф. психологии. - Брест: Изд-во БрГУ, 2007. - 21 с.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь», утвержденного приказом министра образования Республики Беларусь № 356 от 27.06.1997 г. В основу издания положены типовые программы учебных дисциплин «Социальная конфликтология»,«Психология рекламы и маркетинга», «Психология управления», «Основы сексологии и сексопатологии», «Психология личности», «Психологический тренинг», «Работа с детьми с девиантным поведением» для гуманитарных вузов.

Предназначена для студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета по специализации «Социальная психология» (1-23010402) специальности «Психология» (1-230104).

 

УДК 159(073)

ББК 88.5

БрГУ имени А.С. Пушкина, 2007

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа предназначена для студентов специальности «Психология», обучающихся по специализации «Социальная психология». Данная программа включает в себя содержание следующих курсов: «Социальная конфликтология», «Психология управления», «Психология рекламы», «Основы сексологии и сексопатологии», «Психология личности», «Психологический тренинг», «Работа с детьми с девиантным поведением».

Содержание программы и вопросов отвечает требованиям государственного образовательного стандарта. Освоение содержания вышеперечисленных дисциплин позволит психологу со специализацией «Социальная психология» успешно работать на различных предприятиях и фирмах, в отделах по подбору, подготовке и переподготовке кадров, в центрах профессиональной ориентации и занятости населения, в средствах массовой информации, рекламных бюро, в организациях и отделах, занимающихся маркетингом, в центрах социальной адаптации и поддержки различных групп населения.

На государственном экзамене студенты должны показать глубокие и прочные знания в области социальной психологии, психологии личности, конфликтологии, психологии управления и рекламы, психологического тренинга.

Выпускники:

- должны знать психологические закономерности управленческой деятельности, теоретические и методологические проблемы психологии рекламы, прикладные вопросы психотехнологии рекламных средств, факторы эффективности управления малой группой, особенности поведения человека в группе, межличностное взаимодействие, статистические и динамические характеристики группы, межличностные отношения, процесс совместной деятельности, принятие решений в группе, позитивные и негативные формы социального поведения;

- должны владеть методами психологического анализа различных форм поведения и деятельности индивидов и группы, методами психологического воздействия, основами психологической экспертизы и консультирования, способами эффективного разрешения межличностных и производственных конфликтов, практическими навыками в сфере современных информационных и коммуникативных технологий, навыками организации и проведения психологических тренингов.

 

СОЦИАЛЬНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Феноменология конфликта.

Понятие «конфликт» в философии, социологии, психологии. Природа и сущность социального конфликта. Виды конфликта. Функции конфликта. Структурные элементы конфликта: стороны, зона разногласий, представления сторон о конфликтной ситуации, мотивы, действия. Энергетика, баланс сил в конфликте. Динамические характеристики конфликта: предконфликтная ситуация, инцидент, эскалация, кульминация, цена завершения конфликта, постконфликтная стадия.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Личность как субъект управления. Различные подходы к вопросу управления (фордизм, менеджеризм). Проблема руководства и лидерства. Сходства и различия между феноменами «руководство», «лидерство». Профессиональная пригодность человека к управленческому труду.

Концепции происхождения личностных качеств руководителя (харизматическая, теория черт, синтетическая). Управленческие роли (главный руководитель, лидер, связующее звено, приемник информации, распределитель информации, предприниматель и др.).

Личность, организация, социальная группа как объекты управления. Мотивация как фактор управления. Процессуальные теории мотивации и их характеристика (теория ожидания, теория справедливости и др.). Содержательные теории мотивации (Маслоу, Герцберг и др.).

Малая социальная группа. Механизмы групповой динамики. Этапы развития группы (Кузьмин, Обозов, Уманский). Организационные изменения, причины их возникновения. Управление изменениями по Э.Грейнеру (этапы; барьеры; типы отношений; причины сопротивлений; преодоление сопротивлений)). Изучение групповой динамики неформальных групп. Причины вступления в неформальные группы и их характеристики.

Общение в практике управления. Общение как форма взаимодействия. Понятие об управленческом общении. Его формы (субординационное, служебно-товарищеское и др.), принципы (создание условий, полномочий и ответственности и др.), уровни (макроуровень, мезоуровень, микроуровень), стадии (ориентировка, привлечение внимания и др.).

Речь как средство управленческого общения. Основы теории аргументации. Социальная перцепция в общении. Трудности и барьеры коммуникации (социальные, перцептивные, психологические и др.).

