Социально-экономическое и политическое положение Российской империи в конце XIX в. Контрреформы Александра III. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое и политическое положение Российской империи в конце XIX в. Контрреформы Александра III.



Александр III был, как и его дед, Николай I типичным солдафоном, законченным консерватором и ретроградом. Он придерживался жесткого политического курса и сохранения в России неограниченной власти монарха. При нем в Империи вновь начался период реакции и политических контрреформ. Новый монарх свернул все мероприятия отца, все общество было поставлено под жесткий контроль полиции. Новый император Александр III 8 марта 1881 года провел заседание Совета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова. На заседании с резкой критикой «конституции» выступили обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и глава Государственного Совета С.Г. Строганов. Вскоре последовала отставка Лорис-Меликова. В мае 1883 г. Александр III провозгласил курс, названный в исто­рико-материалистической литературе «контр­реформами», а в либерально-истори­ческой — «корректировкой реформ». Он выразился в следующем.

В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказ­чики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 г. было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882—1884 гг. были за­крыты многие издания, упразднена автономия университетов. Начальные школы передавались церковному ведомству — Синоду.

 

Р Е В О Л Ю Ц И О Н Н ОЕ Д В И Ж Е Н И Е П Р И А Л Е К С А Н Д Р Е III:

Н Е Л Е Г А Л Ь Н Ы Е П О Л И Т И Ч Е С К И Е П А Р Т И И:

  1. « Освобождение труда» - Плеханов Г.В., Аксельрод П.Б., Дейч Л.Г., Засулич В.И., Игранов В.И.
  2. «Партия русских социал-демократов» - Благоев Д.Н.
  3. «Товарищество санкт – петербургских мастеровых» - Точисский П.В.
  4. «Социал-демократическое общество» - Бруснев М.И.

Р А Б О Ч И Е Д В И Ж Е Н И Я:

1. 1885г. – стачка на Никольской мануфактуре Морозова (Орехово-Зуево). Приняли участие 8 тыс рабочих.

2. Забастовки на предприятиях Московской и Владимирской губерниях, предприятиях Петербурга и Донбасса.

В этих мероприятиях проявилась идея «официальной народности» времен Николая I — лозунг «Православие. Самодержавие. Дух смирения» был созвучен лозунгам ушедшей эпохи. Новые официальные идеологи К.П. Победоно­сцев (обер-прокурор Синода), М.Н. Катков (редактор «Московских ведомостей»), князь В. Мещерский (издатель газеты «Гражданин») опустили в старой формуле «Православие, самодержавие и народ» слово «народ» как «опасное»; они проповедовали смирение его духа перед самодержавием и церковью. На практике новая политика вылилась в попытку укрепления государства путем опоры на традиционно верное престолу дворянское сословие. Административные меры подкреплялись экономической поддержкой помещичьих хозяйств.

Государство брало на себя инициативу в развитии промышленности, перенося опробованные в других стран, формы организации хозяйственной жизни на российскую почву. Все внимание, средства и ресурсы концентрировались для решения экономических задач. Государство, не выступая прямым проводником бур­жуазных интересов, тем не менее «открывало шлюзы» для ускоренного развития капиталистических отношений. Правительство стремилось к форсированной индустриа­лизации страны, но обеспечить ее успешный ход только централизованными методами было чрезвычайно слож­но. В ряде отраслей эти методы давали неплохой резуль­тат (военная промышленность, железнодорожный и вод­ный транспорт и некоторые другие), но во многих сферах экономики развитие не могло быть динамичным без ис­пользования частной инициативы. Пропорция между централизмом в управлении экономикой и частным предпринимательством разным представителям руководящего слоя государства виделась по-разному. К.П. Победоносцев, В.К. Плеве и другие, утверждая мысль о бесперспективности капитализма в России, считали, что он «впишется» в систему традиционных духовных ценностей русского народа. Традиции русской жизни, в течение веке формировавшиеся под влиянием православия, отторгал стяжательство, индивидуализм, «голый» практически расчет. Протестантская этика, провозглашавшая богатство и удачу критериями истинности, была чужда для православных. Плеве утверждал: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй».

Крупных войн при Александре III Россия вести не будет. Он не никогда не спешил принимать участие в крупных, международных переговорах, ему казалось, что он выше всей Европы. Своим придворным император так и отвечал: «Европа может и подождать, пока русский царь ловит рыбу».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.84.65.73 (0.066 с.)