Особые феномены в пиктограмме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особые феномены в пиктограмме.



Понятие «особые феномены» сложилось в литературе, посвященной тесту Роршаха. Под этим названием описываются разнообразные, подчас довольно тонкие и недоступные для поверхностного наблюдения особенности выполнения метода, в том числе высказываний испытуемого, способы формирования ответа, эмоциональные и другие поведенческие реакции — все то, что остается за пределами формализованной оценки ответов, анализа основных количественных взаимоотношений.

Вместе с тем именно особые феномены несут значимую информацию о личностных особенностях испытуемого (М. Lооsli-Usteri, 1957; Е. Воchum, 1967).

Как отмечает Л. Ф. Бурлачук (1979), особые феномены имеют большое значение при исследовании личности.

Особенно важно учитывать эти данные при исследовании психически больных.

При изучении пиктограммы можно выделить большую группу подобных неформализуемых факторов анализа, как общих для пиктограммы и теста Роршаха, так и специфичных для данного метода исследования. Эти факторы по аналогии с тестом Роршаха обозначаются нами как особые феномены (Б. Г. Херсонский, 1980, 1981).

Неформализуемые типы образов.

Ассоциации по созвучию. Выбранный образ помогает запомнить не смысл, а звучание понятия. Примеры подобных образов многочисленны: автомобиль «Победа», электропила «Дружба», головка лука на понятие «разлука», веревка на понятие «развитие» и т. д. Более сложны и реже встречаются образы-ребусы, где название слова «составляется» из первых букв изображенных предметов. Еще реже встречаются образы, где имеет значение лишь число рисунков, равное числу букв в предложенном понятии.

Множественный выбор. В данном случае для запоминания понятия рисуется не один предмет, а несколько, при этом данные предметы не объединеныв единую композицию. Обычный ход рассуждений таков: «Данное слово можно запомнить, нарисовав то-то, либо то-то, либо...» Данный феномен не является редкостью. Мы подвергали формализованной оценке, лишь первый образ, параллельно отмечался множественный выбор.

Выхолощенная символика. Ряд испытуемых выбирают на предложенные понятия произвольные значки, никак не объясняя свой выбор («просто так, абстрактно», «просто значок»). Ввиду полного отсутствия смысловой и эмоциональной значимости выбранного значка испытуемые не могли тотчас после окончания исследования вспомнить соответствующее понятие. Особенностью данного феномена является то, что при ретестировании большинство испытуемых легко отказывается от выхолощенного выбора, заменяя его адекватным. Исключение составляют испытуемые с интеллектуальным снижением и обострением шизофренического процесса.

Недифференцируемые изображения. Испытуемый не в состоянии объяснить, что же именно он хотел нарисовать, по характеру рисунка понять его сюжет совершенно невозможно. От выхолощенной символики данный феномен отличается тем, что рисунки не являются каким-либо геометрическим значком — это крайне неудачная попытка изобразить что-либо конкретное. Сходны с данной категорией образы, которые могут быть идентифицированы, но рисуются лишь потому, что данный рисунок — единственный, доступный для графического выполнения.

Отказы, «шоковые» реакции.

Начальный отказ. Под этим понимается отказ от обследования тотчас после предъявления инструкции. Чаше всего предлогом для начального отказа служит неумение рисовать. Повторное разъяснение инструкции, подчеркивание того, что качество рисунка значения не имеет, в большинстве случаев приводит к тому, что испытуемый все же выполняет задание.

Отсроченный отказ. Отказ от дальнейшего исследования, возникший после того, как испытуемый столкнулся с трудностями интеллектуального либо эмоционального порядка.

Отказ от выбора. Испытуемый отказывается выбрать образ именно на данное понятие, соглашаясь продолжать исследование. Отказ тотчас после предъявления понятий чаще имеет эмоциональную природу, иногда после паузы испытуемый все же делает соответствующий рисунок. Отказ после длительного размышления чаще свидетельствует об интеллектуальных затруднениях. Так называемые парадоксальные отказы на «легкие» понятия (типа «вкусный ужин») свидетельствуют о том, что испытуемый занимает настороженную позицию и соотносит понятие со своим индивидуальным опытом.

Отказ от разъяснения. Испытуемый отказывается мотивировать свой выбор чаще всего под предлогом того, что сам по себе выбор не должен интересовать экспериментатора, что сопровождается ссылкой на инструкцию. Иногда испытуемые закрывают рисунок от экспериментатора.

«Шоковые» реакции возникают у испытуемых в ответ на понятия, имеющие эмоциональную значимость, как положительную, так и отрицательную. Подобные реакции типичны для всех методик, направленных на изучение ассоциативного, процесса и являются проявлением «парализующего» влияния аффекта на интеллектуальные процессы. В пиктограмме «шоковые» реакции проявляются в соответствующих репликах («я не маленький ребенок», «трудное слово» и т. п.), удлинении латентного времени, изменении характера выбранного образа (в сравнении с другими образами в данном протоколе), некоторых графических особенностях — более тщательная проработка рисунка, сильный нажим, относительное уменьшение размеров рисунка. Крайним проявлением «шоковой» реакции может быть отказ от выбора, который при сильном аффекте иногда перерастает в отсроченный отказ от исследования.

Употребление буквенных и словесных обозначений.]

Употребление букв в пиктограмме запрещается инструкцией. Появление буквенных обозначений — чаще результат сознательного игнорирования требований инструкции, что иногда сочетается с общей негативной установкой в отношении исследования. Выделяются три основные формы употребления букв в пиктограмме.

Включение надписи в рисунок. Чаще всего надпись включается в рисунок «органично»: можно привести в пример изображение транспаранта с надписью «1 Мая» на понятие «веселый праздник», книгу с над­писью «Конституция» на понятие «справедливость» и т. п. Включение буквы в рисунок может иметь иной характер — буква пишется как можно незаметнее, «маскируясь» в деталях сценоподобного образа.

Замещение рисунка надписью. Вместо рисунка ис­пытуемый делает надпись, например «Ура!» на понятие «победа», либо ограничивается тем, что пишет первую букву запоминаемого понятия, либо производит более сложные сокращения типа — буквы СМНН на понятие «сомнение», иногда употребляется надпись на иностранном языке («То bе оr поt tо bе» на понятие «сомнение»).

Замещение рисунка надписью с вторичным искажением с целью скрыть употребление букв. Записав букву или слово, испытуемый частично заштриховывает их, дорисовывает какие-либо детали, пытаясь «скрыть» от экспериментатора буквенный характер изображения. Эти попытки совершенно несостоятельны и носят нелепый, вычурный характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.005 с.)