Контроль и стратегическое планирование как основные функции руководителя. Смысл контроля в организации (способ воздействия, проверка, оценка и др.). Составляющие контроля (установление стандартов; соответствие; внесение корректировок). Виды контроля (предварительный, текущий, заключительный). Характеристики эффективного контроля: поведение людей, стратегический характер и т.п.

Сущность, функции и выгоды стратегического планирования. Этапы выработки решений (постановка проблемы, делегирование полномочий, построение информационной и концептуальной моделей, выявление и оценка альтернатив, принятие решения). Модели поведения руководителя в процессе принятия решений («одномерные» – либерально-попустительский, авторитарный, демократический; «двумерные» Блейка и Муттона и др.).

Психологические закономерности управленческой деятельности. Предмет и объект психологии управления. Содержание понятия «управленческая деятельность». Принципы управления (по Тейлору): разделение труда, вопрос власти, вопросы вознаграждения, ответственность и др.

Характеристика подходов управленческой деятельности (ситуационный, процессный или функциональный). Особенности современного похода к управлению. Психологические закономерности управленческой деятельности: закон неопределенности отклика; закон неадекватности отражения человека человеком; закон неадекватности самооценки; закон расщепления смысла управленческой информации.

Конфликты в организации и способы их разрешения. Феноменология конфликта. Причины возникновения конфликта (распределение ресурсов, различия в целях, в представлениях, ценностях и т.д.). Типы конфликтов: межличностные, межгрупповые, личностно-групповые, внутриличностные. Виды конфликтов в организациях: конфликт ценностей, интересов, ресурсов, правил взаимодействия и др. Последствия конфликта: функциональные и дисфункциональные. Способы эффективного разрешения (разъяснение требований к работе, интеграционные требования и др.). Личностные способы разрешения конфликтов и возможности их использования. Задачи и роль психолога в разрешении конфликтов.

Имидж. Принципы создания, формула воздействия.

Имидж и его составляющие. Имидж организации. Принципы формирования имиджа: повторения, непрерывного усиления воздействия, принцип «двойного вызова». Воздействие имиджа по формуле AIDA (привлечение внимания, побуждение интереса, к имиджу, возбуждение потребности к действию, побуждение к совершению действия). Построение имиджа участников процесса. Схема построения: сообщение о себе – когнитивная карта, развлечение, связь информации с опытом и др. Интегральный портрет современного менеджера.

 

 

Детерминанты пола.

Соотношение понятий «пол» и «гендер». Физикальные детерминанты (генетический пол, гормональный пол, гонадный пол, гаметный пол, морфологический пол). Социально-психологические детерминанты (половое самосознание, полоролевое поведение, психосексуальная направленность). Девиации в развитии пола. Правовые аспекты работы с пациентами с синдромом отвергания пола.

Генезис сексуальности

Общее представление о норме сексуального развития. Периодизации сексуального развития человека. Период формирования полового самосознания. Период формирования полоролевого поведения. Источники гендерно-ролевой социализации. Период формирования психосексуальной направленности. Либидо и стадии его развития

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Ведущий тренинговой группы.

Требования к личностным и профессиональным качествам ведущего группы. Кодекс фасилитатора. Этические требования к руководителю группы (К.Роджерс). Основные роли ведущего группы: И.Ялом (технический эксперт, эталонный участник); С.Кратохвил (активный руководитель, аналитик, комментатор, посредник, член группы). Стили руководства группой (авторитарный, демократический, попустительский). Преимущества и недостатки каждого из стилей. Подготовка ведущих тренинговых групп.

Групповая дискуссия как метод тренинговой работы.
Понятие "групповая дискуссия". Цели дискуссии. Классификация групповой дискуссии по уровню организации (структурированная, неструктурированная), по содержанию (тематическая, биографическая, интеракционная). Способы активизации групповой дискуссии: высказывание по кругу, метод эстафеты, высказывание за определенный промежуток времени. Невербальные способы управления дискуссией: передача слова, сохранение слова за собой, запрос на высказывание, отказ в предоставлении слова.

 

Содержание понятия «девиантное поведение».

Современное состояние проблемы девиантного поведения. Понятие «трудновоспитуемости». Типы девиаций. Классификация поведенческих девиаций по Ю.А. Клейбергу. Понятие «девиантного поведения» в различных науках. Его соотношение с нормой. Подростковый возраст как сензитивный для возникновения девиаций. Основные концепции девиаций.

Виды девиантного поведения.

Проституция. Формы девиантного сексуального поведения. Бродяжничество. Правонарушения. Агрессивное поведение. Особенности криминальных групп несовершеннолетних. Криминальная субкультура. Татуировки в криминальной среде несовершеннолетних. Особенности профилактики детей с различными видами девиантного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аверин, В.А. Психология личности: Учебное пособие / В.А. Аверин. – Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.

2. Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком: Причины. Последствия. Помощь / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. – Москва: Генезис, 2005. – 256 с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – Москва: Смысл, 2001. – 422 с.

4. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2001. – 464 с.

5. Бандурко, А.М. Психология управления / А.М. Бандурко. – Москва, 1990. – 284 с.

6. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – Санкт-Петербург: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2001. – 318 с.

7. Булюбаш, И.Д. Руководство по гештальт-терапии / И.Д. Булюбаш. – Москва, 2004. – 274 с.

8. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: Учебное пособие / Н.Ф. Вишнякова. – Минск: Университетское, 2002. – 246 с.

9. Верду, К. Энциклопедия сексуальной жизни для детей, подростков и взрослых: в 3 т. / К. Верду, Ж. Коэн, Ж. Кан-Натан, Ж. Торджман. – Москва: Дом, 1994. – Т. 1-3.

10. Волков, Б.С. Конфликтология: Учебн. пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – Москва: Академический Проект, 2006. – 384 с.

11. Гапова, Е.И. Антология гендерной теории / Е.И. Гапова, А.Р. Усманова; под общ. ред. Е.И. Гаповой. – Минск: Пропилеи, 2000. – 383 с.

12. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: Учеб. метод. пособие для вузов. / А.В. Гоголева. – Москва: Модэк, 2003. – 240 с.

13. Гоголева, А.В. Беспризорность: Социально-психологические и педагогические аспекты. / А.В. Гоголева. – Москва: МПСИ, 2004. – 464 с.

14. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – Санкт- Петербург: Питер, 2005. – 464 с.

15. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев. – Псков: Изд-во Псковск. обл. ин-та усоверш. учит., 1994. – 280 с.

16. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 486 с.

17. Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. – Москва: «Медицина», 1989. – 317 с.

18. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 336 с.

19. Лебедев-Любимов, А. Психология рекламы / А. Лебедев-Любимов. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 368 с.

20. Лебедева, Н.М. Путешествие в гештальт: теория и практика / Н.М. Лебедева, Е.Л. Иванова. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 560 с.

21. Лейнер, Х. Кататимное переживание образов / Х. Лейнер. – Москва: Эйдос, 1996. – 417 с.

22. Мескон, М. Основы менеджмента / Москва: Мескон. – Москва: Дело. 1997. – 704 с.

23. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы: Учеб.пособие / Р.И. Мокшанцев. – Москва: ИНФРА-М, Новосибирск, 2001. – 229 с.

24. Обухов Я.Л. Символдрама: Введение в основную ступень / Я.Л. Обухов. – Ростов на Дону: Мини-Тайп ООО, 2005. – 120 с.

25. Панкратов, В.Н. Психотехнология управления людьми / В.Н. Панкратов. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 336 с.

26. Панкратов, Ф.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.Г. Панкратов. – Москва: «Маркетинг», 2000. – 362 с.

27. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие / В.Э. Пахальян. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 223 с.

28. Потеряхин, А.Л. Психология управления / А.Л. Потеряхин. – Киев: ВИРА-Р, 1999. – 381 с.

29. Рубин, Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение / Дж. Рубин, Д. Пруйт, Ким Хе Сунг. - Санкт-Петербург, Еврознак, 2001. – 352 с.

30. Руководство по сексологии / С.С. Либих [и др.]; под общ. ред. С.С. Либиха. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 475 с.

31. Сартан, Г.Н. Новые технологии управления персоналом / Г.Н. Сартан. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 273 с.

32. Степанов В. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей / В. Степанов. Москва: Академия,1996. – 293 с.
33. Соколов, С.В. Социальная конфликтология. Учеб. пособие / С.В. Соколов. Москва: ЮНИТИ, 2002. - 327 с.

34. Хьелл, Л. Теории личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 637 с.

35. Фопель, К. Технология ведения тренинга: Теория и практика / К. Фопель. Москва: Генезис, 2005. – 267 с.

36. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения / И. А. Фурманов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 351 с.

Кафедра психологии

Ректор БрГУ

имени А.С. Пушкина М.Э. Чесновский

«___»__________________ 2007 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 1-23 01 04 02

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-23 01 04 ПСИХОЛОГИЯ

для студентов очной и заочной форм обучения

психолого-педагогического факультета

 

Брест 2007

УДК 159(073)

ББК 88.5

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом

учреждения образования

«Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»

Составители:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.058 с.)